Мастер-класс Ажурное вырезание из бумаги

Процесс овладения качественным вырезанием представляет для некоторых учащихся определенные трудности. Упражнения по совершенствованию движения рук в ходе создания вырезных узоров из бумаги, овладение приемами сгибания заготовки, вырезания сложных контуров позволяет совершенствовать результаты деятельности учащихся с тканью и другими материалами, развивается острота зрительного чувства; знакомство с образцами народного искусства повышает и активизирует творческий потенциал. Особое внимание уделя...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по ажурному вырезанию из бумаги

учителя технологии МБОУ СОШ №30 Устенковой М.А.



/Разработка занятия для уч-ся 5-х классов, кружковой работы/

Цели и задачи

Процесс овладения качественным вырезанием представляет для некоторых учащихся определенные трудности. Упражнения по совершенствованию движения рук в ходе создания вырезных узоров из бумаги, овладение приемами сгибания заготовки, вырезания сложных контуров позволяет совершенствовать результаты деятельности учащихся с тканью и другими материалами, развивается острота зрительного чувства; знакомство с образцами народного искусства повышает и активизирует творческий потенциал. Особое внимание уделяется повышению мотивации, чтобы процесс труда стал не рутинной работой, а вдохновенным созиданием.

Основное содержание

1.Теоретическая часть: симметричное вырезание; силуэтное вырезание; 2.Практическая часть: вырезание снежинок; вырезание силуэтов балерин; 3.Итоги: анализ результатов; вариативность применения; декорирование.

Основные типы симметрии:

- зеркальная, или боковая - основана на сходстве двух половин фигуры, распределенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале (напр.бабочка, фигура человека…)

- центрально-лучевая симметрия - достигается как бы вращением фигуры относительно центра, т.е. как лопасти пропеллера, причем при повороте фигура может повторяться многократно: 3, 4, 5 и более раз, равномерно располагаясь от центра по окружности (снежинка, цветок…)

/Асимметрия - отсутствие, нарушение симметрии./

Силуэтное вырезание.

Силуэт - плоскостное изображение. Некоторая условность, обобщенность силуэтного вырезания воспринимается как реальность. Силуэты должны быть легко узнаваемы, выразительны, без мелких подробностей. Искусство силуэтного вырезания предметов асимметричного строения имеет древние корни. Ещё первобытный человек обратил внимание на тени, которые появлялись при свете костра. Не случайно наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени - силуэты. Художественная вырезка всегда была распространена в быту многих народов России, Польши, Чехии, Германии. Традиции силуэта воплощены в творчестве многих художников - Ф.П.Толстого, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиева и др. Большой интерес силуэтные изображения представляют для теневого театра.

Специфика вырезания.

Методика обучения учащихся складыванию и вырезанию фигур из бумаги и других материалов строится на основе анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, с помощью показа приемов во взаимодействии с точными словесными описаниями совершаемых движений. При накладывании и обводке шаблонов отмечается рациональность использования пространства листа.

Показывается последовательность складывания квадрата - каждое новое сгибание заготовки пополам вдвое увеличивает количество плоскостей симметрии: при двухкратном - 2, трёхкратном - 4, четырёхкратном - 8. Ажурность снежинок помогает передать вариативность вырезания округлых, заостренных, выемчатых элементов. Внимание учащихся направляется на самостоятельные поиски различных комбинаций вырезаемых форм. Особое внимание обращается на точность складывания , чтобы при вырезании не срезать край сложенной бумаги, так как в этом случае форма распадается на части.

При вырезании сложного контура важную роль играет толщина бумаги, положение ножниц по отношению к бумаге, использование рациональных приемов, исходя из особенностей изображения. От координации движения обеих рук зависит качество работы. Надо напомнить учащимся, что хорошо раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями - маленькие детали. Бумагу для вырезания силуэтов надо брать плотнее, для снежинок - более тонкую (напр. кальку)

  • Карандашная линия после вырезания должна оставаться на обрезках.

  • Срезы должны быть аккуратными, без лохматости и заусенцев.

Подведение итогов.

Отмечается возможность составления декоративных композиций, экспозиция вырезных форм как в статическом положении (подвески для оформления интерьера), так и в динамическом - при наклеивании полностью или частично на контрастный фон (открытки). Возможно дополнение этих форм элементами декора. Поощряются наиболее аккуратные, творческие работы.

© 2010-2022