ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

Творческий проект на тему    «Радужная  мандала» выполнен в технике - плетение нитью, это очень необычное, интересное и увлекательное занятие, тренирующее усидчивость, терпение, а также прививающее эстетический вкус и развивающее дизайнерские способности. В результате кропотливого труда из ниток всех цветов радуги, получается настоящее произведение искусства. Научится  плести МАНДАЛЫ  не сложно для этого нужны  настойчивость и упорство. Перед ученицей стояла проблема – исследовать особенности пл...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РХ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»








Творческий проект

«Радужная Мандала»

техника: плетение нитью


Исполнитель:

Сорокина Анна

Ученица 9 «В» класса

Руководитель:

Марденская Л. В.

Учитель технологии

I квалиф. категория



Боград

2014

1. Подготовительный этап

1.1 Введение

«Солнечный круг,

Небо вокруг»

Это песня про рисунок мандалы.

Я выбрала творческий проект на тему «Радужная мандала», т.к. плетение очень необычное, интересное и увлекательное занятие, тренирующее усидчивость, терпение, а также прививающее эстетический вкус и развивающее дизайнерские способности. В результате кропотливого труда из ниток всех цветов радуги, получается настоящее произведение искусства.

К моменту начала работы над проектом я ещё не умела плести мандалы, а начав эту работу, поняла, как завораживает это занятие. У каждой техники рукоделия свои возможности и достоинства, так как всё зависит от фантазии человека.

Научится плести для меня было, не очень сложно. В начале обучения на уроках профессионально-трудового обучения случалось, что меня все раздражала не ложилась нитка. Однако моя настойчивость и внимание помогли достигнуть цели - я освоила основы техники плетения. Передо мной стоит проблема - исследовать особенности плетения мандалы с помощью различных ниток, а именно шерстяных и синтетических и х/б.

Актуальность темы творческого проекта состоит в том, что эта техника является направлением декоративно-прикладного искусства.

Плетение нитями сравнить с живописью. Только краски нам заменяют нитки и прутья деревьев. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр. Своеобразные плетеные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и для кухни, для гостиной и для спальни. Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире. Поэтому, красивая и яркая Мандала сделанная своими руками, не только напоминать о школе, но и украсит мою комнату, будет ярким пятном, поднимающим настроение.

1.2 Историческая справка

Родина Индейских Мандал Центральная и Южная Америка. Их плели индейцы племени Уичоль. Мандала - это санскритское слово "Власть видеть сокрытое" или, другим словом - ясновидение. Самые простые мандалы умели плести и дети: их изделия часто вешали в видном месте, считая, что работа выполненная детскими руками несет в дом благословение и что Бог следит за миром и оберегает семью через эти замечательные, яркие, красочные работы. Плетение же больших сложных мандал было настоящим искусством. Если научиться делать качественные, мандалы руками можно было достаточно быстро, то вот наука работы мыслями в этом процессе постигалась годами. В некоторые мандалы индейцы могли заложить целое повествование, выражая слова и строки цветами и узорами, их сочетаниями и переплетениями. Говорят даже, что один индеец, взяв в руки мандалу своего собрата, мог, читая её от центра, практически дословно прочитать, воспроизвести заложенный в нее образ. В настоящее время многие специалисты в области искусства, археологии, и психологии проявляют огромный интерес к Мандалам. Ма́ндала в переводе с санскрита «круг» или «центр.
Одним из первых европейских ученых, кто внимательно изучал мандалы, был Карл Густав Юнг. В своей работе «Воспоминания, сны, размышления», Юнг рассказывает о том, как первый раз в 1916 году нарисовал первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию».
В конце 60-х годов американская художница и арт-терапевт Джоанна Келлог стала активно применять технику рисования мандал со своими пациентами. Мандалы хороши, как для детей, так и для взрослых.
Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать, плести мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой или за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры (обычно квадрат, окружность или спираль).


1.3 Звёздочка обдумывания

«РАДУЖНАЯ МАНДАЛА»

введение

Цветовое

решение

Технологическая

карта

Банк идей и предложений

Вязальные нитки

Техника

безопасности

материалы

и приспособления

Самооценка

Отделка

Конструкция

Эколого-экономическое обоснование

История плетения Мандал


1.4 Цель:

1. Я хочу научиться плетению Мандалы.

Задачи:

1. Изучить литературу о плетении Мандал;

2. Изучить исторические сведения, что такое Мандала и какие они бывают;

3. Проанализировать идеи и выбрать свой вариант;

4. Подобрать материалы, инструменты и приспособления;

5. Выявить межпредметные связи;

6. Расширить знания в области математики и экономики при подсчёте себестоимости изделия.

1.5 ТБ при работе с ножницами



1. Хранить ножницы в определённом месте;

2. передавать ножницы - держа за лезвия кольцами вперёд;

3. не держи ножницы остриём вверх;

4. Держать ножницы справа от рабочего кольцами к себе, сомкнутыми

лезвиями от себя.

5. не работай тупыми ножницами и с ослабленным креплением;

6. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.



ТБ при работе с полотном по металлу



  1. Работать полотном нужно без рывков;

  2. ЗАПРЕЩАЕТСЯ направлять полотно пилы пальцем, используйте для этого брусок и специальные упоры;

  3. ЗАПРЕЩАЕТСЯ отвлекаться во время пиления.



















1.6 Банк идей и предложений

  1. Уличные мандалы.

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)


  1. "дизайнерские" мандалы.

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)Источник. Готовых мандал очень много в интернете, их можно найти, распечатать пачку и "подсовывать" ребёнку, как разновидность обычной раскраски. Однако, гораздо интереснее эти мандалы создавать самим. фото 4" ALIGN=BOTTOM WIDTH=93 HEIGHT=259 BORDER=0> ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)Источник. Готовых мандал очень много в интернете, их можно найти, распечатать пачку и "подсовывать" ребёнку, как разновидность обычной раскраски. Однако, гораздо интереснее эти мандалы создавать самим. фото 2" ALIGN=BOTTOM WIDTH=260 HEIGHT=260 BORDER=0> ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)Источник. Готовых мандал очень много в интернете, их можно найти, распечатать пачку и "подсовывать" ребёнку, как разновидность обычной раскраски. Однако, гораздо интереснее эти мандалы создавать самим. фото 1" ALIGN=BOTTOM WIDTH=213 HEIGHT=261 BORDER=0>


  1. Из песка или цветной муки

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

  1. Архетипический символ

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

  1. Плетёные мандалы - амулеты

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

5. А ЭТО - МОЯ МАНДАЛА удачи на ЭКЗАМЕНЕ!!!

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

1.7 Значение цветов

Красный цвет в мандале указывает на наличие целебного, животворного потенциала, который выступает на поверхность из глубины психики. Он отвечает за силу эмоциональных и духовных поисков, за стремление выжить, за волю к трансформации.

Оранжевый цвет является смягченной формой праэнергии красного цвета, другими словами, символизирует "границу огня". Оранжевый цвет отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения.

Жёлтый цвет символизирует способность нашего духа видеть, воспринимать и понимать. В изображении индейского лечебного колеса желтый цвет ориентирован на восток и символизирует свет прозрения. В мандале желтый цвет ассоциируется с активным мужским началом. Его появление в мандале свидетельствует о развитии индивидуальности и независимости и считается признаком начала новой жизни, полной радостных ожиданий и надежд. Заметное отсутствие жёлтого цвета в мандале говорит о поляризации света и темноты и может указывать на вытеснение "тени".

Зелёный цвет отвечает за созидательные и целительные силы в человеке, за его стремление обновить себя. В упоминавшемся уже лечебном колесе зелёный цвет ориентирован на юг и символизирует мудрую способность воспринимать других людей, защищать их и помогать им. В этой связи зелёный цвет очень часто проявляется в мандале людей, чья профессия связана с оказанием помощи людям или их лечением

Синий цвет ассоциируется с цветом темного ночного неба, бушующего моря, с отображением фаз внутренней темноты. В мандалах синий цвет соответствует интуиции и мудрости, способности взглянуть на бесконечную реальность через видимые формы, через цикл, включающий в себя начало и конец, смерть и возрождение.

Фиолетовый цвет (а также его тёмно-сиреневые оттенки) считается королевским цветом, объединяющим в себе мужское и женское начала и символизирующим мистическое слияние объекта и субъекта. Фиолетовый цвет означает стремление наладить "магические" связи с самим собой и с окружающим миром. При склонности к экстремальным ситуациям фиолетовый цвет может означать чрезмерный индивидуализм, эгоцентрическое поведение и поступки, а гипертрофированная целостности, т.к. объединяет в себе жёлтый и голубой цвета, т.е. мужское и женское начало.

Голубой цвет является символом бесконечности, глубины океана и высоты безоблачного неба. Он занимает важное место в религиозной символике и соотносится с местом жительства богов. В христианстве голубой цвет считается символом женского начала и прообразом материнства. В мандале голубой цвет соответственно символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания. Тёмные оттенки голубого цвета могут свидетельствовать о наличии элементов тирании в материнском чувстве, как это образность может нарушить связь с реальным миром.

Чёрный цвет, т.е. в принципе отсутствие цвета, ассоциируется с темнотой, тайной, со всем отрицательным, со смертью и с пустотой. Чёрный цвет может означать также и "психологическую смерть", что отчасти проявляется и в тёмно-голубом цвете, тёмную ночь духа, предшествующую милости нового познания. В алхимических процессах чёрный цвет соответствует фазе глубоких изменений, когда важные превращения происходят незаметно. Чёрный цвет в мандале может указывать на чувство депрессии, потери или печали. Он может быть также свидетельством интеграции нашей "темной" стороны в самосознание.

Белый цвет - символизирует свет, человеческое сознание, чистоту, что-то нематериальное и духовное. Если в мандале присутствует слишком много белого цвета, то это может свидетельствовать - о духовной ясности, о готовности к изменениям, а так же о недостатке энергии, удалении от восприятия и потребностей тела, об угрозе завышенной самооценки, о сильных, но скрытых эмоциях.

Серый цвет - это нейтральный цвет, состоящий из черного и белого. Он может рассматриваться как выражение равновесного состояния противоположностей. Если в целом цвет является выражением эмоций, то серый цвет, так сказать, состояние не - цвета, может быть признаком недостатка чувств, а иногда и депрессивного состояния.

Цвета, корреспондирующие с семью чакрами, соответствуют семи цветам радуги. Если все они спонтанно проявляются в мандале, то это свидетельствует о наличии "ощущения радуги". Дождь, как оплодотворяющий элемент, и дуга, как олицетворение связи между отдельными частями, являются символом магического духовного возрождения.

1.8 Инструменты и приспособления



ветки полотно по металлу

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

ножницы линейка

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

маркер сантиметровая лента

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

большая бусинка

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

2. Технологический этап

2.1 Последовательность плетения Мандалы:

1. Нужно выбрать основу на которой будет плестись Мандала - в моём случае это ветки деревьев. Разметить веточки, чтобы расстояние от одного цвета к другому на всех лучах получалось одинаковым.

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

2. Двойным узлом крепится нитка к веточке.

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

3. Начинаем плести декоративную индейскую Мандалу из восьми лучей. Соединила две палочки двойным узлом посередине. Хвостик уйдёт под оплетку.

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

4. Теперь развернём палочки под прямым углом друг к другу.

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

5. Для закрепления наискосок обмотайте 5-6раз по одной диагонали....

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

6. ... затем - по другой. Палочки не должны шататься.

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

7. Если достаточно и вы хотите сменить цвет, то закрепите обрезанную с небольшим запасом нить одинарным узелком (на дереве нить хорошо держится) на палочке с которой начинали плетение.
Теперь можно прикрепить другую нить (к этой или же другой палочке). Продолжаем движение по кругу, пропуская (все остающиеся) хвостики под оплётку.

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

8. Самое простое сделано, теперь перехожу к самому сложному этапу - создание розетки. Совместив крест- накрест две заготовки, начинаем кропотливо, не торопясь обматывать палочки нитью по кругу с определённым ритмом - ЧЕРЕЗ ДВЕ. От палочки с закреплённой нитью (нить должна быть сверху) пропускаем саму нить под двумя палочками и "выныриваем" к третьей, которую обматываем, начиная сверху, полным оборотом. В конце первого обматывания по кругу пришла туда, откуда начинала, при этом все палочки оказались обмотанными, а с обратной стороны появилась звёздочка. Поправить квадраты относительно той плоскости, в которой продолжается плетение, и продолжаю наращивать круги столько раз сколько захочу. Проверяя правильность углов между палочками.

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

Немного напоминает цветок.

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

9. Такими чередованиями заполнить всю поверхность, но хотя бы четверть для заключительного элемента мандалы - ПОЯС. Привязав нить к любой из палочек, идём от палочки к палочке, оплетая их подряд, по кругу, через верх. У меня это два цвета - малиновый и розовый.

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)

10. Готовое изделие. Моя «Радужная Мандала» приняла участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества.





1.9 Материалы

Из пряжи для Мандал подойдёт хлопок или смешанная пряжа из шерсти и акрила. Пряжа должна быть не очень ворсистая и «лохматая», иначе ложится она не очень ровно. Хорош в плетении «Ирис».

  1. 2.



3. 4.



5. 6.





ТП по технологии на тему Радужная мандала (9 класс)





3. Заключительный этап

3.1 Экономическая часть

№ п/п

наименование

количество

цена в

рублях

ед. измер.

штук

сумма в

рублях

1.

пряжа

0,5

15-00

13

98-50

2.

пряжа

1

20-00

5

100-00

3.

бусина

1

00-00

1

00-00

Итого:

198-50



3.2 Вывод:

Стоимость моего изделия составила 198 рублей 50 копеек, без учёта моего труда. Посмотрев в интернете стоимость подобных Мандал, которая составляет 800 рублей, пришла к выводу, что изготовить вещь своими руками гораздо выгоднее для моего семейного бюджета, чем купить или заказать, а так же в неё вложена частичка моей души. Предметы, которые помогли мне в изготовлении Мандалы - это изобразительное искусство, профессионально-трудовое обучение, математика, геометрия, русский язык.

3.3 Экологическая часть

Нитки из смесовых волокон. Их производство не наносит вреда здоровью и окружающей среде.

3.4 Самооценка

Я проверила качество своей работы, показала учителю. Получилось хорошо, чисто, аккуратно, цвета хорошо сочетаются между собой. В целом получилось хорошее изделие, я им очень довольна.

3.5 Реклама

Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано руками человека. Никогда не утолит свою потребность человек, который стремится к красоте. Надо стремиться, чтобы окружающий нас мир и дом были прекрасны. Для того бы украсить дом, можно сделать что-то своими руками, например сплести Мандалу загадав желание. Есть специальные магазины, где продаются различные поделки и оцениваются очень дорого, так как это эксклюзив в единственном экземпляре. Зачем покупать, если можно сделать самим?

Источники:

Интернет ресурсы:

1. liveinternet.ru/users/5087004/post306976310/

2. . stri-ga.ru/o-mandale.htm

3. stranamasterov.ru/node/560450

4.

alldayplus.ru/design_art_photo/culture/1738-tibetskie-mandaly-

peschanye-kartiny-buddiyskih-monahov.html

5. vk.com/topic-30241008_25418112

© 2010-2022