Разработка урока по технологии на тему Изготовление куклы-скрутки 5 класс

Любимую куклу мастерим сами (изготовление куклы-скрутки) Цели урока: 1. Научить одному из любимых традиционных зимних занятий женщин и детей – изготовлению тряпичной куклы - скрутки. 2.Научить работать с инструкционной картой. Задачи. 1) Формировать понятия и представления о традиционной народной кукле-скрутке. 2) Обучать приемам выполнения куклы из ткани в народном костюме на основе традиционных приемов: скручивание; перевязывание деталей нитками, соединение деталей с помощью тесьмы сшивание...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Любимую куклу мастерим сами

(изготовление куклы-скрутки)

Цели урока:

1. Научить одному из любимых традиционных зимних занятий женщин и детей - изготовлению тряпичной куклы - скрутки.

2. Научить работать с инструкционной картой.

Задачи.

1) Формировать понятия и представления о традиционной народной кукле-скрутке.

2) Обучать приемам выполнения куклы из ткани в народном костюме на основе традиционных приемов: скручивание; перевязывание деталей нитками, соединение деталей с помощью тесьмы сшиванием.

3) Дать понятие об инструкционно-технологической карте и правилах её составления. 4) Развивать творческое воображение учащихся.

5) Воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование:

Для учителя: изделие: тряпичная кукла- скрутка, презентация к уроку, технологическая карта, вата, толстые нитки желтого цвета, вата, ножницы, игла, тесьма, бисер, ткань (белый ситец, фланель, гладкокрашеная или набивная ткань)

Для учащихся: вата, ножницы, игла, нитки, тесьма, бисер, правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка рабочего места

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Ткани, ножницы и нитки?
Все ли правильно сидят.
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".

II. Вводная беседа.

- Скажите мне о ком идёт речь?

Платья носит, Есть не просит,

Всегда послушна, но с ней не скучно. (кукла)

Вопросы для повторения:

- с каким видом рукоделия мы познакомились с вами на прошлом уроке?

- какие виды тряпичных кукол вы знаете?

- какая из кукол запомнилась вам больше всех?

- назовите представленных на слайде игровых кукол (слайд№4)

III. Сообщение ученицы "Народные традиции изготовления игрушек"

В старину игрушками крестьянских детей были самодельные куклы. Из чего их только не делали: из цветов, стеблей крапивы, листьев лопуха. Даже обычное полено наряжали куклой!

Интересные куклы получались из соломы: скручивали жгутик из золотистой соломы, свивали косичкой руки. Украшали такую куклу пёстрым передником, покрывали ей голову ярким ситцевым платочкам.

В каждой крестьянской избе были тряпичные куклы. Кусок ткани скручивали в "скалку", белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой. Обязательно пришивали кукле косу, сплетенную из ниток.

Наряжали куклу с большим старанием, но кукле не делали лицо. По народному поверьям, кукла с лицом обретает душу, и становилась опасной для ребёнка. Безликая же кукла считалась предметом не одушевлённым и не могла ему навредить.

И смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой - и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. И для разных целей куклы изготавливались разные. Со временем игрушки потеряли своё символическое значение, кукле стали вышивать лицо или рисовать чернилами, сажей, углём.

IV. Сообщение темы и цели урока

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

И вы, наверное, догадались, что тема нашего урока: "Любимую куклу мастерим сами".

Показ учителем готового изделия(слайд №5)

Разработка урока по технологии на тему Изготовление куклы-скрутки 5 класс

V. Планирование работы.

Для работы вам понадобятся: толстые нитки жёлтого цвета (для волос), комочек ваты, ножницы, игла, тесьма, три лоскута ткани размером 20х20 см (для туловища - любого цвета, для головы - белого цвета, для сарафана - яркая гладкокрашеная или набивная ткань).

Технология изготовления куклы-скрутки.

Изготовление куклы-скрутки делится на 5 этапов:

  1. Изготовление туловища (слайды 6-7)

  2. Изготовление головы. (слайды 8-9)

  3. Изготовление блузы. (слайды 10-11)

  4. Изготовление косы (слайды 12-14)



  1. Изготовление сарафана и украшений. (слайды 16-19)

V. Физкультминутка (Слайд№15)

VI. Практическая работа - выполнение изделия

1. Прежде чем приступить к работе, нам необходимо повторить правила техники безопасности. Я буду в роли ученицы, а вы все учителя.

1. учитель: Я хотела взять иголку

Оказалась она колкой.

Учащиеся говорят, показывая игольницу. Иголка не игрушечка

Вам нужна подушечка.

2. учитель: Выключить утюг спешила,

За шнур дернуть я решила.

Учащиеся вместе: Утюг нужно выключать

В руках вилочку держать.

3. учитель: Я сломала вдруг иглу,

Может бросить на полу?

Учащиеся вместе: Иглы на пол не бросайте,

Их учителю отдайте.

4. учитель: Если ножницы даешь,

Помни четко правило.

Ученицы, показывая кольца ножниц: Два колечка другу дай.

Это будет правильно.

5. учитель: Хочешь стать фотомоделью,

Ровно спину ты держи,

Ученицы выпрямившись: И хорошую осанку

Всем ребятам покажи.

2. Приступайте к самостоятельной работе по намеченному плану.

У каждой из вас на парте есть помощник: это инструкционно-технологическая карта.

Она представляет собой таблицу, в которой дана последовательность выполнения операций и их изображение.

Технологическая последовательность - это порядок выполнения операций.

Девочки делают куклу, учитель помогает, контролирует, комментирует.

VIII. Итог урока

Какой получилась твоя кукла?

Какие трудности возникли в работе?

Чем будет украшена твоя кукла?

VIII. Домашнее задание:

1.Одеть куклу на свой вкус с учётом её предназначения и дать ей имя.

2. Написать технологическую последовательность изготовления одежды для куклы.

Вариант изготовления одежды (Слайды 16-19)







Инструкционно-технологическая карта на изготовление куклы-закрутки

№ п/

Последовательность выполнения работы

Изображение

1

Изготовление туловища

Подогнуть нижний и два боковых среза лоскута ткани для туловища на 2 см на изнаночную сторону. Скрутить лоскут не очень туго, начиная с левого среза.

Разработка урока по технологии на тему Изготовление куклы-скрутки 5 класс

2

Перевязать закрутку нитками в двух местах, чтобы получилась шея и талия куклы.

Разработка урока по технологии на тему Изготовление куклы-скрутки 5 класс

3

Изготовление головы.

Положить в центр белого лоскута ткани комочек ваты. Получилась заготовка для головы.

Разработка урока по технологии на тему Изготовление куклы-скрутки 5 класс

4

Вставить туловище в заготовку для головы. Перевязать голову нитками.

Разработка урока по технологии на тему Изготовление куклы-скрутки 5 класс

5

Изготовление блузы.

Подогнуть образовавшиеся углы ещё раз внутрь, сложить и перевязать ниткой, чтобы получились руки.

Разработка урока по технологии на тему Изготовление куклы-скрутки 5 класс

6

Перевязать нитками блузу на линии талии куклы.

Разработка урока по технологии на тему Изготовление куклы-скрутки 5 класс

7

Изготовление косы

Заготовить нитки нужной длины (это волосы куклы), наметить середину.

Разработка урока по технологии на тему Изготовление куклы-скрутки 5 класс

8

Наложить волосы на голову куклы. Пришить их по линии середины головы, чтобы получился пробор.

Шов «назад иголку». Длина стежка-2мм

Разработка урока по технологии на тему Изготовление куклы-скрутки 5 класс

9

Уложить волосы вокруг головы и заплести косу. Перевязать голову тесёмкой и сшить её концы сзади

Разработка урока по технологии на тему Изготовление куклы-скрутки 5 класс

















© 2010-2022