• Преподавателю
  • Технология
  • Рабочая Программа по учебному предмету «Технология» направление «Технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии». для учащихся 5класса

Рабочая Программа по учебному предмету «Технология» направление «Технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии». для учащихся 5класса

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Ярославский муниципальный район












Рабочая Программа

по учебному предмету «Технология»


направление «Технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии».

для учащихся 5класса










Автор-составитель:

Минаева Надежда Васильевна,

Учитель технологии


















2015-2016

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Учебный план МОУ Михайловской СШ ЯМР на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом по школе № 129 от 24.08.2015 г

  • Годовой календарный учебный график работы МОУ Михайловской СШ ЯМР на 2015-2016 учебный год

  • Письмо Департамента образования ЯО «О рабочих программах учебных курсов» от 12.01.2006 г. № 23/01-10

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования Росси № 1897 от 17.12.2010г)

  • ООП ООО МОУ Михайловской СШ ЯМР, утвержденная приказом по школе № 140-од от 28.08.2015 г.

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования [электронный ресурс] / Реестр примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ fgosreestr.ru/node/2068

  • Программа Технология 5-8 классы .А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. М.: Вентана-Граф, 2014 г.

  • Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. - 96с. - (Стандарты второго поколения)

  • Методическое письмо ГОАУ ЯЩ ИРО о преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/2015 уч.г.

  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2015/2016 уч.г.

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2015г. №НТ-530/08 «О примерных основных образовательных программах»;

  • Письмо Департамента образования Ярославской области от 11.06.2015 №1031/01-10;

  • Инструктивно-методическое письмо о приведении основных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями Ярославской области в 2015-2016 учебном году, в соответствие с требованиями ФГОС с учётом последних изменений и примерных образовательных программ, включённых в реестр примерных образовательных программ iro.yar.ru/index.php?id=1317

Данная рабочая программа изложена по направлению: «Технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии».

Рабочая Программа реализована в предметной линии учебников «Технология. Технологии ведения дома», для учащихся общеобразовательных организаций. Авторы Н. В. Синица, В. Д. Симоненко, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», которые входят в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха».

Рабочая Программа содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.

Цели изучения программы:

  1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

  2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

  3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Личностные:

-развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

-воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

-профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Метапредметные:

-формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

-овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов,

механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

-формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

Предметные:

-освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

-формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

Общая характеристика учебного предмета

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

В данной программе изложено комбинированное содержание при сочетании разделов и тем двух основных направлений технологии: «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии», в рамках которых изучается учебный предмет.

В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков, обеспечивая получение заявленных результатов.

Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.

Предмет Информатика, в отличие от раздела «Информационные технологии» выступает как область знаний, формирующая принципы и закономерности поведения информационных систем, которые используются при построении информационных технологий в обеспечение различных сфер человеческой деятельности.

Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.

Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).

Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.

Блок 2 реализуется в следующих организационных формах:

теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности - в рамках урочной деятельности;

практические работы в средах моделирования и конструирования - в рамках урочной деятельности;

проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.

Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру краткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.

Все блоки содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки задач в другом - от информирования через моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.

Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Объяснение учителя в той или иной форме составляет не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объема программы.

Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

• урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об учёных, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Программой предусмотрено выполнение учащимися в каждом учебном году творческого проекта.

При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда - изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией, при проведении расчётных операций и графических построений;

с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов; биологией при рассмотрении и анализе технологий получения и преобразования объектов живой природы, как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека, как созидателя материально-культурной среды обитания; с иностранным языком при трактовке терминов и понятий. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

Место учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения

В Учебном плане образовательного учреждения на этапе основного общего образования изучению Технологии отводится в 5 классе - 70 ч.(2 ч в неделю).

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, всвязи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).

Основное содержание учебного предмета

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

  1. Направления технологической подготовки, базовые и дополнительные обязательные разделы программы:

В программе предусмотрено изучение базовых разделов:

«Технологии творческой и опытнической деятельности», «Современное производство и профессиональное самоопределение», «Сельскохозяйственные технологии», «Электротехника», «Технологии домашнего хозяйства», «Проектная деятельность».

Дополнительные обязательные разделы по направлению «Технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии»: «Технологии создания изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», «Кулинария», «Семейная экономика».

Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют один проект в рамках содержания основных разделов программы. Содержание раздела «Электротехника» в 5 классе изучается совместно с изучением содержания раздела «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Технологии создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла».

По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.

Новизной данной программы является разбивка содержания программы на блоки:

  1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития (новое содержание).

  2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся (обновленное содержание).

  3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (содержание курса ППП).

Использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.

В содержании программы 5 класса включены новые дидактические единицы: Потребности и технологии. Реклама и принципы ее организации. Технологический процесс и его параметры. Ресурсы. Предприятия региона, работающие на основе современных производственных технологий.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

По завершении учебного года обучающиеся в 5 классе:

  • характеризует рекламу как средство формирования потребностей;

  • характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

  • называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;

  • разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;

  • объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;

  • приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;

  • объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;

  • составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;

  • осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;

  • осуществляет выбор товара в модельной ситуации;

  • осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

  • конструирует модель по заданному прототипу;

  • осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);

  • получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;

  • получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;

  • получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

  • получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;

  • получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

  • получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебные и методические пособия

1. Книгопечатная продукция.

    1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [электронный ресурс] / Реестр примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ fgosreestr.ru/node/2068

    2. Программа Технология 5-8 классы .А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. М.: Вентана-Граф, 2014 г.

    3. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. - 96с. - (Стандарты второго поколения) - standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogid=2754

    4. Синица Н.В., Технологии ведения дома: 5 класс: методическое пособие / Н.В.Синица. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 144с.

    5. Синица Н.В., Симоненко В.Д. и др. Технология .Технологии ведения дома 5 класс М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2014. - 192 с. Учебник

  1. Компьютерная поддержка программы

    1. stranamasterov.ru/node/722818?tid=1347

    2. m-zadina.ru/iz-loskutkov/fartuk-s-applikaciej.html

    3. fixiki.ru/watch/9/67476/ об измерительных приборах

  2. Подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д

    1. Технологические карты.

    2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты)

  3. Перечень объектов для экскурсий

    1. Школьный музей.

    2. Магазин.

  4. Оборудование рабочего места (для уч-ся)

    1. стол ученический

    2. стул ученический

    3. швейная машина

  5. Печатные пособия:

Стенды и плакаты.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материалы:

  1. Нитки швейные

  2. Нитки вышивальные «Мулине»

  3. Канва, ткань

Инструменты:

  1. Ножницы

  2. Булавки

  3. Лупа

  4. Иголки

  5. Напёрстки

  6. Крючки

  7. Ножницы «зигзаг»

  8. Угольники

  9. Лекала

  10. Набор спиц

  11. Пяльца

Оборудование:

  1. Зеркало

  2. Манекен

  3. Приспособление для вто

  4. Швейные машины

  5. Оверлог

  6. Аптечка

  7. Плита электрическая

8. Утюг

9. Холодильник

10. Электрочайник

11. СВЧ печь

12. Электроблендер

© 2010-2022