- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа ПМ. 01 Подготовительно-сварочные работы
Рабочая программа ПМ. 01 Подготовительно-сварочные работы
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Перепечина Л.В. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Бердский политехнический колледж»
(ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля.01
Подготовительно-сварочные работы
по подготовке квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Бердск,2014 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по подготовке квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Организация-разработчик ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж»
Разработчики:
Перепечина Лариса Владимировна, преподаватель_спец.дисциплин______
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
11
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
14
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Подготовительно-сварочные работы
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по подготовке квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Подготовительно-сварочные работы и соответствующих профессиональных компетенций:
1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
1.3. Выполнять сборку изделий под сварку.
1.4. Проверять точность сборки.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке (переподготовке) работников в области строительства и других областях народного хозяйства при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования, профессионального образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;
подготовки баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;
выполнения сборки изделий под сварку; проверки точности сборки;
уметь:
выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание металла;
подготавливать газовые баллоны к работе;
выполнять сборку изделий под сварку в сборочно-сварочных
приспособлениях и прихватками; проверять точность сборки;
знать:
правила подготовки изделий под сварку;
назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;
средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;
виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений;
виды сварных швов и соединений, их обозначения на чертежах;
типы разделки кромок под сварку; правила наложения прихваток; типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 144 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 144 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 36 часов;
учебной и производственной практики - 36 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), в том числе профессиональными и общими компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
ПК 1.2
Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
ПК 1.3
Выполнять сборку изделий под сварку.
ПК 1.4
Проверять точность сборки.
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
-
Подготовительно-сварочные работы
108
72
36
-
ПК 1-ПК2
Подготовка металла к сварке.
54
36
18
18
18
-
ПК 3- ПК4
Технологические приёмы сборки изделий под сварку
54
36
18
18
18
-
Учебная практика, часов
36
-
Всего:
144
72
36
36
36
-
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля, междисциплинарных курсов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1 ПМ 01.
Подготовка металла к сварке.
54
МДК 1
Подготовка металла к сварке.
36
Тема 1.1
Выполнение слесарных операций при подготовке металла к сварке.
Содержание:
7
1.
Организация труда сварщика.
2
2.
Организация рабочего места слесаря.
3.
Правила выбора и применения инструментов.
4.
Виды слесарных работ. Технология выполнения правки металла.
2
5
Технология выполнения гибки металла. Разметка металла.
2
6
Рубка металла. Резка металла. Опиливание металла.
2
7
Требования безопасности при выполнении слесарных работ.
Практические занятия:
10
1-2
Организация рабочего места выполнения слесарных работ с учётом требований безопасности труда.
3
Подготовка поверхностей к разметке и нанесение рисок
4
Изучение устройства универсальных средств измерения и выполнение измерений.
5-6
Правка и гибка металла
7-8
Рубка, разрубание металла и вырубание канавок.
9-10
Зачистка и обезжиривание свариваемых кромок
Тема 1.2 Подготовка баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки
Содержание
9
8.
Организация рабочего места газосварщика и газорезчика.
2
9-10
Газовые баллоны. Правила подготовки баллонов к работе.
11.
Запорные вентили для баллонов с газами.
2
12.
Газовые редукторы.
13-14.
Редукторы для горючих газов и сжатого кислорода
15-16
Газовые горелки. Подготовка к работе.
Практические занятия:
8
11-12.
Определить по схеме основные узлы баллонов
13-14.
Составить описание сущности основных неполадок газового редуктора и определить причины
15-16
Подготовка и подключение газовой горелки к работе.
Лабораторная работа
17-18
Подключение газового редуктора на баллоны
Контрольная работа:
Подготовка металла к сварке
2
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ 01.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите.
18
Примерная тематика домашних заданий:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Выполнение типовых контрольно-оценочных заданий при подготовке к процедурам текущего, тематического и рубежного контроля (в форме тестов, контрольных работ, карточек-заданий, технологических схем и др.)
Подготовка к лабораторным занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов по итогам их выполнения и подготовка к их защите с использованием электронного слайдового сопровождения.
Работа информационными ресурсами сети «Интернет».
Подготовка творческих заданий, учебных проектов.
Учебная практика
Виды работ:
- Вводный и инструктаж на рабочем месте по охране труда в условиях производственных мастерских.
-Организация рабочего места и правила безопасности труда при выполнении слесарных операций;
-Подготовка инструмента к работе;
-Выполнение правки полосового металла, листового металла, прутка, труб;
-Выполнение разметки;
-Выполнение рубки;
-Выполнение резки профильной и листовой стали, труб;
-Выполнение гибки металла;
-Опиливание поверхностей, подготовка кромок под сварку путём опиливания;
-Разделка кромок под сварку;
-Подготовка газовых баллонов: внешний осмотр, аттестация баллонов, наличие прокладок, колец, отсутствие забоев резьбы;
-Подготовка редукторов: внешний осмотр, приведение редуктора в рабочее состояние;
-Подготовка коммуникационной аппаратуры: внешний осмотр, правила подсоединения шлангов, контроль на герметичность.
18
Раздел 2 ПМ 01.
Сборка изделий под сварку.
54
МДК 2.
Технологические приёмы сборки изделий под сварку.
36
Тема 2.1.
Сварные соединения и швы.
Содержание:
9
1
Виды сварных соединений и швов.
2.
Классификация сварных швов.
3.
Сварные швы и соединения ручной дуговой сварки.
4.
Обозначение сварных швов на чертежах.
5.
Типы разделки кромок под сварку.
Практические работы
14
19-20
Общие теоретические сведения о сварке »
21-22
Общие сведения о сварке и сварных соединений
23-24
Сварные соединения и швы
25-26
Разделка кромок
27-28
Конструктивные элементы сварных швов и соединений
29-30
Обозначение сварных швов
31-32
Расшифровка сварных швов и соединений
Тема 2.2.
Виды сборки под сварку.
Содержание:
7
1-2.
Виды и назначения сборочно-сварочных приспособлений.
2
3-4.
Способы проведения сборки перед сваркой металлоконструкции. Приемы и контроль точности сборки.
2
5.
Сборка деталей под сварку с различными типами кромок. Установка необходимого зазора при сборке.
6.
Правила наложения прихваток. Размеры прихваток при сборке средних и крупных металлоконструкций.
2
7.
Правила безопасности при выполнении сборочно-сварочных операций
2
Практические занятия:
4
33-34
Описание сварных соединений и швов по рисунку
35-36
Правила наложения прихваток
8-9
Контрольная работа:
Подготовка по ПМ.01
2
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ 01.
-
Схематическое изображение поперечного сечения шва по заданным параметрам, пользуясь конспектом занятий, учебной и специальной технической литературой.
-
Выполнение тестовых заданий, составленных и предложенных, мастером производственного обучения и преподавателем спецтехнологии. Подготовить сообщение по теме: «Новые виды сборочно-сварочных приспособлений».
-
Составление ситуационных задач.
-
Заполнение таблицы «Последовательность выполнения слесарно-сборочных работ».
-
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической
-
Подготовка и оформление защиты лабораторных и практических работ.
18
Примерная тематика домашних заданий:
Виды сварных соединений.
Классификация сварных швов.
Сварные швы и соединения ручной дуговой сварки.
Обозначение сварных швов на чертежах.
Сборка изделий под сварку. Типы разделки кромок под сварку.
Сборочно-сварочные приспособления: виды, назначение.
Сборка деталей под сварку с различными типами кромок.
Установка необходимого зазора при сборке. Проверка точности сборки.
Учебная практика
Виды работ:
Вводный и инструктаж на рабочем месте по охране труда в условиях производственных мастерских;
Организация рабочего места и правила безопасности труда при выполнении сварочных работ;
Разделка кромок под сварку. Вырубка и разделка участка недоброкачественного шва под последующую сварку зубилом.
Наложения прихваток. Прихватка пластин толщиной 2, 3 и 4 мм. Прихватка пластин толщиной до 1 мм с отбортовкой кромок. Сборка деталей в приспособлениях. Контроль качества сборки под сварку.
Выполнение прихваток стыковых, нахлёсточных, угловых, тавровых соединений и труб.
- Подбор измерительных и контролирующих инструментов;
- Проверка точности, прямолинейности, перпендикулярности, параллельности.
18
3
Всего
144
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета Теоретических основ сварки и резки металлов, слесарной и сварочной мастерских.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
дидактические материалы (комплект лабораторно-практических работ), учебно-наглядные пособия, техническая документация (комплекты чертежей для выполнения работ, технологические (инструкционные) карты), учебная и справочная литература, средства информации (стенды и плакаты).
Технические средства обучения:
компьютер, программное обеспечение, DVD, мультимедийный проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
слесарной:
основное (верстаки слесарные) и вспомогательное (заточный станок), контрольно-измерительный, поверочный и разметочный инструмент; принадлежности, инвентарь и приспособления для выполнения слесарных работ; инструкционные карты; расходные материалы; стенды «Правила безопасности труда в учебной мастерской», «Инструкции по безопасной работе на станках», справочные таблицы, рабочее место мастера производственного обучения: мебель и инвентарь, инструмент, технические средства обучения и дидактические материалы, учебно-наглядные пособия, техническая документация и учебная литература;
сварочной:
основное (источники питания переменным и постоянным током) и вспомогательное технологическое оборудование, контрольно-измерительный инструмент; инструменты, приспособления, принадлежности и инвентарь для выполнения сварочных работ; инструкционные карты; расходные материалы, стенды «Правила безопасности труда в учебной мастерской», «Инструкции по безопасной работе», «Инструмент для электросварочных работ», справочные таблицы. Рабочее место мастера производственного обучения: мебель и инвентарь, инструмент, технические средства обучения и дидактические материалы, учебно-наглядные пособия, техническая документация и учебная литература.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
в соответствии с нормами потребности в механизированном инструменте, других средствах малой механизации, ручном и контрольно-измерительном инструменте (СНиП 5.02.02-86 «Нормы потребности в строительном инструменте для профессии «Сварщик»).
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Сварка и резка материалов: учеб. пособие для нач. проф. образования / М.Д. Банов, Ю.В.Казаков, М.Г.Козулин и др., под редакцией Ю.В.Казакова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 400с.
-
Маслов В.Г. Производство сварных конструкций: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Б.Г.Маслов, А.П.Выборнов - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.
-
Общие требования к организации образовательного процесса.
Для реализации компетентностного подхода при изучении модуля предусмотрено использование активных форм проведения занятий: составление ситуационных задач, проведение ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, видеоконференций с применением электронных ресурсов.
В целях организации учебного процесса образовательное учреждение с предприятием заключает договор о производственной практике обучающихся на данном предприятии, в котором указывается численность обучающихся по профессии направляемых на практику, сроки, условия и порядок проведения производственной практики.
При прохождении производственной практики на предприятиях и в организациях продолжительность рабочего времени зависит от возраста и составляет в соответствии с трудовым законодательством: для подростков до 16 лет - 4 часа в день (24 часа в неделю); от 16 до 18 лет - 6 часов в день (36 часов в неделю); в возрасте 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю.
В процессе преподавания МДК и проведения производственной практики преподаватели и мастера производственного обучения должны развивать у обучающихся техническое и экономическое мышление, формировать навыки высокопроизводительного труда, планирования и самоконтроля. Особое внимание следует обратить на обучение обучающихся наиболее эффективным приемам организации работы, детальное рассмотрение путей повышения производительности труда в данной профессии и меры по строжайшей экономии трудовых, сырьевых и энергетических ресурсов.
Педагогическая консультационная помощь текущая - при работе над курсовым проектом и заключительная осуществляется для группы на этапе подготовки и проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Дисциплины и профессиональные модули, изучение которых должно осуществляться параллельно с освоением данного профессионального модуля:
ОП.01 Основы инженерной графики.
ОП.04 Основы материаловедения.
ОП.05 Допуски и технические измерения.
ОП.07 Безопасность жизнедеятельности.
Изучение данного модуля предшествует изучению
ПМ.02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.
ПМ.04 Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
наличие среднего или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Подготовительно-сварочные работы»
Мастера производственного обучения должны иметь не ниже 4 - 5 разряда по профессии «Сварщик» с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
- Демонстрация рациональной организации рабочего места с учётом требований безопасности труда.
- Обоснованный выбор инструмента и приспособлений для выполнения слесарных работ.
- Демонстрация навыков правильного выполнения слесарных операций: правки, гибки, разметки, рубки, резки, опиливания.
- Демонстрация навыков выполнения разделки кромок
Устный контроль; тестовый контроль;
комбинированный контроль; наблюдение и экспертная оценка за действиями на лабораторных работах, практических занятиях, на практике.
ПК1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
- Демонстрация навыков подготовки газовых баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки.
Устный контроль; тестовый контроль;
наблюдение и экспертная оценка за действиями на практике
ПК1.3. Выполнять сборку изделий под сварку.
- Обоснованный выбор сборочно-сварочных приспособлений.
- Обоснованный выбор последовательности наложения прихваток.
-Выполнение сборки под сварку.
Устный контроль; тестовый контроль;
комбинированный контроль; наблюдение и экспертная оценка за действиями на практических занятиях, на практике
ПК 1.4.Проверять точность сборки.
- Обоснованный выбор измерительных инструментов.
- Осуществление проверки точности сборки.
Устный контроль; тестовый контроль;
наблюдение и экспертная оценка за действиями на лабораторных работах, на практике
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Выполнение заданий в соответствие с поставленной задачей
Экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях
ОК 2. Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения профессиональных задач
Обоснование выбора и применение методов и способов решений профессиональных задач
Наблюдение и экспертная оценка
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Оценивание реальной ситуации, обоснование выбора решения нестандартных ситуациях, способность к самооценке.
Экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практиках.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Владение способами отбора и исполнение информации для выполнения профессиональных задач и личностного развития.
Экспертная оценка самостоятельных работ на теоретических и практических уроках
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Демонстрация навыков применения компьютерной техники в профессиональной деятельности.
Экспертная оценка умения правильно и быстро находить необходимую профессиональную информацию
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Выполнение заданных функций при работе в команде, толерантность межличностного общения
Наблюдение и экспертная оценка деятельности учащегося в коллективе, в группе и на производстве
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Выполнение требований профессиональной деятельности с учётом обязанностей воинской службы (устав воинской службы)
Анализ деятельности выпускников