- Преподавателю
- Технология
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу Проектная деятельность в 5–8-х классах ОО Технология
Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу Проектная деятельность в 5–8-х классах ОО Технология
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зебрева Н.А. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методические рекомендации по организации
образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность"
в 5-8-х классах ОО "Технология"
Пояснительная записка
В результате научно-технической революции второй половины XX века наибольшее значение в развитии общества приобретает человеческий фактор. В первую очередь требуются творческие и самостоятельные, ответственные и предприимчивые работники, способные к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому изменяется роль образования.
Современное образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей правильного выбора ими жизненного пути.
Общеобразовательная школа сегодня призвана создать условия для развития способностей и познавательных интересов учащихся, умений и навыков самообразования, способствовать их профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
В современном понимании технология - это область знаний, методов и средств деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей. Такая деятельность включает преобразование материалов, энергии и информации в интересах человека и общества. Технология синтезирует знания, полученные другими науками, и вырабатывает новые идеи.
Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения. В первую очередь, метода проектов.
Смысл проектного обучения заключается в самостоятельном освоении школьником учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, в познавательной и преобразовательной деятельности, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.
Данной программой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися не менее одного творческого проекта за год.
При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с основными факторами:
-
возрастные (посильность туда в соответствии с возрастом);
-
индивидуальные особенности школьников;
-
состояние учебно-материальной базы для выполнения творческих проектов;
-
наличие учебной нагрузки (количества часов в неделю).
При организации учебной деятельности с нагрузкой один час в неделю, учебный материал дается в течение всего учебного года. При нагрузке два часа в неделю, учебный материал может подаваться с начала или середины учебного года. При этом занятия по профориентации органично вплетаются в темы уроков.
При изучении проектного метода работы учащиеся осваивают материал по:
-
технологической культуре производства;
-
основам черчения, графики и дизайна;
-
элементам домашней экономики и предпринимательства;
-
знакомству с миром профессий;
-
влиянию технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
-
методам технической, творческой и проектной деятельности;
-
получению, обработке, хранению и использованию различной информации
овладевают:
-
навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
-
навыками чтения и составления технической и технологической документации;
-
навыками измерения параметров технологического процесса и продуктов труда;
-
навыками выбора, моделирования, конструирования, проектирования объектов труда;
-
навыками ИКТ;
-
методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации;
-
навыками организации и планирования своей деятельности.
Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий. Задания составлены так, что каждый ребенок способен их выполнить, но каждый на своем уровне. В основе работы проектного метода лежит технология обучения в сотрудничестве. Распределение обязанностей в группах осуществляется по принципу добровольности.
При выборе объектов проектной практической деятельности, изделия выбираются исходя из полученного опыта изученных ранее тем и изделий. Это необходимо для выполнения программы, ее закрепления и усложнения.
Не все проекты могут быть групповыми, по выбору учащегося они могут быть индивидуальными. Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, который учит, что получилось, а что нет и почему.
На защите проектов учащиеся выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы, при необходимости импровизируют, стараются держаться свободно и уверенно, быть доказательными.
Тематическое планирование
раздела «Проектная деятельность» ОО «Технология»
в 5-8 классах /2 урока в неделю 70 часов/ 1 урок в неделю 35 часов/
№
урока
месяц
Тема урока
1 четверть
Примечание
1
сентябрь
Основные понятия о проекте.
Упражнения на развитие творческих способностей.
Профориентация: Виды деятельности человека.
2
Технология создания материальных объектов.
Практическая работа №2
«Алгоритм создания заданного материального объекта»
3
Работа с источниками информации. Практическая работа № 3
«Выполнение творческого задания»
Профориентация: Виды информации.
4
Выбор и обоснование своей темы проекта.
Практическая работа №4
«Планирование своей проектной деятельности»
5
октябрь
Экспертиза изделия. Практическая работа №4
« Экспертиза изделия» (работа в группах)
Профориентация: инженер конструктор, инженер-технолог
6
Конструирование. Поиск альтернативных вариантов.
Практическая работа№6
«Выполнение эвристического задания»
7
Технологический этап проекта. Отделка.
Практическая работа №7 «Выполнение творческого задания» Профориентация: художник-оформитель
2 четверть
8
ноябрь
Технологический этап проекта . Создание технологической карты изготовления изделия.
Практическая работа №8 «Создание технологической карты изготовления изделия» Профориентация: технолог производства.
9
Технологический этап проекта. «Создание лекал»
Практическая работа №9
«Создание лекал, трафаретов или выкроек деталей изделия» Профессиональная проба: создание лекал
10
Технологический этап проекта: «Современные способы обработки деталей кроя» Практическая работа №10
«Обработка и соединение деталей кроя». Профориентация: профессии, связанные с обработкой материалов
11
декабрь
Технологический этап проекта. « Современные способы обработки деталей кроя» Практическая работа №11
«Обработка и соединение деталей кроя».
Профориентация: инженер - наладчик оборудования
12
Технологический этап проекта. « Промежуточные операции по обработке деталей кроя»
Практическая работа №12 «Соединение деталей кроя и их обработка » Профессиональная проба: швея, столяр и т.д.
13
Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №13
«Соединение деталей кроя и обработка »
14
Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №14 «Соединение деталей кроя и обработка »
3 четверть
15
январь
Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №15 « Соединение деталей кроя и обработка »
16
Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №16 «Соединение деталей кроя и обработка »
17
Технологический этап проекта: « Выбор вида отделки»
Практическая работа №17 «Отделка изделия»
18
февраль
Технологический этап проекта: « Заключительный этап»
Практическая работа №18 «Окончательная отделка изделия» Профориентация: профессии связанные с отделкой изделия
19
Создание проектной документации Практическая работа №19 «Работа с источниками информации, документацией»
20
Правила оформления проектной документации:
«Титульный лист. Оглавление» Практическая работа №20 «Оформление титульного листа и написание оглавления» Домашняя работа «Библиография. Поиск информации»
21
март
Правила оформления проектной документации:
Введение к работе. Главы основной части Практическая работа №21 «Написание введения»
Домашняя работа «Написать теоретическую часть»
22
Оформление технологических карт, наглядного материала: постера, презентации, плакатов Практическая работа №22 «Оформление технологической части проекта»
23
Правила оформления проектной документации:
«Выявление наличия экологической проблемы»
Практическая работа №23 «Выявление экологической проблемы, способы ее решения» Профориентация: профессия эколог
24
Правила оформления проектной документации: Расчет экономических затрат на производство изделия
Практическая работа №24 «Расчет экономических затрат» Профориентация: профессии экономист
4 четверть
25
апрель
Реклама изделия: устная, письменная. Практическая работа №25 «Создание рекламы своему товару, для получения конкурентноспособности».
Профориентация: профессии, связанные с рекламой.
26
Современная упаковка
Практическая работа №26 «Упаковка товара»
27
Подготовка к защите проекта. Создание презентации
Практическая работа № 27 «Тренировочные упражнения по правилам выступления на аудиторию; импровизация. Профессиональная проба: оратор
28
май
Подготовка к защите проекта Профессиональная проба: Оратор Практическая работа №28
«Тренировочные упражнения: выступления на аудиторию по правилам выступления; импровизация».
29
Защита проекта
30
Экскурсия на производство
План урока в 8 классе
1.Тема: Основные понятия о проекте. Виды деятельности человека (профориентация) 2.Цель урока:
образовательная: формирование основных понятий о том, что может быть проектом, что может быть продуктом, о требованиях выполнения проекта, о творчестве и творческой работе, о видах деятельности человека;
развивающая: способствование овладению основными способами мыслительной деятельности учащимися, развитию навыков творчества, обобщения, сравнения, развития интереса;
воспитательная: способствовать воспитанию творческого мышления, любознательности, познавательного интереса.
3. Задача: заинтересовать учащихся проектной деятельностью
4.Оснащение урока:
Материально-техническая база:
-
Мастерская технологии
-
Парты
-
Раздаточный материал для вклеивания в тетрадь
-
Раздаточный материал в файле
-
Мультимедийная установка для показа слайдов
Дидактическое обеспечение:
-
тетради учащихся
-
лекция учителя
5.Методы обучения (интерактивные)
диалог, практическая работа в паре
6. Преобладающие средства: вербальные
7. Формы организации познавательной деятельности:
классно - урочная - фронтальная работа с элементами проблемной ситуации, работа в микрогруппах.
8. Словарная работа: проект, реферат, исследование, компиляция, творчество, деятельность
9. Тип урока: (комбинированный) изучение нового
10.Межпредметные связи: литература, ИЗО, художественный труд.
Технологическая карта урока 8 класс
1.Тема: Основные понятия о проекте. Виды деятельности человека (профориентация)
2.Цель урока: формирование знаний, основных понятий
3. Задача: заинтересовать учащихся
4. Развивающая задача: учить обобщать, сравнивать, анализировать, развивать интерес, обще-учебные знания и умения.
5. Практические работы: «Упражнения на развитие творчества»
6.Пособия: плакаты
1) 8 «П» проекта (компоненты проекта)
2)Характеристики творческих людей
презентации
1) Основные понятия о проекте.
2)Что такое творчество
3) Виды деятельности человека
Раздаточный материал
Для работы на уроке Для вклеивания в тетрадь 1) 8 «П» проекта (компоненты проекта) 1) 8 «П» проекта (компоненты проекта)
2) Требования, предъявляемые к 2) Требования, предъявляемые к
выполнению проекта. выполнению проекта.
3) Значение творчества в жизни человека 3) Основные определения
4) Виды деятельности человека. 4) Основные различия: проект, исследование,
реферат, компиляция
5) Виды деятельности человека
7 .Оборудование: Мультимедиа для показа презентации
8. Информативная часть: познавательные сведения по теме урока: «Основные понятия о проекте», «Творчество. Творческая работа», «Виды деятельности человека»
9. Технологическая часть: инструкционные карты для практической деятельности к уроку
10. Аналитическая часть: контрольные вопросы по теме:
- Что является компонентами проекта?
- Какие требования предъявляются к выполнению проекта?
-Что такое проект, исследование, реферат, в чем их раличие?
-Что такое деятельность человека, её виды
11.Запись в тетради: тема урока, вклеивание в тетрадь схем и правил, новой информации по теме урока
12. Домашнее задание:
1) Упражнение на развитие фантазии «Образ слова» выполнить на плотном листе бумаги формата А4 цветными карандашами
2) Принести к уроку:
- белый плотный лист А4
- набор цветной бумаги
- простой карандаш, ластик, клей
11. Заключительная часть: подведение итогов практической и творческой деятельности.