- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса
Раздел | Технология |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малыгин В.Н. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская основная общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТО : УТВЕРЖДЕНО:
Методическим советом Протокол педсовета
Протокол № №___от____2015г
От ___ _____2015г Директор школы
____Т.Ф.Калужина
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Волшебный мир дерева
« Конструирование ,моделирование»
4 класс
На 2015-2016учебный год
Данный курс составлен на основе рабочей программы 4класса по технологии 1 час в неделю.
Составитель____
Малыгин В.Н, учитель
Технология, изобразительного
искусства
Тюменцево 2015
Волшебный мир дерева:Учебная программа элективного курса./ В.Н.Малыгин учитель технологии высшей квалификационной категории.
Программа составлена для учителей ОО «Технология» работающих с учащимися 4-х классов.
Ориентирована на развитие творческих способностей, помогает в выборе будущей профессии конструирование-моделирование
С программой могут работать: учителя начального профессионального и дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Учебно-тематический план 4
3. Содержание учебно-тематического плана 5
4. Список литературы 6
Пояснительная записка
Традиции обработки древесины, несмотря на период спада к этому виду творчества в течении нескольких лет, восстанавливается во всём мире. В результате появляется много новых книг и статей в журналах, посвящённых обработке древесины. Такая ситуация означает рост количества любителей, а пожилых ремесленников владеющих таким искусством, осталось мало, и не у всех есть желание и возможность обучать своему делу.
Программа составлена для учителей ОО «Технология» работающих с учащимися 4-х классов. Программа составлена модульно.
Ориентирована на развитие творческих способностей, помогает в выборе будущей профессии конструирование и моделирование.
Для обучения учащихся необходимо использовать помещение школьной мастерской. С программой могут работать: учителя начального профессионального и дополнительного образования Учитель должен знать методику организации профессиональной пробы и иметь опыт работы по профессии конструирование и моделирование.
Достижение результатов деятельности: сообщение, доклад, тест, таблица, изделия.
Формы контроля: в ходе изучения материала учащиеся готовят сообщения, доклады по теме конструирование и моделирование. Для контроля учащихся подготавливаются тест, таблица. По итогам изучения каждой темы составляются таблицы.
Итогом изучения данного курса является осознанный выбор учащимися профессии конструирование и моделирование.
Для определения способностей учащимся организуются профессиональные пробы.
Цель курса:
Познакомить учащихся с профессиями, связанными с художественной обработкой древесины и сориентировать на выбор профессии
конструирование и моделирование
Задачи курса:
-
Ознакомить с особенностями развития художественной обработки древа в России, историей возникновения и развития местных народных промыслов по обработке древесины.
-
Продолжить формировать представление о народном мастере как творческой личности, как носителе традиций коллективного опыта.
-
Развивать навыки проектной деятельности.
-
Ознакомить с видами конструирования и моделирования: Раскрыть требования, предъявляемые к профессиональной подготовке конструирования и моделирования и его карьерному росту.
-
Организовать профессиональные пробы.
-
Показать возможность занятия предпринимательской деятельностью.
-
Научить выстраивать индивидуальную образовательную программу.
Учащиеся должны знать:
-
Историю искусства конструирования и моделирования, местные промыслы обработки дерева.
-
Понятие мастера - конструктора-модельщика. Традиции народных промыслов.
-
Виды конструирования и моделирования и их особенности.
-
Понятие предпринимателя, возможности рынка.
-
Требования предъявляемые к профессиональной подготовке конструктора-модельщика, карьеры и карьерного роста.
-
Правила пользования инструментами.
Учащиеся должны уметь:
-
Работать с источниками информации.
-
Работать с исторической информацией.
-
Различать виды конструирования и моделирования
-
Ориентироваться на региональном рынке труда.
-
Ставить реальные цели, соотносить возможности и способности относительно профессии.
-
Организовать рабочее место.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Форма проведения
Образователь
ный продукт
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
Беседа.
Вывод
2.
Основы моделирования
2
2
Экскурсия
Отчет
3.
Подбор материала
3
2
1
Лабораторно-практическая работа
Вывод
4
Разметка материала
3
3
5
Основы конструирования
4
1
3
Практическая работа
Изделие
6
Основные элементы при создании макета
4
1
3
Практическая работа
Изделие
7
Маркетинг
2
1
1
Маркетинговое исследование
Анализ
8.
Профессиональная проба
12
1
11
Урок-практикум
Изделие
9
Заключительное занятие
2
2
Выставка. Самостоятельные работы
Индивидуальная образовательная программа
Итого
34
7
27
Содержание учебно - тематического плана
Тема 1
Вводное занятие
Теоретическая часть:
Знакомство с искусством конструирования и моделирования . История развития деревообработки и ее современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы курса. Решение организационных вопросов. Правила безопасности труда.
Практическая работа: Подготовка рабочего места.
Тема 2
Особенности профессии конструктора- модельщика
Теоретическая часть:
Выбор темы для конструирования, моделирования. Примеры из истории народного декоративно- прикладного искусства.
Пластический характер решения композиции. Закономерности интерпретации природных форм в декоративных образах. Симметрия в декоративной орнаментальной композиции.
Тема 3
Материалы и инструменты
Теоретическая часть:
Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента
деревянной поверхности (естественного цвета дерева или тонированный).
Заточка инструмента. Полирование инструмента. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Практическая работа:
Заточка инструмента. Полирование инструмента. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 4
Декоративный язык конструирования и моделирования
Теоретическая часть:
Этапы выполнения контурной композиции. Изготовление плоской основы под основную композицию строительного характера по размерам образца.
В качестве основы под будущую модель будем использовать кусок деревоплиты.
Работа над эскизом. Подготовительный чертёж. . Исполнение основной композиции.
Практическая работа:
Работа над эскизом. Подготовительный чертёж. Исполнение основной композиции.
Тема 5
Исходные элементы конструирования и моделирования
Теоретическая часть:
Исходные элементы конструирования и моделирования. Порядок их разметки и последовательность исполнения.
Ритм в декоративной композиции: равномерные, убывающие или нарастающие ритмические повторы; размер, интервал, светлота в ритмическом построении.
Практическая работа:
Исходные элементы конструирования и моделирования. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Техника безопасности при выполнении конструирования и моделирования.
Тема 6
Основы предпринимательской деятельности
Теоретическая часть:
Дать понятия о профессии - предприниматель, предпринимательская деятельность, спрос, рынок сбыта, реклама.
Практическая работа:
Маркетинговое исследование
Тема 7
Профессиональная проба
Теоретическая часть:
Подготовка деревянной основы под элементы конструирования и моделирования. Разметка будущей модели на листе ДВП . Подготовка материала(брёвнышки , плашки , элементы крыши).Выполнение стен будущей модели, изготовление окон .Выполнение конструкции крыши. Отделочные работы (шлифовка , подгонка ). Выполнение модели с соблюдением правил техники безопасности.
Практическая работа:
Подготовка деревянной основы под элементы конструирования и моделирования . Разметка будущей модели на листе ДВП .Подготовка материала ( брёвнышки , плашки , элементы крыши ). Выполнение стен будущей модели, изготовление окон. Выполнение конструкции крыши. Выполнение модели с соблюдением правил техники безопасности.
.
Тема 8
Заключительное занятие
Теоретическая часть:
Создание эскиза несложного сувенира.
Практическая работа: Исполнение итоговой работы - сувенира , с соблюдением техники безопасности.
Итоги деятельности курса. Организация выставки изделий.
Список литературы
-
Бешенков А.К. раздаточные материалы по технологии ( Технический труд) 5-8 классы-М.2003;
-
Бешенков А.К. Технология (Технический труд).Технические и проектные задания для учащихся 5-9 классов: Пособие для учителя -М. 2004.
-
Степанов Б.А. Материаловедение для профессий , связанных с обработкой дерева
-
Онианс Д. Резьба по дереву - М.: Мир книги, 2004. -176 с.
-
Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву: Макетирование и резное дело: Учебно - методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002.- 68 с.
-
Шило В.Н., Шило Ю. В. Наличники. Выпуск 2. -М.: Народное творчество, 2004. - 40 с.
Тип урока : Урок-практикум
Тема урока : Изготовление сувенира «Майский жук»
Цели урока : Создать условия для приобретения опыта обработке материалов.
Задачи обучения :
Развитие умений
- показать готовые изделия
- оценивать материальные затраты
- определять качество изделий
- составлять технологическую карту , изготовления сувенира
Задачи воспитания :
- развитие умения планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- развитие умения выстраивать коммуникации в процессе выполнение в совместной работы
- развитие умения бережного отношения к материалам
Наглядные пособия :
- Готовые изделия
- карточки задания
Оборудование , инструменты :
- рабочее место ( верстак)
- лобзик для выпиливания древесины
- нож-косячок
- наждачная бумага
- шаблоны
- карандаши
Материалы :
- клей по дереву
- древесные заготовки
Продолжительность занятий :
- 80 минут
Ход у р о к а
-
Организация занятий(2 минуты)
- приветствие учащихся
- отметка отсутствующих
-
Вводный инструктаж ( 3 минуты )
- выявление темы и цели занятий
-
Планирование деятельности по достижению цели (5 минут)
- как построить работу урока по достижению цели( общение с учениками)
-
Получение новой информации (10 минут )
- демонстрация готовых работ
- демонстрация карточек заданий
- демонстрация технологической карты
- основные требования к изделию
Технологичность- наименьшие затраты времени , труда, средств материалов ;
Прочность- восприятие заданной нагрузки без разрушения ;
Экономичность - при использовании не требует дополнительных расходов ;
Надёжность - служит безотказно в течении длительного срока ;
-
Построение ориентировочной основы действий обучения (10минут)
- технологическая карта
- подбор материала
- обработка материала наждачной бумагой
- нанесение размеров на заготовку с помощью шаблонов
- выпиливание лобзиком по дереву основных частей жука (туловища, крыльев )
- изготовление усов жука , из зубочисток.
- изготовление ножек жука из спичек
- изготовление подставки для сувенира
- сборка изделия с помощью клея
- контроль качества изделия
- сушка изделия
-
Организация инструктажа по технике безопасности ( 5 минут)
- Обратить внимание на работу с ножом - косячком
- обратить внимание на работу с лобзиком
- обратить внимание на работу с клеем.
-
Практическая часть ( 35 минут)
- Самостоятельная работа , изготовление сувенира
- роль учителя , консультации в ходе работы на уроке
-
Заключительная часть ( 3 мин)
- Организация контроля и оценки изделия
- отметить лучшие работы
-
Обобщение , подведение итогов ( 4 мин)
- Ученики отвечают на вопросы учителя :
- на сколько вы удовлетворены работой на уроке ?
- как вы считаете , что получилось на уроке , а что нет ?
- что вызвало сомнение ?
- что из того, что вы делали вам было уже знакомо ?
-
Домашнее задание ( 3 мин )
- с помощью акварельных красок , придать товарный вид изделию