Проект по теме Белки

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московской области

«Академия социального управления»







Итоговая работа


Межпредметный исследовательский проект:

«Роль белков в жизни человека»












Выполнил:

Касьянова Маргарита Георгиевна

Преподаватель спец.технологии

ЗФ ГБПОУ МО «КРАСНОГОРСИЙ КОЛЛЕДЖ»















Москва 2014



Оглавление

Стр.


1.Метод проектов…………………………………………………………3


1.1.Немного об истории метода проектов………………………………3 - 4

2.Разработка метода проектов……………………………………………4 - 5

3.Задание…………………………………………………………………..5

4.Отчет о работе.

4.1.Обоснование…………………………………………………………..6

4.2.Методические задачи учебного проекта…………………………….6

4.3. Ожидаемые приращения в компетентностях учащегося………….7

4.4.Выбор проекта…………………………………………………………8

4.5.Позиция учителя для руководства проектной работой учащегося для решения задач воспитания………………………………………………..8

4.6. Представление учащимся проблемы проекта………………………8-9

4.7.Процесс проблематизации ……………………………………………9

4.8.Процесс целеполагания……………………………………………….9

4.9.Процесс планирования………………………………………………..9-10

4.10.Процесс рефлексии и самооценки учащимися своей проектной работы с опорой на критерии оценивания…………………………………………11

4.11.Трудности, возникшие у учащихся при написании отчета о проектной работе, как они были преодолены………………………………………..12

4.12. Как учащиеся показали результаты своей работы и собственную компетентность, какие эмоции испытали они в ходе презентации проекта……………………………………………………………………...12-13

4.13.Обоснованность применения проекта ………………………………13

5.Приложения……………………………………………………………….14





-2-



1.Метод проектов

В процессе «обучения- учения» происходит постоянное взаимодействие

учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному:

один не может продемонстрировать усвоение знаний,

другой, на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться.

Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие)

учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении. Личностный характер также носит и обучение.

Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления

учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике- устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и

опыта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской

деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить,

сколько помогать учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда студентов в процессе учения сегодня является метод проектов.

1.1.Немного об истории метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике.

Он возник еще в начале нынешнего столетия в США.

Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. -3-

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно

с разработками американских педагогов. Под руководством русского

педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа

сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в

практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи,

его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. " Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов,

который и привлекает многие образовательные системы,

стремящиеся найти разумный баланс между академическими

знаниями и прагматическими умениями.

2.Разработка метода проектов

Основные требования к использованию метода проектов

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.



-4-



2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ( выступление перед группой, классом по материалу своей работы, совместное творчество нескольких учащихся, мультимедийная презентация проекта);

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7.Использование исследовательских методов:

• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

• оформление конечных результатов;

• анализ полученных данных;

• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

3.Задание: Организовать и провести работу над проектом учащихся 2-го курса ГБОУСПО КК Звенигородского филиала по профессии «Повар, кондитер». По завершении проекта его необходимо оценить с помощью критериев, разработанных самостоятельно. Представить отчет о работе.

-5-



4.Отчет о работе.

4.1.Обоснование

Дидактические цели проекта - формирование коммуникативной

компетентности (умений кратко и понятно излагать свои мысли); формирование социальной компетентности (навыков работы в команде: считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию); формирование предметной компетентности (самостоятельной познавательной активности, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, развитие креативных способностей, критического мышления).

4.2.Методические задачи учебного проекта :

Изучить свойства белков, изменения белков, происходящие при тепловой обработке продуктов, уметь применить на практике, полученные знания о физических и химических свойствах белков различных пищевых продуктов (белки мяса( полноценные и неполноценные), рыбы, яиц, молочных продуктов, растительные белки);

Формировать у учащихся навыки работы с учебной литературой, другими источниками информации;

овладеть обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований: провести практические опыты, демонстрирующие свойства белков(химические опыты, а также воздействие на белки механической кулинарной обработки и тепловой обработки);

научиться устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать;

закрепить приобретенные навыки проектной деятельности (учащиеся подготавливают рефераты, мультимедийную презентацию);

-6-



4.3. Ожидаемые приращения в компетентностях учащегося: -исходный уровень подготовленности учащихся- учащиеся могут полностью самостоятельно выполнять практически всю работу в рамках проекта, способны определить, ясно сформулировать и четко обосновать цель, составить развернутый план основных этапов работы и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели, исчерпывающе раскрыть тему , использовать материалы, выходящие за рамки школьной программы, анализировать ситуации, сложившиеся в ходе работы, сделать необходимые выводы; - -дефициты в уровне подготовленности учащегося- учащимся необходимо изучить причины изменения белков в процессе приготовления блюд, научиться кратко излагать изученный материал, оформлять

мультимедийную презентацию, научиться работать в команде; - где и как учащийся сможет получить необходимую помощь, найти недостаточную информацию и другие ресурсы - получить необходимую помощь, найти недостающую информацию учащиеся могут у преподавателя, в библиотеке училища, городской библиотеке, воспользоваться пособиями кабинета спец. технологии, учебной мастерской, кабинетов химии, биологии, компьютерного класса;

- предполагаемая степень участия учителя в работе над проектом- работать над проектом учащиеся будут почти полностью самостоятельно с небольшой помощью учителя на отдельных этапах работы

( помощь в подготовке демонстрации опытов- денатурация белков при тепловой обработке, способность к набуханию (клейковина теста),образование пены при взбивании), помощь в подборе источников информации.



-7-

4.4.Выбор проекта. Проект какого типа выбран для достижения дидактических целей, решения методических задач, формирования необходимых компетентностей учащегося . Учащимся 10 класса ( 2 курс училища) был предложен исследовательский проект по спец. технологии по теме «Изменение пищевых веществ в процессе приготовления пищи» ( изменения белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов).Ребятами была выбрана тема «Роль белков в жизни человека», но в процессе работы над проектом было решено назвать работу «Белки». Эта тема заинтересовала подростков, т.к. о роли

белков в жизни человека говорится очень много. Кроме того, тема «белки» изучается также по химии, биологии, физиологии питания, товароведению. Учащиеся поставили перед собой цель рассказать о значении белков в жизни человека, о физических и химических свойствах белков, об их изменении в процессе приготовления блюд. Учащиеся обучаются в профессионально-техническом училище по

профессии повар-кондитер. Полученные в ходе работы над проектом компетентности позволят учащимся понять суть процессов, происходящих при приготовлении блюд, что позволит в дальнейшем правильно вести технологический процесс приготовления блюд , подбирать способы тепловой и механической кулинарной обработки, грамотно составлять меню, создавать новые блюда. 4.5.Позиция учителя для руководства проектной работой учащегося для решения задач воспитания.

Позиция эксперта-знатока, являющегося источником информации по проблеме проекта, при необходимости дающего советы.

4.6. Представление учащимся проблемы проекта.

Учащимся группы было предложено помочь преподавателю в проведении уроков по разделу спец.технологии «Изменение пищевых веществ в процессе приготовления пищи» ( изменения белков, жиров, углеводов,

-8-



минеральных веществ, витаминов), они могли самостоятельно выбрать интересующую их тему, а также вид творческой работы. Несколько учащихся группы написали рефераты по темам: «Витамины», «Углеводы », «Минеральные вещества», был написан доклад по теме «Жиры», двое учащихся решили выполнить проектную работу по теме «Белки». 4.7.Процесс проблематизации . Выполнить работу по теме «Белки» пожелали двое учащихся. Александр активно занимается спортом, поэтому интересуется различными белковыми диетами, он хотел написать реферат на эту тему. Викторию интересует роль белков в современной косметологии, ей хотелось написать доклад по этой проблеме. Я предложила ребятам объединиться и выполнить проектную работу по данной теме. Учащимся понравилась идея совместной работы над интересующей их темой. Они решили, что должны доступно рассказать о роли белков в природе, в жизни человека.

4.8.Процесс целеполагания. Учащиеся решили, что прежде, чем рассказывать о роли белков в диетическом питании и в косметологии, нужно всё-таки выяснить, что они из себя представляют, какую роль играют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какими свойствами обладают. Ответы на данные вопросы решили дать в мультимедийном варианте. Свою работу представить в виде презентации на открытом уроке, кроме того подготовить короткие сообщения о роли белков в пище спортсменов и в косметологии.

Мультимедиа продукт явится хорошим наглядным пособием при изучении данной темы, будет соответствовать цели проекта, явится оптимальным способом решения проблемы проекта. 4.9.Процесс планирования.В процессе планирования учащиеся решили, что должны рассказать о строении белков, их физических и химических свойствах, привести примеры химических реакций белков с различными веществами, рассказать об изменениях белков при воздействии на них различных температур, ультразвука, инфракрасного излучения ит.д. Я указала учащимся на то, что перечисленный материал очень объёмен и не может быть изложен в рамках одного урока , что намеченный план

-9-

необходимо откорректировать применительно к предмету спец.технологии, т.е. использовать те материалы, которые расскажут учащимся о роли белков в питании человека и об изменении белков в процессе приготовления блюд.

Учащиеся самостоятельно разработали план и график работы над проектом, моей помощи не потребовалось. Они решили вместе работать по сбору материала, затем часть материала, трудного для восприятия и требующего более серьёзных базовых знаний( уровень института) , а также для оформления на мультимедиа носителях отсеяли часть собранного материала. Когда сбор материала был завершен, ребята приступили к созданию мультимедиа презентации. Здесь им оказал помощь преподаватель информатики, предоставив возможность работать в компьютерном классе училища. Над созданием презентации учащиеся работали дружно, уверенно. Мне лишь оставалось ненавязчиво высказывать своё мнение. Большим стимулом для ребят была похвала. 4.10.Процесс рефлексии и самооценки учащимися своей проектной работы с опорой на критерии оценивания.

Все этапы работы учащихся над проектом протекали гладко и не вызывали серьёзных трудностей. Небольшие затруднения были лишь, когда из собранного материала необходимо было отобрать понятный, доступный для понимания всех учащихся, соответствующий проблеме и цели проекта. Ребята достойно справились с этой трудностью, хоть заметно нервничали. Учащиеся провели репетицию презентации, оказалось, что они не укладываются по времени, поэтому потребовалась дополнительно подкорректировать материал. Был сокращен объём устных сообщений ( о спортивных диетах и о косметике). Я ненавязчиво помогала скорректировать материал







-11-

Результаты своей работы с опорой на критерии учащиеся оценили следующим образом:

Оценка учащегося

Оценка независимых экспертов

Оценка учителя

№№ критерия

Баллы

№№ критерия

Баллы

№№ критерия

Баллы

1

3

1

3

1

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

4

3

4

3

4

3

5

3

5

3

5

3

6

3

6

3

6

3

7

3

7

3

7

3

8

3

8

3

8

3

9

3

9

3

9

3

10

3

10

3

10

3

11

3

11

3

11

3

12

3

12

3

12

3

13

3

13

3

13

3

14

3

14

3

14

3

итого:

42

итого:

42

итого:

42

Оценка работы производилась по критериям, разработанных учителем и группой независимых экспертов. Таким образом учащиеся набрали 42 балла (100%) и получили отметку «5». 4.11.Трудности, возникшие у учащихся при написании отчета о проектной работе, как они были преодолены.

При написании отчета о своей работе у ребят возникли трудности, какое-то нежелание дать оценку своей работы, особенно со стороны Александра , который пытался дать оценку работы устно, не опираясь на критерии, и никак не мог( или не хотел) сформулировать свой ответ письменно. Пришлось ещё раз объяснить учащимся, зачем мы проводим анализ проделанной работы, пишем отчет, и что это может нам дать.

4.12. Как учащиеся показали результаты своей работы и собственную компетентность, какие эмоции испытали они в ходе презентации проекта.

В ходе презентации проекта учащиеся вели себя уверенно, компетентно излагая проработанный материал, чувствовалось, что входе работы над проектом ребята приобрели большой учебный опыт, научились считаться с

-12-

чужим мнением, приобрели навыки работы в команде , умение кратко и понятно излагать свои мысли, сформировалась их социальная компетентность, самостоятельная познавательная активность, умение видеть проблему и наметить пути ее решения. Учащиеся осознали свой успех и почувствовали свою компетентность.

4.13.Обоснованность применения проекта .

В результате разработки данного проекта : - достигнуты запланированные дидактические цели - формирование коммуникативной компетентности (умений кратко и понятно излагать свои мысли); формирование социальной компетентности (навыков работы в команде: считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию); формирование предметной компетентности (самостоятельной познавательной активности, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, развитие креативных способностей, критического мышления); - решены запланированные методические задачи (изучены свойства белков, изменения белков, происходящие при тепловой обработке продуктов; сформированы у учащихся навыки работы с учебной литературой, другими источниками информации; учащиеся овладели обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований; научились устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать; закрепили приобретенные навыки проектной деятельности) В ходе презентации проекта, независимые эксперты отметили, что данная проектная работа оказала серьёзный воспитательный эффект как на исполнителей, так и на всю учебную группу. Учащиеся стали серьёзнее, заинтерессованнее относится к учёбе. Работа дисциплинировала учащихся.





-13-

Приложения

Матрица оценивания проекта



Показатели проявления компетентности



Баллы

Предметно-информационная составляющая(максимальное значение-9 )


1.Знание основных терминов и практического материала по теме.

1-3

2.Знание существующих точек зрения ( подходов) к проблеме и способов её решения).

1-3

3.Знание источников информации.

1-3

Деятельностно-коммуникативная составляющая ( максимальное значение-21 )


4.Умение выделять проблему и обосновывать её актуальность.

1-3

5.Умение формировать цели, задачи.

1-3

6. Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

1-3

7. Умение выявлять причинно-следственные связи.

1-3

8. Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью.

1-3

9. Умение находить требуемую информацию в различных источниках.

1-3

10.Владение грамотой, эмоциональной и свободной речью.

1-3

Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение-12 )

1-3

11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы.

1-3

12.Выражение собственной позиции, обоснование её.

1-3

13.Умение оценивать достоверность полученной информации.

1-3

14. умение эффективно организовывать индивидуальное информационное и временное пространство.

1-3

Итого:

14 - 42

Оценка «удовлетворительно» - (42 %)

18-27

Оценка «хорошо» - (65%)

28-38

Оценка «отлично» - (90 %)

39-42


Можно ввести штрафные баллы, например, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта.

В конечной оценке учебного процесса учащийся должен увидеть:

- какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;

-на каком уровне он его освоил;

-каковы его умения и навыки;

-какова оценка его творческой деятельности;

- в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.


-14-



© 2010-2022