Комплексные задания: Здоровье сберегающие технологии в профессиональном самоопределении

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение № 10 «Б».

Комплексные задания: Здоровье сберегающие технологии в профессиональном самоопределении.

Материал разработан

учителем технологии

«МОБУ СОШ № 62»

г. Оренбурга

Рыбаковой Н.Н.


Тема занятия: Здоровье и профессиональная пригодность.

По своим биологическим особенностям человек - часть природы. Поэтому общественно - трудовая деятельность людей возможна на той биологической основе, которая им присуща. Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние «полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических недугов.

Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учетом состояния здоровья.

Группы профессий.

1-ая группа включает профессии, в условиях, работы которых отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Это профессии: продавец промышленных товаров, менеджер, художник - модельер и т. д. они могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

2-ая группа (например: повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора. Обучение и работа таких специалистов связаны с временным неблагоприятным воздействием на организм человека. Например: повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Эти профессии рекомендованы тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям иначе обострение заболеваний приведет к потере трудоспособности.

3-ая группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие нескольких неблагоприятных производственных факторов. К таким профессиям относят ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум). Лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не рекомендуются. Допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше, чем во второй группе.

4-ая группа включает профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К работе допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста с очень высоким индексом физического состояния.

5-ая группа профессий и специальностей связана с деятельностью, проходящей в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

6-ая группа профессий и специальностей, требующие повышенного напряжения определенных органов. Если они у человека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды производственной деятельности ему противопоказаны. Например: при нарушении органов зрения - профессии чертежника, сборщика часов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха - стенографистки, автослесаря; органов обоняния - повара и т.п.

Лучше получить медицинскую консультацию, поскольку только врач - специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.

Абсолютно профессиональная непригодность - явление крайне редкое. Природа человека многогранна, и каждая личность обладает большим набором разных качеств. Поэтому всегда можно найти подходящую деятельность. Кроме того, растущему организму присущи пластичность, изменчивость, возможность развития компенсаторных механизмов. Да и научно-технический прогресс ведет к изменениям условий деятельности, избавлению от негативных факторов производства (шум, вибрация и т.п.). Эти советы помогут учащимся разобраться в состоянии своего здоровья.

Индексы здоровья - цифровые показатели состояния организма. Они отражают уровень физического развития и функциональных возможностей человека, его готовность к повседневным нагрузкам трудовых процессов, социальной активности. Индексы здоровья не дают однозначного ответа на вопрос: болен человек или здоров. Однако с их помощью можно определить, насколько организм приспособлен к повседневной активности, подобрать наиболее подходящие тренирующие нагрузки, оценить их воздействие.

Задания для учащихся:

Задание 1.

А.- Частота пульса у нетренированного взрослого человека от 60 до 90 ударов в минуту.

Б.- Измерьте свой пульс в состоянии покоя. Если он оказался: 41-60 уд/мин. - отличный результат; 61-74 уд/мин. - хороший результат; 75-90 уд/мин. - удовлетворительный результат; более 90 уд/мин.- неудовлетворительный результат (следует посоветоваться с врачом).

В.- Подсчитайте пульс по лучевой артерии.

Задание 2.

Г.- известный врач Амосов Н.М. для оценки физического состояния рекомендует пробу с приседаниями.

Д.- Сосчитайте пульс за 30 сек. стоя (ноги вместе).

Задание 3.- Сделайте в медленном темпе 20 приседаний, причем на каждом приседании поднимая руки, вперед и сохраняя туловище прямым, а колени, разводя в стороны.

Ж.- снова сосчитайте пульс.

З.- Информация: если число ударов увеличилось меньше чем на 25 % - свидетельство отличного состояния организма, 25-50% - удовлетворительного, на 75% и выше - неудовлетворительного.

Задание 4.

И.- Поднимитесь на четвертый этаж по лестнице нормальным темпом. Если после подъема легко дышится, нет неприятных ощущений, то можно считать степень физической подготовленности нормальной (хорошей). Появление одышки (учащенность и затрудненность дыхания) на 4-м этаже свидетельствует о средней степени физической подготовленности; одышка и слабость на 3-м этаже - о плохой физической подготовленности.

К.- Для более точных данных измерьте пульс перед подъемом в состоянии покоя и затем сразу после подъема на 4-й этаж. Если после подъема результат 100 уд/мин. и ниже - состояние отличное; 101-120 - хорошее; 121-140 - удовлетворительное; выше 140 - плохое.

Если во время подъема по лестнице чувствуется сильная усталость, большая одышка или тошнота, нужно сразу остановиться и лучше сесть. Если появится боль в области сердца - обязательно обратитесь к врачу.

Задание 5.

Л.- Определите свое физическое развитие по антропологическим данным, используя таблицу - 1.

Возраст

Рост, см.

Вес, кг.

Окружность грудной клетки - (ОГК) см.

Ю н о ш и

13

155,1 - 7,65

44,1 - 8,68

72,5 - 5,82

14

162,3 - 8,82

50,5 - 9,36

75,7 - 5,60

15

166,7 - 8,90

54,5 - 8,94

78,6 - 5,66

16

170,8 - 8,0

59,3 - 8,82

81,9 - 5,56

17

174,4 - 6,22

63,1 - 7,3

84,2 - 4,58

Д е в у ш к и

13

157,3 - 6,0

47,6 - 8,54

72,5 - 5,66

14

160,3 - 6,12

51,8 - 8,62

75,0 - 5,16

15

161,2 - 5,46

53,9 - 7,63

75,4 - 4,18

16

161,9 - 5,22

56,6 - 6,82

76,2 - 4,02

17

162,6 - 4,72

58,4 - 7,32

77,3 - 4,92

М.- Определите возраст следующим образом: 13 лет - от 12 лет 6месяцев до 13 лет 5месяцев и т.д.

Н.- Для оценки уровня физического развития используйте метод сигнальных отклонений. В его основе лежит сравнение фактических данных со средними стандартными показателями и их последующая оценка. Например; юноша 15 лет, рост173 см., вес 64 кг., ОГК 82 см.

О.- Отклонение показателей от табличных данных:

  • рост : 173 - 166,7 = +6,3 см.;

  • вес : 64 - 54,5 = +9,5 кг.;

  • ОГК : 82 - 78,6 = + 3,4 см.

П.- При сравнении полученные результаты делим на допустимые нормы отклонений по таблице:

  • + 6,3 : 8,9 = +0,7

  • + 9,5 : 8,95 = +1,5

  • + 3,4 : 5,66 = +0,6

Считается, что если частные находятся в пределах от -1 до + 1, то физическое развитие оценивается в пределах нормы, от -2 до - 1 -ниже среднего, от + 1 до +2 - выше среднего. Если эти частные меньше - 2, то физическое развитие низкое, а если больше + 2, то хорошее

Задание 6.

Р.- Определите состояние своей осанки.

С.- Измерьте ширину плеч и дугу спины.

Делается это так:

Нащупайте выступающие костные точки над плечевыми суставами. Возьмите сантиметровую ленту левой рукой и прижмите ее к левой точке. Правой рукой протяните ленту по линии ключиц к правой точке. Полученное число показывает ширину плеч. Затем проведите ленту за голову и протяните ее по линии верхнего края лопатки от левой точки к правой точке. Полученное число - величина дуги спины.

Т.- Сделайте расчет:

ширина плеч (см) : величина дуги спины (см) х 100% =

Задание 7.

У.- Осуществить самоконтроль работоспособности по пробе Руфье - Диксона следующим образом.

Ф.- Подсчитайте за 15 секунд пульс (Р1) лежа на спине.

Встаньте сделайте 30 приседаний за 45 сек. Снова лягте и сразу определите пульс за 15 сек. в течение первой минуты (Р2) и за последние 15 сек. этой же первой минуты (Р3).

Х.- Рассчитать работоспособность по формуле:

работоспособность = ((Р1+ Р2 + Р3) х 4 - 200) : 10 =

Ц.- Оценить результат так:

0 - 3 - хороший; 4 - 6 - средний; 7 - 8 -удовлетворительный; свыше 8 - плохой.

Задание 8.

Осуществите самоконтроль за общим состоянием здоровья и физического развития

Ш.- Наблюдения фиксируйте в дневнике желательно каждый день. В него внести объективные данные (длина и масса тела, частота пульса, артериальное давление и пр.) и субъективные ощущения (настроение, самочувствие, работоспособность, неприятные ощущения и боли). Целесообразно в дневнике отмечать содержание работы.



© 2010-2022