Познавательная игра – викторина «Предание старины далекой»

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Познавательная

игра - викторина



«Предание старины далекой».


Подготовила:

учитель технологии

Рудая Тамара Александровна
















с. Троицк, 2014 год.

Слайд № 1

Слайд №2 Эпиграф: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего»

Тема мероприятия: «Предание старины далекой»

Цель мероприятия: - Познакомить учащихся с историей народного костюма, отделок и украшений.

- Способствовать возрождению утерянных традиций русской культуры.

- Стимулировать интерес к истории и традициям русского костюма и его отделкам.

Межпредметная связь: история, русский язык

Оборудование: проектор, экран.

Подготовка к уроку: опережающие задания учащимся в виде сообщений, изготовление деталей гайтана для практической работы, задания для технологии изготовления русской льняной рубашки.

Оформление кабинета: манекен с надетым на него женским нарядным костюмом с поясом, русские народные вышивки.

Структура мероприятия:

1) Приветствие команд

2) Объявление состава жюри

3) Путешествие по станциям

4) Подведение итогов

5) Награждение команд

Ход мероприятия:

I Организационный этап:

Приветствие.

Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

Слайд № 3 Стих (играет русская народная музыка)

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства -
И сошью я такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота!

Сейчас мы проведём увлекательную экскурсию в прошлые века и поговорим о традициях русской одежды.

Из истории:

Слайд № 4 Русский народный костюм - явление уникальное в истории мировой культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной многовариативности, не имеющей аналогов в мире. Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию таких факторов, как географическая среда, соседство славянских и неславянских народов, социально - экономические условия, традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты. Постепенно выделились три основных типа костюма: Слайд №5 с поневой, в древности понева представляла собой несшитые куски шерстяной ткани, закрепленные на талии поясом, Слайд №6 с сарафаном. Сарафан появился позже поневы. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафанам (род платья без рукавов). Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Слайд № 7 С юбкой, факт появления в южнорусском костюме юбочного комплекса исследователи связывают с переселением в южные края служилого сословия с польско- литовских рубежей и датируется XVII веком.

Слайд № 8 Главным элементом одежды считалась рубаха. С ней связано множество обрядов и поверий. Украшения рубахи было делом важным и ответственным, ибо выполняло оберегающую функцию.

Слайд № 9 Множество обрядов и обычаев, связанных с поясом, Пояс сопровождал людей от рождения до смерти, считаясь сильным оберегом. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным).

Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: "Дарю в день ангела", "Спаси Бог" и т. п. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался защитником от нечистой силы.

Слайд № 10 Следующий элемент, имеющий ярко выраженную обереговую функцию это головной убор. Голова является центром мысли, а значит, нуждается в надежной защите. Головной убор нёс идею неба, изображение солнца, мирового древа, устремляющегося в небо, изображения птиц. Сами названия женских головных уборов являются "птичьими": "кокошник" (от "кокошь" - петух, курица), "кика", "кичка" (утка), "сорока" и т. п. Часто головные венчики, окружающие голову, рассматриваются, как символ горизонта, круговой линии соприкосновения неба с землей.

Слайд № 11 Украшения шеи, горла и груди женщины были необходимым дополнением к заклинательной орнаментике головного убора и всей одежды в целом.

Мальчик в русском народном костюме зачитывает указ

Слайд № 12


Познавательная игра – викторина «Предание старины далекой».




Итак, мы начинаем наше путешествие по ям

Слайд №13 По толковому словарю В.И. Даля:

Ямъ - селенье, коего крестьяне отправляютъ на мъстъ почтовую гоньбу, гдъ стань, сиб станконъ.

Слайд №14 По новому толковому словарю русского языка:

Ям - 1) Почтовая станция, где проезжающие меняли почтовых лошадей (В Российском государстве XIII - XVII в).

2) Поселок, где имелась такая станция.

Слайд №15 Ям "Разминка".

Ведущий: Много дел и забот было в крестьянском хозяйстве. Одни приходились на лето, другие - на зиму; одни были заботой мужской, другие - женской. Начнем нашу игру с определения тех дел, которые традиционно считались женскими.

Команды по очереди, не повторяясь, перечисляют те виды работ, которые они считают традиционно женскими.

За каждый правильный ответ - дается монета, выпушенная в честь 1020-летия крещения Руси

Познавательная игра – викторина «Предание старины далекой».


Варианты ответов: огородничество, вышивка, заготовка воды, сбор грибов и ягод, жатва, прядение, приготовление пищи, ткачество, рубка и квашение капусты, шитье, уход за скотом, воспитание детей, уборка в доме, растопка печи, выпечка хлеба, стирка, вязание и прочие рукоделия.

Слайд №16 Ям "Льняная рубашка".

Ведущий: Во времена, когда все в доме делалось своими руками, первейшей обязанностью женщины было шить одежду для всех членов семьи. Но шитье начиналось не с раскроя ткани, как сейчас, а с выращивания льна, конопли и других волокнистых растений. Почему? Ответ на этот вопрос и дадут команды.

Команды получают письма, на которых написаны этапы изготовления русской льняной рубашки. Задача - составить цепочку технологии изготовления русской льняной рубашки.

За каждое верно поставленное звено - одна монета.

Слайд №17 Правильный вариант цепочки:

  1. Посев льна;

  2. Прополка льна;

  3. Дерганье льна с корнем;

  4. Отделение коробочек с семенами;

  5. Вымачивание льна;

  6. Сушка льна;

  7. Мятие льна;

  8. Трепка льна;

  9. Чесание льна;

  10. Прядение кудели в нитку;

  11. Ткание на кроснах;

  12. Выбеливание полотна;

  13. Кройка рубашки;

  14. Шитье рубашки;

  15. Вышивание оберегов на рубашке.

Слайд №18 Ям тупик «Пословица и пантомима»

Каждой команде необходимо изобразить пантомимой предложенную пословицу.

  • Кончил дело, гуляй смело.

  • Кто не работает, тот не ест.

Слайд №19 Ям «Историческая»

Функции народного костюма.

Задавшись целью рассмотреть ту одежду, что носили на Ру­си, мы, прежде всего, должны определить, какую функцию она выполняла.

Ответ, казалось бы, очевиден: одежда защищает от холода, украшает. Это - взгляд современного человека. Но когда мы углубляемся в изучение костюма исторического, перед нами пред­стает целая система знаков, которые были хорошо знакомы лю­дям далекой эпохи.

Ведь тогда человеку требовалось сказать своим обликом ми­ру значительно больше, чем человеку сейчас. Больше потому, что наш далекий предок общался не только с людьми, но и с бо­гами, духами, предками, природой.

Итак, костюм выполнял следующие функции:

Слайд №20 • Религиозно-магическую. Он через детали, орнамент свя­зывал человека и его род путем этических обязательств с выс­шими силами мироздания. Отдельные детали костюма в пред­ставлении людей обладали магической силой, с помощью кото­рой они оказывали воздействие на предметы и явления внешнего мира - способствовали исцелению от недуга, преум­ножению богатства и т. д.

Например, самой первой пеленкой для новорожденного ча­ще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). И в дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. И дело здесь не в бедности или скупости. Просто считалось, что ребе­нок еще не окреп как телом, так и душой - пусть же родитель­ская одежда его защитит, убережет от порчи, сглаза, недоброго колдовства.

Матери, как правило, всегда старались украсить детскую одежду вышивкой на вороте, рукавах и подоле рубашки. Счита­лось, что вышивка обладала оберегающим свойством.

Или возьмем для примера такой распространенный вид оде­жды, как рубаха. Прилегавшая к телу, она шилась с бесконеч­ными магическими предосторожностями. Ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду. Рубаху также украшали обе­регом-вышивкой.

Слайд №21 • Социальную. Каждый человек считал, что ему от рождения предопределено его земное предназначение. Собственное место в мире священно, и человек с честью и достоинством подчерки­ вал своим внешним видом то, как он добывает свой хлеб. Кре­стьянин носил свои праздничные рубахи с не меньшей гордо­стью, чем представители других сословий. Такое наглядное представление о занятии и статусе человека облегчало взаимо­действие между людьми. Изменение по собственному желанию платья считалось обманом людей и Бога, то есть грехом.

  • Слайд №22 Эстетическую. Понимание красоты одежды в далекие времена отличалось от современного. Тогда ее определяли не яркость и богатство отделки, не фантазия в покрое, не дорого­визна ткани, а соответствие религиозному и общественному идеалу. То есть можно было найти красоту и в грубой рубахе пахаря, и в доспехах воина, и в ризах священника.

  • Слайд №23 Мемориальную. Язык костюма был обращен к традиции поминания предков. Почитание предков - следование его запо­ведям, жизненной и бытовой практике, сохранение традиций.

Сейчас мы говорим, что за нами века истории и поколения. Мы мыслим себя впереди этого процесса. В прошлом было не так. Предок - тот, кто перед тобой, кто определяет своим опы­том весь строй твоего поведения, духовного и хозяйственного уклада. Таким образом, задачей каждого человека становилась необходимость сохранять предначертания отцов и детей.

Слайд № 24 • Утилитарную (практическую). Одежда защищала не только от холода, снега, дождя, но и отражала деятельность лю­дей - например, рыболова, охотника.

Или вспомнить исторические факты IX - начала XII века. Во времена Киевской Руси каждый человек был вынужден защи­щать свой дом от врагов - от чужого воинства, от княжеской дружины, злоупотреблявшей властью. Это значит, что воином был каждый мужчина, а срок мужания наступал рано. В 7 лет княжича сажали на коня. В 13-14 лет юноши уже могли стоять в ополчении, владеть оружием. Поэтому костюм представлял со­бой и военные доспехи - защищая и реально, с помощью материалов и приспособлений, и символически, через символику кроя, орнамента, через обереги, магию меха, когтей и зубов жи­вотных.

Все это имело силу и в охотничьем деле, ведь каждый являл­ся и добытчиком-охотником, рыболовом (а ремесло это было небезопасным). В практике хозяйствования человек исследовал мир природы, учился брать с пользой ее дары, но и не забывал отдать ей долг в обряде, жертве, молитве.

Слайд №25 • Индивидуальную. Одежда выражала личные вкусы, при­вычки, но не была значимой для людей далекого прошлого. Ведь, живя в коллективе (общине, роду или племени), человек в своем облике стремился слиться с такими же, как он. В таком единстве он чувствовал себя сильнее, прочнее связанным с эти миром, а стать «не от мира сего» было не в его интересах, к то­му же небезопасно. Так как весь быт подчинялся различным ри­туалам, то человек не мог развить в себе индивидуальный стиль поведения. Скорее всего, индивидуальная функция одежды вы­ражалась в другом - ярче, длиннее (короче), больше ожерелий, лишняя рубаха или кафтан и т. д. В таком поведении уже наме­чалась некоторая демонстративность, но опять-таки в рамках принятого.

Слайд №26 Ям «Рукодельная» (играет русская народная музыка)

В глазах наших предков женщина была земным священным существом, в тело которого входит священ­ный дух предков, чтобы вновь воплотиться через ребенка. Поэтому женщину сознательно стремились сохранить, сберечь от всякого посягательства на ее духовную и физическую красоту. Так же, с древних времен, человек стремился защитить ранимые части тела. Поэтому люди придумали обереги. У женщин оберегами были бусы, серьги, кольца, браслеты. Одним из видов обе­регов были украшения из «кустов», расположенных на длинном шнуре («грибатка», «гарус», «хрёст») были принадлежностью не только женского, но и мужского наряда, как правило, свадебного. Мужские грибатки были скромнее, часто с двумя «кустами» на концах. В женских «кустов» было больше (обычно шесть), вни­зу они соединялись тоненьким шнурком, на который вешали образок или крест, однако грибатка могла завершаться одним сердце­видным или полукруглым «кустом», а иногда и кисточкой. Шнуры для грибаток «дергали» руками или ткали на до­щечках, вплетая в черный бисер и стеклярус. Иногда шну­ры дополнительно расшивались блестками и бусами. Шнур мог представлять собой и само­стоятельное украшение без «кустов», в таких случаях на него вешали крест или икон­ку. Чаще всего он назывался «гайтан», однако встречались и такие названия, как «грибат­ка» и «гарус». Аналогичные украшения использовались в качестве наспинных и да­же поясных.

У нас есть русский народный костюм, но у него не хватает украшения. Сейчас мы это исправим. Мы сейчас выполним гайтан к женскому костюму.

Дети выполняют «кусты» гайтана, наклеивая на них поейтки по рисунку, а потом прикрепляют их на тесьму. Получается законченное украшение.

Слайд №27 Ям «Блиц - турнир»

Блиц означает быстрый. Вы должны ответить на поставленные вопросы, и победит та команда, которая быстрее ответить на них.

  1. Наука, рассказывающая нам о том, как жили и одевались люди в далеком прошлом. (Археология)

  2. Человек, который жил в далекие времена. (Пре­док)

  3. Одежда, которую носили мужчины и женщины, а также дети. (Рубаха)

  4. Главный элемент одежды для любого человека на протяжении всей жизни. (Пояс)

  5. К какому виду относится зипун? (Верхняя мужская одежда)

  6. Кто носил поневу? (Женщины)

  7. Кто носил венец? (Девушка)

  8. Кто носил сороку? (Женщины)

Слайд №28 Ям «Девица аль женщина»

На столах стоят куклы в русских народных костюмах определить, где женщина, а где девушка и сказать какие отличия (3 минуты)

III Подведение итогов

Посчитать у кого больше монет.

Слайд №29 Колдовская сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

IV Награждения команд

Вручения грамот

Познавательная игра – викторина «Предание старины далекой».

Познавательная игра – викторина «Предание старины далекой».

Познавательная игра – викторина «Предание старины далекой».






Познавательная игра – викторина «Предание старины далекой».

Познавательная игра – викторина «Предание старины далекой».











Познавательная игра – викторина «Предание старины далекой».











Познавательная игра – викторина «Предание старины далекой».
























Познавательная игра – викторина «Предание старины далекой».











© 2010-2022