- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по дополнительному образованию студия модыСтиль
Рабочая программа по дополнительному образованию студия модыСтиль
Раздел | Технология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шульгина Р.А. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
|
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
( Новый образовательный центр) г. Губаха
«УТВЕРЖДАЮ»
«__ »_________2015 год
Директор МБОУ СОШ№14
______________Н.В.Цыгуро
Принята на заседании
методического совета
« ___»______2015 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
СТУДИЯ МОДЫ « Стиль».
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации: 1-2 года.
Автор - составитель:
Шульгина Р.А.
педагог
дополнительного образования.
г. Губаха 2015
Содержание
-
Пояснительная записка______________________________________________
-
Учебный план_____________________________________________________
-
Содержание программы, предполагаемые результаты_____________________
-
Методическое обеспечение программы, рекомендации педагога____________.
-
Литература для педагогов_____________________________________________
-
Литература для уч-ся__________________________________________________
Пояснительная записка
Содержание программы нацелено на формирование творческой личности и воспитание духовно - нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения. Вид программы- авторская.
Современные методики внешкольной деятельности в области декоративно- прикладного направления органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно - творческих способностей.
Главное - раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Актуальность.
Мода и дизайн - одно из сложных и интересных направлений в развитии технологического искусства. Изменения стилей одежды, тенденций моды обязывает учителя технологии находиться в постоянном поиске новых художественных идей с целью повышения эстетического вкуса у уч-ся в дизайне одежды и создания образа. Также способствовать развитию творческого потенциала у каждого ребенка, стремлению к самосовершенствованию и самореализации.
Актуальность данной программы обусловлена еще и ее практической значимостью. Учащиеся могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности уч-ся при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию их одаренности.
Цель программы - создать условия для формирования у учащихся системы знаний о моде через активное включение их в создание коллекции моделей.
Задачи курса:
-
Освоить основы художественного конструирования и моделирования различных изделий.
-
Формировать специальные знания, умения, навыки в области техники, технологии, экономики, экологии.
-
Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность, ответственность и порядочность, культуру поведения и бесконфликтного общения, уважение к народным традициям и обычаям.
-
Развивать инициативу, самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
-
Развитие умения создавать свои собственные дизайнерские объекты, учить находить новое применение знакомым предметам и изделиям, по - новому их оформлять и употреблять в быту.
-
Формировать умения и навыки работы с различными материалами, с тканью, бросовым материалом и др.
Достижение заданных целей и задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей; взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования).
Работа над проектом строится по принципу «от простого - к сложному», от технологических операций к творческой работе. Главным условием при этом является конечный результат, удовлетворяющий потребности конкретного пользователя. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Творческая деятельность учащихся развивается с помощью интеграции содержания с общеобразовательными предметами: информатика, черчение, химия, история ,математика, русский язык, литература.
Ведущими идеями и технологиями стали современные подходы к ведению образовательного процесса:
-
технология развивающего обучения;
-
личностно-ориентированная технология с опорой на деятельностную составляющую.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по декорированию и изготовлению изделий. Очень важно, чтобы уч-ся не копировали уже созданное кем - то, а выполняли эксклюзивные вещи.
В результате программа создает предпосылки для понимания детьми того, что «созидающее воображение проникает своим творчеством всю личную и общественную, умозрительную и практическую… что оно вездесуще». (Т.Рибо)
Подведение итогов может происходить в виде выставки, проведение конкурсов на выявление лучших работ по темам ,участие в сетевых проектах и научно- исследовательских конференциях разного уровня.
Данная программа рассчитана на 162 часа в год на 4 часа изучения предмета в неделю, что способствует глубокому освоению технологий швейного производства, овладения основами компьютерного проектирования и дизайна, а также совершенствованию технологических навыков при создании собственного имиджа.
Таким образом, распределение учебных часов для изучения разделов программы таково:
-
Вводный урок - 2часа.
-
Швейные материалы - 4 часа.
-
Анатомия моды - 12 часов.
-
Основы моделирования и проектирования - 28 часа.
-
Технология обработки изделий - 17 часов.
-
Декоративно-прикладное творчество - 18 часа.
-
Проект - 5 часов.
-
Практическая работа по изготовления изделий- 74 часа.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Наименование
разделов (тем)
Кол-во
часов всего
Количество часов
Количество часов
10 кл
теория
10кл практика
11кл
теория
11кл
практика
1
Вводный урок
2
2
2
2
Швейные материалы
6
2
4
1
5
3
Анатомия моды
12
4
8
2
10
5
Основы моделирования и проектирования изделий
28
8
20
4
24
6
Технология обработки изделий
17
5
12
2
15
Декоративно-прикладное творчество
18
4
14
2
16
Практическая работа по изготовлению изделий.
74
4
70
74
Проект
5
5
5
Итого
162
29
132
13
149
Содержание программы
-
Вводный урок.
-
Швейные материалы.
-
. Натуральные волокна растительного и животного происхождения.
-
Виды тканей и ткацких переплетений. Прокладочные материалы, способы соединения их с тканью. Выбор ткани для изготовления изделия .
-
Химические волокна и ткани из них. Выбор материалов и фурнитуры для изготовления изделия.
-
. Классификация текстильных волокон. Способы получения швейных материалов. Технологические свойства материалов .
-
Анатомия моды
-
. Самая знаменитая школа моделирования в России
-
. Известные школы моды (Франции, Англии, Италии, Японии)
-
Институты моды
-
Основы моделирования и проектирования изделий
1.Искусство быть самим собой.
-
Классический стиль. Стиль элегантность.
-
Традиционный имидж. Естественный (спортивный) имидж.
-
Романтический имидж. Яркий имидж.
-
Как создать гармоничный образ .
-
Композиция костюма. Центр композиции.
-
Пропорции в одежде. Формы одежды.
Зрительные иллюзии в костюме. Декор и рисунок.
-
Что значит быть одетым стильно.?
-
Типология женских фигур. Типология мужских фигур.
-
Формы лица. Внутренние линии в костюме.
-
Аксессуары.
-
Как найти свои цвета.?
-
Типы внешности. Теория времен года.
-
Типы колорита.
-
Гармония цветовых сочетаний.
-
Создаем модель юбки. Выбор модели, ткани для юбки.
-
Брюки. Выбор модели и ткани для брюк.
-
Платье. Выбор модели и ткани для платья.
-
Технология обработки изделий.
4.Конструирование и моделирование изделий.
-
Юбка. Конструкции поясных изделий. Правила снятия мерок (2 часа). Последовательность построения основы чертежа поясного изделия. Расчётные формулы (4 часа). Построение основы чертежа 1:4 и в натуральную величину (2 часа). Способы моделирования поясных изделий. Выбор модели (4 часа)
-
Брюки. Конструкции поясных изделий. Правила снятия мерок (2 часа). Последовательность построения основы чертежа поясного изделия. Расчётные формулы (2 часа). Построение основы чертежа 1:4 и в натуральную величину (4 часа). Способы моделирования поясных изделий. Выбор модели (4 часа).
-
Платье. Конструкции плечевых изделий. Правила снятия мерок (2 часа). Последовательность построения основы чертежа плечевого изделия. Расчётные формулы (2 часа). Построение основы чертежа 1:4 и в натуральную величину (4 часа). Способы моделирования плечевых изделий. Выбор модели (4 часа).
5.Технология изготовления изделия.
-
Обработка юбки: обработка вытачек, складок; обработка боковых швов, застежки; обработка верхнего среза; обработка нижнего среза; ВТО, контроль качества; декорирование.
-
Обработка брюк: обработка вытачек; обработка карманов; обработка боковых срезов; обработка шаговых срезов, среднего среза; обработка застежки; обработка верхнего среза; обработка нижнего среза; ВТО, контроль качества; декорирование.
-
Обработка платья: обработка вытачек, рельефов; обработка боковых и плечевых швов; обработка воротника; обработка застежки; обработка горловины; обработка рукавов; обработка проймы, втачивание рукавов; обработка низа, ВТО; декорирование.
-
Практическая работа- 74 часа.
-
Изготовление швейных изделий, изготовление выкроек, лекал, раскрой изделия.
-
Пошив и выполнение различных операций на изделиях, выполнение примерки и устранение недочетов.
-
Подготовка к демонстрации.
7.Декоративно-прикладное творчество.
-
Виды отделок изделий, мастер- классы по изготовлению отделочных деталей.
8.Творческий проект (4 часа).
-
Подготовка документов.
-
Защита творческого проекта.
Перечень лабораторно - практических работ
Раздел
Название работы
Инструменты и материалы
Результат
1
Основные сведения о швейном производстве
Ассортимент швейных изделий
Лоскутки ткани, лупа, ножницы, игла
Образцы тканей
2
Сведения о швейных материалах
Классификация текстильных волокон
Свойства тканей из химических и натуральных волокон
Ткани из натуральных и химических волокон, блюдце с водой, тигели для поджигания нитей
Образцы тканей из натуральных и химических волокон
3
Основы моделирования одежды
Композиция костюма
Композиция костюма
4
Основы художественного проектирования изделий
Основы компьютерного проектирования и дизайна
Компьютер
Авторская идея модели
5
Устройство и работа швейной машины
Техника безопасности при работе на швейной машине
Швейная машина, нитки
Овладение инструментами при осмотре или ремонте машины
6
Технология машинных работ
Виды строчек и область их применения. виды швов
Образцы работ
Образцы работ
7
Технология обработки поясных изделий: конструирование и моделирование изделия
Снятие мерок и запись результатов
Расчёт конструкции поясного изделия по формулам
Построение по своим меркам самостоятельно
Зарисовка эскизов. Выбор модели
Подготовка выкройки к раскрою
Метр, миллиметровая бумага, карандаш, лекало
Готовое лекало
8
Технология изготовления изделия
Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
Первая примерка, её особенности
ВТО изделия
Детали кроя, выкройка, эскиз модели
Готовое изделие
9
Защита творческого проекта
Презентация работ учащихся
Изделие, теоретический проект
Мультимедийная презентация
4
5
6
7
8
9
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы.
-
Наличие оборудования для осуществления задач программы.
-
Наличие материалов и инструментов для декораторской работы.
Форма занятий по программе определена как свободное студийное творчество под руководством педагога.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов, репродукций произведений искусства, образцов декораторской мысли, дети выполняют задание, результатом, которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.
Для работы в области дизайна предлагается использовать такие технические приемы, как моделирование из картона и бумаги, природных материалов, коллаж из бумаги и тканей, работа с кожей, пластилином; материалы: бумага цветная, гофрированная, картон цветной и белый, кусочки ткани и кожи, природный материал (засушенные листья деревьев, кукурузы, перья, яичная скорлупа и т.п.), пластилин, клей ПВА, краски акварельные, акриловые, гуашь.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть как персональная, так и общая , в форме участия в конкурсах и научно- исследовательских конференциях.
В результате освоения полной программы
учащиеся должны знать:
-
сведения о роли техники и технологий в современном обществе.
-
виды фурнитуры, прокладочных и отделочных материалов, используемых при изготовлении швейных изделий;
-
о стилях в одежде;
-
правила работы с информацией и технологической документацией;
-
о компьютерных программах общего и специального назначения и их использование для конструирования и моделирования швейных изделий;
-
виды поясных изделий, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к швейным изделиям;
-
правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы поясных изделий;
-
особенности моделирования поясных изделий на основе чертежа, способы моделирования различных поясных изделий;
-
знать законы художественного конструирования,
-
использовать компьютерные программы для создания изделий;
-
назначение, конструкция, технология выполнения и условных графических обозначений швов: стачных и краевых;
-
технологическую последовательность обработки срезов изделия, обработки застёжки;
-
экономную раскладку выкройки на ткани, правила подготовки и проведения примерки;
-
правила ухода за швейными изделиями, ВТО;
-
выявление и исправление дефектов изделия;
-
единство стиля, причёски, костюма, косметики;
-
требования к качеству готового изделия.
учащиеся должны уметь:
-
использовать в своей работе безопасные приемы труда;
-
уметь подготавливать и оснащать рабочее место;
-
подбирать фурнитуру и прикреплять ее к изделию ручным и машинным способом, использовать прокладочные и отделочные материалы;
-
выдвигать деловые идеи;
-
изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план;
-
соблюдать правила безопасности труда;
-
правильно и красиво располагать текстовый и цифровой материал, контролировать качество выполняемых работ;
-
использовать законы композиции при создании графических объектов;
-
уметь проводить экспертизу и оценку изделий;
-
создавать банк дизайнерских идей и предложений, разрабатывать и внедрять лучшие идеи;
-
работать с журналами мод, читать и строить чертёж, моделировать выбранные фасоны моделей;
-
выполнять машинные швы;
-
выполнять раскрой ткани;
-
проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество готового изделия.
Каждый год обучения заканчивается изготовлением и представлением проектных изделий, показывающих степень освоения программного материала, индивидуальное творчество уч-ся, владение навыком работы в группе, способность реализовать собственное «Я» в костюме.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение технологической культуры.
2. Умение воплощать в работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
№
Раздел
Цель
Задание
Результат
1
Основные сведения о швейном производстве
Познакомиться с названиями тканей
Выявить их отличительные признаки
Сравнить цены и качество товара
Экскурсия в магазины «Ткани» нашего города
Покупка ткани для швейного изделия
2
Сведения о швейных материалах
Посетить Интернет - магазины
Подготовить дополнительную информацию о швейных материалах
Презентация
3
Основы моделирования одежды
Проанализировать тенденции моды в журналах мод
Изучить журналы мод, разработать эскизы, защитить проектов
Индивидуальный альбом авторских эскизов, конкурс на эксклюзивную модель
4
Основы художественного проектирования изделий
Освоить основы компьютерного проектирования и дизайна
Выполнить эскизы в соответствии с типом фигуры
Разработать проект на компьютере
Авторская идея модели
5
Устройство и работа швейной машины.
ucheba.com/ -
vidod.edu.ru
ict.edu.ru/
Изучить историю создания швейной машины
Презентация
6
Технология машинных работ
Изучить виды швов
Выполнить и проверить качество
Тестирование
7
Технология обработки изделий: конструирование и моделирование изделия
Формирование специальных знаний в области конструирования и моделирования
Подготовить сообщения, рефераты на тему «Индивидуальный стиль в одежде», «Индустрия моды: современный дизайнер», «Молодежный стиль в жизни современной девушки»
Выступление и анализ информации
8
Технология изготовления изделия
Продумать индивидуальность модели
Выбрать декор изделия (вышивка, оформление стразами, лентой и прочее)
Дизайнерское исполнение
9
Защита творческого проекта
Разработать критерии оценивания работ
Подготовить защиту творческого проекта
Фестиваль «Модный базар»
Литература
Для педагога
-
Арциховский А. В. Одежда // История культуры древней Руси. М.; Л., 1948.
-
«Бурда» - журнал моды. 2005 - 2009 год.
-
Екшурская Т.Н. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. СПб. Лениздат, 1992.
-
Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. - ТОО «Лейла», 1994.
-
Левашева В. П. Об одежде сельского населения//Труды Государственного Исторического музея. М., Вып. 40, 1966.
-
Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.
-
Орлова Л.В. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988.
-
Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. 2006.
-
Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. - М., 2000.
Для учащихся
-
«Бурда» - журнал моды.-
-
Екшурская Т.Н. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. СПб. Лениздат, 1992.
-
Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. - ТОО «Лейла», 1994.
-
Орлова Л.В. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988.
-
Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. 2006.
-
Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. - М., 2000.