Трудовое обучение Квадратная сумка с орнаментом (1 класс)

Тема. Квадратная сумка с орнаментом. Цели. Познакомить учеников с основными элементами казахского орнамента, историей их появления; научить изготавливать элементы казахского орнамента из бумаги, составлять из них рисунок казахской национальной сумки для посуды аяккап; воспитывать интерес и любовь к родному краю к родному краю.   Оборудование. презентация изделий казахского искусства: посуда, казахские  костюмы, головные уборы; виды рогообразных орнаментов; образцы изготовления рогообразного орн...
Раздел Технология
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОШ имени С.Жаксыгулова



Квадратная сумка с орнаментом.

Открытый урок по трудовому обучению в 1 классе.

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Пустобаева Е.Ю.





Таскала, 2014

Тема. Квадратная сумка с орнаментом.

Цели. Познакомить учеников с основными элементами казахского орнамента, историей их появления; научить изготавливать элементы казахского орнамента, составлять из них рисунок казахской национальной сумки для посуды аяккап;

воспитывать интерес и любовь к родному краю к родному краю.

Оборудование. презентация изделий казахского искусства: посуда, казахские костюмы, головные уборы; виды рогообразных орнаментов; образцы изготовления рогообразного орнамента; цветная бумага, ножницы, клей.



Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой.
- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш открытый урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие. Настроились на урок!

- Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению.

3.Поиск ключевого слова урока.
Для того, чтобы обозначить тему нашего сегодняшнего урока вам необходимо отгадать ключевое слово. Сделать это можно, разгадав следующий кроссворд (каждая группа получает лист бумаги с кроссвордом):

1. Брюки, юбка, рубашка одним словом это (Одежда).
2. Жилище казахского народа (юРта).
3. Два конца, два кольца, посередине гвоздик (Ножницы).
4. Казахский национальный инструмент (домбрА).
5. Напиток из кобыльего молока (куМыс) (.
6. Казахское национальное блюдо (бЕспармак).
7. Какой праздник отмечают в Казахстане 22 марта (Наурыз).
8. Казахский головной убор мужчин (Тюбетейка)

- Выполнив данное задание вы подаете сигнал о готовности вашей группы (взявшись за руки и подняв их вверх).

- А теперь проверим, правильно ли вы разгадали кроссворд


1

о

д

е

ж

д

а


2

ю

р

т

а



3

н

о

ж

н

и

ц

ы

4

д

о

м

б

р

а



5

к

у

м

ы

с



6

б

е

с

п

а

р

м

а

к


7

н

а

у

р

ы

з



8

т

ю

б

е

т

е

й

к

а


- Ребята, рассмотрите предметы быта казахов, представленные в презентации (слайды 2 - 7).

- Что общего во всех этих предметах?

Дети. Все предметы украшены рисунками, орнаментами.

У. Да, действительно, это так. Казахи украшают орнаментом разнообразные предметы быта: юрты, ковры, одежду, посуду. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными элементами казахского орнамента, будем учиться изготавливать подобные орнаменты из бумаги, сделаем аппликацию казахской сумки для посуды аяккап (слайд 8).

- Вот такие сумки когда-то казахи использовали для хранения посуды. Они легкие, объемные, удобные в дороге. Рассмотрите, как они украшены. Здесь и орнамент, и бахрама.

4. Знакомство с основными элементами казахских орнаментов

У. Рассмотрите орнаменты. (слайд 9,10)

- Что они вам напоминают?

Трудовое обучение Квадратная сумка с орнаментом (1 класс)

Трудовое обучение Квадратная сумка с орнаментом (1 класс)

Д. Рога.

У. Как вы думаете, почему казахи в орнаментах изображают рога?

Выслушиваются ответы детей.

- Основным элементом являются рогообразные силуэты как отражение жизни казахов: животноводов, охотников, земледельцев и кочевников.
Как утверждают ученые, это древние орнаменты, и потому в них присутствуют элементы, отражающие жизнь кочевников и скотоводов. За основу рогообразных орнаментов народные умельцы брали рога барана, архара, козы, коровы, оленя, антилопы, сайгака (слайд 11) . Все они очень красивы и своеобразны, каждый имеет свое название. На сегодняшний день известно около 200 видов.

5. Практическая работа.
а)Задание: изготовить сумку для посуды аяккап из бумаги.
- Работать вы сегодня будете в группах. У каждого есть свой порядковый номер. Учащиеся под номерами 1 и 2 будут оформлять центральную часть сумки, а номера 3, (4) оформляют края сумки. В каждой группе есть руководитель группы. Руководитель будет контролировать процесс выполнения практической работы. По окончанию работы руководители группы сообщают учителю об объеме работы, выполненной каждым учащимся своей группы.
- Вся группа работает сообща для достижения общей цели.
- На столах также у вас лежат технологические карты (порядок выполнения способа вырезания орнамента «крестовина») с поэтапным изготовлением тех орнаментов, которые будут находиться в центральной части ковра - это узор «крестовина». Помните, что при украшении любого изделия важна симметрия. Начинайте работу!
- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы?
- Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? ( цветная бумага, карандаш, ножницы, клей и шаблоны).

Б) Планирование работы
Давайте составим план работы.

План:
1. Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на цветной бумаге.
2.Ввырежьте детали аппликации.
- Помните правила ТБ! при работе с ножницами.
3.Распределите детали аппликации на листе картона (основе).
4. Приклейте детали к основе.

- Перед началом работы, давайте вспомним правила работы с ножницами:


1. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд!
2. Не держи ножницы концами вверх!
3.Не оставляй ножницы на столе в раскрытом виде!

6. Самостоятельная работа учащихся
7. Целевые обходы учителя:


1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполнения работы.

8. Анализ выполненных работ. Выставка работ учащихся.
Каждая группа вывешивает орнамент на доску, руководитель группы представляет работу.

- Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы?
Что не совсем получилось? Почему не получилось?

- Оцени работу своей группы.


9. Выставление оценок.

10 . Рефлексия. Самооценка
- Что научились создавать своими руками?
- Красиво получилось?
- Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?
Наш урок мы завершаем! Чтобы узнать ваше мнение о том, как для вас прошел урок- вызвал ли он у вас интерес, принес ли пользу или может показался трудным- хочу, чтобы вы отметили это на карточках, которые лежат у вас на столах.
- Всем спасибо за активную работу!
Все свободны! Отдыхаем!

© 2010-2022