Конспект урока технологии на тему: Измерение фигуры для построения чертежа фартука

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Измерение фигуры для построении чертежа фартука.

Цели урока: научить снимать мерки.

образовательная: научить правильному измерению фигуры человека, ознакомить с особенностями телосложения человека, научить определять линии на фигуре человека, научить снимать.

воспитательная: формировать дисциплинированность в работе;

формировать у учащихся любви к труду и швейному делу, воспитывать эстетический вкус и чувства взаимопомощи, воспитывать уважение к труду старших поколений.

развивающая: развивать пространственное представления о линиях мысленно проводимых на фигуре человека, развитие моторных навыков (при снятии мерок): развивать умения учебного труда (запоминать, наблюдать, осуществлять самоконтроль): развитие сенсорных навыков (умение определять);

Методы проведения занятия:

объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация);

репродуктивный (инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа)

Межпредметные связи: естестествознание, валеология, русский язык, математика.

Объект труда: фигура человека, манекен.

Материально - техническое оснащение:

1. Оборудование учебных мастерских, столы и стулья, манекен.

2. Инструменты и приспособления.:

шнурок, сантиметровая лента.

Видеофильм: «История одежды»

Таблицы: «Линии фигуры человека», «Ориентирные точки». Техника безопасности: «ПТБ в мастерских», ОРМ, СГТ.

Литература для учителя: учебник «Технология» 5 класс, методическое пособие 5 класс, дидактический материал «Технология» 5 класс,

Литература для внеклассного чтения учащихся: школьная энциклопедия, «Энциклопедия для девочек», «Домоводство», «История одежды».

Ход урока

I. Организационная часть.

1. Приветствие.

2. Контроль посещаемости (наличие учащихся, причина их отсутствия).

3. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

II. Повторение пройденного материала.

Повторение пройденного материала по бригадам (кто быстрее):

Кроссворд

Разгадав кроссворд, вы прочитаете одну из профессий прядильного производства.

1. Нити, полученные вытягиванием и скручиванием волокна.

2. Набор отличительных признаков, определяющих качество ткани.

3. Ведение домашнего хозяйства.

4. Природные или химические материалы, из которых получают пряжу.

5. Хлопчатобумажная ткань.

6. Профессия на ткацком производстве.

7. Физико-механическое свойство ткани.

8. Тонкоскрученная пряжа.

9. Одна из сторон ткани.

10. Узкая полоса по краю ткани.

III. Изложение нового материала. Вы купили себе ткань и хотите сшить из нее платье. Сначала надо придумать, каким будет наряд.

Для этого необходимо нарисовать на бумаге будущую модель (выполнить эскиз):

определить силуэт (очертания), длину и ширину изделия, пропорции (соотношение друг относительно друга) деталей. Такую работу выполняет художник-модельер. По эскизу невозможно скроить изделие, нужно построить, чертеж (разработать конструкцию) и вырезать лекала (выкройки - вырезанные из бумаги чертежи в нужном для н.м размере), а эту работу выполняет художник-конструктор. Затем определяют последовательность сшивания части изделия, очередность выполнения всех швов и шьют изделие. Разрабатывают технологию - технологи, а выполняют готовое изделие - операторы швейного оборудования (швеи). При конструировании одежды необходимо построить чертеж. Для этого нужно снять мерки.

Рассчитать количество ткани для изделия. Для расчета количества ткани, сначала определяют наименьшую ее ширину. Она складывается из ширины нижней части фартука и 4 см на обработку срезов. Затем определяют длину ткани, которая равна сумме длины нижней части фартука, длины нагрудника и 4 см на обработку срезов.

Снятие мерок

Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж может получиться неправильным и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по

определенным правилам. Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линии колен.

Мерки снимают по правой стороне фигуры. Сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На обмеряемом должна быть легкая одежда. Стоять надо прямо, без напряжения. Талию пред-

варительно опоясывают шнурком. Мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Основные мерки для построения чертежа изделия:

Длина нагрудника-Дн

Длина нижней части фартука-Днч

Полуобхат талии-Пот

Полуобхват бедер-Поб

Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям и соответствии с эскизом модели. Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их меняется и зависит от силуэта, от объема одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка).

Прибавки обозначают буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки

IV. Вводный инструктаж:

1) Разбор инструкционно - технологической карты: «Снятие мерок».

2) Демонстрация снятия мерок.

V. Самостоятельная работа «Снятие мерок и их запись в таблицу»

Текущий инструктаж - целевые обходы:

1. Первый обход - проверка правильности организации рабочих мест.

2. Второй обход - проверка правильности выполнения работы.

3. Третий обход - проверка правильности снятия мерок.

4. Четвертый обход - проверка правильности таблицы.

VI. Заключительный инструктаж.

1. Анализ характерных ошибок и их причин.

2. Сообщение оценки работ каждого учащегося.

3. Домашнее задание: упражнение по снятию мерок с мамы, сестры, куклы.

VII. Уборка рабочих мест.


© 2010-2022