Рабочая программа ПМ. 01 Подготовительно-сварочные работы

Программа профессионального модуля   является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по подготовке квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Подготовительно-сварочные работы и соответствующих профессиональных компетенций:      1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при     ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Бердский политехнический колледж»

(ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж»)







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля.01


Подготовительно-сварочные работы


по подготовке квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)













Бердск,2014 г.

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по подготовке квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Организация-разработчик ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж»

Разработчики:

Перепечина Лариса Владимировна, преподаватель_спец.дисциплин______

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,








СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

7

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

11

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

14


1. паспорт ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Подготовительно-сварочные работы


1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по подготовке квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Подготовительно-сварочные работы и соответствующих профессиональных компетенций:

1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.

1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.

1.3. Выполнять сборку изделий под сварку.

1.4. Проверять точность сборки.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке (переподготовке) работников в области строительства и других областях народного хозяйства при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования, профессионального образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;

подготовки баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;

выполнения сборки изделий под сварку; проверки точности сборки;

уметь:

выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание металла;

подготавливать газовые баллоны к работе;

выполнять сборку изделий под сварку в сборочно-сварочных

приспособлениях и прихватками; проверять точность сборки;

знать:

правила подготовки изделий под сварку;

назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;

средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;

виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений;

виды сварных швов и соединений, их обозначения на чертежах;

типы разделки кромок под сварку; правила наложения прихваток; типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего - 144 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 144 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 36 часов;

учебной и производственной практики - 36 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), в том числе профессиональными и общими компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.

ПК 1.2

Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.

ПК 1.3

Выполнять сборку изделий под сварку.

ПК 1.4

Проверять точность сборки.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

-


Подготовительно-сварочные работы

108

72

36



-

ПК 1-ПК2

Подготовка металла к сварке.

54

36

18

18

18

-

ПК 3- ПК4

Технологические приёмы сборки изделий под сварку

54

36

18

18

18

-

Учебная практика, часов

36



-

Всего:

144

72

36

36

36

-


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля, междисциплинарных курсов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 ПМ 01.

Подготовка металла к сварке.


54


МДК 1

Подготовка металла к сварке.


36

Тема 1.1

Выполнение слесарных операций при подготовке металла к сварке.


Содержание:





7

1.

Организация труда сварщика.

2

2.

Организация рабочего места слесаря.


3.

Правила выбора и применения инструментов.


4.

Виды слесарных работ. Технология выполнения правки металла.

2

5

Технология выполнения гибки металла. Разметка металла.

2

6

Рубка металла. Резка металла. Опиливание металла.

2

7

Требования безопасности при выполнении слесарных работ.


Практические занятия:






10


1-2

Организация рабочего места выполнения слесарных работ с учётом требований безопасности труда.

3

Подготовка поверхностей к разметке и нанесение рисок

4

Изучение устройства универсальных средств измерения и выполнение измерений.

5-6

Правка и гибка металла

7-8

Рубка, разрубание металла и вырубание канавок.

9-10

Зачистка и обезжиривание свариваемых кромок

Тема 1.2 Подготовка баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки

Содержание

9

8.

Организация рабочего места газосварщика и газорезчика.

2

9-10

Газовые баллоны. Правила подготовки баллонов к работе.


11.

Запорные вентили для баллонов с газами.

2

12.

Газовые редукторы.


13-14.

Редукторы для горючих газов и сжатого кислорода


15-16

Газовые горелки. Подготовка к работе.



Практические занятия:

8


11-12.

Определить по схеме основные узлы баллонов

13-14.

Составить описание сущности основных неполадок газового редуктора и определить причины

15-16

Подготовка и подключение газовой горелки к работе.

Лабораторная работа

17-18

Подключение газового редуктора на баллоны

Контрольная работа:

Подготовка металла к сварке

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ 01.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите.

18

Примерная тематика домашних заданий:

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Выполнение типовых контрольно-оценочных заданий при подготовке к процедурам текущего, тематического и рубежного контроля (в форме тестов, контрольных работ, карточек-заданий, технологических схем и др.)

Подготовка к лабораторным занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов по итогам их выполнения и подготовка к их защите с использованием электронного слайдового сопровождения.

Работа информационными ресурсами сети «Интернет».

Подготовка творческих заданий, учебных проектов.

Учебная практика

Виды работ:

- Вводный и инструктаж на рабочем месте по охране труда в условиях производственных мастерских.

-Организация рабочего места и правила безопасности труда при выполнении слесарных операций;

-Подготовка инструмента к работе;

-Выполнение правки полосового металла, листового металла, прутка, труб;

-Выполнение разметки;

-Выполнение рубки;

-Выполнение резки профильной и листовой стали, труб;

-Выполнение гибки металла;

-Опиливание поверхностей, подготовка кромок под сварку путём опиливания;

-Разделка кромок под сварку;

-Подготовка газовых баллонов: внешний осмотр, аттестация баллонов, наличие прокладок, колец, отсутствие забоев резьбы;

-Подготовка редукторов: внешний осмотр, приведение редуктора в рабочее состояние;

-Подготовка коммуникационной аппаратуры: внешний осмотр, правила подсоединения шлангов, контроль на герметичность.

18

Раздел 2 ПМ 01.

Сборка изделий под сварку.



54

МДК 2.

Технологические приёмы сборки изделий под сварку.


36

Тема 2.1.

Сварные соединения и швы.

Содержание:

9


1

Виды сварных соединений и швов.


2.

Классификация сварных швов.


3.

Сварные швы и соединения ручной дуговой сварки.


4.

Обозначение сварных швов на чертежах.


5.

Типы разделки кромок под сварку.


Практические работы

14


19-20

Общие теоретические сведения о сварке »


21-22

Общие сведения о сварке и сварных соединений


23-24

Сварные соединения и швы


25-26

Разделка кромок


27-28

Конструктивные элементы сварных швов и соединений


29-30

Обозначение сварных швов


31-32

Расшифровка сварных швов и соединений


Тема 2.2.

Виды сборки под сварку.

Содержание:

7


1-2.

Виды и назначения сборочно-сварочных приспособлений.

2

3-4.

Способы проведения сборки перед сваркой металлоконструкции. Приемы и контроль точности сборки.

2

5.

Сборка деталей под сварку с различными типами кромок. Установка необходимого зазора при сборке.


6.

Правила наложения прихваток. Размеры прихваток при сборке средних и крупных металлоконструкций.

2

7.

Правила безопасности при выполнении сборочно-сварочных операций

2

Практические занятия:

4


33-34

Описание сварных соединений и швов по рисунку

35-36

Правила наложения прихваток



8-9

Контрольная работа:

Подготовка по ПМ.01

2


Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ 01.

  1. Схематическое изображение поперечного сечения шва по заданным параметрам, пользуясь конспектом занятий, учебной и специальной технической литературой.

  2. Выполнение тестовых заданий, составленных и предложенных, мастером производственного обучения и преподавателем спецтехнологии. Подготовить сообщение по теме: «Новые виды сборочно-сварочных приспособлений».

  3. Составление ситуационных задач.

  4. Заполнение таблицы «Последовательность выполнения слесарно-сборочных работ».

  5. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической

  6. Подготовка и оформление защиты лабораторных и практических работ.

18


Примерная тематика домашних заданий:

Виды сварных соединений.

Классификация сварных швов.

Сварные швы и соединения ручной дуговой сварки.

Обозначение сварных швов на чертежах.

Сборка изделий под сварку. Типы разделки кромок под сварку.

Сборочно-сварочные приспособления: виды, назначение.

Сборка деталей под сварку с различными типами кромок.

Установка необходимого зазора при сборке. Проверка точности сборки.

Учебная практика

Виды работ:

Вводный и инструктаж на рабочем месте по охране труда в условиях производственных мастерских;

Организация рабочего места и правила безопасности труда при выполнении сварочных работ;

Разделка кромок под сварку. Вырубка и разделка участка недоброкачественного шва под последующую сварку зубилом.

Наложения прихваток. Прихватка пластин толщиной 2, 3 и 4 мм. Прихватка пластин толщиной до 1 мм с отбортовкой кромок. Сборка деталей в приспособлениях. Контроль качества сборки под сварку.

Выполнение прихваток стыковых, нахлёсточных, угловых, тавровых соединений и труб.

- Подбор измерительных и контролирующих инструментов;

- Проверка точности, прямолинейности, перпендикулярности, параллельности.

18

3

Всего

144


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета Теоретических основ сварки и резки металлов, слесарной и сварочной мастерских.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

дидактические материалы (комплект лабораторно-практических работ), учебно-наглядные пособия, техническая документация (комплекты чертежей для выполнения работ, технологические (инструкционные) карты), учебная и справочная литература, средства информации (стенды и плакаты).

Технические средства обучения:

компьютер, программное обеспечение, DVD, мультимедийный проектор.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

слесарной:

основное (верстаки слесарные) и вспомогательное (заточный станок), контрольно-измерительный, поверочный и разметочный инструмент; принадлежности, инвентарь и приспособления для выполнения слесарных работ; инструкционные карты; расходные материалы; стенды «Правила безопасности труда в учебной мастерской», «Инструкции по безопасной работе на станках», справочные таблицы, рабочее место мастера производственного обучения: мебель и инвентарь, инструмент, технические средства обучения и дидактические материалы, учебно-наглядные пособия, техническая документация и учебная литература;

сварочной:
основное (источники питания переменным и постоянным током) и вспомогательное технологическое оборудование, контрольно-измерительный инструмент; инструменты, приспособления, принадлежности и инвентарь для выполнения сварочных работ; инструкционные карты; расходные материалы, стенды «Правила безопасности труда в учебной мастерской», «Инструкции по безопасной работе», «Инструмент для электросварочных работ», справочные таблицы. Рабочее место мастера производственного обучения: мебель и инвентарь, инструмент, технические средства обучения и дидактические материалы, учебно-наглядные пособия, техническая документация и учебная литература.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
в соответствии с нормами потребности в механизированном инструменте, других средствах малой механизации, ручном и контрольно-измерительном инструменте (СНиП 5.02.02-86 «Нормы потребности в строительном инструменте для профессии «Сварщик»).


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Сварка и резка материалов: учеб. пособие для нач. проф. образования / М.Д. Банов, Ю.В.Казаков, М.Г.Козулин и др., под редакцией Ю.В.Казакова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 400с.

  2. Маслов В.Г. Производство сварных конструкций: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Б.Г.Маслов, А.П.Выборнов - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.

  1. Общие требования к организации образовательного процесса.

Для реализации компетентностного подхода при изучении модуля предусмотрено использование активных форм проведения занятий: составление ситуационных задач, проведение ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, видеоконференций с применением электронных ресурсов.

В целях организации учебного процесса образовательное учреждение с предприятием заключает договор о производственной практике обучающихся на данном предприятии, в котором указывается численность обучающихся по профессии направляемых на практику, сроки, условия и порядок проведения производственной практики.

При прохождении производственной практики на предприятиях и в организациях продолжительность рабочего времени зависит от возраста и составляет в соответствии с трудовым законодательством: для подростков до 16 лет - 4 часа в день (24 часа в неделю); от 16 до 18 лет - 6 часов в день (36 часов в неделю); в возрасте 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю.

В процессе преподавания МДК и проведения производственной практики преподаватели и мастера производственного обучения должны развивать у обучающихся техническое и экономическое мышление, формировать навыки высокопроизводительного труда, планирования и самоконтроля. Особое внимание следует обратить на обучение обучающихся наиболее эффективным приемам организации работы, детальное рассмотрение путей повышения производительности труда в данной профессии и меры по строжайшей экономии трудовых, сырьевых и энергетических ресурсов.

Педагогическая консультационная помощь текущая - при работе над курсовым проектом и заключительная осуществляется для группы на этапе подготовки и проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Дисциплины и профессиональные модули, изучение которых должно осуществляться параллельно с освоением данного профессионального модуля:

ОП.01 Основы инженерной графики.

ОП.04 Основы материаловедения.

ОП.05 Допуски и технические измерения.

ОП.07 Безопасность жизнедеятельности.

Изучение данного модуля предшествует изучению

ПМ.02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.

ПМ.04 Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

наличие среднего или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Подготовительно-сварочные работы»

Мастера производственного обучения должны иметь не ниже 4 - 5 разряда по профессии «Сварщик» с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.




5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.

- Демонстрация рациональной организации рабочего места с учётом требований безопасности труда.

- Обоснованный выбор инструмента и приспособлений для выполнения слесарных работ.

- Демонстрация навыков правильного выполнения слесарных операций: правки, гибки, разметки, рубки, резки, опиливания.

- Демонстрация навыков выполнения разделки кромок

Устный контроль; тестовый контроль;

комбинированный контроль; наблюдение и экспертная оценка за действиями на лабораторных работах, практических занятиях, на практике.

ПК1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.

- Демонстрация навыков подготовки газовых баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки.

Устный контроль; тестовый контроль;

наблюдение и экспертная оценка за действиями на практике

ПК1.3. Выполнять сборку изделий под сварку.

- Обоснованный выбор сборочно-сварочных приспособлений.

- Обоснованный выбор последовательности наложения прихваток.

-Выполнение сборки под сварку.

Устный контроль; тестовый контроль;

комбинированный контроль; наблюдение и экспертная оценка за действиями на практических занятиях, на практике

ПК 1.4.Проверять точность сборки.

- Обоснованный выбор измерительных инструментов.

- Осуществление проверки точности сборки.

Устный контроль; тестовый контроль;

наблюдение и экспертная оценка за действиями на лабораторных работах, на практике

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и

социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Выполнение заданий в соответствие с поставленной задачей

Экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях

ОК 2. Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения профессиональных задач

Обоснование выбора и применение методов и способов решений профессиональных задач

Наблюдение и экспертная оценка

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Оценивание реальной ситуации, обоснование выбора решения нестандартных ситуациях, способность к самооценке.

Экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практиках.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Владение способами отбора и исполнение информации для выполнения профессиональных задач и личностного развития.

Экспертная оценка самостоятельных работ на теоретических и практических уроках

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Демонстрация навыков применения компьютерной техники в профессиональной деятельности.

Экспертная оценка умения правильно и быстро находить необходимую профессиональную информацию

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Выполнение заданных функций при работе в команде, толерантность межличностного общения

Наблюдение и экспертная оценка деятельности учащегося в коллективе, в группе и на производстве

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Выполнение требований профессиональной деятельности с учётом обязанностей воинской службы (устав воинской службы)

Анализ деятельности выпускников



© 2010-2022