Разработка урока на тему Рубка металла

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: РУБКА МЕТАЛЛА.

Цель: Ученики будут знать приемы рубки металла слесарными инструментами. Узнают больше о способах обработки металлов.

Улучшат свою координацию и глазомер, продолжат развивать свое умение критически мыслить и выступать перед другими учениками, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Объект работы. Металлический клин для металлического рубанка.

Оборудование: металлический клин, заготовки ,размеченные заготовки для демонстрации приемов рубки; молотки с квадратным и круглым бойками (для демонстрации), наборы слесарного инструмента.

Рубка металла - довольно сложная для шестиклассников операция. У них пока еще плохо развита координация движений, малы физические возможности. Практика показывает, что ученики с интересом относятся к делу и быстрее осваивают приемы работы, если это происходит в процессе изготовления изделия, например металлического клина для рубанка. Тем более что именно эти клинья со временем выходят из строя.

Ход занятия

Начинается занятие с установки цели урока перед учениками. Делается это с помощью стратегии «мозговой штурм». Перед детьми ставится проблема, как вырезать из листового металла толщиной 2 мм, заготовку для изготовления клина металлического рубанка. Они могут предложить резку ручными или рычажными ножницами или резку при помощи угло-шлифовальной машинки, которую чаще всего называют «болгаркой». Однако рычажные ножницы в учебной мастерской обычно в одном экземпляре, а чтобы ручными ножницами резать сталь толщиной 2 мм, нужно приложить большое усилие. Использование «болгарки» учениками категорически запрещено из-за опасности получить травму, отлетающими опилками или куском абразивного диска. Кто-нибудь из учеников обязательно предложит рубку металла зубилом.

Затем проводится беседа: какую работу вы выполняли на предыдущем занятии? В чем отличие эскиза от чертежа? Какие требования предъявляются к разметке? С какой целью и как накернивают контур разметки?

В начале работы ученики вырубают себе заготовку из большого куска листовой стали. При этом следует провести общий инструктаж и продемонстрировать приемы рубки листовой стали на плите. При этом обратить внимание на следующие положения: после каждого удара зубило надо перемещать не более чем на треть его ширины. Нужно немного отклонять его от себя, для того чтобы лучше видеть линию разметки. При первом проходе, нужно наносить удары небольшой силы, как бы повторяя зубилом разметку.

Затем учитель демонстрирует приемы рубки по уровню губок тисков, работая в нормальном темпе. После показа учитель объясняет, что рубка - одна из наиболее используемых слесарных операций. Отделить излишек металла от заготовки, разделить заготовку на части, вырубить контур любой конфигурации все это можно выполнить зубилом.

Режущим инструментом при рубке является зубило. Зубила изготовляют из инструментальной углеродистой стали У7, У7А, У8, У8А, а рабочую часть длиной 15... 20 мм закаливают. Здесь уместно объяснить, что называется сталью, какая разница между сталью и чугуном, дать понятие о конструкционной и инструментальной стали. В качестве примера использования стали могут служить клин (конструкционная сталь СтЗ) и зубило (инструментальная сталь).

Зубило, как и все режущие инструменты, имеет форму клина. Учащихся знакомят с элементами режущего клина и рассказывают им о влиянии зависимости угла заострения от твердости обрабатываемого металла (для обработки твердой стали и чугуна - 70°, стали средней твердости - 30°, латуни и меди - 45°, алюминия и его сплавов - 35°). Угол заострения при затачивании зубила проверяют специальными шаблонами. Зубила, применяемые для различных работ, имеют ширину 5.. .25 мм и длину 100.. .200 мм.

При рубке используют слесарные молотки различных видов. Учитель напоминает особенности устройства слесарных молотков и предъявляемые к ним требования.

Демонстрируя правильную хватку инструмента и рабочую позу во время рубки, следует отметить, как важно при рубке установить тиски в соответствии с ростом работающего. Несоблюдение этого правила вызывает быструю утомляемость и может привести к травме.

При рубке металла следует соблюдать правила безопасности труда.

При рубке металла зубилом необходимо пользоваться защитными очками;

для предохранения рук от повреждений (особенно в начальный период обучения) на зубило следует надевать предохранительную резиновую шайбу, а на кисть руки - предохранительный козырек;

при рубке твердого и хрупкого металла обязательно использовать ограждение рабочего места (сетку или щиток);

работать надо только исправным инструментом.

Учитель еще раз демонстрирует рубку по уровню губок тисков в нормальном рабочем темпе, а затем в замедленном. Обращает внимание учеников на надежное закрепление заготовки в тисках таким образом, чтобы рубка выполнялась примерно на расстоянии 1 мм от линии разметки. Показывает правильную хватку зубила и молотка, правильную рабочую позу.

Концентрирует внимание детей на ходе рубки. В начале рубки наносится легкий удар в конце рубки необходимо ослабить силу удара, чтобы стружка не отлетела далеко и не могла нанести травму ученикам. Необходимо подчеркнуть, что взгляд работающего должен быть направлен не на головку зубила, а на его режущую кромку.

Учитель предлагает нескольким учащимся продемонстрировать приемы рубки, исправляет ошибки.

Во время самостоятельной работы учителем проводится текущий инструктаж с помощью целевых обходов.

При первом обходе проверяется организация рабочих мест и выполнение правил техники безопасности во время работы.

Во время второго обхода необходимо проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

В процессе рубки учащиеся часто допускают такие ошибки. Неправильно устанавливают зубило (ставят его под углом 900 губкам тисков или параллельно им) в результате чего оно не рубит, а гнет металл, и заготовка деформируется. Из-за боязни ударить по руке держат руку ближе к головке молотка. Наносят частые, но весьма слабые удары. С большим сжимают зубило, при этом от перенапряжения зубило начинает «гулять». Для устранения этого, надо еще раз продемонстрировать правильные приемы работы, объяснить ученикам, что работать надо смелее, увереннее, начиная с нанесения редких, но сильных ударов и постепенно наращивая темп работы.

Для устранения боязни нанесения удара молотком по кисти надо применять защитное резиновое кольцо, которое легко вырезать из боковины отслужившей свой срок шины легкового автомобиля. Показать ученику правильную хватку молотка. Держать его нужно ближе к концу ручки тогда удар будет сильнее.

Хорошие результаты получаются, если ширина припуска составляет от 2 до 4 мм. Если же припуск больше, то зубило лучше установить не под углом 45° к губкам тисков, а перпендикулярно к заготовке. После каждого удара молотком зубило перемещают вдоль линии разметки приблизительно на 3/4 ширины его режущей кромки; немного надрубив заготовку, можно отломить ее, перегибая в разные стороны. Это сэкономит время и силы.

При третьем обходе проверяется правильность выполнения приемов. Проводится приемка работ.

Заключительный инструктаж проводится в форме взаимооценивания. Учеников делят на несколько групп, они анализируют ошибки и оценивают работы школьников из других групп. После этого от каждой группы выступает один человек и обосновывает свои оценки.

Затем проводится рефлексия в форме либо беседы где каждый рассказывает о том, что нового он сегодня узнал, что ему понравилось, что не понравилось.

Разработка урока на тему Рубка металлаЗаготовка клина для рубанка.

© 2010-2022