• Преподавателю
  • Технология
  • Методическая разработка по профориентации Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии

Методическая разработка по профориентации Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку , окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии , важной для общества и соответствующей его запросам , интересам и способностям. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.

Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.

Казанцева Людмила Викторовна,

учитель технологииг.Заволжье

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку , окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии , важной для общества и соответствующей его запросам , интересам и способностям. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.

Центром профориентационной работы с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать.

Профессиональную ориентацию в школе следует рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно - воспитательной работы, но не как сумму отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом она должна быть тесно связана с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляться на всем протяжении обучения в школе.

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека , а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того , что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.

В своей работе я использую такие формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми умениями.

Большую помощь в работе мне оказывают заранее составленные карточки профессий , с помощью которых я включаю информацию о профессиях в урок. Так же знакомлю учащихся не только с профессиями, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессией.

На своих уроках я имею возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационной работы.

Успех всей профориентационной работы зависит от знаний учителем психологии личности, способов ее изучения, умения найти на основе этого изучения индивидуальный подход к каждому ученику.

В своей работе по профессиональной ориентации я выделяю следующие направления:

- профессиональное просвещение- ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, профессиями и специальностями;

- профессиональное воспитание- воспитание у молодежи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии, а так же сфер трудовой деятельности;

- изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов;

- педагогическая профконсультация - совет учащемуся о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его личностным качествам, знаниям и склонностям.

К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание учащихся я отношу:

- урок с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а так же с демонстрацией по ходу урока или практических занятий;

- профинформационный урок;

- экскурсии в профессиональные учебные заведения;

- выставки лучших работ;

- встречи с представителями различных профессий;

- дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях.

Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения для меня служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.

Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.

Рассказ. Этот метод я применяю при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий, о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности, о достижениях в развитии отдельных отраслей и др.

Объяснение характеризуется краткостью изложения. Этот метод я использую для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии, особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий, последовательности выполнения различных передовых операций и приемов. При этом я стараюсь вводить новые понятия и термины, показываю новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами и другим оборудованием, демонстрирую учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы, презентации.

Профориентационная беседа- наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть связана логически с изучаемым материалом. Готовлю я ее заранее. В процессе подготовки даю учащимся задания, например, собрать информацию о данной профессии. Затем собранные учащимися сведения использую на уроке.



© 2010-2022