- Преподавателю
- Технология
- Цветоведение
Цветоведение
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дронова Н.В. |
Дата | 16.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЧОУ «Православная гимназия во имя святых Мефодия и Кирилла
г. Белгорода»
Цветоведение
(методическая разработка урока)
5 класс
Подготовила: учитель технологии
Дронова Наталья Владимировна
Тема: «Цветоведение»
Цель урока:
Образовательные:
организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению
и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по теме «Цветоведение»
Развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно- информационных умений и навыков учащихся;
содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
создавать условия для развития и самореализации личности учащегося.
Воспитательные:
способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Методы обучения: информационно- сообщающий, практический.
Межпредметные связи: ИЗО, биология.
Материально-техническое оснащение:
-
мультимедиа проектор, презентация к уроку «Цветоведение»;
-
наглядно-демонстрационный материал - цветовой круг, цветовой круг из лоскутов, раздаточные карточки;
цветные лоскуты, нитки мулине, клей ПВА, кисточки.
Время - 45 мин.
Ход урока
-
Организационный момент
Добрый день, ребята! (Молитва) Садитесь. Давайте посмотрим, все ли сегодня у нас присутствуют и готовы к уроку. Сегодня тема нашего урока - «Цветоведение».
(1 слайд)
-
Изучение нового материала
Педагог: Девочки! Посмотрите, какое разноцветье вокруг. (2,3,4 слайды). Нарядная одежда, панно, цветы. Откуда же берутся эти цвета? Где они прячутся?
( Ученицы отвечают).
-
Правильно!
(5слайд)
- Девочки! К нам в гости пришла Белошвейка. Посмотрите, в каком она
наряде. На ней костюм всех цветов радуги.
- Сегодня она поможет вам познакомиться со своими друзьями - красками. Вот послушайте, о чём говорят разноцветные нитки, ленты, лоскутки. Слышите, говорит красный лоскуток:
- Я - мак, я - огонь!
Вслед за ним откликается оранжевый:
- Я - морковь, я - апельсин, я - заря!
Жёлтая лента тоже не молчит:
- Я - пух утёнка, я - пшеница, я - солнце!
И зелёная ленточка шелестит:
- Я - трава, я - сады, я - леса!
А синяя ниточка отвечает:
- Я - василёк, я - чернила, я - море!
И фиолетовая лента шепчет:
- Я - слива, я - сирень в цвету, я - сумерки!
А вместе получилась радуга.
Педагог: Девочки! Какие цвета составляют радугу? Посмотрите и назовите. (Называют). Чтобы лучше запомнить в каком порядке идут цвета, давайте вспомним волшебную фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
- Что она означает?
Ответы уч-ся.( Каждое слово этой фразы перекликается с определённым цветом радуги или цветового круга:
«каждый» - красный, «охотник» - оранжевый, «желает» - желтый, «знать» - зеленый, «где» - голубой, «сидит» - синий, «фазан» - фиолетовый.)
(Педагог прикрепляет на доску цветовой круг)
- Итак, мы с вами увидели и узнали, что цвет играет большую роль в жизни человека. Законами о свойствах, взаимодействии, гармонии цвета занимается целая наука - цветоведение.
(6 слайд)
- Запишите определение в тетради.
( делают запись в тетрадях)
Педагог: Краски и создаваемое ими настроение настолько сливаются в нашем сознании, что слова, характеризующие наши чувства, мы нередко переносим на цвет. Мы характеризуем цветовые оттенки как радостные и угрюмые, нежные и весёлые, спокойные и возбуждающие. Одни цвета называются холодными, (7 слайд) Например: цвета зелёный, фиолетовый, синий, голубой условно называют «холодными», т.к. они образуют цветовую «оболочку» неба, воды, льда, ночи. ( 8слайд) Наоборот, жёлтый, оранжевый и красный цвета ассоциируются с цветом солнца, огня, раскалённых предметов, они как бы согревают нас, и мы условно называем их «тёплыми». Есть ещё и нейтральные цвета - белый и чёрный.
- Запишем это в тетрадь.
( делают запись в тетрадях)
Педагог: Перед вами таблица «цветов». Наклейте в соответствующие графы отрезки пасмы мулине нужных цветов. Будьте внимательны! Но сначала давайте вспомним правила безопасной работы сножницами и клеем.
(Выполняют работу).
Педагог: Поднимите свои карточки. Молодцы! Все выполнили правильно. При подборе цветовой гаммы соблюдаются основные правила. К гармонии по цветовому контрасту можно отнести цвета, лежащие на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.
(Прикрепляем к цветному кругу треугольник и смотрим: какие цвета
гармонируют).
(Ответы уч-ся.)
Есть ещё гармония по цветовому сходству. Например: сочетания жёлтых и жёлто-оранжевых, синих и светло-синих и т.д.
(Ответы уч-ся.)
В практической работе следует придерживаться примерно следующих гармонирующих цветосочетаний: прикрепляется плакат, дети проговаривают - какие цвета с какими цветами сочетаются. ( синий-желтый, фиолетовый -оранжевый, красный- зелёный, красный- черный, розовый- серый, желтый- зеленый)
(запись в тетрадь)
Педагог: Ребята! Из конвертов достаньте листки цветной бумаги. (9 слайд) Это фон, т.е. это то, на чём что - либо выделяется.
( делают запись в тетрадях)
Используя таблицу гармонии цветов и цветные лоскутки, подберите какие из лоскутков красивее всего и гармоничнее будут подходить к вашему фону. (Девочки выполняют работу).
(10 слайд)
-
Физкультминутка.
Педагог: А сейчас давайте немного отдохнём.
.
(Идёт игра).
Педагог: Отдохнули? Теперь продолжим наш серьёзный разговор.
Готовямь к сегоднешнему уроку вы должны были найти интересные факты о цвете. Кто хочет меня дополнить?
( Человеческий глаз различает несколько тысяч цветов. Естественной шкалой цветовых тонов служит солнечный спектр, в котором различают около 130 цветов.
Например: красный цвет - тон, оттенок малиновый, розовый, гранатовый, вишнёвый, пунцовый, томатный, алый и т.д.)
Педагог: Достаньте из конвертов картонную карточку и лоскуты и приклейте их на карточку от светлого тона до тёмного. (Выполняют работу).
Педагог: Кто еще может привести интересные факты о цвете?
(Я ещё хочу добавить, что некоторые цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие - это красные и оранжевые цвета. Синие и фиолетовые - оказывают успокаивающее и угнетающее воздействие.)
Педагог: Да, это правильно! Девочки! Когда мы выполняем аппликацию из ткани, отделку фуртучка или платья, делаем прихватку мы используем ткани не только одноцветные, но и с различными рисунками. Посмотрите, пожалуйста, на этот цветовой круг. Он состоит из лоскутков.
( 12 слайд)
Педагог: Давайте разделимся на группы по 4 человека. Достаньте из конвертов карточку и цветные лоскутки, попробуйте создать гармонию, используя лоскутки с рисунком, наклеивая их на картон, от самого тёмного к самому светлому.
(13 слайд)
(Группы выполняют задание)
Педагог: Подняли свои карточки!
(Если есть ошибки, то они разбираются).
-
Закрепление изученного материала.
Педагог: Итак:
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Чему научились?
-
понравилось ли вам работать в группе?
-
Что же изучает цветоведение?
-
Сколько основных цветов в цветовом круге?
-
Назовите волшебную фразу, с помощью которой всегда можно по
-
порядку назвать цвета в радуге, цветовом круге?
-
Что такое фон?
-
Подведение итогов.
Педагог: Молодцы! Теперь на наших уроках вы сумеете сами подбирать необходимые для ваших работ цвета, сочетать их между собой или с фоном
-
Дом. задание.
Дома вам необходимо выполнить в цвете эскиз прихватки используя полученные на уроке знания.
-
Рефлексия.
Педагог: А теперь я вам раздам листочки, на которых изображены различные физиономии. Выберите одну из них, ту, которая похожа на вас сейчас, в данный момент, после нашего урока, поставьте возле неё букву - «Я».
(Выполняют).
А теперь ответьте одним предложением: почему именно эта рожица похожа на вас? (Говорят).
Педагог: Мы с вами сегодня хорошо поработали. Спасибо. Убираем рабочее место.
(Молитва)
До свидания!