Функции и особенности дополнительного профессионального образования

Функции и особенности дополнительного профессионального образования, реализуемых в Центре обучения взрослых как учреждения дополнительного профессионального образования, предполагает обращение к теории непрерывного профессионального образования, а также к тенденциям и особенностям обучения взрослых. В связи с этим в настоящем параграфе необходимо проанализировать исследования отечественных и зарубежных педагогов, посвященные системе дополнительного профессионального образования как подсистеме не...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Функции и особенности дополнительного профессионального образования

Функции и особенности дополнительного профессионального образования, реализуемых в Центре обучения взрослых как учреждения дополнительного профессионального образования, предполагает обращение к теории непрерывного профессионального образования, а также к тенденциям и особенностям обучения взрослых. В связи с этим в настоящем параграфе необходимо проанализировать исследования отечественных и зарубежных педагогов, посвященные системе дополнительного профессионального образования как подсистеме непрерывного образования взрослых, в аспекте функций и особенностей.

Важнейшее значение имеют труды таких исследователей, как С.Г.Вершловский, С.М.Вишнякова, В.И.Ильина, О.М.Никандров, В.И.Подобеда, Г.Н.Подчалимова, А.И.Субетто, Е.П.Тонконогая, П.И.Третьяков, Е.Трондайк, Т.И.Шамова и др.

Дополнительному профессиональному образованию принадлежит важнейшая роль в развитии современного российского общества. «Сфера ДПО сориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, с производственной сферой и на удовлетворение потребностей личности, общества и государства в непрерывном образовании. ДПО призвано помочь личности адекватно ориентироваться в новой социально-экономическим и политической обстановке, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют профессиональной переориентации граждан, овладения новыми знаниями и специальностями» - отмечают Г.Н. Подчали-мова, Т.И. Шамова и В.И. Ильина, авторы раздела «Дополнительное профессиональное образование» в базовом издании «Педагогика профессионального образования», опубликованном в 2004 г. Современные взгляды на систему ДПО характеризуются системным подходом, согласно которому ДПО является подсистемой непрерывного образования взрослых и, следовательно, воспроизводит общие для системы образования взрослых особенности и функции. Для современной системы ДПО характерно также расширение направлений. «Дополнительное профессиональное образование (ДПО) - одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя пять направлений: переподготовка специалистов, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка и самообразование».

С позиций институционального подхода дополнительное профессиональное образование можно представить как систему формальных и неформальных норм и правил, регулирующих отношения по передаче социального опыта с целью повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки специалистов. Особенности этих норм и правил и определяют характерные черты дополнительного профессионального образования как социально-образовательного института.

Н.В.Василенко исследовал институциональные особенности определения ценности (полезности) ДПО. Формально данному виду образования придан статус «дополнительного», то есть выходящего за рамки основных программ обучения. Это приводит к формированию мягких институтов, закрепляющих общественную недооценку потенциала ДПО для социальной адаптации, профессионально-личностного развития, карьерного роста и самореализации специалиста.

Действительно, данный вид образования не предполагает переход на более высокую его ступень. Но он призван сопровождать человека на протяжении всей его жизни после получения диплома определенного уровня, позволяя сохранять профессиональную востребованность и конкурентоспособность, повышая профессиональную мобильность, способствуя в конечном счете повышению качества труда и социально-экономическому росту экономики. Этим и определяется подлинная роль дополнительного профессионального образования в структуре общественного воспроизводства и ценность ДПО, которая в настоящее время не нашла должного отражения в системе формальных норм .

Каковы функции дополнительного профессионального образования?

Под функциями дополнительного профессионального образования будем понимать его «назначение, значение, роль» (эти атрибутивные признаки зафиксированы в толковом словаре русского языка) для решения проблем экономического общественного, экономического и регионального характера, а также проблем профессионального развития взрослого обучающегося.

Дополнительное профессиональное образование выполняет следующие социально-педагогические функции: акмеологическую, компенсаторную, сервисную, инновационную, прогностическую, специализирующую, консалтинговую, консультативную.



© 2010-2022