Рабочая программа по технологии 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пилюгинская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района Оренбургской области с. Пилюгино, ул. Чапаевская, 54 телефон: 5-01-73, факс: (35352) 5-01-73 E-mail: [email protected]                                               Рабочая программа по технологии 11класс 2014 – 2015 уч. год         Кол-во часов Учебник, его авторы Программа 34 Технология: Учебник для учащихся 34 класса общеобразовательной школы. Автор учебника: Под ред. В.Д. Симоненко. Автор программы учебного курса: В.Д. Симоненко           Учитель технологии первой категории С. В. Персиянцева                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы, человеческих возможностей, поощрение творческих способностей, в конечном счете, создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути. Шко... № урока Тема урока Кол-во часов Практическая часть Технология решения творческих задач. 15 часов 1 Понятие творчества и развитие творческих способностей. 1 Методика «Десять точек» 2 Метод мозговой атаки (МА). 1 Выделение группы генераторов идей и аналитиков 3 Метод контрольных вопросов. 1   4 Метод обратной мозговой атаки. 1 Деловая игра 5 Синектика 1 Конкурс «Генераторы идей» задача «Балласт» 6 Морфологический анализ. 1 Морфологический анализ. 7 Морфологические матрицы. 1 Морфологические матрицы 8 Ассоциации и творческое мышление. 1 Составление рассказа с трех слов (кирпич, стакан, шляпа). 9 Метод фокальных объектов (МФО). 1 Разработка новой конструкции входной двери с помощью МФО 10 Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. 1 Игра «Ассоциативная цепочка шагов» 11 Функционально-стоимостный анализ (ФСА). 1 Область применения метода (ФСА) 12 Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) 1 Решение изобретательских задач 13 Изобретения. Рационализаторские предложения. 1   14-15 Создание творческого проекта 2 Создание творческого проекта Экологические проблемы. Природоохранные технологии. 10 часов 16 Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду. 1   17 Глобальные проблемы человечества. 1 Оценка запыленности воздуха 18 Энергетика и экология. 1 Оценка уровня радиации. дождей. 19 Загрязнение атмосферы. 1 Оценка наличия загрязнений в атмосфере и кислотных дождей. 20 Загрязнение гидросферы. 1 Оценка качества пресной воды. 21 Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства. 1 Определения наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах 22 Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства. 1 Посадка кустарников и деревьев около школы 23 Природоохранные технологии. 1   24 Природоохранные технологии. 1 Уборка мусора около школы. 25 Экологическое сознание и экологическая мораль. 1 Определение мощности падающего электромагнитного излучения Технология профессионального самоопределения и карьеры. 9 часов 26 Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда. 1 Виды профессиональной деятельности, формы разделения труда 27 Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. 1 Виды профессиональной деятельности, формы разделения труда 28 Понятие культуры труда. 1 Составление план – схемы «Мое рабочее место». 29 Профессиональная этика. 1 Обосновать смысл и содержание этических норм своей будущей профессиональной деятельности 30 Профессиональное становление личности. 1 Перечень профессиональных знаний и умений который должен обладать человек 31 Профессиональная карьера. 1 Составление плана своей будущей профессиональной карьеры. 32 Подготовка к профессиональной деятельности. 1   33 Примерный творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». 1 Примерный творческий проект  «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». 34 Защита  творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». 1 Защита  творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».   Литература:   1.      Матяш Н.В. Технология: 10 – 11 классы: базовый уровень: методические рекомендации/Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.  – стр. 3 – 52. 2.      Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: 10 – 11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.    
Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пилюгинская средняя общеобразовательная школа»

Бугурусланского района Оренбургской области с. Пилюгино, ул. Чапаевская, 54

телефон: 5-01-73, факс: (35352) 5-01-73

E-mail: [email protected]




«Утверждаю»

Директор школы:_________ /_____________/

«_____» ______________ 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР:__________ /______________/

«_____» ______________ 2014 г.



Рабочая программа

по технологии

11 класс

2014 - 2015 уч. год


Кол-во часов

Учебник, его авторы

Программа

34

Технология: Учебник для учащихся 34 класса общеобразовательной школы.

Автор учебника: Под ред. В.Д. Симоненко.

Автор программы учебного курса: В.Д. Симоненко


Учитель технологии первой категории

С. В. Персиянцева





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику.

Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы, человеческих возможностей, поощрение творческих способностей, в конечном счете, создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.

Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда.

Основная педагогическая цель реализации в учебном плане образовательной области «Технология» - профессиональное самоопределение молодежи в условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям и развитие конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда.

Программа «Профессиональное самоопределение и карьера» по технологии для 10-11 классов призвана обеспечить для учащейся молодежи жизненное и социально-трудовое становление, адекватное современной и перспективной общественной и производственно-экономической ситуации в стране, условиям и возможностям обеспечения занятости населения.

Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей то каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения сил и способностей, места в жизни.

Основная цель данной программы:

способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку и в частности предпринимательству.

Задачи программы по подготовке учащихся определяются теми общими требованиями, которые предъявляет современное общество к молодым людям, вступающим на трудовой путь, и вытекают из поставленной цели:

- создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно с его способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества,

- подготовка к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

- развитие таких качеств личности, как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, стремление к разумному риску, честность и порядочность;

- формирование профессиональной компетенции в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

- включение учащихся в реальные производственно-экономические отношения, познание ими основ менеджмента, маркетинга, предпринимательства;

- воспитание культуры личности во все ее проявлениях, связанных с трудовой деятельности;

- создание условий для овладения учащимися современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления.

Успешной реализации задач программы способствует использование разнообразных методов и форм обучения:

- развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр), профессиональные пробы;

- традиционные методы: беседа, лекция;

- информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы;

- наблюдение в процессе проведения экскурсий, выставок;

- практическая, самостоятельная работа учащихся;

- профконсультации.

Практической, самостоятельной работе учащихся в процессе обучения уделяется 60-70 % всего учебного времени.

Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет. В 10-11 классах уровень проявления интереса к профессии выражается в обостренном внимании к профессиографическим и социально-экономическим проблемам труда, чтении специальной и научно-популярной литературы, выявлении квалификационных и творческих аспектов деятельности, здоровья, способностей и образования для получения избираемых профессий. Сформированность высшего уровня профессионального интереса дает основание говорить о наличии потребностей в конкретной профессиональной деятельности выпускника общеобразовательного учреждения.

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.

Эти подходы взяты за основу в содержании учебного раздела «Профессиональное самоопределение». В ходе преподавания школьники усваивают новые базовые понятия (образ «Я», алгоритм анализа профессий, характеристику профессиональной деятельности и др.), активно работают с методиками по самопознанию. Все это способствует тому, чтобы к моменту окончания школы большинство выпускников имели сформированные личные профессиональные планы. Также обеспечивается преемственность перехода молодых людей от общего к профессиональному образованию и последующему труду, адаптация к новым социально-экономическим условиям.

Во всех сферах деятельности присутствуют элементы предпринимательства. В настоящее время все больше молодых людей хотят связать свою судьбу с предпринимательством как основной сферой деятельности, являющейся основой основ экономических систем большинства стран мира и нашей страны. Необходимость и возможность изучения основ предпринимательской деятельности в рамках образовательной области «Технология» подтверждается тем, что во многих странах первичные знания и умения учащихся о бизнесе формируются именно в рамках их трудовой и технологической подготовки.

Раздел программы «Основы предпринимательства» дает представление об основных принципах рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и навыки их применения при реализации собственной продукции и услуг; знакомит с различными формами предприятий по производству товаров и услуг, с деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций; с порядком регистрации созданных предприятий, организаций, фирм.

Таким образом, интегрированная программа призвана оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, подготовке их к трудовой деятельности, устройстве своей будущей карьеры.

Изучение учебного материала строится на индивидуальном подходе к учащимся, все занятия носят дифференцированный характер обучения.

Тематический план программы включает в себя теоретическую и практическую части. Следовательно, учитель может применять контроль теоретических знаний и практических умений и навыков. Контроль может быть промежуточным и итоговым. Теоретические знания контролируются в форме письменной контрольной, устного опроса, итогового тестирования по пройденному материалу. Практические умения и навыки контролируются выполнением индивидуальной работы по изготовлению изделия, выполненного творческого проекта.

С целью обеспечения непрерывности образовательного процесса в дни отсутствия на занятиях учащихся по причине неблагоприятных погодных условий, в дни, пропущенные по болезни, а также в период карантина или сезонных вспышек инфекционных заболеваний и т. п. организуется дистанционное обучение в следующих формах:

- через электронный дневник школы;

- через сайт школы;

- через общение с помощью электронной почты учащихся, педагогов;

- через общение в режиме реального времени с использованием ПО: Skype, TeamViewer , Mail.Ru Агент и др.

Результативность

Учащиеся полной средней школы в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами получают общетехнологическую подготовку, овладевают общими способами организации практической деятельности. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования.

Задачи на учебный год для 10-11 классов:

- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;

- раскрыть сущность предпринимательства, его цели и задачи;

- показать роль предпринимательства в экономической жизни общества;

- сформировать знания и первоначальные умения, необходимые для предпринимательской деятельности;

- развить качества личности, способствующие осуществлению предпринимательской деятельности;

- освоить некоторые методики и приемы выбора своего дела, принятия решений, умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию;

- сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;

- воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;

- ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

Одна из важных задач - научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.

Задачи на учебный год для 11 класса:

- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

По окончании учебного года учащиеся должны

Знать:

- уровень развития своих профессиональных качеств;

- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;

- правила выбора профессии, карьеры;

- значение правильного самоопределения для личности и общества;

- требования к составлению личного профессионального плана;

- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

- значение творческого потенциала человека, карьеры;

- возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Уметь:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

- осуществлять самоанализ развития своей личности;

- пользовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями;

- анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Календарно-тематическое планирование

11 класс


урока

Тема урока

Кол-во часов

Практическая часть

Технология решения творческих задач. 15 часов

1

Понятие творчества и развитие творческих способностей.

1

Методика «Десять точек»

2

Метод мозговой атаки (МА).

1

Выделение группы генераторов идей и аналитиков

3

Метод контрольных вопросов.

1

4

Метод обратной мозговой атаки.

1

Деловая игра

5

Синектика

1

Конкурс «Генераторы идей» задача «Балласт»

6

Морфологический анализ.

1

Морфологический анализ.

7

Морфологические матрицы.

1

Морфологические матрицы

8

Ассоциации и творческое мышление.

1

Составление рассказа с трех слов (кирпич, стакан, шляпа).

9

Метод фокальных объектов (МФО).

1

Разработка новой конструкции входной двери с помощью МФО

10

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

1

Игра «Ассоциативная цепочка шагов»

11

Функционально-стоимостный анализ (ФСА).

1

Область применения метода (ФСА)

12

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

1

Решение изобретательских задач

13

Изобретения. Рационализаторские предложения.

1

14-15

Создание творческого проекта

2

Создание творческого проекта

Экологические проблемы. Природоохранные технологии. 10 часов

16

Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду.

1

17

Глобальные проблемы человечества.

1

Оценка запыленности воздуха

18

Энергетика и экология.

1

Оценка уровня радиации. дождей.

19

Загрязнение атмосферы.

1

Оценка наличия загрязнений в атмосфере и кислотных дождей.

20

Загрязнение гидросферы.

1

Оценка качества пресной воды.

21

Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства.

1

Определения наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах

22

Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства.

1

Посадка кустарников и деревьев около школы

23

Природоохранные технологии.

1

24

Природоохранные технологии.

1

Уборка мусора около школы.

25

Экологическое сознание и экологическая мораль.

1

Определение мощности падающего электромагнитного излучения

Технология профессионального самоопределения и карьеры. 9 часов

26

Понятие профессиональной деятельности.

Разделение и специализация труда.

1

Виды профессиональной деятельности, формы разделения труда

27

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс

профессиональной деятельности.

1

Виды профессиональной деятельности, формы разделения труда

28

Понятие культуры труда.

1

Составление план - схемы «Мое рабочее место».

29

Профессиональная этика.

1

Обосновать смысл и содержание этических норм своей будущей профессиональной деятельности

30

Профессиональное становление личности.

1

Перечень профессиональных знаний и умений который должен обладать человек

31

Профессиональная карьера.

1

Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

32

Подготовка к профессиональной деятельности.

1

33

Примерный творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

1

Примерный творческий проект

«Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

34

Защита творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

1

Защита творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Литература:


  1. Матяш Н.В. Технология: 10 - 11 классы: базовый уровень: методические рекомендации/Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011. - стр. 3 - 52.

  2. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: 10 - 11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2007.


© 2010-2022