Подготовительная работа учителя по введению ФГОС на уроках технологии»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Доклад на тему: «Подготовительная работа учителя по введению ФГОС на уроках технологии»


Учитель технологии: Мельник Т.Н























2015г.

Начало XXI века - это время изменений охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения - новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков и вводит новые формулировки стандарта, указывающие на реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения. Универсальные учебные действия - представляют собой совокупность различных способов действий обучающихся, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

На протяжении нескольких лет веду подготовку введения ФГОС в среднем звене. Прорабатываю и изучают приказы, инструкции и постановления, отражающие требования ведения ФГОС. Фонд школьной библиотеки полностью укомплектован учебниками с 1-7 классы по программе ФГОС, Стандартами второго поколения, Примерными программами по учебным предметам. Техническое оснащение классов соответствует стандартам по ведению предметов ФГОС.

На своих уроках апробируют различные элементы уроков соответствующих стандартам второго поколения, разрабатывают технологические карты уроков как по разделам, так и по отдельным темам. На основе данной работы при использовании инновационных технологий подготовила рабочие программы на 2014-15 учебный год в соответствии с ФГОС.

У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности и формировании универсально учебных действий. Для реализации ФГОС по предмету технология первым шагом в методическом решении данной задачи является поэтапное введение основных элементов по данной системе. Современный учитель технологии не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования - это понятие, аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в освоении образовательных программ. И только новые инновационные подходы и методы помогают решить все проблемы процесса обучения современного школьника и поэтапного перехода на новые стандарты и формированию УУД: личностных, предметных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Учителя технологии не должны ждать того момента, когда к ним придут дети с начального звена, обучающиеся по программе ФГОС, а уже сейчас им необходимо апробировать элементы данной программы. Необходимо «набивать руку», искать недочеты, ошибки и сразу исправлять их, набираться опыта, и только тогда можно во всеоружии встретить своих будущих учеников. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника, поколение творцов, умеющих превращать свои мечты в реальность, преумножая славу государства Российского. А самое главное поколение, умеющих быть счастливыми, трудолюбивыми, практичными, успешными. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов и задач, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. И задача учителя « Технологии» - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Остановлюсь на тех методах, которые использую в своей практике. Эти методы позволяют внедрять и опробовать элементы ФГОС на уроках технологии и формировать УУД у обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии - это совокупность методов, позволяющих равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. На начальном этапе работы (5класс) можно предлагать, рассматривать вариативность выполнения разделов проекта вместе с обучающимися, оставляя за ними право выбора окончательного варианта. В дальнейшем выбор темы, разработку и процесс выполнения работы, обучающийся должен выполнять самостоятельно. Преимущества метода проектов: системное закрепление знаний по другим учебным предметам, часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам. Развитие и формирование УУД, планирование, исследования и систематизация полученных данных. Развитие социальных и физических умений и навыков, уверенность в своих силах.

Метод метапредметных связей позволяет включить в работу учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума. Используя интегрированный подход в обучении, удается показать интеграцию образовательной области "технология" с взаимно удалёнными предметными областями, такими как: математика, физика, химия, биология, история, экономика. Физические и химические свойства тканей, исторические справки о производственной и бытовой одежде, влияние экологических факторов на человека, расчёт себестоимости изготавливаемого изделия, виды брожения в кулинарии многое другое - всё это рассматривается на уроках технологии. Данный метод очень хорошо помогает заинтересовать в различных темах курса и мальчиков и девочек.

Исследовательский метод является первым этапом настоящего исследования, объектом которого является образовательный процесс. Обучающиеся сами выбирают темы исследовательских работ, разрабатывают алгоритм исследований, распределяют этапы работ, делают буклеты, выпускают памятки по темам исследовательских работ, таких как: «Влияние фастфуда на организм подростка»,

« Породы древесины, их свойства и применение», «Народное творчество Брянского края», «Профессии- «пенсионеры», « Ткачество и виды ткацких станков». Убеждена, что исследовательская работа позволяет раскрыть огромный творческий потенциал обучающихся. Народные обряды и традиции, одежда, национальные мотивы в рукоделии - всё это предполагаемые темы исследовательских работ на уроках технологии.

Метод модульных технологий. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все, то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте).

Дифференцированный метод обучения - метод, позволяющий учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей. Каждый новый класс дает возможность столкнуться с новыми вариантами и способами подхода к тому или иному ребенку. Все мы прекрасно понимаем, что ребенок в одном классе раскрывается, а в другом не может себя проявить и показать все свои способности. Наша задача найти в нем именно те знания и умения, которыми обучающийся может блеснуть перед своими сверстниками, тем самым повысить свою самооценку.

Личностно - ориентированный метод - это прежде всего метод сотрудничества учитель-ученик, ученик-родитель, ученик -одноклассник, он ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечивает комфорт, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализует ее природный потенциал. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Этот метод является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Учитель и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. "Технология"- практико - ориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения. В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников в различных сферах общественного производства. Лекционно - семинарский метод в преподавании - это новый метод общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам, этот метод позволяет обучающимся самоутвердиться. А

самоутверждение - это путь к правильному выбору своей профессии.

Все перечисленные и применяемые методы на уроках технологии способствуют развитию у обучающихся универсальных учебных действий. А развитие УУД является основополагающим принципом в ФГОС.

Новые ФГОС требуют от современного учителя воспитания личности нового типа, а именно: творческой, социально-активной, толерантной, самостоятельной и мотивированной к трудовой деятельности. Такую личность можно воспитать, если в полной мере раскрыть её яркие природные задатки и склонности, помочь определиться с потребностями и целями в жизни. Именно учителю технологии, использующему перечисленные выше методы, представляется широкое поле для деятельности по развитию современной личности.






ЛИТЕРАТУРА

1. Закон об образовании.

2. Сборник нормативных документов. Технология. Москва,

ООО «Дрофа» 2013г.

3. Научно-методический журнал «Школа и производство». 2009-14г.г.

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос», eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», е-mail:[email protected].

5. Б. Андюхов, Б. Кейс «Современные образовательные технологии»//Директор школы.- 2010.-№4.

6. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/


© 2010-2022