Цветоведение

Урок технологии в 5-ом классе по основам цветоведения. На уроке дети знакомятся с многообразием цветовой гаммы в тканях и его градацией на подгруппы, такие, как теплые, холодные цвета, тоновые различия, цветовой круг. К уроку прилагается презентация. На уроке учитель формирует навыки восприятия и осмысления новых знаний и способов деятельности по теме «Цветоведение». В процессе создаются условия для развития у детей логического мышления, воображения, эстетического вкуса, что способствует самореа...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ЧОУ «Православная гимназия во имя святых Мефодия и Кирилла

г. Белгорода»



Цветоведение

(методическая разработка урока)

5 класс



















Подготовила: учитель технологии

Дронова Наталья Владимировна






Тема: «Цветоведение»

Цель урока:

Образовательные:

организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению

и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по теме «Цветоведение»

Развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно- информационных умений и навыков учащихся;

содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

создавать условия для развития и самореализации личности учащегося.

Воспитательные:

способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Методы обучения: информационно- сообщающий, практический.

Межпредметные связи: ИЗО, биология.

Материально-техническое оснащение:

  • мультимедиа проектор, презентация к уроку «Цветоведение»;

  • наглядно-демонстрационный материал - цветовой круг, цветовой круг из лоскутов, раздаточные карточки;

цветные лоскуты, нитки мулине, клей ПВА, кисточки.

Время - 45 мин.

Ход урока


  1. Организационный момент

Добрый день, ребята! (Молитва) Садитесь. Давайте посмотрим, все ли сегодня у нас присутствуют и готовы к уроку. Сегодня тема нашего урока - «Цветоведение».

(1 слайд)

  1. Изучение нового материала

Педагог: Девочки! Посмотрите, какое разноцветье вокруг. (2,3,4 слайды). Нарядная одежда, панно, цветы. Откуда же берутся эти цвета? Где они прячутся?

( Ученицы отвечают).

  • Правильно!

(5слайд)

- Девочки! К нам в гости пришла Белошвейка. Посмотрите, в каком она

наряде. На ней костюм всех цветов радуги.

- Сегодня она поможет вам познакомиться со своими друзьями - красками. Вот послушайте, о чём говорят разноцветные нитки, ленты, лоскутки. Слышите, говорит красный лоскуток:

- Я - мак, я - огонь!

Вслед за ним откликается оранжевый:

- Я - морковь, я - апельсин, я - заря!

Жёлтая лента тоже не молчит:

- Я - пух утёнка, я - пшеница, я - солнце!

И зелёная ленточка шелестит:

- Я - трава, я - сады, я - леса!

А синяя ниточка отвечает:

- Я - василёк, я - чернила, я - море!

И фиолетовая лента шепчет:

- Я - слива, я - сирень в цвету, я - сумерки!

А вместе получилась радуга.

Педагог: Девочки! Какие цвета составляют радугу? Посмотрите и назовите. (Называют). Чтобы лучше запомнить в каком порядке идут цвета, давайте вспомним волшебную фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

- Что она означает?

Ответы уч-ся.( Каждое слово этой фразы перекликается с определённым цветом радуги или цветового круга:

«каждый» - красный, «охотник» - оранжевый, «желает» - желтый, «знать» - зеленый, «где» - голубой, «сидит» - синий, «фазан» - фиолетовый.)

(Педагог прикрепляет на доску цветовой круг)

- Итак, мы с вами увидели и узнали, что цвет играет большую роль в жизни человека. Законами о свойствах, взаимодействии, гармонии цвета занимается целая наука - цветоведение.

(6 слайд)

- Запишите определение в тетради.

( делают запись в тетрадях)

Педагог: Краски и создаваемое ими настроение настолько сливаются в нашем сознании, что слова, характеризующие наши чувства, мы нередко переносим на цвет. Мы характеризуем цветовые оттенки как радостные и угрюмые, нежные и весёлые, спокойные и возбуждающие. Одни цвета называются холодными, (7 слайд) Например: цвета зелёный, фиолетовый, синий, голубой условно называют «холодными», т.к. они образуют цветовую «оболочку» неба, воды, льда, ночи. ( 8слайд) Наоборот, жёлтый, оранжевый и красный цвета ассоциируются с цветом солнца, огня, раскалённых предметов, они как бы согревают нас, и мы условно называем их «тёплыми». Есть ещё и нейтральные цвета - белый и чёрный.

- Запишем это в тетрадь.

( делают запись в тетрадях)


Педагог: Перед вами таблица «цветов». Наклейте в соответствующие графы отрезки пасмы мулине нужных цветов. Будьте внимательны! Но сначала давайте вспомним правила безопасной работы сножницами и клеем.

(Выполняют работу).

Педагог: Поднимите свои карточки. Молодцы! Все выполнили правильно. При подборе цветовой гаммы соблюдаются основные правила. К гармонии по цветовому контрасту можно отнести цвета, лежащие на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.

(Прикрепляем к цветному кругу треугольник и смотрим: какие цвета

гармонируют).

(Ответы уч-ся.)

Есть ещё гармония по цветовому сходству. Например: сочетания жёлтых и жёлто-оранжевых, синих и светло-синих и т.д.

(Ответы уч-ся.)

В практической работе следует придерживаться примерно следующих гармонирующих цветосочетаний: прикрепляется плакат, дети проговаривают - какие цвета с какими цветами сочетаются. ( синий-желтый, фиолетовый -оранжевый, красный- зелёный, красный- черный, розовый- серый, желтый- зеленый)

(запись в тетрадь)

Педагог: Ребята! Из конвертов достаньте листки цветной бумаги. (9 слайд) Это фон, т.е. это то, на чём что - либо выделяется.

( делают запись в тетрадях)

Используя таблицу гармонии цветов и цветные лоскутки, подберите какие из лоскутков красивее всего и гармоничнее будут подходить к вашему фону. (Девочки выполняют работу).

(10 слайд)

  1. Физкультминутка.

Педагог: А сейчас давайте немного отдохнём.

.

(Идёт игра).

Педагог: Отдохнули? Теперь продолжим наш серьёзный разговор.

Готовямь к сегоднешнему уроку вы должны были найти интересные факты о цвете. Кто хочет меня дополнить?

( Человеческий глаз различает несколько тысяч цветов. Естественной шкалой цветовых тонов служит солнечный спектр, в котором различают около 130 цветов.

Например: красный цвет - тон, оттенок малиновый, розовый, гранатовый, вишнёвый, пунцовый, томатный, алый и т.д.)

Педагог: Достаньте из конвертов картонную карточку и лоскуты и приклейте их на карточку от светлого тона до тёмного. (Выполняют работу).

Педагог: Кто еще может привести интересные факты о цвете?

(Я ещё хочу добавить, что некоторые цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие - это красные и оранжевые цвета. Синие и фиолетовые - оказывают успокаивающее и угнетающее воздействие.)

Педагог: Да, это правильно! Девочки! Когда мы выполняем аппликацию из ткани, отделку фуртучка или платья, делаем прихватку мы используем ткани не только одноцветные, но и с различными рисунками. Посмотрите, пожалуйста, на этот цветовой круг. Он состоит из лоскутков.

( 12 слайд)

Педагог: Давайте разделимся на группы по 4 человека. Достаньте из конвертов карточку и цветные лоскутки, попробуйте создать гармонию, используя лоскутки с рисунком, наклеивая их на картон, от самого тёмного к самому светлому.

(13 слайд)

(Группы выполняют задание)

Педагог: Подняли свои карточки!

(Если есть ошибки, то они разбираются).


  1. Закрепление изученного материала.

Педагог: Итак:

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Чему научились?

  • понравилось ли вам работать в группе?

  • Что же изучает цветоведение?

  • Сколько основных цветов в цветовом круге?

  • Назовите волшебную фразу, с помощью которой всегда можно по

  • порядку назвать цвета в радуге, цветовом круге?

  • Что такое фон?

  1. Подведение итогов.

Педагог: Молодцы! Теперь на наших уроках вы сумеете сами подбирать необходимые для ваших работ цвета, сочетать их между собой или с фоном


  1. Дом. задание.

Дома вам необходимо выполнить в цвете эскиз прихватки используя полученные на уроке знания.


  1. Рефлексия.

Педагог: А теперь я вам раздам листочки, на которых изображены различные физиономии. Выберите одну из них, ту, которая похожа на вас сейчас, в данный момент, после нашего урока, поставьте возле неё букву - «Я».

(Выполняют).

А теперь ответьте одним предложением: почему именно эта рожица похожа на вас? (Говорят).

Педагог: Мы с вами сегодня хорошо поработали. Спасибо. Убираем рабочее место.

(Молитва)

До свидания!


© 2010-2022