- Преподавателю
- Технология
- Программа Мое профессиональное самоопределение
Программа Мое профессиональное самоопределение
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ившина И.О. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии предназначена для обучающихся общеобразовательных 9А, 9Б и 9В классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Игринская средняя общеобразовательная школа №1.
Настоящая рабочая программа составлена для 9 класса на основе государственных образовательных стандартов в соответствии с федеральным компонентном Государственного образовательного стандарта (Приказ № 1089 от 5 марта 2004 года) и программы по технологии под редакцией В.Д. Симоненко. Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Цель программы:
-
Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии.
Задачи:
-
осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
-
ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
-
знакомство с особенностями современного рынка труда;
Необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший,
что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
что он может (возможности и способности),
что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработана программа "Мой выбор ", которая предлагается обучающимся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Организация занятий программы "Профессия и карьера" опирается на использование следующих важных принципов:
-
свободного выражения своего мнения;
-
взаимоуважения;
-
доверительности;
-
обратной связи;
-
безоценочности.
Методы:
-
лекционный метод передачи знаний;
-
психодиагностические методы исследования личности;
-
методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Учащиеся должны знать:
-
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
-
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
-
правила выбора профессии;
-
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Учащиеся должны уметь:
-
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
-
составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
-
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
-
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
-
классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке ("профессия", "специальность" и др.);
-
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Тематический план - 34 часа
п/п
Подразделы и темы
Кол-во часов
1
Введение
2
2
Технология основных сфер профессиональной деятельности
16
3
Профессиональное самоопределение
8
4
Проект «Мой профессиональный выбор»
8
ИТОГО: 34 часа
Календарно-тематический план
Номер занятия
Тема занятия с указанием практических занятий
Неделя по плану
1
Введение.
2
Профессия и карьера
3
Технология индустриального производства.
4
Профессии тяжелой индустрии
5
Технология агропромышленного производства
6
Профессии агропромышленного производства
7
Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности
8
Профессии в сфере легкой и пищевой промышленности
9
Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании
10
Арттехнологии
11
Профессии в сфере арттехнологий
12
Универсальные перспективные технологии
13
Профессии в сфере универсальных перспективных технологий
14
Профессиональная деятельность в социальной сфере
15
Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности
16
Технология управленческой деятельности
17
Профессии в управленческой сфере
18
Обобщение по разделу
19
Основы профессионального самоопределения
20
Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение
21
Профессиональные интересы, склонности и способности
22
Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении
23
Психические процессы, важные для профессионального самоопределения
24
Мотивы и ценностные ориентации самоопределения
25
Здоровье и выбор профессии
26
Профессиональная проба
27
Проект «Мой профессиональный выбор»
28
Выявление проблем, сбор информации о профессии
29
Анализ и синтез идей
30
Работа над проектом
31, 32
Защита проекта
33
Состояние рынка труда в Удмуртии
34
Ролевая игра «Вокзал мечты»
Литература
Для учащихся:
-
Технология: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Для учителя:
-
Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации: методическая рекомендация студента и классного руководителя/ сост. А.А.Ронсков. - Волгоград: Перемена, 2000.
-
Прошицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии. 8 - 11 классы / Е.Н.Прошицкая. М.: Просвещение, 2005