Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса

Раздел Технология
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская основная общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края





ПРИНЯТО : УТВЕРЖДЕНО:

Методическим советом Протокол педсовета

Протокол № №___от____2015г

От ___ _____2015г Директор школы

____Т.Ф.Калужина


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Волшебный мир дерева

« Конструирование ,моделирование»

4 класс



На 2015-2016учебный год





Данный курс составлен на основе рабочей программы 4класса по технологии 1 час в неделю.






Составитель____

Малыгин В.Н, учитель

Технология, изобразительного

искусства




Тюменцево 2015



Волшебный мир дерева:Учебная программа элективного курса./ В.Н.Малыгин учитель технологии высшей квалификационной категории.

Программа составлена для учителей ОО «Технология» работающих с учащимися 4-х классов.
Ориентирована на развитие творческих способностей, помогает в выборе будущей профессии конструирование-моделирование
С программой могут работать: учителя начального профессионального и дополнительного образования.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка 3

2. Учебно-тематический план 4

3. Содержание учебно-тематического плана 5

4. Список литературы 6

Пояснительная записка

Традиции обработки древесины, несмотря на период спада к этому виду творчества в течении нескольких лет, восстанавливается во всём мире. В результате появляется много новых книг и статей в журналах, посвящённых обработке древесины. Такая ситуация означает рост количества любителей, а пожилых ремесленников владеющих таким искусством, осталось мало, и не у всех есть желание и возможность обучать своему делу.

Программа составлена для учителей ОО «Технология» работающих с учащимися 4-х классов. Программа составлена модульно.
Ориентирована на развитие творческих способностей, помогает в выборе будущей профессии конструирование и моделирование.

Для обучения учащихся необходимо использовать помещение школьной мастерской. С программой могут работать: учителя начального профессионального и дополнительного образования Учитель должен знать методику организации профессиональной пробы и иметь опыт работы по профессии конструирование и моделирование.

Достижение результатов деятельности: сообщение, доклад, тест, таблица, изделия.

Формы контроля: в ходе изучения материала учащиеся готовят сообщения, доклады по теме конструирование и моделирование. Для контроля учащихся подготавливаются тест, таблица. По итогам изучения каждой темы составляются таблицы.

Итогом изучения данного курса является осознанный выбор учащимися профессии конструирование и моделирование.

Для определения способностей учащимся организуются профессиональные пробы.

Цель курса:

Познакомить учащихся с профессиями, связанными с художественной обработкой древесины и сориентировать на выбор профессии

конструирование и моделирование

Задачи курса:

  • Ознакомить с особенностями развития художественной обработки древа в России, историей возникновения и развития местных народных промыслов по обработке древесины.

  • Продолжить формировать представление о народном мастере как творческой личности, как носителе традиций коллективного опыта.

  • Развивать навыки проектной деятельности.

  • Ознакомить с видами конструирования и моделирования: Раскрыть требования, предъявляемые к профессиональной подготовке конструирования и моделирования и его карьерному росту.

  • Организовать профессиональные пробы.

  • Показать возможность занятия предпринимательской деятельностью.

  • Научить выстраивать индивидуальную образовательную программу.

Учащиеся должны знать:

  • Историю искусства конструирования и моделирования, местные промыслы обработки дерева.

  • Понятие мастера - конструктора-модельщика. Традиции народных промыслов.

  • Виды конструирования и моделирования и их особенности.

  • Понятие предпринимателя, возможности рынка.

  • Требования предъявляемые к профессиональной подготовке конструктора-модельщика, карьеры и карьерного роста.

  • Правила пользования инструментами.

Учащиеся должны уметь:

  • Работать с источниками информации.

  • Работать с исторической информацией.

  • Различать виды конструирования и моделирования

  • Ориентироваться на региональном рынке труда.

  • Ставить реальные цели, соотносить возможности и способности относительно профессии.

  • Организовать рабочее место.

Учебно-тематический план


№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

Образователь

ный продукт

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа.

Вывод

2.

Основы моделирования

2


2

Экскурсия

Отчет

3.

Подбор материала

3

2

1

Лабораторно-практическая работа

Вывод

4

Разметка материала

3

3


5

Основы конструирования

4

1

3

Практическая работа

Изделие

6

Основные элементы при создании макета

4

1

3

Практическая работа

Изделие

7

Маркетинг

2

1

1

Маркетинговое исследование

Анализ

8.

Профессиональная проба

12

1

11

Урок-практикум

Изделие

9

Заключительное занятие

2


2

Выставка. Самостоятельные работы

Индивидуальная образовательная программа

Итого

34

7

27


Содержание учебно - тематического плана


Тема 1

Вводное занятие


Теоретическая часть:

Знакомство с искусством конструирования и моделирования . История развития деревообработки и ее современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы курса. Решение организационных вопросов. Правила безопасности труда.

Практическая работа: Подготовка рабочего места.

Тема 2

Особенности профессии конструктора- модельщика

Теоретическая часть:

Выбор темы для конструирования, моделирования. Примеры из истории народного декоративно- прикладного искусства.

Пластический характер решения композиции. Закономерности интерпретации природных форм в декоративных образах. Симметрия в декоративной орнаментальной композиции.


Тема 3

Материалы и инструменты


Теоретическая часть:

Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента

деревянной поверхности (естественного цвета дерева или тонированный).

Заточка инструмента. Полирование инструмента. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.

Практическая работа:

Заточка инструмента. Полирование инструмента. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.










Тема 4

Декоративный язык конструирования и моделирования


Теоретическая часть:

Этапы выполнения контурной композиции. Изготовление плоской основы под основную композицию строительного характера по размерам образца.

В качестве основы под будущую модель будем использовать кусок деревоплиты.

Работа над эскизом. Подготовительный чертёж. . Исполнение основной композиции.

Практическая работа:

Работа над эскизом. Подготовительный чертёж. Исполнение основной композиции.


Тема 5

Исходные элементы конструирования и моделирования


Теоретическая часть:

Исходные элементы конструирования и моделирования. Порядок их разметки и последовательность исполнения.

Ритм в декоративной композиции: равномерные, убывающие или нарастающие ритмические повторы; размер, интервал, светлота в ритмическом построении.

Практическая работа:

Исходные элементы конструирования и моделирования. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Техника безопасности при выполнении конструирования и моделирования.

Тема 6

Основы предпринимательской деятельности


Теоретическая часть:

Дать понятия о профессии - предприниматель, предпринимательская деятельность, спрос, рынок сбыта, реклама.

Практическая работа:

Маркетинговое исследование


Тема 7

Профессиональная проба


Теоретическая часть:

Подготовка деревянной основы под элементы конструирования и моделирования. Разметка будущей модели на листе ДВП . Подготовка материала(брёвнышки , плашки , элементы крыши).Выполнение стен будущей модели, изготовление окон .Выполнение конструкции крыши. Отделочные работы (шлифовка , подгонка ). Выполнение модели с соблюдением правил техники безопасности.

Практическая работа:

Подготовка деревянной основы под элементы конструирования и моделирования . Разметка будущей модели на листе ДВП .Подготовка материала ( брёвнышки , плашки , элементы крыши ). Выполнение стен будущей модели, изготовление окон. Выполнение конструкции крыши. Выполнение модели с соблюдением правил техники безопасности.

.

Тема 8

Заключительное занятие


Теоретическая часть:

Создание эскиза несложного сувенира.

Практическая работа: Исполнение итоговой работы - сувенира , с соблюдением техники безопасности.

Итоги деятельности курса. Организация выставки изделий.

Список литературы

  1. Бешенков А.К. раздаточные материалы по технологии ( Технический труд) 5-8 классы-М.2003;

  2. Бешенков А.К. Технология (Технический труд).Технические и проектные задания для учащихся 5-9 классов: Пособие для учителя -М. 2004.

  3. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий , связанных с обработкой дерева

  4. Онианс Д. Резьба по дереву - М.: Мир книги, 2004. -176 с.

  5. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву: Макетирование и резное дело: Учебно - методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002.- 68 с.

  6. Шило В.Н., Шило Ю. В. Наличники. Выпуск 2. -М.: Народное творчество, 2004. - 40 с.









Тип урока : Урок-практикум

Тема урока : Изготовление сувенира «Майский жук»

Цели урока : Создать условия для приобретения опыта обработке материалов.

Задачи обучения :

Развитие умений

- показать готовые изделия

- оценивать материальные затраты

- определять качество изделий

- составлять технологическую карту , изготовления сувенира

Задачи воспитания :

- развитие умения планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- развитие умения выстраивать коммуникации в процессе выполнение в совместной работы

- развитие умения бережного отношения к материалам

Наглядные пособия :

- Готовые изделия

- карточки задания

Оборудование , инструменты :

- рабочее место ( верстак)

- лобзик для выпиливания древесины

- нож-косячок

- наждачная бумага

- шаблоны

- карандаши

Материалы :

- клей по дереву

- древесные заготовки

Продолжительность занятий :

- 80 минут

Ход у р о к а


  1. Организация занятий(2 минуты)

- приветствие учащихся

- отметка отсутствующих

  1. Вводный инструктаж ( 3 минуты )

- выявление темы и цели занятий


  1. Планирование деятельности по достижению цели (5 минут)

- как построить работу урока по достижению цели( общение с учениками)


  1. Получение новой информации (10 минут )

- демонстрация готовых работ

- демонстрация карточек заданий

- демонстрация технологической карты

- основные требования к изделию

Технологичность- наименьшие затраты времени , труда, средств материалов ;

Прочность- восприятие заданной нагрузки без разрушения ;

Экономичность - при использовании не требует дополнительных расходов ;

Надёжность - служит безотказно в течении длительного срока ;


  1. Построение ориентировочной основы действий обучения (10минут)

- технологическая карта

- подбор материала

- обработка материала наждачной бумагой

- нанесение размеров на заготовку с помощью шаблонов

- выпиливание лобзиком по дереву основных частей жука (туловища, крыльев )

- изготовление усов жука , из зубочисток.

- изготовление ножек жука из спичек

- изготовление подставки для сувенира

- сборка изделия с помощью клея

- контроль качества изделия

- сушка изделия


  1. Организация инструктажа по технике безопасности ( 5 минут)

- Обратить внимание на работу с ножом - косячком

- обратить внимание на работу с лобзиком

- обратить внимание на работу с клеем.


  1. Практическая часть ( 35 минут)

- Самостоятельная работа , изготовление сувенира

- роль учителя , консультации в ходе работы на уроке


  1. Заключительная часть ( 3 мин)

- Организация контроля и оценки изделия

- отметить лучшие работы

  1. Обобщение , подведение итогов ( 4 мин)

- Ученики отвечают на вопросы учителя :

- на сколько вы удовлетворены работой на уроке ?

- как вы считаете , что получилось на уроке , а что нет ?

- что вызвало сомнение ?

- что из того, что вы делали вам было уже знакомо ?

  1. Домашнее задание ( 3 мин )

- с помощью акварельных красок , придать товарный вид изделию



© 2010-2022