Тематический план

В каждом ребенке, подростке живет исследователь, изобретатель, которому нужны условия для творческой деятельности. Занятия в столярных мастерских при изготовлении различных изделий, при выполнении творческих проектов способствует раскрытию всех задатков личности, позволяет достичь вершин творчества и проявить себя. Изготовление изделия- от его идеи до конечного продукта- развивает целеустремленность, волю, настойчивость, мышление, приучает к порядку, точности, аккуратности, находчивости и предпр...
Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное стационарное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Надежда»















Программа дополнительного образования

«Столярное дело»

















Руководитель: Семенов

Михаил Николаевич,

инструктор по труду

Г.Чита

Введение

В каждом ребенке, подростке живет исследователь, изобретатель, которому нужны условия для творческой деятельности. Занятия в столярных мастерских при изготовлении различных изделий, при выполнении творческих проектов способствует раскрытию всех задатков личности, позволяет достичь вершин творчества и проявить себя.

Изготовление изделия- от его идеи до конечного продукта- развивает целеустремленность, волю, настойчивость, мышление, приучает к порядку, точности, аккуратности, находчивости и предприимчивости, создает возможности самостоятельных «открытий».

Свободный от инерции мышления молодой ум способен рождать новые идеи, воплощать фантазии в реальную действительность. Пробудить способности этих детей, направить их в творческое русло- важнейшая задача занятий в столярной мастерской.

Самостоятельное выполнение различных ремонтных работ в приюте позволит рационально использовать имеющиеся средства, повысит трудовой авторитет, поможет в будущей жизни. Мастер на все руки- так называют того, кто может все сделать своими руками надежно, красиво и вовремя.





Пояснительная записка.



Рабочая программа кружка «Удивительный мир дерева» составлена на основе: примерной программы дополнительного образования по направлению «Технология. Технический труд, обработка древесины», многолетнего опыта работы с детьми с применением методической литературы: учебник Технология (технический труд) Симоненко В. Д., пособие по изготовлению столярных изделий Шумега С. С., резьба по дереву Семенцов А.Ю., Журавлев Б. А.Столярное дело: учеб. Пособие для учащихся средних и старших кл./Б. А. Журавлев.- М.: Просвещение, 1992.-256с.

Цель обучения в столярной мастерской по данной программе- является формирование практических умений, навыков, научно-технических знаний через вовлечение учащихся в общественно полезный, производительный труд.

Задачи:

  • освоение технологических знаний на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, а также безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных процессов, технического мышления, пространственного воображения, творческих способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатами их труда;

  • получения опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа составлена в соответствии с психологическими и физическими особенностями учащихся. В процессе обучения практическая часть занятий дается дифференцированно, с учетом индивидуальных возрастных особенностей несовершеннолетних с целью выявления и развития их творческих способностей.

Особое внимание уделяется на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. На вводном занятии учащиеся знакомятся с общими правилами безопасности труда, а на последующих занятиях правилами безопасного выполнения каждой трудовой операции.

Учащиеся должны знать:

  • основные породы, свойства и пороки древесины,

  • инструменты, оборудование и материалы, применяемые в столярном производстве,

  • устройство и правила обращения с ручным столярным инструментом,

  • устройство электрифицированного оборудования,

  • правила техники безопасности, санитарии и личной гигиены.

Учащиеся должны уметь:

  • изготовлять простые столярные изделия,

  • пользоваться контрольно-измерительным инструментом,

  • бережно обращаться с инструментом, экономно расходовать материал,

  • соблюдать правила техники безопасности.

Учебно-методическая литература:

1. Симоненко В. Д. Технология. Технический труд. 5-8 кл. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2002.

Дополнительная литература:

2. Ворошин Г. Б. Занятия по трудовому обучению. 5-8 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы , ремонтные работы в быту: пособие для учителя труда / Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло (и др.) под ред. Д. А. Тхоржевского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1989.

  1. Журавлев Б. А. Столярное дело : учеб. Пособие для учащихся старших кл. / Б. А. Журавлев.- М. : Просвещение, 1992.- 256 с.

  2. Коваленко В. И. Объекты труда. 7 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. -М. : Просвещение, 1990.

  3. Джексон А.Сделай сам: Полное руководство. Пер. с англ. Ю. Суслова.- М.ООО «Издательство Астрель».- 550с.: ил. 2001.

  4. Макиенко Н. И. Столярное дело с основами материаловедения. Учебник для подготовки рабочих специальностей. М., «Высшая школа», 1987

Тематическое планирование занятий в столярной мастерской.

Тема занятий

Кол. часов

Дата

Практическая работа с использованием инструментов и оборудования

1

Вводное занятие

3

Сентябрь

Изготовление малого кухонного набора. Применяется ручной столярный инструмент, а так же электрический лобзик ручной и стационарный, шлифовальный круг на токарном станке.

2

Т.Б. при работе в мастерских

3

3

Лес -наше богатство

3

4

Древесина

3

5

Древесные породы

3

6

Лиственные породы

3

7

Хвойные породы

3

8

Пороки древесины

3

9

Строение дерева

3

Октябрь

Изготовление больших кухонных наборов, швабр, черенков для лопат, граблей, метелок. Для изготовления используются токарный и сверлильный станки.

Круглопильный станок и рейсмус применяют для демонстрации приемов работ.

10

Столярный верстак

3

11

Ручной инструмент для обработки дерева

3

12

Строгание древесины

3

13

Инструмент для строгания

3

14

Пиление древесины

3

15

Виды пил. Стусло.

3

16

Сверление древесины

3

17

Виды сверл

3

18

Сверление на станке, дрелью

3

19

Устройство сверлильного станка.

3

Ноябрь

Изготовление детских стульчиков. Для долбления проушин применяют сверлильный станок, долото, стамеску, приемы долбления на станке демонстрируются безучастия детей в работе.

20

Долбление древесины

3

21

Стамеска, долото

3

22

Шлифование

3

23

Шлифование на станке

3

24

Разметка деталей

3

25

Разметочный инструмент

3

26

Станочное оборудование. Электрический лобзик

3

27

Приемы выпиливания эл. лобзиком

3

Декабрь

Изготовление столиков для цветов.

В работе используются; токарный станок, сверлильный станок, шуруповерт, фрезерный

28

Токарный деревообрабатывающий станок

3

29

Устройство токарного станка

3

30

Выбор заготовки для точения

3

станок(для обработки кромок столешницы и ножек).

31

Токарные резцы

3

32

Подготовка к точению

3

33

Приемы работ на токарном станке

3

34

Шлифование изделия на станке

3

35

Технология изготовления изделия

3

Январь

Выбор и обоснование своего проекта.

Выполнение конструкторской и технологической документации(чертежа, технологической карты).

36

Выбор проекта(изделия к проекту)

3

37

Разработка конструкции.

3

38

Конструкторская и технологическая документация

3

39

Симметрии и пропорции в конструкции.

3

40

Столярные соединения

3

41

Шиповые соединения

3

Февраль

Изготовление рамок для картин, фотографий.

Маятниковая, торцевая пила используется для демонстрации приемов пиления угловых соединений. Приемы склеивания рамок при помощи струбцин.

42

Элементы шипового соединения

3

43

Выпиливание шипа, долбление проушины вручную и на станке

3

44

Соединения на шкантах и нагелях

3

45

Соединение вполдерева

3

46

Соединение в «ус»

3

47

Соединение «ласточкин хвост»

3

48

Соединения на гвоздях и саморезах

3

49

Соединения на клею

3

Март

Точение на токарном станке скалок, толкушек, киянок, веселок и других изделий.

50

Виды клея

3

51

Зажимы, струбцины, ваймы.

3

52

Отделка изделия

3

53

Покрытие изделия морилкой.

3

54

Лакирование.

3

55

Виды лака

3

56

Сушка изделия

3

57

Художественная обработка дерева

3

Апрель

Изготовление макетов

58

Выжигание

3

игрушек военной тематики. Для изготовления применяются электрический лобзик и шлифовальный круг на токарном станке.

Изготовление шкатулок. Для изготовления применяется резьба.

59

Выжигатели. Приемы выжигания

3

60

Роспись по дереву

3

61

Выпиливание лобзиком

3

62

Резьба по дереву. Виды резьбы.

3

63

Контурная резьба. Материал, инструмент для резьбы.

3

64

Геометрическая резьба

3

65

Элементы геометрической резьбы.

3

66

Приемы резьбы.

3

67

Плоскорельефная резьба. Резцы для резьбы.

3

Май

Работа электрическим лобзиком(оформление садового участка) при этом применяется ажурная резьба.

68

Приемы выполнения резьбы.

3

69

Объемная резьба.

3

70

Выполнение объемной резьбы.

3

71

Прорезная, ажурная резьба.

3

72

Выполнение ажурной резьбы.

3

73

Отделка изделий.

3

74

Самооценка проекта.

3



© 2010-2022