- Преподавателю
- Технология
- Внеклассное мероприятие по предмету ДПИ, Орнаментальное дерево (7-11класс)
Внеклассное мероприятие по предмету ДПИ, Орнаментальное дерево (7-11класс)
Раздел | Технология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Азизмамадова В.Г. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Азизмамадова В.Г.
Внеклассное мероприятие
по предмету ДПИ
Конкурс
«Орнаментальное дерево»
Среди учащихся 7-11 классов
Цели:
-пробуждение интереса к культуре своего народа;
- приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, понимаю его истоков;
-ознакомление учащихся с работой вырезания орнамента;
- формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии;
- развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества
- воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш
Наглядные пособия: репродукции мастеров, орнаментальные картины, предметы, вышивка; изделия
Форма проведения мероприятия: индивидуальная.
Методы проведения: информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический.
План проведения:
1.Сообщение по данной теме
2.Практикум (индивидуальная работа).
3.Подведение итогов.
Ход мероприятия
Сообщение ученика об орнаменте с использованием презентации:
Орнамент в народном искусстве всегда служил для украшения предметов быта. Это коллективное творчество народа, уходящее своими корнями вглубь тысячелетий. Созданные и отшлифованные трудом поколений, народные орнаменты представляют огромную ценность как один из источников профессионального искусства - живописи, графики, скульптуры и как частица истории создавшего их народа.
Самобытно и неповторимо орнаментальное искусство малых народов Сахалина.
Основная особенность орнамента - это ритмическое чередование, повторяемость составляющих его элементов (рапорт). Важнейшим свойством орнамента является его подчиненность назначению, форме и размерам тех предметов, на которые он наносится. Орнамент в произведениях прикладного искусства становится организующим началом, выявляет конструкцию предметов (например, располагаясь вдоль швов одежды и обуви (рис 1), обогащает цветовую гамму изделий. В орнаменте ярко раскрываются образные способности народа, национальное своеобразие искусства, чувство ритма, понимание цвета и формы.
Рис 1
Узоры орнамента имеют декоративное, а не изобразительное значение. Но в разные исторические периоды функция орнамента была различной. В древности орнамент был первой системой кода, изобретенной людьми, и даже если он состоял из одних лишь геометрических узоров, то имел свой смысл. Первые орнаментальные мотивы можно отнести к эпохе палеолита, когда изображение людей и различных животных, выполненным на камне, придавалось магическое значение, т. е, изображение определенных узоров считалось необходимым средством для успешного ведения хозяйства, удачной охоты и т.п. Со временем сакральное (магическое) значение условных изображений утрачивалось, но народная фантазия продолжала развивать и перерабатывать образы, вдохновленные самой природой; условные знаки стали постепенно приобретать самостоятельное декоративное значение.
Обычно орнамент делят на животный (зооморфный), растительный и геометрический; в отдельных случаях дополняют буквенным, антропоморфным (изображения человека) и тератологическим (изображения фантастических существ, чудовищ) рис 2.
Рис 2
Орнамент народов Сахалина исключительно богат по своим мотивам. В процессе развития эти мотивы приобретали множество вариантов, соединялись с другими мотивами, упрощались или усложнялись. Некоторые мотивы исчезали, другие возникали вновь.
Исток растительного орнамента - в древних изображениях родовых деревьев, вышивавшихся на свадебных халатах. Все формы листьев и цветов, встречающихся в орнаменте, получили свою разработку при изображении родовых деревьев и уже в готовом виде перенесены в орнамент. Здесь они присоединились к его старым композиционным основам, поэтому листья оказались на концах спиралей и расположились на них симметрично, согласуясь с симметрией всей криволинейно - геометрической основы узора (рис 3).
Рис 3
Организация усвоения способов деятельности
1. Беседа: Вспомните, из каких частей состоит алгоритм составления орнамента?
- Работа над орнаментальной композицией начинается с изготовления эскиза. - Сначала продумывается, из каких элементов будет состоять узор, и как он будет закомпонован в листе.
Практическая работа
Задание: разработать эскиз орнаментального дерева.
Итог мероприятия.
-
Выставка работ учащихся.
2Заключительное слово учителя.
3. Показ изделий
4. Определение победителей.
5. Подведение итогов.
Обощение:
Учитель. Не отрицая всего того нового, что появилось в последние десятилетия, нельзя забывать и о веками сложившихся традициях. Иначе национальная сущность искусства может быть выхолощена.
Такое нарочитое упрощение намного обедняет национальную культуру, негативно сказывается на ее восприятии. В связи с этим важно по крупицам собирать и сохранять те зерна, которые еще остались в памяти носителей традиционной культуры и в материальных памятниках.
Музейные экспозиции - это не большая, но очень ценная часть наследия коренных народов Сахалина. Нам - людям третьего тысячелетия - предоставлена уникальная возможность посмотреть и насладиться теми экспонатами и предметами, которые появились много веков назад. Нельзя предать забвению тот богатейший пласт традиционной культуры, который аборигены Сахалина сохраняли на протяжении столетий.
Спасибо за внимание, досвидание!
Работы учащихся