Технология поэтапного формирования мыслительных опираций

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие мышления, обучение мыслительным операциям.

Развитие - это восхождение от простого к сложному, процесс перехода от одного состояния в другое, более совершенное. Поэтому для формирования умений обучающихся мыслить, я использовала развивающую технологию поэтапного формирования умственных действий. Центральное звено этой технологии - действие, как единица деятельности учения. П.Я.Гальперин и Н.Ф.Талызина выделяют пять этапов умственных действий:

1.- ознакомление с объектом действий (мыслительной операцией), системой ориентиров;

2.- выполнение действий с материальными или материализованными объектами;

3.- формирование «внешнеречевых» действий;

4.- действие приобретает форму внешней речи про себя;

5.- действие становится актом мысли.

В результате использования этой технологии я создала систему уроков, которая позволяет мне обучать таким мыслительным операциям как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, а в 10-11 классах - систематизация, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция.

Этапы с 1 по 5 обучающиеся проходят с разной скоростью: 10 % - к концу 9 класса, 65% - к концу 11 класса.

Таблица усвоения мыслительных операций обучающимися.

Этапы

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1.


2.

*

3.

*

4.

*

5.

*

Опыт показал, что обучающиеся 7-х классов (40%) успешно осваивают первые три этапа. Обучающиеся 8-х классов (до 50%) уверенно переходят на 4-й этап. У девятиклассников (их от 10% до 20%) действия становятся актом мысли (5-й этап), при этом 10% заново проходят этапы с 1 по 5-й. В 10, 11-ом классах повторение первых двух этапов практически не требуется.

Для систематизации работы по технологии поэтапного формирования умственных действий создала и использовала таблицу:

Этапы

Формы, виды деятельности.

Деятельность обучающихся.

1

Мыслительные операции выполняются по алгоритмам (по планам, предложенным учителем).

Составляют рассказ о явлении, (физических величинах, законах, формулах, приборах) по плану:

1. Название;

2. В чем заключается?

3. Свойства.

4. Как его объясняют?

5. Где применяется?

2

Урок по теме: «Как сделать анализ (синтез, обобщение…)?» Содержание учебника используется не как объект изучения, а как материал для выполнения мыслительных действий.

Формулируют свое понятие мыслительной операции. Корректируют это понятие. Вырабатывают в группах алгоритм действий при данной мыслительной операции. Применяют алгоритм на примерах предложенных учителем.

3

Задания, по выполнению мыслительных операций.

Проводят анализ ( синтез,…) текста учебника, задачи, опыта, явления.

4

Использование мыслительных операций как вида деятельности для обучения.

При изучении текстов, выполнении практических работ, самостоятельных работ и т. д. используют различные мыслительные операции (активно применяют).

5

Использование мыслительных операций как вида деятельности для самообучения, саморазвития.

Используют мыслительные операции для организации деятельности на уроках и дома.

Для отслеживания умений обучающихся делать мыслительные операции применялись следующие методы: самоанализ, выполнение заданий разного уровня, оценка умений учителем.

Обучающимся 8-11 классов, в начале учебного года предлагалось провести самооценку умения осуществлять мыслительные операции, выбрав один из ответов

  1. - могу составить рассказ по плану, предложенному учителем;

  2. -могу составить рассказ по алгоритму мыслительной операции, предложенному учителем;

  3. - могу провести мыслительную операцию без опоры на алгоритм;

  4. - применяю мыслительные операции на уроках активно;

  5. - выполнение мыслительных операций стало нормой при обучении.

Слова «мыслительные операции» в анкете обучающихся заменялись названиями операций (анализ, синтез…). Номера ответов соответствовали этапу усвоения мыслительной операцией.

В конце учебного года обучающимся давались задания разного уровня, проверяющие умения: 1-4. Считала, что ученик полностью владеет мыслительной операцией, то есть перешел на 5 этап усвоения, если он самостоятельно строил устные ответы с использованием мыслительных операций, использовал их при написании рефератов, при работе с различными источниками информации.


© 2010-2022