Рабочая программа по предмету ОБЖ для 8 класса

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____/ Вазиева И.Ф./

Протокол № 1 от

«25» августа 2014г


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____/Галиева Г.У./


«26» августа 2014

«Утверждаю»

Директор ______/Хамидуллин М.Р. /

Приказ № 118 от


«27 августа » 2014г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

МБОУ «Подгорнобайарская основная общеобразовательная школа »


Мензелинского муниципального района РТ


Хамидуллин М.Р., учитель высшей квалификационной категории



ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 8 КЛАСС


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«27» августа 2014 г.





2014-2015 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования , примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса общеобразовательных учреждений А.Т.Смирнова (2008г.) и ориентирована на работу с учебником «Основы безопасности жизнедеятельности.8класс» (2007г.),соответствующей федеральному перечню учебников на 2013-2014 учебный год

Ц е л и.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Структура программы.

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета.

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 8 классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 10 часов.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

оказание первой медицинской помощи;

основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

В содержание рабочей программы включен материал по изучению с учащимися Правил дорожного движения. Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

выделение характерных причинно-следственных связей;

творческое решение учебных и практических задач;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Результаты обучения.

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать,

действовать, использовать, соблюдать и т. д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни .

14

2

Оказание первой медицинской помощи .

4

3

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера .

17

Количество уроков в неделю

3

Количество учебных недель

35

Итого

35


1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (14 ч).

1.1 Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (2 ч).

Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение - естественная потребность организма.

Физическая культура и закаливание. Личная гигиена.

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка.

Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

1.2 Правила обеспечения безопасности дорожного движения (2 ч).

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.

Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.

1.3 Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре (2 ч).

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.

1.4 Правила безопасного поведения на воде (1 ч).

Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

1.5 Правила безопасного поведения в быту (1 ч).

Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье.

Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.

Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.

1.6 Правила поведения на природе (2 ч).

Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.

1.7 Нарушение экологического равновесия в местах проживания (1 ч).

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность.

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

1. 8 Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях (3 ч).

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.

Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни.

Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.

Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.

2 Оказание первой медицинской помощи (4 ч).

Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование.

Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.

Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших.

Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

Первая медицинская помощь при утоплении и удушении.

Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении.

3 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (17 ч).

3. 1 Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения (7 ч).

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.

Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.

Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

3.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения (6 ч).

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

3.3 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная, радиационная и химическая защита населения.

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник основной школы должен

знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Учебно-методический комплект включает в себя:

у ч е б н и к и и у ч е б н ы е п о с о б и я:

- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2007;

- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2007;

д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:

- Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 клласс, Москва «Просвещение» 2010

-Энциклопедия школьника. Чрезвычайные ситуации. Москва 2006.

- Учебное пособие Первая медицинская помощь., «Армпрес» москва-2011

-Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций. И.Ф.Богоявленский - Санкт-Петербург,2011.









Интернет-ресурсы

Для учителя ОБЖ очень важно использование интернет-ресурсов на уроках для организации различных методов наблюдения и моделирования; выделения характерных причинно-следственных связей. Материалы сайтов позволяют находить творческое решение учебных и практических задач; широкое использование дополнительной информации способствует развитию навыков сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким основаниям, критериям. Учитель нацеливает школьников на самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности; использование ресурсов Интернета для решения познавательных и коммуникативных задач.

Проблемы пожаробезопасности, загрязнения среды, здорового образа жизни, нанесения вреда промышленными отходами являются объектом внимания на уроках ОБЖ. Поэтому использование учителем коллекции ссылок позволит более эффективно организовать познавательную деятельность на уроках.

Учебные пособия по ОБЖ для общеобразовательных школ bez.econavt.ru Безопасность жизнедеятельности школы

kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»

school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян Э.

theobg.by.ru/index.htm Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. Сайт Разумова В.Н.

informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности жизнедеятельности

0bj.ru/

Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций

ampe.ru/web/guest/russian Институт психологических проблем безопасности

anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания

goodlife.narod.ru Все о пожарной безопасности

0-1.ru Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций

hsea.ru Первая медицинская помощь

meduhod.ru Портал детской безопасности spas-extreme.ru Россия без наркотиков

rwd.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

www fcgsen.ru Охрана труда и техника безопасности

znakcomplect.ru

Лига здоровья нации www ligazn.ru

Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России»

znopr.ru Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение

risk-net.ru

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ ПРОВЕРЬ СЕБЯ .

1.b23.ru/hsoy - Тест по Гражданской защите.

2.b23.ru/hso0 - Тест по ОВС.

3.b23.ru/hso7 - Тест по ОБЖ 9класс










Учебно-тематическое планирование

по ОБЖ

Класс 8

Учитель Хамидуллин Марс Рафаелович

Количество часов :

Всего 35 часов, в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков___1_

Планирование составлено на основе: Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего

образования , примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса общеобразовательных учреждений А.Т.Смирнова (2008г.)

Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений

/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2007;


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

п/п


Тема урока,

элементы содержания


Тип

урока

Планируемые результаты освоения материала

Вид

контроля.


Основные виды учебной деятельности


Д/З

Дата проведения

план

факт

1

2

4

6

7

8

9

10

11

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.(14 ч)


1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни .Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха.

Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления.

Движение - естественная потребность организма.

Физическая культура и закаливание.

Личная гигиена

Урок изучения и первич-

ного закрепле

ния новых знаний

Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Решение ситуационных задач

Раскрывать особенности индивидуального здо-

ровья, репродуктивно

го здоровья.

Анализировать состояние своего здоровья.

Формировать индивидуальную систему здорового

образа жизни (режим дня, программу закаливания,

питания, взаимоотношений с о

кружающими и т.д.)

Уч. 8 кл.

§ 7.1-7.5;

7.8

3.09.

2

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье

.Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки

Комбинированный

Знать о вредных привычках

и их профилак-

тике.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Решение ситуационных задач

Усваивать знания об основных факторах, разрушающих здоровье (вредные привыч ки, ранние половые связи);

Анализировать влияние внешних факторов и вред-

ных привычек на состояние собственного здоровья.

Формулировать правила соблюдения норм здорового

образа жизни и профилактику вредных привычек

Уч. 8 кл.

§ 7.6-7.7

10.09

3

Правила обеспечения безопасности дорожного движения. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий.

Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге

Комбинированный

Знать о причинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения пешехода и велосипедиста.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Изучать причины дорожно-

транспортных происшествий, организацию дорожного движения, правила

дорожного движения.

Осваивать правила безопасного поведения на до

рогах

Уч. 8 кл.

§ 2.1-2.3

17.09

4

Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транс-
порте.

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения пассажиров на транспорте Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в общественном транспорте

Решение ситуационных задач

Составить памятку для пассажира «Прави ла безопасного поведения на транспорте»-

24.09

5

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

в доме. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания

Комбинированный

Знать о причинах возникновения пожаров; мерах пожарной безопасности; правилах безопасного поведения при пожаре в доме.

Владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище

Решение ситуационных задач

Уч. 8 кл.

§ 1.1-1.3

1.10

6

Правила безопасного поведения при пожаре на транспорте. Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения поведения при пожаре на транспорте

Использовать

приобретенные знания для соблюдения мер предосторожности в общественном транспорте

Решение ситуационных задач

Составить памятку для пассажира

«Поведение при пожаре на транспорте»

8.10

7

Правила безопасного поведения

на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде

Комбинированный

Знать правила поведения на воде и оказания помощи утопающему.

Владеть навыками оказания помощи утопающему.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде

Практическая работа:

Оказание помощи утопающему.

(15 мин)

Изучить правила поведения на водоемах.

Учиться определять места

водозабора. Усваивать правила само

и взаимо-помощи

терпящим бедствие на воде.

Уч. 8 кл.

§ 3.1-3.3

15.10

8

Правила безопасного поведения в быту. Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами.

Правила безопасного

использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.





Комбинированный

Знать правила безопасного использования электрических и электронных приборов; средств бытовой химии; различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома. Использовать полученные знания в повседневной жизни при выполнении хозяйственных работ дома

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Знакомиться с мерами

безопасности в быту.


Заполнить таблицу в тетради

22.10


9

Автономное существование человека в природе.

Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях.

Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Знать правила безопасного поведения в природной среде (подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение

временного укрытия).

Владеть навыками подачи сигналов бедствия

Практическая работа:

Способы подачи сигналов бедствия.

(15 мин)

Подготовить сообщение по одному из пунктов плана в тетради

29.10.

10

Правила ориентирования на местности

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Знать способы ориентирования на местности.

Владеть навыками ориентирования на местности

Практическая работа:

Ориентирование на местности.

(40 мин)

Повторить записи в тетради

12.11

11

Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность.

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах

Комбинированный

Знать о влиянии деятельности человека на окружающую среду.

Владеть навыками поведения при проживании в экологически неблагоприятных районах

Решение ситуационных задач

Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ

Уч. 8 кл.

§ 4.1-4.2

19.11

12

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.

Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества.

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Овладеть навыками поведения в криминогенных ситуациях.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Решение ситуационных задач

Подгото-вить памятку «Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте»

26.11

13

Терроризм. Поведение человека при захвате его террористами Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб

.

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для безопасного поведения при угрозе террористического акта; для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Знакомиться с видами террористических актов и их

последствиями.

Выучить записи

в тетради

03.12

14

Правила безопасного поведения в толпе .Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения в толпе.

Владеть навыками поведения в местах большого скопления людей

Проверочная работа по разделу «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».

(20 мин)

Подгото-вить памятку «Правила безопасного поведения в толпе»

10.12

Оказание первой медицинской помощи (4 ч)

15

Оказание первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз

ПДФ-Ш) и их использование

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Знать о перевязочных и лекарственных средствах медицинской аптечки; средствах индивидуальной защиты органов дыхания Владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)

Практическая работа:

Отработка навыков пользования противогазом

ГП-7.

(15 мин -

Анализировать возможные последствия различных

повреждений и травм.

Заочные средства из домашней аптечки

Уч. 8 кл.

§ 5.5.

Выписать в тетрадь лекарственные и перевя-

17.12


16

Первая медицинская помощь при травмах и переломах Способы остановки кровотечений.

Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Знать способы первой медицинской помощи при травмах и переломах.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

Практическая работа:

Способы остановки кровотечений, наложения жгута, повязки.

(15 мин)

Знакомиться с общей характеристикой различных

повреждений и травм.

Уч. 7 кл.

§ 7.1-7.4

24.12

17

Первая медицинская помощь при отравлениях. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Знать правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи(вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Практическая работа:

Оказание первой медицинской помощи при отравлении.

(15 мин)

Отрабатывать приемы оказания первой медицинской

помощи при неотложных состояниях

Уч. 8 кл.

§ 8.2

14.01

18

Первая медицинская помощь при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударе, обморожении

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Знать правила первой медицинской помощи при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударе, обморожении.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ожогах, обморожениях.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в

соответствующие службы экстренной помощи


Практическая работа:

Оказание первой медицинской помощи при

ожогах и обморожении.

(15 мин)

Овладевать способами остановки кровотечения,

оказания помощи утопающим в выполнении искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

Уч. 8 кл.

§ 8.4

21.01

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (18 ч)

19

Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговре менном оповещении

о землетрясении, во время и после землетрясений



Комбинированный

Знать правила безопасного поведения при землетрясении

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности

Проверочная работа по разделу «Оказание первой медицинской помощи».

(20 мин

Различать чрезвычайные ситуации геологического,

метеорологического, гидрологического, биологического происхождения

Объяснять причины возникновения различных

чрезвычайных ситуаций природного характера.

Уч. 7 кл.

§1.3;

§ 2.1-2.3

28.01

20

Вулканы. Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Решение ситуационных задач

Уч. 7 кл.

§ 2.4-2.5

4.02

21

Оползни, сели, обвалы,

Лавины. Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

Уч. 7 кл.

§ 2.6-2.7;

§ 4.4

11.02

22

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях, смерчах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

Уч. 7 кл.

§ 3.1-3.3

18.02

23

Наводнения . Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения при наводнении.

Уметь предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении

Решение ситуационных задач

Уч. 7 кл.

§ 4.1-4.3

25.02

24

Цунами. Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения во время цунами.

Уметь использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обес-печения личной безопасности

Решение ситуационных задач

Уч. 7 кл.

§ 4.6-4.7

4.03

25

Природные пожары .Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

Уч. 7 кл.

§ 5.1-5.2

11.03

26

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения. Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты. Промышленные аварии и катастрофы

Комбинированный

Знать о промышленных авариях и катастрофах, потенциально опасных объектах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

Проверочная работа по разделу «Чрезвычайные

ситуации природного характера»

Знакомиться с правовыми основами обеспечения

защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций, с

основными мероприятиями, проводимыми в

Российской Федерации по защите населения от

чрезвычайных ситуаций.

Уч. 8 кл.

§ 5.1

18.03

27

Пожары и взрывы. Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

Уч. 8 кл.

§ 5.6-5.7

1.04

28

Промышленные аварии

с выбросом опасных химических веществ .Химически опасные объекты производства. Аварийно-химические опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы

Комбинированный

Знать о химически опасных объектах производства, аварийно-химических опасных веществах.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

Решение ситуационных задач

Уч. 8 кл.

§ 5.4

8.04

29

Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Знать правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Практическая работа:

Эвакуация пострадавших.

(15 мин)

Уч. 8 кл.

§ 5.5

15.04

30

Аварии на радиационно опасных объектах .Правила безопасного поведения при радиационных авариях

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

Уч. 8 кл.

§ 5.2-5.3

22.04

31

Гидродинамические аварии.. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической

аварии

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступлении

Решение ситуационных задач

Уч. 8 кл.

§ 5.8-5.9

29.04.

32

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Знать об организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Уметь владеть навыками поведения в чрезвычайных ситуациях по сигналу «Внимание всем!»; использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Практическая работа:

Отработка навыков действий обучающихся по сигналу «Внимание всем!».

(15 мин)

Изучать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Уч. 8 кл.

§ 6.1-6.2

6.05

33

Инженерная, радиационная и химическая защита населения.Эвакуация.

Комбинированный

Иметь представление об инженерной, радиационной и химической защите населения.

Уметь использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности

Проверочная работа по разделу «Чрезвычай

ные ситуации техногенного характера».

(20 мин)

Изучать правила оповещения и эвакуации населе

ния и

правила использования средств защиты.

Уч. 8 кл.

§ 6.3

13.05

34

Промежуточная аттестация.( тест)

Урок комплексного применения ЗУН учащимися


20.05

35

Итоговое занятие. Обобщение изученного.

Урок комплексного применения ЗУН учащимися


27.05





























Источники информации

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по ОБЖ

  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - Москва: «Просвещение», 2010.

Литература для учителя:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 233 с.: ил. - (Академический школьный учебник).

  2. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. - М.: АСТ: Астрель, 2006.

  3. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  4. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под рел. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. - М.: Дрофа, 2009.

  6. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. - М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.

  7. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2007.

  8. Конституция РФ.

  9. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2010.

  10. Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин - М.: Просвещение, 2004.

  11. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал

  12. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал

  13. Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. - Минск: Харвест, 2007.

  14. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. - Волгоград: Учитель, 2009.

  15. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007.

  16. Основы безопасности жизнедеятельности класс: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО Издательство АСТ», 2004.

  17. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Городияш. - Волгоград: Учитель, 2007.

  18. Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. - Сибирское университетское издательство, 2006.

  19. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М., 2006.

  20. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. - Изд. 2-е, доп. - М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.

  21. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2008.

  22. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005.

  23. Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).

УМК для учащихся:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 233 с.: ил. - (Академический школьный учебник).

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. - М.: АСТ: Астрель, 2006.

  2. Конституция РФ.

  3. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал

  4. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал

  5. Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. - Минск: Харвест, 2007.

  6. Основы безопасности жизнедеятельности класс: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО Издательство АСТ», 2004.

  7. Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. - Сибирское университетское издательство, 2006.

  8. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М., 2006.

  9. Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).

  10. Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».

Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. - М.: Айрис-пресс

© 2010-2022