Сообщение на тему: Формирование творческой деятельности на уроках технологии

Человек живет один раз. Поэтому актуальным становится выбор цели человека. Цель, ради которой стоит жить, должна быть творческой.     Для воспитания у учащихся умения выбрать творческую цель жизни необходимо применение на уроках технологии материалов, в которых содержится информация о современных нерешенных проблемах науки, техники, искусства и общества.  Особенности творческой деятельности учащихся таковы, что педагогическое руководство ею приобретает решающее значение.   В современной школьно...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МО технологии, изобразительного искусства и черчения, физической культуры, НВП и музыки


Сообщение на заседании МО

Формирование творческой деятельности на уроках технологии



Подготовила: учитель технологии Штыхлин Т.А.








Жезказган 2014г.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Сущность творчества - в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская назвала чувством природы.

В начале 80-х годов советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М.Верткин поставили перед собой проблему, - какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью?

Эта проблема не нова в истории науки. Многие исследователи полагали, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие качества передаются по наследству.

В результате исследования Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает следующими основными качествами:

  • умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

  • умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

  • высокая работоспособность;

  • умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;

  • умение защищать свои убеждения.

Все эти качества являются приобретенными, точнее самовоспитанными в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Но нельзя отрицать того, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. Для реализации этих задатков и необходимы творческие качества.

Человек живет один раз. Поэтому актуальным становится выбор цели человека. Цель, ради которой стоит жить, должна быть творческой.

Для воспитания у учащихся умения выбрать творческую цель жизни необходимо применение на уроках технологии материалов, в которых содержится информация о современных нерешенных проблемах науки, техники, искусства и общества.

Говоря о сущности творческой деятельности учащихся, необходимо отметить, что для нее характерны все основные закономерности, которые имеют место в творческом труде взрослых людей:

1. Все, что создают школьники в процессе творческой работы, независимо от ее общественного значения, требует от них кропотливого, часто напряженного труда.

2.Творчество школьников по своим психическим компонентам приближается к творческому процессу взрослых. Этому процессу свойствен высокий уровень интеллектуальной деятельности, в нем проявляется не одна или две какие-нибудь психические функции, а личность человека в целом со всем его сложным комплексом психофизических сил, способностей, знаний и умений.

В творческой деятельности важную роль играют и познавательные процессы, и потребности, и чувства, и волевые действия. Развитие ощущения и восприятия дает возможность воспринимать окружающие предметы и явления во всей их полноте.

Благодаря вниманию человек выделяет наиболее важный для решения возникшей задачи объект, а благодаря способности запоминания использует в процессе творчества накопленные знания и умения. Потребности и мотивы побуждают человека к творческой деятельности; интересы способствуют направленности его сознания на предметы творческого труда; эмоции и чувства делают этот труд более вдохновенным, а волевые действия способствуют решению сознательно поставленной задачи.

3. В общем виде процесс творческой деятельности учащихся можно разделить на те же стадии, что и процесс творческой деятельности взрослых: возникновение идеи или творческой задачи; решение задачи; реализация решения на практике.

Процесс творческой деятельности учащихся имеет и свои особенности.

1.Для всякого творчества характерна новизна, которая может быть объективной или субъективной. Говоря иными словами, в процессе творческой деятельности могут создаваться продукты труда, новые для общества (объективная новизна) либо новые только для того, кто их создает (субъективная новизна).

2.Творчество учащихся характеризуется более низким, чем у взрослых, уровнем самостоятельных действий. Это обусловлено тем, что учащиеся не имеют достаточного опыта работы, что они пробуют свои силы в решении творческих задач в период своего роста и развития. По мере роста учащихся формируются и развиваются их познавательные процессы. С каждым годом жизни более содержательными становятся у них восприятие, представление, углубляется абстрактное мышление, обогащается речь, растет роль произвольной памяти, внимания. Все это накладывает отпечаток на всю деятельность учащихся, в том числе на деятельность творческую. Так, подростки способны проводить сложный анализ и синтез воспринимаемых предметов и явлений. Вместе с тем они упускают из виду отдельные стороны этих предметов и явлений. В стадии становления находится абстрактное мышление, при этом большую роль играют еще конкретно-образные компоненты.

Особенности творческой деятельности учащихся таковы, что педагогическое руководство ею приобретает решающее значение. Основные условия, которые следует соблюдать при руководстве творческой работой учащихся:

  1. Включение учащихся в деятельность, заключающую в себе возможность самостоятельного решения различных вопросов и задач.

Характер деятельности в значительной мере обусловливается степенью регламентации работы. Деятельность, регламентируемая до малейших подробностей, не оставляет места для самостоятельных действий, инициативы, творческой активности. Поэтому для развития самостоятельности необходимо, чтобы задания не носили целиком исполнительского характера, а допускали некоторые отклонения и варианты.

В учебном процессе к творческим целесообразно отнести все те задания, принцип выполнения которых не указан, а часто и не известен учащимся явно. Он должен быть сформулирован ими самостоятельно, в ходе анализа задания, на основе имеющихся знаний и накопленного опыта при решении нестандартных задач.

При моделировании фартука дается задание: « Выполнить моделирование фартука с нагрудником и карманами». В задании не указывается конкретно какой должна быть форма нагрудника и карманов. Учащиеся самостоятельно решают эти вопросы.

На уроках по технологии обработки ткани учащиеся самостоятельно выбирают способ обработки, виды швов и т. д. в зависимости от выбранной ими модели.

На уроках по декоративно-прикладному искусству учащимся было предложено самостоятельно выбрать изготавливаемое изделие и выполнить его эскиз, подобрать ткани и материалы.

Самостоятельной итоговой работой учениц по-прежнему является творческий проект, в работе над которым учащиеся сами выбирают тему, формулируют цель, проблему и находят пути решения этих проблем.

  1. Подведение учащихся к творческой идее или прямая постановка перед ними вопросов и задач творческого характера.

Трудовое задание может быть составлено так, чтобы творческая задача являлась его органической частью, а решение ее - составной частью трудового процесса. Трудовое задание может заключать в себе возможность творческого труда. Эти возможности формулируются в задаче, которая решается параллельно с выполнением трудового задания.

Например, учащимся дается задание: «Выполнить моделирование плечевого изделия». Перед выполнением этого задания я показываю типовые образцы выполнения его, а затем изделие, которое учащиеся должны смоделировать.

Учащимся были предложены индивидуальные задания по моделированию швейного изделия, а также варианты технологии поузловой обработки, выбор тканей и материалов для пошива изделия, отделка его.

3. Побуждение учащихся к актуализации и применению знаний по основам наук и основам производства.

Например, на уроках по технологии приготовления пищи объясняю законы диффузии - консервирование огурцов, процессы брожения - жизнедеятельность бактерий, процессы разложения веществ (физика, биология, химия).

На уроках по конструированию швейных изделий при выборе цвета используется цветовой круг, составленный Ньютоном при изучении преломления света.

На уроках по технологии приготовления пищи и материаловедению в 7 классе проводились опыты по изучению свойств используемых продуктов и тканей (физика, химия).

Для формирования творческой деятельности учащихся проводятся также интегрированные уроки.

Одним из наиболее эффективных методов в формировании творческой деятельности является технология игры. Например, на уроках по снятию мерок учащимся предлагается разделиться на группы по 3 человека: заказчик. закройщик, приемщик. Выполняя задание, ученицы, играя, «примеряют» профессии легкой промышленности. Аналогично, выполняя задание по моделированию швейного изделия, учащиеся играют в художников - модельеров.

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения.

В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.

На уроках по технологии обработки пищи и конструированию, при выполнении творческого проекта учащиеся производят математические расчеты по формулам и экономические расчеты себестоимости изделий. Нужно отметить, что ученицы учатся не только подсчитывать расходы, но и экономить средства и материалы, т.к. прекрасно понимают, что товары и услуги стоят очень дорого. Все это отражается в их подготовке к урокам и выполнении творческих проектов. Девочки все чаще стараются найти замену дорогостоящих материалов более дешевыми, используют отслужившие свой срок вещи, при выборе темы для творческого проекта все больше отдают предпочтение какой-либо услуге (маникюр, макияж, уход за кожей лица и тела, уход за животными, выращивание растений, дизайн интерьера и одежды и т.д.). К сожалению, ученицы забывают о том, что в своем творческом проекте они должны предложить собственную разработку изделия или программу услуги и, в итоге их творческий проект представляется как реферат, в котором очень много поисковых сведений и нет личного выбора или обоснования его. И хотя мною был разработан план выполнения проекта, который висит на стенде в кабинете технологии, при подготовке и защите проекта постоянно приходится обращать внимание учащихся на выполнение технологической части своей работы. Вследствие этого, интерес (особенно у учениц, прибывших из других школ города) и оценка за творческий проект снижается. Ведь для успешной проектной деятельности нужно приложить усилия и старание, проявить настойчивость и усидчивость, изучить литературу или сайты сети Интернет, проанализировать информацию и сделать выводы, на основе которых создать нечто новое. Здесь, конечно же, немаловажную роль играет педагогическое руководство: твердость характера и последовательность в своих требованиях.

Для более успешной проектной деятельности учащихся я провожу консультации в виде тренингов. О сроках проведения и темах консультаций сообщаю учащимся заранее для того, чтобы они смогли подобрать необходимые литературу и иллюстрации. В ходе выполнения заданий на консультациях учащиеся учатся формулировать цели и задачи проектов, знакомятся с особенностями выполнения их.

Изучение результатов творческого труда школьников показывает, что они, за весьма редким исключением, создают новые продукты только для себя, а не для общества, т.е. их творческая деятельность характеризуется субъективной новизной.

Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя. Ведь в процессе групповой совместной деятельности они, во- первых учатся высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Частью подведения итогов работы над проектом, как говорилось выше, является презентация проекта перед аудиторией. Где, в какой момент нашего традиционного образовательного процесса мы имеем столь благоприятную ситуацию для того, чтобы учить этому и воспитать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели? Бесспорно, это те навыки, которые нужны для самореализации личности как профессионала.

Мои наблюдения показывают, что при проведении презентации, а не защиты проекта у учеников формируются презентационные навыки:

  • навыки монологической речи;

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Эти навыки могут пригодиться школьникам на таких уроках как литература, история, казахский, русский и иностранный языки.

На уроках по всем разделам и при написании рефератов, творческих проектов большое значение придается историческим сведениям о создании продуктов и объектов труда, о возникновении профессий, об обычаях и культуре народов Казахстана и мира.

  1. Стимулирование творческой деятельности учащихся.

Творчество само по себе стимулирует деятельность учащихся. Стимулирование достигается также поощрением учителя, организацией выставок лучших работ, популяризацией достижений учащихся, соревнованием.

В заключение хочется пожелать всем нам здоровья, сил и желания работать с интересом, увлекать наших учеников интересными и полезными делами, развиваться творчески и постоянно совершенствовать педагогическое мастерство.


5


© 2010-2022