Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликацияОткрытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликацияОткрытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликацияМуниципальное Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Сявский Центр детского творчества

Город Шахунья, п. Сява, Нижегородской области





Номинация «Открытое учебное занятие»


Занятие. «Оформление плоскостной игрушки - матрёшка в технике аппликация»Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

Для детей младшего дошкольного возраста 7-8 лет









Выполнила Юрьева Ольга Николаевна

педагог дополнительного образования



2014 год

п. Сява

Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

Тема: «Оформление плоскостной игрушки - матрёшка в технике аппликация»



Цель: научить выполнять аппликацию матрешки, используя шаблоны, самостоятельно оформлять работу в декоративном стиле.

Задачи:

  • знакомство с русской деревянной игрушкой - матрешкой из Сергиево-Посада, Семенова, Вятский, Полховского Майдана, историей ее возникновения, традициями русского народа;


  • определить характерные особенности каждой из представленных матрешек;



  • создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрешки узором


  • развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;



  • способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в декоративном, художественном творчестве, активизировать
    самостоятельный творческий поиск в решении художественно-оформительских задач.





ТИП ЗАНЯТИЯ: Комбинированный.

ВИД ЗАНЯТИЯ: Практическое занятие с элементами беседы.

МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, частично исследовательский.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 8 лет

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ 45 минут

НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУППЫ 10 человек

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Для педагога:

  • изготовление образца

  • изготовление технологической карты

  • изготовление раздаточного материала для проведения данного заняия

для детей:

  • разучивание стихов

  • подготовка рассказа о матрёшке

Оборудование:



  • образец аппликации «Матрёшка»;

  • презентация «Матрёшка»;

  • компьютер, проектор, колонки;

  • технологические карты;

  • шаблоны (матрёшка, сарафан, платочек, фартучек, украшение одежды- цветы);

  • различные виды бумаги (картон, цветная бумага, белая бумага);

  • инструменты (ножницы, простой карандаш, клей карандаш, клеёнка, ластик).

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  • Организационный этап. 1 мин.

/приветствие/

  • Подготовительный этап. 5 мин.

/сообщение темы, цели и задач/

  • Основной этап. 30 мин.

а/теоретический

б/практический

  • Итоговый этап 3 мин.

/ подведение итогов занятия/

  • Рефлекторный этап. 1 мин.

/самооценка занятия/

Ход занятия

1. Организационный этап.

Цель:

Организация рабочего места, психологический настрой на предстоящую работу.

Педагог: «Здравствуйте, ребята. Рада всех вас видеть. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте картон, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, клей карандаш, ластик и ножницы. Ребята, посмотрите вокруг. Как много красивых предметов в нашем классе! Все это сделано руками человека. А что мы делаем на наших занятиях? Мы учимся создавать прекрасное.

2. Подготовительный этап.

Цель:

Подготовка детей к восприятию материала занятия.

Педагог: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Нам с вами пришло письмо от Петрушки.

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки.

Я на ярмарку собрался,

И прошу вас мне помочь.

Мне игрушек смастерите

Чтоб, я на ярмарку повёз.

Педагог: - Ребята поможем Петрушке?

А вот какую игрушку мы будем изготовлять, угадайте сами?

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

/матрёшка/

Педагог: И для петрушки мы с вами сделаем вот таких прекрасных матрёшек. /показ образца/

Тема нашего занятия: «Оформление плоскостной игрушки - матрёшка в технике аппликация»

Цель занятия: Закрепление полученных навыков и умение по оформлению игрушек аппликацией.

Будем развивать внимание, память, творческое воображение, умение работать самостоятельно, умение работать в коллективе, в группах и в парах. Воспитывать аккуратность, точность при выполнении работы, любовь к традициям своего народа

Педагог: Для того чтобы, украсить матрёшку нам надо вспомнить материал предыдущих занятий. Я буду показывать разные виды аппликаций, а вы будите поднимать карточках кружочки:

Красным - декоративную

Синим - предметную

Жёлтым - сюжетную

/показ аппликаций педагогом /Приложение№1/

Педагог: Ребята проверим по моему образцу /СЛАЙД №2 /

- У кого нет ошибок?

- У кого одна ошибка?

- У кого две ошибки?

Педагог: Ребята, а каким видом аппликации мы будем оформлять матрёшку /показ образца ПРИЛОЖЕНИЕ №2/

Дети: Декоративным видом.

3. Основной этап.

а) теоретический

Цель:

Направление деятельности детей на правильное выполнение приёмов приклеивания деталей, на чёткую последовательность каждой операции с помощью технологической карты.

Педагог: - Ребята, наш класс сегодня будет мастерской, а мы мастерами по оформлению матрёшек. Прежде чем приступить к работе, послушайте историю о возникновении матрёшки СЛАЙД №3

- Давайте, подумаем, а откуда же взялось слово матрешка, кто-нибудь знает это слово? (высказывания детей)Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

- Одни ученые утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени , Матрёна восходящего к латинскому слову «Matrona» - знатная дама , мать семейства

-Вот мы познакомились с историей появления слова - матрешка.

Педагог: Матрешка - деревянная кукла внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. СЛАЙД №4

Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация


СЛАЙД №5Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается,

является ребёнок.


СЛАЙД №6

Точная история происхождения матрешки неизвестна. Самое распространённое предположение - русский мастер изобразил славянские

образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрешка имеет японские корни.

Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликацияОткрытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

СЛАЙД №7Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

Первая русская матрешка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая

изображала спеленатого

младенца.





Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация



СЛАЙД №8

Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.

СЛАЙД №9

В истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей росписи и изготовления матрешек:

-Отличаются они пропорциями формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды характерным цветом и деталями костюма.

  • Семеновский (г. Семеново)( рис.1)

  • Вятский (г. Вятка) (рис.2)

  • Загорский (Сергиев - Посад - г. Загорск) (рис.3)

  • Полховский (с. Полховский Майдан) (рис. 4)

Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликацияОткрытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

Семеновский (г. Семеново) Вятский (г. Вятка)

Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликацияОткрытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

Загорский(Сергиев - Полховский(с.Полховский Майдан)

Посад г. Загорск).

- Семеновский - матрешки округленные, преобладают: красный, желтый, коричневый цвета.

- Вятский - фигурки удлиненные присутствуют: желтый, зеленый красный, коричневые цвета.

- Загорские - фигурки округленные расписаны: желтым, красным, синим, зеленым цветам.

- Полховский - выточено шестигранное форме на голове вместо платка кокошник преобладает зеленый цвет.

А нам с вами конечно далеко до таких мастеров. Мы сделаем свою матрешку.

Педагог: Прежде чем приступить к оформлению нашей матрёшки, давайте вспомним основные этапы работы. СЛАЙД№ 10

- сделать заготовки по шаблонам

- Собрать матрёшку на картоне по шаблонам

- Запомнить расположение деталей, а потом выполнить аппликацию

Физ-минутка.

Мы - веселые матрешки.

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

Сарафанах наших пестрых.

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!

б) практическая

Цель: Оформление плоскостной игрушки - матрёшки путём аппликации, закрепление полученных знаний и умений на практике.

Педагог: Перед работой вспомним правила т/б при работе с ножницами и клеем.

Дети: Ножницами не маши,

Ты в руках их не крути.

И держа за острый край,

Другу их передавай

Клей в рот не бери,

Сильно на тюбик не дави.

Как приклеишь, ты деталь

Крышку клея закрывай.

Педагог: - Ребята, при оформлении матрёшки , обратите внимание на технологическую карту, на которой показан порядок приклеивания деталей. Сегодня вы будете работать в парах и делать одну матрёшку на двоих.

/Самостоятельная практическая работа детей в парах, сопровождаемая музыкальным оформлением/

4. Контрольный этап.

Цель: Осуществить контроль полученных на занятии знаний путём использования дифференцированных заданий.

Педагог: Ребята, Петрушка в письме прислал вам каждому свой портрет, но с разным цветом шапочки.

Если вы выберете красный цвет шапочки, то вам надо будет угадать загадку, если вы выберете зелёный цвет шапочки, то вам надо будет написать, что такое аппликация, а вот обладатели шапочки жёлтого цвета должны выполнить творческое задание, соединить стрелочками кусочки бумаги с названиями. /ПРИЛОЖЕНИЕ 3/

5. Итоговый этап

Цель: Подведение итогов проделанной работы на занятии.

/Появляется Петрушка сюрпризный момент/

Петрушка: -А вот и я, привет друзья!

Мастерская у вас хороша.

А игрушки, вы сделали для меня?

/Выставляются матрёшки

Педагог: Здесь игрушки знатные, складные да ладные!

Матрёшки повсюду славятся, они и тебе понравятся.

Петрушка: - А матрёшки, как сестрицы,

Все румяны круглолицы,

В разноцветных сарафанах.

На лодке в рядок стоят.

Ну, спасибо, молодцы.

Настоящие творцы.

До свидания, пока.

Спешу на ярмарку, друзья.

Дети: До свидания.

Педагог: - Ребята, что нового вы узнали на занятии?

- Чем украшали матрёшку?

- Где можно использовать матрёшку?

6. Рефлективный этап

Цель: Самооценка эмоционального состояния детей на занятии.

Педагог: - Ребята, если занятие вам понравилось и у вас хорошее настроение поднимите и поверните ромашку улыбающейся стороной, а если настроение плохое, то поверните ромашку грустной стороной.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация



Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2



















ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликацияОткрытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация

© 2010-2022