Программа Мое профессиональное самоопределение

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии предназначена для обучающихся общеобразовательных 9А, 9Б и 9В классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Игринская средняя общеобразовательная школа №1.

Настоящая рабочая программа составлена для 9 класса на основе государственных образовательных стандартов в соответствии с федеральным компонентном Государственного образовательного стандарта (Приказ № 1089 от 5 марта 2004 года) и программы по технологии под редакцией В.Д. Симоненко. Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Цель программы:

  • Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии.

Задачи:

  • осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

  • ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

  • знакомство с особенностями современного рынка труда;

Необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший,

что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

что он может (возможности и способности),

что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработана программа "Мой выбор ", которая предлагается обучающимся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.

Организация занятий программы "Профессия и карьера" опирается на использование следующих важных принципов:

  • свободного выражения своего мнения;

  • взаимоуважения;

  • доверительности;

  • обратной связи;

  • безоценочности.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;

  • психодиагностические методы исследования личности;

  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • правила выбора профессии;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

  • классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке ("профессия", "специальность" и др.);

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.








Тематический план - 34 часа

п/п

Подразделы и темы

Кол-во часов


1

Введение

2

2

Технология основных сфер профессиональной деятельности

16

3

Профессиональное самоопределение

8

4

Проект «Мой профессиональный выбор»

8

ИТОГО: 34 часа













Календарно-тематический план

Номер занятия

Тема занятия с указанием практических занятий

Неделя по плану

1

Введение.

2

Профессия и карьера

3

Технология индустриального производства.

4

Профессии тяжелой индустрии

5

Технология агропромышленного производства

6

Профессии агропромышленного производства

7

Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности

8

Профессии в сфере легкой и пищевой промышленности

9

Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании

10

Арттехнологии

11

Профессии в сфере арттехнологий

12

Универсальные перспективные технологии

13

Профессии в сфере универсальных перспективных технологий

14

Профессиональная деятельность в социальной сфере

15

Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности

16

Технология управленческой деятельности

17

Профессии в управленческой сфере

18

Обобщение по разделу

19

Основы профессионального самоопределения

20

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение

21

Профессиональные интересы, склонности и способности

22

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении

23

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения

24

Мотивы и ценностные ориентации самоопределения

25

Здоровье и выбор профессии

26

Профессиональная проба

27

Проект «Мой профессиональный выбор»

28

Выявление проблем, сбор информации о профессии

29

Анализ и синтез идей

30

Работа над проектом

31, 32

Защита проекта

33

Состояние рынка труда в Удмуртии

34

Ролевая игра «Вокзал мечты»





Литература


Для учащихся:

  1. Технология: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010.

Для учителя:

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации: методическая рекомендация студента и классного руководителя/ сост. А.А.Ронсков. - Волгоград: Перемена, 2000.

  2. Прошицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии. 8 - 11 классы / Е.Н.Прошицкая. М.: Просвещение, 2005















© 2010-2022