- Преподавателю
- Технология
- Программа элективного курса Технология проектной деятельности по фильцеванию
Программа элективного курса Технология проектной деятельности по фильцеванию
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Томасова О.Г. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Элективный курс по технологии
«Технология проектной деятельности по фильцеванию»
(для 8-х классов)
Томасовой Оксаны Геннадьевны
(учителя технологии)
Пояснительная записка
Новый технологический этап развития общества характеризуется появлением совершенно новых технологий и постоянным совершенствованием уже имеющихся. В связи с этим человеку в течение жизни приходится несколько раз кардинально менять направления и содержание своей профессиональной деятельности, не отрываясь от социальной реальности и реализуя свой потенциал применительно к требованиям рынка труда. В настоящее время работник, кроме профессиональных знаний, на высоком уровне должен обладать целым комплексом личностных качеств технологического характера - работоспособностью, стремлением к самосовершенствованию, умением работать в команде и т. д. Для человека в современном обществе также становятся значимыми умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Поэтому в настоящее время наиболее актуальными задачами образования становятся формирование у учащихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей, воспитание познавательной активности, готовности к постоянному профессиональному образованию и перемене труда.
Настоящая программа курса составляет 35 часов и предназначена для учащихся 8 классов.
Цели курса:
-
обучение основам проектной деятельности посредством выполнения прикладных проектов по фильцеванию;
-
подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве;
-
формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей;
-
создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения.
Задачи курса:
-
оказание содействия становлению личности, способной анализировать себя в продуктивной деятельности;
-
формирование личности, способной к самообразованию, саморазвитию;
-
развитие творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности учащихся;
-
формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности, развитие критического мышления;
-
повышение мотивации к сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;
-
формирование основ дизайнерских знаний;
-
создание условий для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов;
-
формирование общетрудовых и специальных умений по фильцеванию, основ трудовой культуры, способности к сотрудничеству в трудовом процессе;
-
обучение самостоятельности в приобретении новых знании;
-
формирование у учащихся умений пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
-
технологию фильцевания;
-
правила безопасной работы;
-
историю фильцевания;
-
виды шерсти;
-
виды пробивных иголок и их назначение;
-
способы проработки деталей;
-
понятие прикладного проекта;
-
этапы выполнения прикладного проекта;
-
способы представления информации;
-
методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;
-
критерии оценки проекта.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- выполнять изделия в технике фильцевание;
-
анализировать ситуацию;
-
определять проблему и вытекающие из нее задачи;
-
уметь ориентироваться в информационном пространстве;
-
использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации ;
-
выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;
-
ставить цель, составлять и реализовывать план проектной деятельности;
-
сопоставлять цель и действия по ее достижению;
-
владеть различными способами познавательной деятельности;
-
генерировать идеи и методы решения задач;
-
организовывать рабочее место и трудовой процесс;
-
рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;
-
находить рациональные приемы работы;
-
планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;
-
представлять результаты проектной деятельности;
-
применять полученные знания и умения в повседневной жизни;
Программа предусматривает осуществление текущего, периодического и итогового контроля. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков проектировочной деятельности с целью корректировки методики обучения. При выполнении проекта намечаются определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Оценивание успешности освоения программы выявляется на публичной защите проектов
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
Всего
Теория
Практика
1
2
3
4
5
6
7
1.
Введение
1
1
Беседа
Презентация
2.
Вводный инструктаж по ТБ. Техника фильцевания - сухое валяние
1
1
Беседа
Презентация
1
2
3
4
5
6
7
3.
Валяние форм по шаблону
1
1
Демонстрация приёмов,
практикум
Украшение
4.
Валяние объёмных форм
2
2
Демонстрация приёмов,
практикум
5.
Проработка деталей
1
1
Демонстрация приёмов,
практикум
Брелок
6.
Валяная игрушка. Валяние деталей игрушки (голова, туловище).
3
3
Демонстрация приёмов,
практикум
7.
Валяние деталей игрушки (ручки,ножки)
2
2
Демонстрация приёмов,
практикум
8.
Проработка деталей игрушки
1
1
Практикум
9.
Соединение деталей игрушки
2
2
Демонстрация приёмов,
практикум
Игрушка
10.
Прикладной проект
1
1
Лекция
11.
Поисково-конструкторский этап
3
3
Деловая игра, творческая работа
Банк идей, эскизы, технологическая карта
12.
Технологический этап
11
11
Практикум
Проектируем-ый объект
13.
Заключительный этап
3
1
2
Беседа,
Творческая работа
Прикладной проект по фильцеванию
14.
Защита проектов
2
Деловая игра
Презентация
15.
Выставка проектов
1
Конкурс
Итого
35
3
29
Содержание программы
-
Введение
Общие сведения о курсе: его цели, задачи и значение для овладения профессией.
Общие сведения о фильцевании, История фильцевания. Виды фильцевания. Материалы и инструменты для сухого валяния. Виды шерсти.
-
Вводный инструктаж по ТБ. Техника фильцевания, сухое валяние.
Инструкция по технике безопасности при работе с пробивными иголками. Правила организации рабочего места и трудового процесса. Приёмы работы в технике сухого валяния.
-
Валяния форм по шаблону
Изготовление шаблонов по эскизу. Приёмы придания формы детали по шаблону. Изготовление элементов декора.
-
Валяние объёмных форм
Приёмы валяния объёмных форм. Изготовление брелока.
-
Проработка деталей
Приёмы создания рельефных деталей на объёмных формах. Проработка брелка.
-
Валяная игрушка. Валяние деталей игрушки (голова, туловище)
Отработка навыков валяния объёмных форм. Создание рельефов
-
Валяние деталей игрушки (ручки, ножки)
Приёмы валяния гибких деталей с использованием проволоки.
-
Проработка деталей игрушки
Отработка навыков создания рельефных деталей.
-
Соединение деталей игрушки
Соединение деталей игрушки приваливанием, проволочным каркасом.
-
Прикладной проект
Понятие прикладного проекта. Особенности прикладного проекта. Основные этапы выполнения прикладного проекта по фильцеванию. Критерии оценки проектной деятельности.
-
Поисково-конструкторский этап
Поиск и выбор темы проекта, определение потребности в том или ином изделии или услуге. Сбор, изучение и обработка необходимой информации об объекте труда и процессе его изготовления. Проектирование изделия: изучение вариантов конструкции изделия с учетом предъявляемых к нему требований; выбор оптимального варианта конструкции и технологии изготовления изделия с учетом имеющегося оборудования и других условий; рассмотрение вопросов эколого-экономической экспертизы, связанных с изготовлением и применением изделия. Составление технологической документации: выполнение эскиза и шаблонов; разработка технологии изготовления элементов и всего изделия в целом; составление технологических карт.
-
Технологический этап
Материальная реализация проекта: подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования. Выполнение запланированных обработочных, сборочных и отделочных операций по изготовлению изделия. Текущий контроль качества выполнения технологических операций. Соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, техники безопасности. Внесение изменений в конструкцию изделия и технологию его изготовления при необходимости.
-
Заключительный этап
Контроль изготовленного изделия и его испытание (при необходимости). Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности и их реализация. Общий анализ работы, проведенной над прикладным проектом, и вытекающие из него выводы. Оформление пояснительной записки. Разработка презентации для представления результатов проектной деятельности.
-
Защита проекта
Представление результатов проектной деятельности
-
Выставка проектов
Конкурс проектов
Список литературы
Для учителя
-
Жураковская В. М, Симоненко В. Д. Десять творчески проектов для учащихся VII-IX классов. Брянск: Изд-во БГПУ 1997.
-
Новикова Т. Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. № 7.
-
Пахомова Н. Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. 2000. № 4.
-
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации ледагогических кадров. М.: Академия, 1999.
-
Симоненко В. Д. Основы технологической культуры: Книга для учителя. Брянск: Изд-во БГПУ, 1998.
-
Творческие проекты старшеклассников: Учебно-методическое пособие для учителя. Брянск: Изд-во БГПУ, 1998.
-
Хотунцев Ю. Л., Кожина О. А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология». М.:ИОСОРАО, 1999.
Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагогагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998
-
Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании.- М.: 2009.
-
Кнаке Жанет. Чудо - шерсть: практическое руководство. - М.: 2008.
-
Семпелс Е. Энциклопедия войлока. Возращение мастерства. - М.2008.
-
Хлебнова Т.И. Изделия из войлока. - М.: АРТ - Родник, 2007.
Для учащихся:
-
Творческие проекты для учащихся 5-7 классов по технологии обработки конструкционных материалов / Л. М. Иляева, Д. Симоненко, Н. П. Шипицын. Брянск: Изд-во БГПУ, 1995.
-
Творческие проекты учащихся V-IX классов / Под ред. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГПУ, 1996.
-
Шинковская К. Вещицы из войлока. - М.: АСТ - Пресс, 2008.
-
Эшер Ширин. Фелтинг. Стильные поделки и аксессуары из непряденой шерсти. - М. 2007.
Интернет - ресурсы
1. community.livejournal.com/voilok_ru/
2. wool-bulb.com/
3. feltmakers.com/connections.html
4. wool-bulb.com/kak.html
5. community.livejournal.com/ru_crafts/118200.html
6. feutrinage.com/csasp_editorial.asp?ID=87
7. festivefibers.com/index.shtml
8. feltcafe.net/drinkcozy.html
9. feltfaction.fi/ENG/clothes.php 10.supermaggie.com/thingstobuy/?merchandise/Scarves
11.hutup.de/welcome.html
Поурочное планирование
№
Название темы
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
Всего
Теория
Практика
1
2
3
4
5
6
7
1.
Введение
1
1
Беседа
Презентация
2.
Вводный инструктаж по ТБ. Техника фильцевания - сухое валяние
1
1
Беседа
Презентация
Конспект
3.
Валяние форм по шаблону
1
1
Демонстрация приёмов,
практикум
Украшение
4.
Валяние объёмных форм
2
2
Демонстрация приёмов,
практикум
Детали брелока
5.
Проработка деталей
1
1
Демонстрация приёмов,
практикум
Брелок
6.
Валяная игрушка. Валяние деталей игрушки (голова, туловище).
3
3
Демонстрация приёмов,
практикум
Детали изделия
7.
Валяние деталей игрушки (ручки, ножки)
2
2
Демонстрация приёмов,
практикум
Детали изделия
8.
Проработка деталей игрушки
1
1
Практикум
Детали изделия
9.
Соединение деталей игрушки
2
2
Демонстрация приёмов,
практикум
Игрушка
10.
Прикладной проект
1
1
Лекция
Конспект
Поисково-конструкторский этап
3
3
11.
Выбор темы проекта. Сбор информации
1
1
Деловая игра
12.
Проектирование изделия
1
1
Исследование
Банк идей, эскизы
1
2
3
4
5
6
7
13.
Составление технологической карты
1
1
Деловая игра
Технологическая карта
Технологический этап
11
11
14.
Валяние деталей изделия
1
1
Практикум
Детали изделия
15.
Работа с формой и объёмом
1
1
Практикум
Детали изделия
16.
Работа с формой и объёмом
1
1
Практикум
Детали изделия
17.
Работа с формой и объёмом
1
1
Практикум
Детали изделия
18.
Работа с мимикой
1
1
Практикум
Детали изделия
19.
Обработка поверхности. Выглаживание.
1
1
Практикум
Детали изделия
20.
Обработка поверхности. Шлифовка
1
1
Практикум
Детали изделия
21.
Тонировка шерсти
1
1
Практикум
Детали изделия
22.
Работа с эскизом
1
1
Практикум
Детали изделия
23.
Работа с тонкими деталями
1
1
Практикум
Детали изделия
24.
Оформление изделия
1
1
Практикум
Проектируемый объект
Заключительный этап
3
1
2
25.
Контроль изготовленного изделия и его испытания
1
1
Беседа
Раздел пояснительной записки
26.
Самоанализ
1
1
Беседа
Творческая работа
Самоанализ
Анкета
27.
Разработка презентации
1
1
Беседа
Творческая работа
Презентация
28. 29.
Защита проектов
2
Деловая игра
Презентация
проектов
30.
Выставка проектов
1
Конкурс
Итого
35
3
29