- Преподавателю
- Технология
- Проект по теме Белки
Проект по теме Белки
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Касьянова М.Г. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московской области
«Академия социального управления»
Итоговая работа
Межпредметный исследовательский проект:
«Роль белков в жизни человека»
Выполнил:
Касьянова Маргарита Георгиевна
Преподаватель спец.технологии
ЗФ ГБПОУ МО «КРАСНОГОРСИЙ КОЛЛЕДЖ»
Москва 2014
Оглавление
Стр.
1.Метод проектов…………………………………………………………3
1.1.Немного об истории метода проектов………………………………3 - 4
2.Разработка метода проектов……………………………………………4 - 5
3.Задание…………………………………………………………………..5
4.Отчет о работе.
4.1.Обоснование…………………………………………………………..6
4.2.Методические задачи учебного проекта…………………………….6
4.3. Ожидаемые приращения в компетентностях учащегося………….7
4.4.Выбор проекта…………………………………………………………8
4.5.Позиция учителя для руководства проектной работой учащегося для решения задач воспитания………………………………………………..8
4.6. Представление учащимся проблемы проекта………………………8-9
4.7.Процесс проблематизации ……………………………………………9
4.8.Процесс целеполагания……………………………………………….9
4.9.Процесс планирования………………………………………………..9-10
4.10.Процесс рефлексии и самооценки учащимися своей проектной работы с опорой на критерии оценивания…………………………………………11
4.11.Трудности, возникшие у учащихся при написании отчета о проектной работе, как они были преодолены………………………………………..12
4.12. Как учащиеся показали результаты своей работы и собственную компетентность, какие эмоции испытали они в ходе презентации проекта……………………………………………………………………...12-13
4.13.Обоснованность применения проекта ………………………………13
5.Приложения……………………………………………………………….14
-2-
1.Метод проектов
В процессе «обучения- учения» происходит постоянное взаимодействие
учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному:
один не может продемонстрировать усвоение знаний,
другой, на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться.
Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие)
учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении. Личностный характер также носит и обучение.
Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления
учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике- устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и
опыта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской
деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить,
сколько помогать учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда студентов в процессе учения сегодня является метод проектов.
1.1.Немного об истории метода проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике.
Он возник еще в начале нынешнего столетия в США.
Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. -3-
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно
с разработками американских педагогов. Под руководством русского
педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа
сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в
практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи,
его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. " Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов,
который и привлекает многие образовательные системы,
стремящиеся найти разумный баланс между академическими
знаниями и прагматическими умениями.
2.Разработка метода проектов
Основные требования к использованию метода проектов
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
-4-
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ( выступление перед группой, классом по материалу своей работы, совместное творчество нескольких учащихся, мультимедийная презентация проекта);
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
7.Использование исследовательских методов:
• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
• оформление конечных результатов;
• анализ полученных данных;
• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).
3.Задание: Организовать и провести работу над проектом учащихся 2-го курса ГБОУСПО КК Звенигородского филиала по профессии «Повар, кондитер». По завершении проекта его необходимо оценить с помощью критериев, разработанных самостоятельно. Представить отчет о работе.
-5-
4.Отчет о работе.
4.1.Обоснование
Дидактические цели проекта - формирование коммуникативной
компетентности (умений кратко и понятно излагать свои мысли); формирование социальной компетентности (навыков работы в команде: считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию); формирование предметной компетентности (самостоятельной познавательной активности, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, развитие креативных способностей, критического мышления).
4.2.Методические задачи учебного проекта :
Изучить свойства белков, изменения белков, происходящие при тепловой обработке продуктов, уметь применить на практике, полученные знания о физических и химических свойствах белков различных пищевых продуктов (белки мяса( полноценные и неполноценные), рыбы, яиц, молочных продуктов, растительные белки);
Формировать у учащихся навыки работы с учебной литературой, другими источниками информации;
овладеть обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований: провести практические опыты, демонстрирующие свойства белков(химические опыты, а также воздействие на белки механической кулинарной обработки и тепловой обработки);
научиться устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать;
закрепить приобретенные навыки проектной деятельности (учащиеся подготавливают рефераты, мультимедийную презентацию);
-6-
4.3. Ожидаемые приращения в компетентностях учащегося: -исходный уровень подготовленности учащихся- учащиеся могут полностью самостоятельно выполнять практически всю работу в рамках проекта, способны определить, ясно сформулировать и четко обосновать цель, составить развернутый план основных этапов работы и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели, исчерпывающе раскрыть тему , использовать материалы, выходящие за рамки школьной программы, анализировать ситуации, сложившиеся в ходе работы, сделать необходимые выводы; - -дефициты в уровне подготовленности учащегося- учащимся необходимо изучить причины изменения белков в процессе приготовления блюд, научиться кратко излагать изученный материал, оформлять
мультимедийную презентацию, научиться работать в команде; - где и как учащийся сможет получить необходимую помощь, найти недостаточную информацию и другие ресурсы - получить необходимую помощь, найти недостающую информацию учащиеся могут у преподавателя, в библиотеке училища, городской библиотеке, воспользоваться пособиями кабинета спец. технологии, учебной мастерской, кабинетов химии, биологии, компьютерного класса;
- предполагаемая степень участия учителя в работе над проектом- работать над проектом учащиеся будут почти полностью самостоятельно с небольшой помощью учителя на отдельных этапах работы
( помощь в подготовке демонстрации опытов- денатурация белков при тепловой обработке, способность к набуханию (клейковина теста),образование пены при взбивании), помощь в подборе источников информации.
-7-
4.4.Выбор проекта. Проект какого типа выбран для достижения дидактических целей, решения методических задач, формирования необходимых компетентностей учащегося . Учащимся 10 класса ( 2 курс училища) был предложен исследовательский проект по спец. технологии по теме «Изменение пищевых веществ в процессе приготовления пищи» ( изменения белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов).Ребятами была выбрана тема «Роль белков в жизни человека», но в процессе работы над проектом было решено назвать работу «Белки». Эта тема заинтересовала подростков, т.к. о роли
белков в жизни человека говорится очень много. Кроме того, тема «белки» изучается также по химии, биологии, физиологии питания, товароведению. Учащиеся поставили перед собой цель рассказать о значении белков в жизни человека, о физических и химических свойствах белков, об их изменении в процессе приготовления блюд. Учащиеся обучаются в профессионально-техническом училище по
профессии повар-кондитер. Полученные в ходе работы над проектом компетентности позволят учащимся понять суть процессов, происходящих при приготовлении блюд, что позволит в дальнейшем правильно вести технологический процесс приготовления блюд , подбирать способы тепловой и механической кулинарной обработки, грамотно составлять меню, создавать новые блюда. 4.5.Позиция учителя для руководства проектной работой учащегося для решения задач воспитания.
Позиция эксперта-знатока, являющегося источником информации по проблеме проекта, при необходимости дающего советы.
4.6. Представление учащимся проблемы проекта.
Учащимся группы было предложено помочь преподавателю в проведении уроков по разделу спец.технологии «Изменение пищевых веществ в процессе приготовления пищи» ( изменения белков, жиров, углеводов,
-8-
минеральных веществ, витаминов), они могли самостоятельно выбрать интересующую их тему, а также вид творческой работы. Несколько учащихся группы написали рефераты по темам: «Витамины», «Углеводы », «Минеральные вещества», был написан доклад по теме «Жиры», двое учащихся решили выполнить проектную работу по теме «Белки». 4.7.Процесс проблематизации . Выполнить работу по теме «Белки» пожелали двое учащихся. Александр активно занимается спортом, поэтому интересуется различными белковыми диетами, он хотел написать реферат на эту тему. Викторию интересует роль белков в современной косметологии, ей хотелось написать доклад по этой проблеме. Я предложила ребятам объединиться и выполнить проектную работу по данной теме. Учащимся понравилась идея совместной работы над интересующей их темой. Они решили, что должны доступно рассказать о роли белков в природе, в жизни человека.
4.8.Процесс целеполагания. Учащиеся решили, что прежде, чем рассказывать о роли белков в диетическом питании и в косметологии, нужно всё-таки выяснить, что они из себя представляют, какую роль играют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какими свойствами обладают. Ответы на данные вопросы решили дать в мультимедийном варианте. Свою работу представить в виде презентации на открытом уроке, кроме того подготовить короткие сообщения о роли белков в пище спортсменов и в косметологии.
Мультимедиа продукт явится хорошим наглядным пособием при изучении данной темы, будет соответствовать цели проекта, явится оптимальным способом решения проблемы проекта. 4.9.Процесс планирования.В процессе планирования учащиеся решили, что должны рассказать о строении белков, их физических и химических свойствах, привести примеры химических реакций белков с различными веществами, рассказать об изменениях белков при воздействии на них различных температур, ультразвука, инфракрасного излучения ит.д. Я указала учащимся на то, что перечисленный материал очень объёмен и не может быть изложен в рамках одного урока , что намеченный план
-9-
необходимо откорректировать применительно к предмету спец.технологии, т.е. использовать те материалы, которые расскажут учащимся о роли белков в питании человека и об изменении белков в процессе приготовления блюд.
Учащиеся самостоятельно разработали план и график работы над проектом, моей помощи не потребовалось. Они решили вместе работать по сбору материала, затем часть материала, трудного для восприятия и требующего более серьёзных базовых знаний( уровень института) , а также для оформления на мультимедиа носителях отсеяли часть собранного материала. Когда сбор материала был завершен, ребята приступили к созданию мультимедиа презентации. Здесь им оказал помощь преподаватель информатики, предоставив возможность работать в компьютерном классе училища. Над созданием презентации учащиеся работали дружно, уверенно. Мне лишь оставалось ненавязчиво высказывать своё мнение. Большим стимулом для ребят была похвала. 4.10.Процесс рефлексии и самооценки учащимися своей проектной работы с опорой на критерии оценивания.
Все этапы работы учащихся над проектом протекали гладко и не вызывали серьёзных трудностей. Небольшие затруднения были лишь, когда из собранного материала необходимо было отобрать понятный, доступный для понимания всех учащихся, соответствующий проблеме и цели проекта. Ребята достойно справились с этой трудностью, хоть заметно нервничали. Учащиеся провели репетицию презентации, оказалось, что они не укладываются по времени, поэтому потребовалась дополнительно подкорректировать материал. Был сокращен объём устных сообщений ( о спортивных диетах и о косметике). Я ненавязчиво помогала скорректировать материал
-11-
Результаты своей работы с опорой на критерии учащиеся оценили следующим образом:
-
Оценка учащегося
Оценка независимых экспертов
Оценка учителя
№№ критерия
Баллы
№№ критерия
Баллы
№№ критерия
Баллы
1
3
1
3
1
3
2
3
2
3
2
3
3
3
3
3
3
3
4
3
4
3
4
3
5
3
5
3
5
3
6
3
6
3
6
3
7
3
7
3
7
3
8
3
8
3
8
3
9
3
9
3
9
3
10
3
10
3
10
3
11
3
11
3
11
3
12
3
12
3
12
3
13
3
13
3
13
3
14
3
14
3
14
3
итого:
42
итого:
42
итого:
42
Оценка работы производилась по критериям, разработанных учителем и группой независимых экспертов. Таким образом учащиеся набрали 42 балла (100%) и получили отметку «5». 4.11.Трудности, возникшие у учащихся при написании отчета о проектной работе, как они были преодолены.
При написании отчета о своей работе у ребят возникли трудности, какое-то нежелание дать оценку своей работы, особенно со стороны Александра , который пытался дать оценку работы устно, не опираясь на критерии, и никак не мог( или не хотел) сформулировать свой ответ письменно. Пришлось ещё раз объяснить учащимся, зачем мы проводим анализ проделанной работы, пишем отчет, и что это может нам дать.
4.12. Как учащиеся показали результаты своей работы и собственную компетентность, какие эмоции испытали они в ходе презентации проекта.
В ходе презентации проекта учащиеся вели себя уверенно, компетентно излагая проработанный материал, чувствовалось, что входе работы над проектом ребята приобрели большой учебный опыт, научились считаться с
-12-
чужим мнением, приобрели навыки работы в команде , умение кратко и понятно излагать свои мысли, сформировалась их социальная компетентность, самостоятельная познавательная активность, умение видеть проблему и наметить пути ее решения. Учащиеся осознали свой успех и почувствовали свою компетентность.
4.13.Обоснованность применения проекта .
В результате разработки данного проекта : - достигнуты запланированные дидактические цели - формирование коммуникативной компетентности (умений кратко и понятно излагать свои мысли); формирование социальной компетентности (навыков работы в команде: считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию); формирование предметной компетентности (самостоятельной познавательной активности, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, развитие креативных способностей, критического мышления); - решены запланированные методические задачи (изучены свойства белков, изменения белков, происходящие при тепловой обработке продуктов; сформированы у учащихся навыки работы с учебной литературой, другими источниками информации; учащиеся овладели обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований; научились устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать; закрепили приобретенные навыки проектной деятельности) В ходе презентации проекта, независимые эксперты отметили, что данная проектная работа оказала серьёзный воспитательный эффект как на исполнителей, так и на всю учебную группу. Учащиеся стали серьёзнее, заинтерессованнее относится к учёбе. Работа дисциплинировала учащихся.
-13-
Приложения
Матрица оценивания проекта
Показатели проявления компетентности
Баллы
Предметно-информационная составляющая(максимальное значение-9 )
1.Знание основных терминов и практического материала по теме.
1-3
2.Знание существующих точек зрения ( подходов) к проблеме и способов её решения).
1-3
3.Знание источников информации.
1-3
Деятельностно-коммуникативная составляющая ( максимальное значение-21 )
4.Умение выделять проблему и обосновывать её актуальность.
1-3
5.Умение формировать цели, задачи.
1-3
6. Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
1-3
7. Умение выявлять причинно-следственные связи.
1-3
8. Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью.
1-3
9. Умение находить требуемую информацию в различных источниках.
1-3
10.Владение грамотой, эмоциональной и свободной речью.
1-3
Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение-12 )
1-3
11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы.
1-3
12.Выражение собственной позиции, обоснование её.
1-3
13.Умение оценивать достоверность полученной информации.
1-3
14. умение эффективно организовывать индивидуальное информационное и временное пространство.
1-3
Итого:
14 - 42
Оценка «удовлетворительно» - (42 %)
18-27
Оценка «хорошо» - (65%)
28-38
Оценка «отлично» - (90 %)
39-42
Можно ввести штрафные баллы, например, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта.
В конечной оценке учебного процесса учащийся должен увидеть:
- какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;
-на каком уровне он его освоил;
-каковы его умения и навыки;
-какова оценка его творческой деятельности;
- в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.
-14-