Методическая разработка по теме: Тесты контроля и качества

Разрабатывая систему тестовых заданий, прежде всего необходимо определить цели тестирования, в частности: - к какому виду контроля относится тест (текущий, тематический или итоговый); - оценка достижений учащихся будет производиться по отдельным темам, части курса или по всему курсу; - какие группы учащихся будут тестироваться. При этом полезно проанализировать учебную программу и каждую ее тему (учебный элемент) для: - сопоставления текста программы с квалификационной характеристикой по професс...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище №31 Московской области







Методическая разработка



Тема: «Тесты контроля качества производственного обучения по специальности «Слесарь»



Профессия: Слесарь





Разработал: мастер п/о Казинов А.В.









2014г.












СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Страницы

  1. Введение

3-5

  1. Анализ учебно-программной документации при разработке тестовых заданий

5-6

  1. Критерии оценки уровня усвоения

6-11

  1. Требования к тестам

11-13

  1. Заключение

14

  1. Список литературы

15

  1. Приложения

16-24






























1.Введение
Основной целью обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования является не только усвоение ими определенной системы знаний, но и формирование профессиональных компетенций. Совершенствование методов контроля профессиональной подготовки занимает особое место в практической работе инженерно-педагогических кадров. Педагогический поиск в этом направлении привел к использованию тестового контроля.
Тестовый контроль, наряду с применением традиционных методов оценки знаний и умений, дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени и труда педагога проверить знания, умения и навыки группы учащихся на разных этапах обучения; осуществлять текущий, рубежный (тематический) и выходной контроль.
ФГОС начального профессионального образования определяет учебные элементы и соответствующие им уровни усвоения, которые являются основными параметрами оценки качества подготовленности учащихся к профессиональной деятельности, т. е. их обученности.

Таких уровней усвоения три: 1 - ознакомительный;2 - репродуктивный; 3 - продуктивный.
Контроль и оценка профессиональных компетенций учащихся учреждений начального профессионального образования является важной составной частью образовательного процесса и необходимым условием оценки качества начального профессионального образования.
Контроль - это не только определение степени обученности и оценка, это мощное средство многопланового воздействия на личность учащегося. Правильно организованный контроль качества подготовки квалифицированных специалистов отвечает следующим требованиям:планомерность, систематичность, объективность, простота и экономичность.
В педагогической практике находят всё более широкое применение объективные методы дидактической диагностики, предусматривая независимое от личностных и профессиональных качеств измерение признаков обученности, проводимое в одинаковых условиях, основанное на единых критериях.
ТЕСТЫ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
Тест (в переводе с английского языка - проба, испытание, исследование) состоит из двух частей:
- задание (вопрос, суждение),
- эталон (правильный ответ).
Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить об усвоении учебного материала. Тест без эталона превращается в обычное контрольное задание.
Педагогический тест - это система заданий возрастающей трудности, построенная в определенной форме, позволяющая выявить уровень знаний, умений и навыков, видеть достижения каждого учащегося на разных этапах учебной деятельности.
Тесты классифицируются в зависимости от их направленности в следующие группы:
- тесты способностей. По результатам, полученным при их проведении можно судить об общих предпосылках учащегося, ориентироваться в заданиях и ситуациях;
- тесты личности. Изучаются реакции обучаемого на задания тестов, по которым можно судить об особенностях характера;
- тесты достижений. Типичными для этой группы являются дидактические тесты, когда на основе результатов выполнения заданий судят об уровне овладения учащимися определенным учебным материалом.
Педагогические тесты можно разделить на две группы: статистические (нормативные) икритериальные, которые не уточняют различий в результате деятельности тестируемых, а показывают, какого уровня они достигли в соответствии с целями обучения.
В данном дипломном проекте, предлагается методика разработки и примеры критериальных тестов достижений и примеры таких тестов.
Федеральный компонент государственного стандарта содержания профессионального образования фиксирует три уровня усвоения учебного материала, это означает, что не все элементы учебной программы учащиеся должны усвоить на одном и том же уровне. Уровни усвоения учебных элементов необходимо учитывать как в процессе преподавания при выборе методов и методических приемов, так и при разработке любых контрольных заданий. Соответственно для контроля результатов обучения разрабатываются тесты, позволяющие выявить первый, второй и третий уровни усвоения каждого элемента темы или группы учебных элементов. Для краткости будем называть такие тесты соответственно первого, второго или третьего уровней.



2. Анализ учебно-программной документации при разработке тестовых заданий.

Разрабатывая систему тестовых заданий, прежде всего необходимо определить цели тестирования, в частности:
- к какому виду контроля относится тест (текущий, тематический или итоговый);
- оценка достижений учащихся будет производиться по отдельным темам, части курса или по всему курсу;
- какие группы учащихся будут тестироваться.
При этом полезно проанализировать учебную программу и каждую ее тему (учебный элемент) для:
- сопоставления текста программы с квалификационной характеристикой по профессии;
- выявления структурных связей темы, учебного элемента с другими темами и учебными элементами данного предмета, а также изученными ранее другими предметами и курсами;
- определения и записи учебных элементов, исходя из важности той или иной темы или выделенного времени на их изучение;
- отбора содержания материала для заданий тестов в соответствии с государственным стандартом на выбранную профессию.
Далее составляются тестовые задания, и к ним готовятся эталонные ответы.
Четкая формулировка критериев оценки тестов является залогом успешности доведения тестов до нормированного вида.
Наиболее ответственный этап - экспериментальная проверка батареи тестов, анализ результатов и окончательная корректировка заданий и эталонов ответов.
Как правило, тестовое задание состоит из четырех частей:
1. Инструкция. Содержит указание - где и как делать пометки, записи при выполнении задания (обведите кружком правильный ответ, впишите пропущенное слово, произведите вычисления и т.д.). Возможно использование одной инструкции для группы однотипных заданий.
2. Текст задания. Вопрос, требующий однозначного ответа, утверждение, требующее подтверждения истинности или ложности, задание, предусматриваюшее определенное действие (подстановка пропущенного слова, определение соответствия последовательности и т.д.).
3. Варианты ответа. Предусматриваются при выполнении задания, как правило, для тестовых заданий первого уровня.
4. Правильный ответ, эталон. Без эталона задание теряет смысл, становится контрольным заданием.

2.1.Критерии оценки уровня усвоения.
Качество усвоения знаний и умений учащихся выявляется при выполнении ими соответствующей деятельности.
I уровень - уровень знакомства: узнавание, репродуктивное действие с подсказкой. Учащийся узнает предметы, процессы, свойства, если они представлены в натуральном виде или, если дано их описание, изображение, характеристика. На этом уровне учащийся может выполнять опознание, различение, соотнесение (классификацию).
а) Опознание: рассматривая предъявленный объект, учащийся отвечает, соответствует ли он поставленному вопросу (опознает его).
б) Различение: из нескольких представленных объектов учащийся выделяет именно те, о которых спрашивается.
в) Соотнесение (классификация): учащийся правильно соотносит объекты с их характеристиками (свойствами).
Тесты I уровня предназначены для проверки умений учащихся выполнять действия с подсказкой. Количество операций будет равняться количеству вопросов в тесте. Эталоном будет ответ «да» или «нет», указание номера правильного ответа.
Например:
1. Какие виды рубки металла применяются при слесарной обработке?
Ответы:
а) по уровню губок
б) на плите
в) в спец. приспособлении

г) по уровню губок и на плите

2.Какие приёмы опиливания плоских плоскостей применяются при слесарной обработке металла?
Ответы:
а) продольное

б) поперечное
в) перекрёстное
г) продольное, поперечное и перекрёстное
3. Какие виды разметки применяются при слесарной обработке металла?

а) плоскостная
б) пространственная

в) плоскостная и пространственная

Первый уровень считается сформированным, если обучающийся может узнать или опознать предмет, признаки на основе изученного материала.

II уровень - уровень воспроизведения (алгоритмический): репродуктивное действие - по памяти: учащийся может повторить (воспроизвести) информацию, операции, действия, решать типовые задачи (примеры), рассмотренные в ходе обучения.
а) Буквальное: воспроиздедение в том же виде и последовательности, как при обучении. Часто буквальное воспроизведение воспринимается как признак недостаточно глубокого осмысления информации, «зубрежки».
б) Реконструктивное: учащийся при воспроизведении составляет собственные варианты формулировок, приводит свои собственные примеры. Это способствует осмыслению новых знаний, облегчению запоминаний.
Это может быть знание употребляемых терминов, конкретные факты, понятия, правила, методы, способы действий. Эталон таких тестов представляет собой полный и правильный ответ. Каждое определение, понятие, включенное в эталон ответа, будет операцией теста.
Наиболее простыми тестами II уровня являются тесты на «подстановку», в которых намеренно пропущены: слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент теста. В таких тестах число операций равно числу подстановок.
В качестве тестов II уровня могут быть использованы и типовые задачи, т.е. такие задачи, которые позволяют применять для их решения известный алгоритм и получать необходимый ответ. Эталоном здесь будет правильное и полное решение задачи. Число операций подсчитывается по количеству производимых действий.

Например:
1. Заполнить пропуски: «Сплавы, в которых_________________второго компонента не превышает________________в_____________________состоянии, кристаллизуется как_______________растворы».
Эталон:
1) концентрация
2) предельной
3) растворимости
4) твердом
5) однородные
6) твердые
(6 операций).

Второй уровень считается сформированным, если учащийся может воспроизвести знания по памяти и применять их в типовых ситуациях, т.е. формулировать ответ, решать типовые задачи.
III уровень - эвристический: выполнение продуктивной деятельности на некотором множестве объектов, создание субъективно новой (новой для себя) информации. Учащийся может выполнять действия, алгоритмы которых освоены при обучении, но условия по сравнению с учебными изменены. Тестами III уровня являются нетиповые задачи, ситуации: в заданиях известна цель, но не ясны условия, при которых цель может быть достигнута. Учащиеся используют понятия и принципы в новых ситуациях, применяют законы, теории, правила, методы и способы действия в практической работе.

Пример теста 3-го уровня.

Вопрос

Варианты ответов

1) Подберите диаметр отверстия для нарезания резьбы М 16х1,5 -6 g для обработки стали

А) D= 14,5 мм

Б) D = 14 мм

В) D = 16 мм

Г) D= 15 мм

Третий уровень считается сформированным, если учащийся может решить "нетиповую задачу" на основе большой практической деятельности по профессии.
Уровни усвоения будут характеризовать подготовленность учащихся к конкретной деятельности. Методика оценки уровня знаний заключается в нахождении коэффициента усвоения (К). С этой целью в каждом задании определяется число существенных операций (Р), которые применяет учащийся, чтобы дать правильный ответ. Далее подсчитывается число операций, правильно выполненных учащимся при работе с тестовыми заданиями (обозначим буквой - а) и делим его на общее суммарное число операций.
Таким образом коэффициент усвоения
К= а/Р - отношение числа правильно выполненных операций ко всей совокупности операций, содержащихся в наборе тестов.
Материал считается усвоенным на I-ом уровне, если К - 0,7
При К - 0,9-1,0 - выставляется оценка «5»
К - 0,8 - 0,9 - выставляется оценка «4»
К - 0,7 - 0,8 - выставляется оценка «3»
К - менее 0,7 - выставляется оценка «2»
К выполнению тестовых заданий 2 уровня. Материал считается усвоенным на 3 уровне при К - 0,5
При К -менее 0,5 - выставляется оценка «2»
К - 0,5 - 0,6 - выставляется оценка «3»
К - 0,6 - 0,7 - выставляется оценка «4»
К - 0,7 - 0,8 - выставляется оценка «5»
Тестовые задания могут быть использованы при оперативном, поурочном, тематическом, рубежном и итоговом контроле знаний учащихся по различным предметам с учетом уровня усвоения учащимися учебного материала и стать основой опенки деятельности учебного заведения независимыми экспертами в ходе его государственной аттестации и аккредитации.

Приведенная выше формула в конкретном случае будет выглядеть так:
К = а / Р = 39 / 50 = 0,78 - оценка 3.
Таким образом, можно выяснить качественный уровень самих заданий, степень их трудности, важности отобранного для тестов учебного материала, пробелы при изучении каких-либо тем программы.
Для проведения тестирования необходимо:
- подготовить тестовые задания для каждого учащегося
- провести инструктаж по порядку выполнения заданий;
- иметь эталонные ответы для проверки;
- подготовить форму для заполнения результатов тестирования.

При подведении итогов тестирования можно использовать таблицу:

№ п.п.

ФИО

Обшее кол-во баллов (Р)

Кол-во правильных ответов (а)

Балл

(К)

оценка

1

Иванов И.И.

50

49

0,98

5

2

Петров С.С.

50

35

0,70

3

3

Сидоров П.О.

50

45

0,90

4

4

Лукин А.А.

50

39

0,78

3


Для текущей проверки знаний рекомендуется составлять тематические наборы тестов с общим числом операций 20-30, для итогового контроля желательно, чтобы число операций было не менее 30.

2.2. Требования к тестам


Тесты, выявляющие 1-й, 2-й и 3-й уровни, должны отвечать определенным требованиям. Главные из них:
- адекватность (валидность). В тестах достижений должна быть определенасодержательная и критериальная валидность. Первая обеспечивается соответствием задания содержанию той информации, которая заключена в учебном материале. Критериальная валидность обеспечивается возможностью выявления того уровня усвоения, который сформирован в учебном процессе;
- соответствие содержанию и объему полученной учащимися информации; а также контролируемому уровню усвоения (содержательная и функциональная валидность): тщательная проверка формулировок, терминов, буквенных обозначений, количественных данных, графических построений и т.д. (в соответствии с учебниками и учебными пособиями, инструкциями, ГОСТами, ТУ, стандартами ЕСКД и др., которыми в процессе обучения пользуются учащиеся);
- указание в сопроводительном тексте источника информации, которую использовал разработчик, с точным обозначением страниц, абзацев, номеров рисунков (для проверяющего);
- однозначность задания (задание должно требовать от учащегося ответа только на один вопрос и выполнения вполне определенного действия;
- четкость задания (формулировка теста должна четко разъяснять поставленную задачу перед учащимися);
- однозначность восприятия задания (все учащиеся должны понимать одинаково задание и при выполнении его действовать в соответствии с заранее составленным эталоном);
- практическая и дидактическая прогностичноегь задания (тест должен быть составлен таким образом, чтобы учащиеся, показавшие хорошие результаты при контроле усвоения, могли в дальнейшей учебной или производственной деятельности выполнять операции, предусмотренные тестом, а также могли усваивать информацию на более высоком уровне);
- надежность (набор тестов одного варианта по всем объектам контроля должен содержать не менее 30-40 существенных операций):
- по теме должно быть не менее 4 вариантов тестов; все варианты гестов по одной теме должны иметь примерно одинаковое количество существенных операций.
Существенными называют операции, отражающие усвоение учащимися знаний по тем учебным элементам, которые в данный момент проверяются. "Операция" теста - это одно или несколько взаимосвязанных действий, которые испытуемый должен применить, чтобы выполнить задания.
Дополнительные требования к тестам I уровня: задание должно быть составлено подробно, а ответ должен быть по возможности лаконичным; ответы должны быть идентичными по форме, содержанию, объему и соответствовать с точки зрения грамматики и логики вопросу; недопустимы абсурдные, очевидно неправильные или очевидно правильные ответы; оптимальное количество ответов в выборочном тесте равно 4.

3. Заключение.


При разработке контрольных (тестовых) работ необходимо учесть следующее:
- в содержание контрольных (тестовых) работ следует включать наиболее значимые задания по изучаемому материалу;
- разрабатывается не менее двух вариантов тестовых заданий одинаковой сложности;
- сложность вопросов (заданий) теста должна соответствовать уровню, установленному государственными образовательными стандартами;
- к каждому варианту заданий прилагаются эталоны правильных ответов, контрольные (тестовые) работы должны выполнять не менее 50% учащихся группы и учреждения НПО в целом;
- для контроля по производственному обучению следует составить для каждой группы перечень учебно-производственных работ с определением ученической нормы времени и количества операций (не менее 10);
- повторно одни и те же контрольные (тестовые) расчёты обучающиеся не выполняют;
- время на выполнение контрольных (тестовых) работ распределяется с учетом их сложности и объема.
Цель контрольно-оценочных процедур заключается в том, чтобы проследить динамику формирования у обучающихся профессиональных знаний и умений, установить уровень обученности и профессиональной подготовки выпускников, адекватность этого уровня требованиям государственных образовательных стандартов НПО, рынка труда, работодателей.

4. Список литературы


1. Агрэ И.Ю. «Разработка тестовых заданий текущего контроля учебного процесса» - СПб. Методические рекомендации. 1998.
2. Шапкин В.В. «Контроль знаний и умений обучающихся в учреждениях начального профессионального образования». - СПб. Методическое пособие.
3. Ерецкий М.И. Полисар Э.Л. «Разработка и применение тестов успешного усвоения» - М. ИРПО 1996.
4. Теория и практика контроля и оценки профессиональных знаний и умений. Профессиональное образование - 2000. - № 7 стр. 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тестовые задания по профессии
"Слесарь"

Общий блок
профессия "Слесарь"
I уровень

Текст вопроса

Правильный ответ

Материаловедение

1. Какое влияние оказывает повышение содержания углерода на свойства железоуглеродистых сплавов?
а) увеличивает твердость
б) увеличивает пластичность
в) увеличивает ударную вязкость

а

2. Пластичность низкоуглеродистых сталей определяется:
а) содержанием углерода
б) содержанием легирующих элементов
в) содержанием вредных примесей

а

3. Сплав, содержащий 1% углерода, это
а) сталь
б) чугун
в) железная руда

а

4. Среднеуглеродистые стали содержат углерода в процентах:
а) до 0,65%
б) свыше 0,6%
в) от 0,25-0,45%

в

5. Белый чугун содержит углерода в виде

а) цементита
б) шарового графита
в) пластинчатого графита

а



6.Чугун представляет собой

а) сплав железа с углеродом, содержащий углерода до 2 %
б) сплав железа с углеродом, содержащий углерода более 2 %
в) сплав на никелевой основе

б

7. Если содержание углерода в стали 0,45%, то сталь относится к:
а) высокоуглеродистой
б) низкоуглеродистой
в) среднеуглеродистой

в

8. К качественной низкоуглеродистой стали относится сталь марки:
а) сталь 35
б) сталь 15
в) СТ 2КП
г) 30

б

9. Способность материалов сопротивляться действию внешних сил, выдерживать их не разрушаясь - это
а) твердость
б) прочность
в) пластичность

б

10. Серый чугун характеризуется:
а) пластинчатой формой графита
б) высокими литейными свойствами
в) плохой обрабатываемостью резанием

а, б

11. Температура плавления - это свойство
а) механическое
б) физическое
в) технологическое

б

12. Как влияет на качество стали фосфор?
а) улучшает
б) ухудшает
в) не влияет никак

б

13. В маркировке легированной стали буквой «Г» обозначается
а) медь
б) ванадий
в) кремний
г) марганец

г

14. Количество углерода в стали 20 равно
а) 0,20%
б) 2%
в) 20%

а

15. Сколько углерода содержит сталь 08Х18Н10Т?
а) не более 8%
б) не более 0,8%
в) не более 0,08%

в



16. Какое относительное удлинение имеет высокопрочный чугун марки ВЧ 38-17?

а) 38%
б) 17%
в) в обозначении чугун не указывается

б


17. Определить % содержание химических элементов в быстрорежущих сталях - Р 6 М 5.

а) молибдена -5 %
б) вольфрама 6%
в) молибдена -5 % и вольфрама 6%

в




18.Расшифровать марку легированной инструментальной стали У8.

а) С - 0,75% -0,84%

б) Сч = 0,2%
в) Ni = 0,25%, Мп = о,2-0,4%

в

Охрана труда

19. Какова ответственность за нарушения правил охраны труда?
а) административная

б) повторный инструктаж
в) уголовная

б

20.Классификация опасных и вредных производственных факторов и причин травматиза:
а) физические

б) биологические
в) химические

г) механические

а, б, в

21. Техника безопасности при рубке металла:
а) работа в защитных очках
б) с применением защитной сетки

в) использование зубила длиной 200мм и более

г) работа исправным инструментом

а, б, в, г

22. Какие условия повышают опасность поражения электрическим током?
а) влага на оборудовании и одежде электросварщика
б) использование при работе резиновых перчаток
в) работа на заземленном оборудовании

а

23. При какой величине электрический ток считается смертельным?
а) 0,005А
б) 0,1А
в) 0,025А

б

Слесарно-сборочные работы

24. Инструмент, применяемый для плоскостной разметки заготовки

а) кернер
б) угольник

в)чертилка

г) ножовка по металлу

д) линейка

а, б, в. д

25. Цель опиливания плоских плоскостей
а) получение нужного размера по чертежу

б) получение заданной шероховатости
в) получение харак4терного металлического блеска

а, б

26. Какой инструмент применяется при рубке металла по уровню тисков?
а) молоток, зубило - длиной более 200мм

б) молоток, зубило - длиной менее 200мм
в) штангенрейсмус

а

27. Какой инструмент применяется для обработки отверстия по 7 квалитету?
а) сверло, развёртка

б) сверло, зенкер
в) сверло, зенкер, развёртка

в

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

II уровень

Текст вопроса

Правильный ответ

Материаловедение

1. Перечислить четыре основных вида термообработки стали

Отпуск, отжиг, закалка, нормализация

2. Вставьте пропущенные слова: "Сталь - это_____________________, в котором___________________содержится до 2%"

Сплав железа с углеродом,
углерода

3. Вставьте пропущенные слова: "Чугун - это_____________________, в котором____________________содержится свыше 2%"

Сплав железа с углеродом,
углерода

4. При введении какого элемента происходит удаление из металла шва водорода?

фтор

5. Вставьте пропущенное слово: "В маркировке легированной стали буквой "Г" обозначается металл ___________________"

марганец

6. Дополните предложение: "Способность металлов образовывать прочное сварное соединение - это _____________________________"

свариваемость металлов и сплавов

7. Температура плавления стали__________градусов

1200-1500градусов

Охрана труда

8. Соотнести профессиональные опасности и меры защиты
а) повышенный шум

б) влажность

в) поражение током
г) поражение дыхательных путей

а) работа в очках

б) защитный экран

в) защитная сетка

а-в
б-б
в-г
г-а

9. Соотнесите операции и инструмент
а) молоток,
б) кернер
в) шаблон
г) крейсмейсель

а) рубка
б) опиливание

в) правка металла
г) измерение
д) разметка

а-в
б-д
в-г
г-а
д-б

Слесарно-сборочные работы

10. Пропишите цель подготовки заготовки под резку металла

Получение контура детали по чертежу

11. Припуск, применяемый для выполнения операции резка

2 - 4 мм

10


© 2010-2022