• Преподавателю
  • Технология
  • Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу Проектная деятельность в 5–8-х классах ОО Технология

Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу Проектная деятельность в 5–8-х классах ОО Технология

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по организации

образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность"

в 5-8-х классах ОО "Технология"



Пояснительная записка

В результате научно-технической революции второй половины XX века наибольшее значение в развитии общества приобретает человеческий фактор. В первую очередь требуются творческие и самостоятельные, ответственные и предприимчивые работники, способные к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому изменяется роль образования.

Современное образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей правильного выбора ими жизненного пути.

Общеобразовательная школа сегодня призвана создать условия для развития способностей и познавательных интересов учащихся, умений и навыков самообразования, способствовать их профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

В современном понимании технология - это область знаний, методов и средств деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей. Такая деятельность включает преобразование материалов, энергии и информации в интересах человека и общества. Технология синтезирует знания, полученные другими науками, и вырабатывает новые идеи.

Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения. В первую очередь, метода проектов.

Смысл проектного обучения заключается в самостоятельном освоении школьником учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, в познавательной и преобразовательной деятельности, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

Данной программой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися не менее одного творческого проекта за год.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с основными факторами:

  • возрастные (посильность туда в соответствии с возрастом);

  • индивидуальные особенности школьников;

  • состояние учебно-материальной базы для выполнения творческих проектов;

  • наличие учебной нагрузки (количества часов в неделю).

При организации учебной деятельности с нагрузкой один час в неделю, учебный материал дается в течение всего учебного года. При нагрузке два часа в неделю, учебный материал может подаваться с начала или середины учебного года. При этом занятия по профориентации органично вплетаются в темы уроков.

При изучении проектного метода работы учащиеся осваивают материал по:

  • технологической культуре производства;

  • основам черчения, графики и дизайна;

  • элементам домашней экономики и предпринимательства;

  • знакомству с миром профессий;

  • влиянию технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • методам технической, творческой и проектной деятельности;

  • получению, обработке, хранению и использованию различной информации

овладевают:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • навыками чтения и составления технической и технологической документации;

  • навыками измерения параметров технологического процесса и продуктов труда;

  • навыками выбора, моделирования, конструирования, проектирования объектов труда;

  • навыками ИКТ;

  • методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации;

  • навыками организации и планирования своей деятельности.

Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий. Задания составлены так, что каждый ребенок способен их выполнить, но каждый на своем уровне. В основе работы проектного метода лежит технология обучения в сотрудничестве. Распределение обязанностей в группах осуществляется по принципу добровольности.

При выборе объектов проектной практической деятельности, изделия выбираются исходя из полученного опыта изученных ранее тем и изделий. Это необходимо для выполнения программы, ее закрепления и усложнения.

Не все проекты могут быть групповыми, по выбору учащегося они могут быть индивидуальными. Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, который учит, что получилось, а что нет и почему.

На защите проектов учащиеся выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы, при необходимости импровизируют, стараются держаться свободно и уверенно, быть доказательными.

Тематическое планирование

раздела «Проектная деятельность» ОО «Технология»

в 5-8 классах /2 урока в неделю 70 часов/ 1 урок в неделю 35 часов/

урока

месяц

Тема урока

1 четверть

Примечание

1

сентябрь

Основные понятия о проекте.

Упражнения на развитие творческих способностей.

Профориентация: Виды деятельности человека.

2

Технология создания материальных объектов.

Практическая работа №2

«Алгоритм создания заданного материального объекта»

3

Работа с источниками информации. Практическая работа № 3

«Выполнение творческого задания»

Профориентация: Виды информации.

4

Выбор и обоснование своей темы проекта.

Практическая работа №4

«Планирование своей проектной деятельности»

5

октябрь

Экспертиза изделия. Практическая работа №4

« Экспертиза изделия» (работа в группах)

Профориентация: инженер конструктор, инженер-технолог

6

Конструирование. Поиск альтернативных вариантов.

Практическая работа№6

«Выполнение эвристического задания»

7

Технологический этап проекта. Отделка.

Практическая работа №7 «Выполнение творческого задания» Профориентация: художник-оформитель

2 четверть

8

ноябрь

Технологический этап проекта . Создание технологической карты изготовления изделия.

Практическая работа №8 «Создание технологической карты изготовления изделия» Профориентация: технолог производства.

9

Технологический этап проекта. «Создание лекал»

Практическая работа №9

«Создание лекал, трафаретов или выкроек деталей изделия» Профессиональная проба: создание лекал

10

Технологический этап проекта: «Современные способы обработки деталей кроя» Практическая работа №10

«Обработка и соединение деталей кроя». Профориентация: профессии, связанные с обработкой материалов

11

декабрь

Технологический этап проекта. « Современные способы обработки деталей кроя» Практическая работа №11

«Обработка и соединение деталей кроя».

Профориентация: инженер - наладчик оборудования

12

Технологический этап проекта. « Промежуточные операции по обработке деталей кроя»

Практическая работа №12 «Соединение деталей кроя и их обработка » Профессиональная проба: швея, столяр и т.д.

13

Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №13

«Соединение деталей кроя и обработка »

14

Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №14 «Соединение деталей кроя и обработка »

3 четверть

15

январь

Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №15 « Соединение деталей кроя и обработка »

16

Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №16 «Соединение деталей кроя и обработка »

17

Технологический этап проекта: « Выбор вида отделки»

Практическая работа №17 «Отделка изделия»

18

февраль

Технологический этап проекта: « Заключительный этап»

Практическая работа №18 «Окончательная отделка изделия» Профориентация: профессии связанные с отделкой изделия

19

Создание проектной документации Практическая работа №19 «Работа с источниками информации, документацией»

20

Правила оформления проектной документации:

«Титульный лист. Оглавление» Практическая работа №20 «Оформление титульного листа и написание оглавления» Домашняя работа «Библиография. Поиск информации»

21

март

Правила оформления проектной документации:

Введение к работе. Главы основной части Практическая работа №21 «Написание введения»

Домашняя работа «Написать теоретическую часть»

22

Оформление технологических карт, наглядного материала: постера, презентации, плакатов Практическая работа №22 «Оформление технологической части проекта»

23

Правила оформления проектной документации:

«Выявление наличия экологической проблемы»

Практическая работа №23 «Выявление экологической проблемы, способы ее решения» Профориентация: профессия эколог

24

Правила оформления проектной документации: Расчет экономических затрат на производство изделия

Практическая работа №24 «Расчет экономических затрат» Профориентация: профессии экономист

4 четверть

25

апрель

Реклама изделия: устная, письменная. Практическая работа №25 «Создание рекламы своему товару, для получения конкурентноспособности».

Профориентация: профессии, связанные с рекламой.

26

Современная упаковка

Практическая работа №26 «Упаковка товара»

27

Подготовка к защите проекта. Создание презентации

Практическая работа № 27 «Тренировочные упражнения по правилам выступления на аудиторию; импровизация. Профессиональная проба: оратор

28

май

Подготовка к защите проекта Профессиональная проба: Оратор Практическая работа №28

«Тренировочные упражнения: выступления на аудиторию по правилам выступления; импровизация».

29

Защита проекта

30

Экскурсия на производство

План урока в 8 классе

1.Тема: Основные понятия о проекте. Виды деятельности человека (профориентация) 2.Цель урока:

образовательная: формирование основных понятий о том, что может быть проектом, что может быть продуктом, о требованиях выполнения проекта, о творчестве и творческой работе, о видах деятельности человека;

развивающая: способствование овладению основными способами мыслительной деятельности учащимися, развитию навыков творчества, обобщения, сравнения, развития интереса;

воспитательная: способствовать воспитанию творческого мышления, любознательности, познавательного интереса.

3. Задача: заинтересовать учащихся проектной деятельностью

4.Оснащение урока:

Материально-техническая база:

  • Мастерская технологии

  • Парты

  • Раздаточный материал для вклеивания в тетрадь

  • Раздаточный материал в файле

  • Мультимедийная установка для показа слайдов

Дидактическое обеспечение:

  • тетради учащихся

  • лекция учителя

5.Методы обучения (интерактивные)

диалог, практическая работа в паре

6. Преобладающие средства: вербальные

7. Формы организации познавательной деятельности:

классно - урочная - фронтальная работа с элементами проблемной ситуации, работа в микрогруппах.

8. Словарная работа: проект, реферат, исследование, компиляция, творчество, деятельность

9. Тип урока: (комбинированный) изучение нового

10.Межпредметные связи: литература, ИЗО, художественный труд.

Технологическая карта урока 8 класс

1.Тема: Основные понятия о проекте. Виды деятельности человека (профориентация)

2.Цель урока: формирование знаний, основных понятий

3. Задача: заинтересовать учащихся

4. Развивающая задача: учить обобщать, сравнивать, анализировать, развивать интерес, обще-учебные знания и умения.

5. Практические работы: «Упражнения на развитие творчества»

6.Пособия: плакаты

1) 8 «П» проекта (компоненты проекта)

2)Характеристики творческих людей

презентации

1) Основные понятия о проекте.

2)Что такое творчество

3) Виды деятельности человека

Раздаточный материал

Для работы на уроке Для вклеивания в тетрадь 1) 8 «П» проекта (компоненты проекта) 1) 8 «П» проекта (компоненты проекта)

2) Требования, предъявляемые к 2) Требования, предъявляемые к

выполнению проекта. выполнению проекта.

3) Значение творчества в жизни человека 3) Основные определения

4) Виды деятельности человека. 4) Основные различия: проект, исследование,

реферат, компиляция

5) Виды деятельности человека

7 .Оборудование: Мультимедиа для показа презентации

8. Информативная часть: познавательные сведения по теме урока: «Основные понятия о проекте», «Творчество. Творческая работа», «Виды деятельности человека»

9. Технологическая часть: инструкционные карты для практической деятельности к уроку

10. Аналитическая часть: контрольные вопросы по теме:

- Что является компонентами проекта?

- Какие требования предъявляются к выполнению проекта?

-Что такое проект, исследование, реферат, в чем их раличие?

-Что такое деятельность человека, её виды

11.Запись в тетради: тема урока, вклеивание в тетрадь схем и правил, новой информации по теме урока

12. Домашнее задание:

1) Упражнение на развитие фантазии «Образ слова» выполнить на плотном листе бумаги формата А4 цветными карандашами

2) Принести к уроку:

- белый плотный лист А4

- набор цветной бумаги

- простой карандаш, ластик, клей

11. Заключительная часть: подведение итогов практической и творческой деятельности.







© 2010-2022