Кружок по технологии Бисер

Цель программы:активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.Задачи:Образовательные - углубление и расширение знаний об истории бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и ху...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Ершовская средняя школа»

Утверждено

на педагогическом совете №1

от « 28» августа 2014г

------------------------------








Программа курса по выбору

по технологии

«Волшебный бисер»

5 класс



Кружок по технологии Бисер


Автор: Сахно Ольга Александровна,

учитель технологии


с. Ершовка

2014 г.

Цель программы:

активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

Образовательные - углубление и расширение знаний об истории бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно- практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • рассказ;

  • беседы;

  • работа с книгой;

  • демонстрация;

  • упражнение;

  • практические работы репродуктивного и творческого характера;

  • методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;

  • проблемно-поисковый;

  • ситуационный;

  • экскурсии.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень - репродуктивный с помощью педагога;

II уровень - репродуктивный без помощи педагога;

III уровень - продуктивный;

IV уровень - творческий.



Пояснительная записка


В настоящее время стала актуальной проблема сохранения культурной и исторической самобытности Казахстана, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа-Человек-Предметная среда».

Дополнительная образовательная программа «Волшебный бисер» художественно - эстетического направления, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путем осваивать сложные трудоемкие и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, химии, физики. При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Возраст обучающихся по программе -10-11 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения - 34 час занятий (1 раз в неделю по 1 часу).


Ожидаемые результаты и способы их проверки

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.


  1. Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно - прикладного творчества.

    • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

    • Фронтальная и индивидуальная беседа.

    • Цифровой, графический и терминологический диктанты.

    • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

    • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

    • Решение кроссвордов.

    • Игровые формы контроля.

    • Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

  2. Итоговый контроль.

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III - IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

В конце изучения программы «Волшебный бисер»

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности;

  • основы композиции и цветоведения;

  • классификацию и свойства бисера;

  • основные приемы бисероплетения;

  • условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера;

  • правила ухода и хранения изделий из бисера.

Учащиеся должны уметь:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

  • составлять композиции согласно правилам;

  • классифицировать бисер по форме, цветовым характеристикам;

  • правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;

  • четко выполнять основные приемы бисероплетения;

  • свободно пользоваться описаниями и схемами журналов, альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами;

  • составлять рабочие рисунки самостоятельно;

  • изготовлять украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов;

  • выполнять отдельные элементы и сборку изделий;

  • прикреплять застежки к украшениям;

  • рассчитывать плотность плетения;

  • хранить изделия из бисера согласно правилам.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Материалы и инструменты для работы

Правила ТБ на занятиях

1

1


Волшебный бисер

2

1

2.

3.

История бисеропления. Виды бисера

Основы цветоведения. Цвет. Цветовой круг. Понятие тона, насыщенности


1

1


Азы бисероплетения

8

1

7

4

Приемы наращивания и закрепления нити


1

5.

Низание в крестик


1

6.

Низание в «цветочек»


1

7.

Низание способом «мозаика»


1

8.

Выполнение бус из бисера с использованием метода плетения в «крестик»


1

9.

Выполнение бус из бисера с использованием метода плетения в «цветочек»


1

10.

Низание браслета с использованием способа «мозаика»


1

11.

Выполнение украшения из бисера по собственному замыслу


1


Элементы плетения

7

2

5

12.

Основные виды цепочек


1

13

Цветочки из восьми лепестков


1

14

Изготовление цепочки «зигзаг»


1

15

Изготовление колье «Коралловое чудо»


1

16

Изготовление колье с подвеской «Сударушка»


1

17

Изготовление декоративного шнура из бисера и стекляруса «Загадка»


1

18

Изготовление изделия на основе цепочки в две нити


1


Украшения из бисера

10

1

9

19

Украшение из бисера - бусы


1

20

Бусы, колье, ожерелье


1

21

Объемные украшения


1

22


Объемные украшения растения


1

23

Изготовление броши «Цветущая веточка»


1

24

Изготовление броши «Петушок»


1

25

Изготовление подвески «Ящерица»


1

26

Изготовление декоративной броши «Бабочка»


1

27.

Изготовление брелока «Забавный человечек»


1

28

Изготовление рыбок методом параллельного низания на проволоке «Аквариум»


1


Вышивка бисером

5


29

Вышивка бисером:

- техника вышивания: по свободному контуру;


1

30

Вышивка стеклярусом


1

31

Вышивка с пайетками


1

32

Объемная вышивка


1

33

Вышивка по канве.


1

34

Итоговая выставка творческих работ.


1

ИТОГО:


34

7

27













Учебно-тематический план занятий

Разделы

Всего часов

теория

практика

Вводное занятие:

- цели и задачи курса;

- необходимые материалы и инструменты;

- правила хранения материалов;

- основные правила техники безопасности;

- краткое содержание программы.



1





1





-


1

Волшебный бисер:

- история бисероплетения;

- виды бисера;

- основы цветоведения.



2





1





1


2

Азы бисероплетения:

- виды работ из бисера;

- способы низания:

а) в «крестик»;

б) в «цветочек»;

в) мозаика.

- изделия из бисера




8




1




7


3

Элементы плетения

- виды цепочек:

а) простые;

б) с «бугорками»;

в) с «петельками»;

г) в «крестик» в 1 нить;

д) в «крестик» в 2 нити;

е) «коралл».




7




2




5


4

Украшения из бисера:

- бусы, колье, ожерелья на основе простых цепочек;

- объемные украшения:

а) растения;

б) животные;

в) забавные фигурки.

- алгоритм изготовления украшений:

а) бус;

б) фенечек;

в) брошей, кулонов.






10






1






9

5

Вышивка бисером:

- техника вышивания:

а) по свободному контуру;

б) вышивка стеклярусом;

в) вышивка с пайетками;

г) объемная вышивка;

д) вышивка по канве.

5




1




4


6

Итоговая выставка творческих работ.

1

-

1



Всего часов

34

7

27




Программа обучения.

Вводное занятие (1 ч.)

Теория (1 ч.)

Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и программой работы на учебный год. Правила ТБ на занятиях

Инструменты, приспособления и материалы для работы. Правила хранения бисера, назначение каждого инструмента, правила безопасности труда и личной гигиены при работе.


  1. Волшебный бисер (2ч.)

Теория (1 ч.)

История бисероплетения. Виды бисера.

Основы цветоведения. Цвет. Цветовой круг. Понятие тона, насыщенности, контраста. Пространственное смешение цветов. Гармония цвета.

Практика (1 ч.)

  • Составление образцов различных цветовых сочетаний. Сравнение восприятия одних и тех же цветов при дневном и искусственном освещении.


  1. Азы бисероплетения (8 ч.)

Теория (1ч.)

Приемы наращивания и закрепления нити. Виды работ из бисера. Терминология работ. Способы низания: в «крестик», в «цветочек», мозаика. Изделия из бисера.

Практика (7 ч.)

  • Выполнение образцов основных способов низания.

  • Низание в «крестик».

  • Низание в «цветочек».

  • Низание способом «мозайка».

  • Выполнение бус из бисера с использованием метода плетения в «крестик».

  • Выполнение бус из бисера с использованием метода плетения в «цветочек».

  • Низание браслета с использованием способа плетения «мозайка».

  • Выполнение украшения из бисера по собственному замыслу.


  1. Элементы плетения (7ч.)

Теория (2ч.)

Основные виды цепочек. Простейшая цепочка из 2-х бисеринок. Цепочка в «крестик» в полтора ряда, «сороконожка», цепочка «зигзаг».

Цветочки из восьми лепестков, цепочки в семь бусинок. Метод плетения «коралл». Цепочки в две нити. Круговое низание.

Практика (5ч.)

  • Изготовление цепочки «зигзаг».

  • Изготовление колье «Коралловое чудо».

  • Изготовление ажурных цепочек-сеточек.

  • Изготовление колье с подвеской «Сударушка».

  • Изготовление декоративного шнура из бисера и стекляруса «Загадка».

  • Изготовление изделия на основе цепочки в две нити. Браслет на основе цепочек «лодочка» и «колечки».



  1. Украшения из бисера (10 ч.)

Теория (1ч.)

Техника параллельного плетения. Приемы составления схем. Техника выполнения объемных изделий из бисера: цветов, животных, забавных фигурок. Алгоритм изготовления украшений. Изготовление брошей и кулонов.

Практика (9 ч.)

  • Изготовление декоративных цветов.

  • Изготовление цветов «Маки», «Цветущая форзиция».

  • Изготовление цветущего дерева.

  • Изготовление броши «Цветущая веточка».

  • Изготовление броши «Еловая веточка».

  • Изготовление броши «Петушок».

  • Изготовление подвески «Ящерица».

  • Изготовление декоративной броши «Бабочка».

  • Изготовление брелока «Забавный человечек».

  • Выполнение рыбок методом параллельного низания на проволоке. Сборка из отдельных элементов плоскостной композиции «Аквариум».


  1. Вышивка бисером (5 ч.)

Теория (1 ч.)

Организация рабочего места. Необходимые инструменты и материалы. Техника вышивания бисером по свободному контуру. Техника вышивания стеклярусом. Метод «чешуя». Объемная вышивка. Вышивка бусами. Вышивка бисером пот канве. Расчет количества ткани и подготовка рисунка.

Практика (4 ч.)

  • Вышивка бисером по канве в технике «полукрест».

  • Вышивка бисером по свободному контуру.

  • Вышивка стеклярусом.

  • Вышивка бисером и пайетками.

  • Вышивка бусами.

  • Вышивка по шнуру («саженье»).

  • Выполнение творческого проекта «Вышитая картина»

  • Оформление готовой работы в рамку.

Итоговая работа (1 ч.)

Практика (1 ч.)

Выполнение индивидуальной работы из бисера для итоговой выставки декоративно - прикладного творчества.















Список использованной литературы


  1. Эрдман О.М. «Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа». // Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции Смоленск, 1996

  2. Стебунова С.Ф. Комплексная программа «Культура быта». // В помощь учителю center.fio.ru/som/items.asp?id= 10001621

  3. Бондарева Н.И. Цветы из бисера. - Изд. 4-е - ростов н/Д: Феникс, 2006

  4. Гашицкая Р.П., Левина О.В. «Волшебный бисер. Вышивка бисером». Ростов н/Д: Издательский дом «Проф-Пресс»,2004

  5. Горяинова О.В. «Сумочки, кошельки и другие аксессуары из бисера». - Ростов н/Д: Феникс,2006

  6. Кузьмина Е.В. «Пасхальные сувениры из бисера». - Ростов н/Д.: Феникс,2006

  7. Носырева Т.Г. «Игрушки и украшения из бисера». - М.: Астрель: АСТ, 2007

  8. Паланова М.Г. «Микромакраме с бисером и бусинами». - Ростов н/Д: Феникс,2006

  9. Ткаченко Т.Б. «Плетем насекомых из бисера». Ростов н/Д: Феникс, 2006

  10. Ткаченко Т.Б. «Плетем цветы из бисера». Ростов н/Д: Феникс, 2006

  11. Ткаченко Т.Б. «Плетем рыбок из бисера». Ростов н/Д: Феникс, 2006

  12. Кожевникова Г. И. Подарочные яйца из бисера. - М.: «Мартин», 2007








© 2010-2022