Рабочая программа по профилю «Ручное ковроделие», школа VIII вида, 8 класс

Программа по технологии разработана для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Данная программа составлена для учащихся со сложной структурой дефекта. Эти дети в силу своих психофизических особенностей не могут обучаться по другим профилям трудового обучения, организованным в школе. У них глубокое отставание в познавательном развитии сочетается с серьезными нарушениями в двигательной, сенсорной сфере, нарушениями в эмоционально – волевой сфере и поведении вследствие органического поражения ЦНС, генетических заболеваний. Для них характерно недоразвитие общей и мелкой мотори...
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №35»




Рассмотрена на заседании методического совета школы

протокол № ___ от _________

Принята

педагогическим советом

протокол № _____ от __________

Утверждена

приказом директора

№ _______ от _____________




Технология

(профиль «Ручное ковроделие»)

8 Б класс

2013-2014 уч.год




Составитель: Яблокова В.Б.,

учитель первой квалификационной

категории.





г.Череповец

2013г



Пояснительная записка

Программа по технологии разработана для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Данная программа составлена для учащихся 8б класса со сложной структурой дефекта. Эти дети в силу своих психофизических особенностей не могут обучаться по другим профилям трудового обучения, организованным в школе. У них глубокое отставание в познавательном развитии сочетается с серьезными нарушениями в двигательной, сенсорной сфере, нарушениями в эмоционально - волевой сфере и поведении вследствие органического поражения ЦНС, генетических заболеваний. Для них характерно недоразвитие общей и мелкой моторики. У учащихся со сложной структурой дефекта слабая кратковременная слуховая память, более короткий период концентрации, трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков, а также установлении последовательности действий. Медленный темп работы, отсутствие самоконтроля. Они не могут самостоятельно ориентироваться в задании и планировать свою деятельность, нуждаются в постоянном повторении со стороны педагога, конкретном показе.

Цель обучения технологии - коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств обучающихся с проблемами интеллектуального развития, формирование их социального опыта.

Задачи преподавания технологии:

- дать учащимся доступные знания, практические умения и навыки, которые помогут им включиться в трудовую деятельность, в социум;

- сформировать на доступном уровне представление учащихся об основных свойствах материалов, применяемых в ручном ковроделии, учить применять эти навыки в повседневной жизни;

- использовать процесс обучения ковроделию для повышения уровня общего развития учащихся с проблемами интеллектуального развития, коррекции недостатков их мыслительной деятельности;

- развивать речь учащихся, обогащать ее специальной терминологией;

- воспитывать у учащихся интерес к творчеству, стремление использовать практические умения и навыки в повседневной жизни, работоспособность, целенаправленность, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение ручному ковроделию носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Коррекционная направленность предмета заключается в обогащении устной речи, получении новых социально значимых для самостоятельной жизни знаний. Большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков, т.к. обучение ручному ковроделию детей со сложной структурой дефекта является одним из средств коррекции и социальной адаптации, их успешной интеграции в общество.

Объем, содержание и система изучения технологии в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида имеют значительное своеобразие. Это объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися, а именно:

1. Учащиеся с проблемами интеллектуального развития усваивают новые знания медленно, с большим трудом, затрачивая при этом много усилий и времени, поэтому программный материал дан в сравнительно небольшом объеме.

2. Учитывая, что учащиеся с проблемами интеллектуального развития склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного. Программа 8 класса начинается с повторения основного материала предыдущих лет обучения. Причем повторение предполагает расширение и углубление ранее изученных знаний.

3. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида ставит одной из основных задач подготовку учащихся к жизни, овладению доступными им профессиями. Поэтому специфической особенностью программы по технологии является минимизация теоретических сведений и превалирующая практическая направленность.

Рабочая программа по технологии для 8 класса в соответствии с учебным планом образовательного учреждения рассчитана на 7ч в неделю (238ч в год). Содержание программы предполагает изучение следующих разделов:

  1. Инструменты и материалы (повторение).

  2. Мотивы русских орнаментов в ткацких изделиях.

  • Виды орнаментов. Мотивы орнаментов. Цвета в орнаменте.

  • Хохломская роспись. Элементы хохломской росписи.

  • Городецкая роспись. Элементы городецкой росписи.

  1. Работа над изделием.

  • Изготовление шкатулки в ковровой технике.

  • Изготовление диванной подушки в ковровой технике.

Самое серьезное внимание при обучении ручному ковроделию уделяется формированию у школьников специальных умений и навыков, что важно для детей со сложной структурой дефекта. Обучение на уроках технологии включает два главных этапа: усвоение теоретических знаний и выполнение практической работы. Практическая работа направлена на изготовление продукции, имеющей полезное назначение. Изделия, выполненные в технике ковровая вышивка, всегда оригинальны и неповторимы, рисунок вышивки создаются самими учащимися с помощью учителя. Особое внимание уделяется формированию у школьников умения создать рисунок. В 8 классе основной сюжет вышивки - это орнамент. Ученики рисуют геометрические и растительные орнаменты по шаблонам или произвольно.

Параллельно с созданием орнаментов продолжается практическое ознакомление со специальными инструментами. Для данной категории детей заправка ковровой иглы требует большого количества упражнений и постоянных повторений.

Большое внимание уделяется работе по переводу рисунка на ткань, закреплению ткани на рамку, подбору ниток для вышивки.

Перед проведением практической работы в обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности.

Несмотря на то, что занятия носят главным образом практический характер, теоретические сведения очень важны. В беседах содержатся сведения об истории создания орнаментов, о технологии ковровой вышивки, их декоративных и технологических свойствах. Также рассказывается о технологии изготовления инструмента для ковровой вышивки, о правилах и приемах работы ручными инструментами, сообщаются сведения по охране труда. Следует постоянно повторять темы: последовательность выполнения работы, правила и приемы работы инструментами, правила безопасной работы, так как они являются основными.

В 8 классе учащиеся изготавливают шкатулки и диванные подушки. При подготовке к работе большую роль играет понимание того, что их изделия будут украшением интерьера. Поэтому, обязательно обсуждается форма и размер изделия, фурнитура для украшения, цветовая гамма, в которой будет выполняться вышивка.

Содержание программы по технологии базируется на принципах коррекционно-развивающего обучения, преемственности в содержании учебного материала, освоенного в 7 классе, формах, методах педагогической работы. Успех обучения ручному ковроделию во многом зависит от тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по технологии владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении необходимыми знаниями, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его способностей.

Для данной категории детей обозначаются минимальные требования, обеспечивающие усвоение элементарных знаний, формирование практических умений. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

Требования к знаниям и умениям обучающихся прописываются в тематическом планировании по каждому разделу. Примерное тематическое планирование по технологии представлено в виде таблицы, где все изучаемые темы распределены по урокам (часам). На основе общих требований к знаниям и умениям учащихся, определенных программой, к каждому разделу темы определены требования к знаниям и умениям учащихся в зависимости от их возможности усвоения материала. В тематическом планировании отдельно выделен также словарь терминов, так как одной из задач преподавания технологии является развитие речи детей, обогащение их словарного запаса специальной терминологией.

Процесс обучения технологии постоянно сопровождается контролем. Текущий контроль по технологии осуществляется в устной форме (фронтальный, индивидуальный опрос).

Итоговый контроль по технологии проводится в форме контрольной работы в конце года. В данном классе контрольная работа состоит из тестовых заданий и практической работы. Целью итогового контроля является проверка усвоенных знаний и умений учащихся в соответствии с программой.

Оценка достижений учащихся носит дифференцированный характер. Знания учащихся оцениваются по традиционной 5-балльной шкале. Оценка отражает не только уровень достижений в пределах программы, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Оценка зависит от индивидуальных возможностей обучающихся со сложной структурой дефекта.


Учебно-материальное обеспечение программы.

Помещение и оборудование.

Помещение для занятий должно быть с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки с левой стороны. Кабинет должен быть хорошо проветриваемым. Места за столом должно быть достаточно чтобы дети могли работать не стесняя друг друга, а учитель мог подойти к каждому ученику.

В помещении должен быть стол для учителя, шкаф для хранения работ, пряжи, инструментов.

При оборудовании помещения необходимо учитывать санитарно - гигиенические требования, предусмотреть меры безопасной работы.


Материалы и инструменты.


Основным инструментом для ручного ковроделия является игла для художественной вышивки. Также необходима деревянная рамка. Для крепления ткани к рамке необходимы кнопки или мебельный степлер.

К дополнительным инструментам относятся ножницы, сантиметровая лента.

Материалом для основы при ручном ковроделии может служить любая ткань с полотняным переплетением.

Для вышивания используют пряжу: акрил, полушерсть, шерсть; нитки мулине.









Планируемые результаты

Минимальные требования к уровню подготовки учащихся 8б класса


Учащиеся должны иметь представление:


  • О видах орнаментов (растительный и геометрический);

  • О полотняном переплетение ткани;

  • О росписи в стиле «Хохлома»;

  • О городецкой росписи;

  • Об определении состава пряжи с помощью горения;

Учащиеся должны уметь выполнять с помощью учителя:


  • задание по образцу готового изделия;

  • подбирать цветовую гамму пряжи;

  • уметь создавать орнамент;

  • уметь заправлять ковровую иглу;

  • соблюдать ровность петель при работе:















Тематическое планирование.

8 класс.





Название темы



1 четверть



2 четверть



3 четверть



4 четверть



За год

Вводные занятия.

Инструменты и материалы.

Мотивы русских

орнаментов

Работа над изделием.

Самостоятельная работа.

Экскурсия.

Итого:



1

7



6

42

-

-

56



1

7



6

42



-

56




1

7



6

49

-

-

63




1

7



6

35

3

4

56




4

28



24

176

3

3

248





Содержание учебного предмета


1 четверть.


Вводное занятие - 1час.

Ознакомление учащихся с задачами предстоящего учебного года. Знакомство с планом работы на I четверть. Правила поведения и правила безопасной работы в мастерской. Закрепление рабочих мест. Режим работы. Демонстрация образцов работ, выполняемых в течение года.

Инструменты и материалы.- 7 часа.

Устройство иглы для ковроделия. Заправка иглы. Пряжа для работы - хлопчатобумажная, шерсть, акрил. Свойства пряжи - блеск, мягкость, гладкость. Ткани для работы - бортовка.

Мотивы русских орнаментов. - 6 часов.

  1. Теоретические сведения. Использование орнаментов в ткацких изделиях. Виды орнаментов (геометрический, растительный). Мотивы тканых орнаментов (квадраты, ромбы, треугольники, полосы). Цвета в орнаменте. Рассматривание образцов народного искусства. Понятие «орнамент».

  2. Практическая работа. Отбор элементов русского орнамента. Рисование образцов русского орнамента (геометрические, растительные).

Изготовление шкатулки в ковровой технике с использованием элементов русского орнамента - 42 часа.

  1. Теоретические сведения.

Назначение и формы шкатулок. Материал для изготовления и декорирования шкатулки. Последовательность выполнения работы. Подбор пряжи по цвету. Техника выполнения работы.

  1. Практическая работа.

Определение размера изделия. Рисование орнамента. Перевод орнамента на ткань. Закрепление ткани на рамке. Подбор пряжи по цвету. Вышивание орнамента.

II четверть

Вводное занятие - 1 час.

Подведение итогов работы в 1 четверти. Ознакомление с планом работы во 2 четверти. Повторение правил безопасной работы и поведения в мастерской.

Инструменты и материалы.- 7 часа.

  1. Теоретические сведения: Устройство иглы для ковроделия. Пряжа для работы - хлопчатобумажная, определение пряжи по горению. Ткани для работы - двунитка.

  2. Практическая работа:

Заправка ковровой иглы. Подбор пряжи по цвету, подготовка пряжи к работе

Мотивы русских орнаментов. - 6 часов.

  1. Теоретические сведения. Понятие «Хохлома». История создания хохломских узоров. Мотивы хохломских узоров (цветы, ягоды, птицы и т.д). Цвет в хохломе.

  2. Практическая работа. Рассматривание хохломских узоров. Рисование хохломских узоров.

Изготовление шкатулки в ковровой технике с использованием элементов русского орнамента - 42 часа.

  1. Теоретические сведения.

Назначение и формы шкатулок. Материал для изготовления и декорирования шкатулки (бусины, тесьма). Последовательность выполнения работы. Подбор пряжи по цвету, толщине, пушистости. Техника выполнения работы.

  1. Практическая работа.

Определение размера изделия. Подбор пряжи по цвету, сматывание пряжи в клубки. Вышивание основного фона.

3 четверть.

Вводное занятие - 1час.

Знакомство с планом работы на 3 четверть. Правила поведения и правила безопасной работы в мастерской. Режим работы. Демонстрация образцов работ, выполняемых в течение четверти.

Инструменты и материалы.- 7 часа.

Устройство иглы для ковроделия. Заправка иглы. Пряжа для работы - шерсть. Определение шерстяной пряжи по горению. Ткани для работы - канва. Закрепление ткани на рамке.

Мотивы русских орнаментов. - 6 часов.

3. Теоретические сведения. Понятие «Хохлома». Мотивы хохломских узоров (цветы, ягоды, птицы и т.д). Цвет в хохломе.

4. Практическая работа. Рассматривание хохломских узоров. Рисование хохломских узоров.

Изготовление диванной подушки в ковровой технике с использованием элементов хохломской росписи - 49 ч.

1. Теоретические сведения.

Назначение и формы диванных подушек. Материал для изготовления и отделки подушки (тесьма, пайетки). Последовательность выполнения работы. Подбор пряжи по цвету. Техника выполнения работы.

2. Практическая работа.

Определение размера изделия. Рисование орнамента. Перевод орнамента на ткань. Закрепление ткани на рамке. Подбор пряжи по цвету. Вышивание орнамента.

4 четверть

Вводное занятие - 1 час.

Подведение итогов работы в 3 четверти. Ознакомление с планом работы в 3 четверти. Повторение правил безопасной работы и поведения в мастерской.

Инструменты и материалы.- 7 часа.

1. Теоретические сведения: Устройство иглы для ковроделия. Пряжа для работы - акрил, определение пряжи по горению. Ткани для работы - двунитка.

2. Практическая работа:

Заправка ковровой иглы. Подбор пряжи по цвету, подготовка пряжи к работе.

Мотивы русских орнаментов. - 6 часов.

1. Теоретические сведения. Понятие «Городецкие узоры». История создания городецких узоров. Мотивы городецких узоров (цветы, ягоды, лошадки и т.д). Цвет в городецком узоре.

2. Практическая работа. Отбор элементов городецкого узора. Рисование городецкого узора.

Изготовление диванной подушки в ковровой технике с использованием элементов хохломской росписи - 42 часа.

1. Теоретические сведения.

Назначение и формы диванных подушек. Материал для изготовления и отделки подушки (бусины, пайетки). Последовательность выполнения работы. Подбор пряжи по цвету, толщине, пушистости. Техника выполнения работы.

2. Практическая работа.

Определение размера изделия. Подбор пряжи по цвету, сматывание пряжи в клубки. Вышивание основного фона.

Список использованной литературы

  1. Бешенков А.К., Бычков А.В.: Методика обучения технологии.-М.; Дрофа, 2003.

  2. Еременко Т.И.: Иголка- волшебница.- М. Просвещение, 1998.

  3. Калинич М, Савиных В. : Рукоделие для детей. - Минск: Пламя, 2000

  4. Пономарев Е., Пономарева Т.: Я познаю мир: детская энциклопедия: История ремесел. М.6 АСТ, 2000.

  5. Шпикалова Т.Я., : Бабушкины уроки. Народное искусство русского Севера. М. : Владос. 2001.

Электронные образовательные ресурсы

edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»

tgpi.tob.ru/info/kaf/pedagog/ped/ - - коррекционная педагогика, коррекционно-развивающее обучение,

mapryal.org - сеть творческих учителей

pedsovet.su - сообщество взаимопомощи учителей, раздел для коррекционных школ


© 2010-2022