ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию

Администрации Ханты-Мансийского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования Ханты-Мансийского района


УТВЕРЖДАЮ:

И.о. директора МБУ ДО ХМР


______________Н.И. Фуртунэ


Приказ № 50-о от 01.09.2015г.




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

на 2015-2016 учебный год






Направленность программы: научно-техническая

Срок реализации программы: 1 год

Педагог дополнительного образования

Панов Радион Данилович











п. Кедровый, 2015 г.

Пояснительная записка


Образовательная программа объединения «Умелые ручки» имеет научно-техническую направленность и рассчитана на 1 учебный год. Обучение по программе учащихся носит индивидуальный и групповой характер.

По виду - прикладная;

По типу - модифицированная;

По уровню освоения - углубленный уровень.

Программа отражает специфику практической деятельности, как мощного средства развития обучающихся и учитывает все общепринятые требования к организации процесса обучения.

Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, что является одной из основ здорового и полноценного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойств и строения дерева - самого распространенного природного материала; на раскрытие потребностей учащихся творить и осознавать свои возможности.

Новизна программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося. В программе рассмотрены все элементы технологии плетения из бересты, мозаики, резьбы по дереву, технологии точения древесины на токарном станке по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель программы- сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом - одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества. А также обеспечение всестороннего развития личности учащихся, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Образовательная программа модифицирована, так как внесены изменения в ранее существующую программу Министерства образования 1983 года.

Программа объединения разработана на основе программ Симоненко В.Д., Неменского Б.М. «Основы народного и декоративно- прикладного искусства. 1-8 классы»; программы «Технология для 5-9 классов»; программы «Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений»; программы «Живое дерево».

Добавлены разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста; также с учетом культурных традиций народов Севера. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.

Основные учебно-воспитательные задачи программы объединения «Умелые ручки»

1-й год обучения

Обучающие:

-формировать пространственное представление, художественно - образное восприятие действительности;

-научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

-освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

-изучить технологию работы лобзиком;

-изучить технологию работы выжигателем;

-изучить технологию плетения из бересты;

-научить работать различными инструментами, приспособлениями;

-изучить технологию внутреннего и наружного точения древесины на токарном станке по дереву.

Развивающие:

-развивать художественно - творческие способности учащихся;

-развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

-развивать фантазию, память, эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитывающие:

-прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

-пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

-развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

-формировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

Отличительные особенности программы:

Отличительная особенность данной программы от других программ работы с древесиной заключается в том, что она нацелена на освоение работы с берестой, мозаикой из дерева. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы.

Программа объединения «Умелые ручки» ориентирована на обучающихся в возрасте 7-16 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся младшего, среднего, так и для старшего звена.

Срок реализации программы:

2015-2016 учебный год.

Форма организации деятельности и режим занятий:

Первый год обучения рассчитан на детей 7-16 лет на 144 часа в год (4.5 часа в неделю, занятия проходят 2 раза в неделю - по 2 часа и 2.5 часа).

Форма организации деятельности:

  • Беседы

  • Объяснения

  • Показ приемов работы

  • Рассказы

  • Практические работы

  • Выставки

  • Творческие отчеты


Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения

В результате прохождения данной программы учащиеся

должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Обучающиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие

навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

  • выполнения операции точения древесины, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

  • владения основными элементами графической грамотности;

  • выполнения плоскостной разметки;

  • разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы.

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний учащихся

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • применение полученных знаний на практике;

  • соблюдение технических и технологических требований;

  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

  • изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;

  • желание трудиться;

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.

Методы обучения
  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;

  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;

  3. Практические: практические занятия;

  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование

  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества

  2. Участие детей в районных, окружных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

  3. Итоговая аттестация.

Расписание занятий объединения «Умелые ручки»

Понедельник 16:00ч -18:00ч

Четверг 16:00ч -18:30ч

Учебно-тематический план

1 год обучения 144 часа

№ п/п

Содержание темы

Количество часов

Теория

Практические работы

Дата проведения

Раздел I. Выпиливание лобзиком (34 часа)

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Основы материаловедения

2



7,09

1.2

Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания лобзиком. Выбор заготовок, нанесение орнамента

1.0

1.5

10,09

1.3

Технология выпиливания лобзиком




2.0

14,09

1.4

Технология выпиливания лобзиком


2.5

17,09

1.5

Технология выпиливания лобзиком


2.0

21,09

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента


2.5

24,09

1.7

Технические приёмы выпиливания орнамента


2.0

28,09

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком

1

1.5

1,10

1.9

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком




2.5

5,10

1.10

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком


2.0

8,10

1.11

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком


2.5

12,10

1.12

Сборочные и отделочные работы

1

1

15,10

1.13

Работа над конструкцией изделия

1

1.5

19,10

1.14

Работа над конструкцией изделия


2.0

22,10

1.15

Отделка изделия морилкой и лаком


2.5

26,10

Раздел II. Выжигание изделий (27 часов)

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Правила безопасности при работе с электровыжигателем

1

1

29,10

2.2

Декорирование изделий выжиганием

1

1

2,11

2.3

Основы композиции

1

1

5,11

2.4

Подготовка заготовок к работе. Нанесение рисунка

1

1.5

9,11

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием


2.5

12,11

2.6

Основные приёмы выжигания

1

1

16,11

2.7

Технология выполнения приёмов выжигания


2.5

19,11

2.8

Технология выполнения приёмов выжигания


2.5

23,11

2.9

Технология выполнения приёмов выжигания


2.5

26,11

2.10

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием

1

1

30,11

2.11

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием


2.5

3,12

2.12

Отделка изделий морилкой и лаком


2.0

7,12

Раздел III. Плетение из бересты (25 часов)

3.1

Организация рабочего места. Подготовка бересты к работе. Правила безопасности при работе

1

1

10,12

3.2

Инструменты и вспомогательные материалы для плетения из бересты

1

1

14,12

3.3

Технология плетения из бересты. Виды замков

2

0.5

17,12

3.4

Технология плетения туесков из бересты


2.0

21,12

3.5

Технология плетения туесков из бересты


2.5

24,12

3.6

Технология плетения туесков из бересты


2.0

28,12

3.7

Технология плетения туесков из бересты


2.5

11,01

3.8

Технология изготовления изделий из бересты с использованием орнаментов коренных народов севера (Ханты и Манси) (набирушки, сувениры, амулеты)

2


14,01

3.9

Технология изготовления изделий из бересты с использованием орнаментов коренных народов севера (Ханты и Манси) (набирушки, сувениры, амулеты)


2.5

18,01

3.10

Технология изготовления изделий из бересты с использованием орнаментов коренных народов севера (Ханты и Манси) (набирушки, сувениры, амулеты)


2.5

21,01

3.11

Отделка изделий

2.5

25,01

Раздел IV. Резьба по дереву (27 часов)

4.1

Организация рабочего места. Подготовка материала и резцов к работе. Правила безопасности при работе с резцами по дереву (нож-косяк)

1

1

28,01

4.2

Виды резьбы по дереву, инструмент для резьбы. Разметка заготовок

1

1.5

1,02

4.3

Выполнение геометрической резьбы по дереву


2.0

4,02

4.4

Выполнение геометрической резьбы по дереву


2.5

8,02

4.5

Выполнение геометрической резьбы по дереву


2.0

11,02

4.6

Выполнение геометрической резьбы по дереву


2.5

15,02

4.7

Изготовление изделий из древесины


2.0

18,02

4.8

Изготовление изделий из древесины


2.5

22,02

4.9

Изготовление изделий из древесины


2.0

25,02

4.10

Отделка изделий


2.5

29,02

Раздел V. Точение древесины на токарном станке (31 час)

5.1

Организация рабочего места. Устройство и принцип работы токарного станка по дереву. Правила безопасности при работе на токарном станке по дереву

2.0


3,03

5.2

Виды резцов для наружного и внутреннего точения

1

1.5

7,03

5.3

Составление технологической карты для художественного точения изделий из древесины

1

1.0

10,03

5.4

Составление технологической карты для художественного точения изделий из древесины


2.5

14,03

5.5

Художественное точение изделий из древесины


2.0

17,03

5.6

Художественное точение изделий из древесины


2.5

21,03

5.7

Художественное точение изделий из древесины


2.0

24,03

5.8

Художественное точение изделий из древесины


2.5

28,03

5.9

Художественное точение изделий из древесины


2.0

31,03

6.0

Художественное точение изделий из древесины


2.5

4,04

6.1

Художественное точение изделий из древесины


2.0

7,04

6.2

Контроль качества изделий


2.5

14,04

6.3

Отделка изделий


2.0

18,04

6.4

Выставка детского творчества


2.0

28,04


Содержание программы


Раздел I. Выпиливание лобзиком (34 часа)

Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Теория. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения

Теория. Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Теория. Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.

Теория. Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь).

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Теория. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь).

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.

Теория. Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет.

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.

Теория. Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки.

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

.Теория. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.

Теория. Работа над конструкцией изделия.

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа: сборка корзиночки для конфет.

Тема 1.10. Построение орнамента.

Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.

-Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Тема 1.11. Отделка изделия.

Практическая работа: отделка изделия.

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- циклование и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Раздел II. Художественное выжигание (27часов)

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Теория. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем.

Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.

Теория. Технология декорирования изделий выжиганием

. - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.

Теория. Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Тема 2.4. Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом.

Тема 2.5. Теория. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа: выполнение контурного выжигания.

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.

Теория. Технология основных приёмов выжигания.

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.

Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно.

Тема 2.8. Отделка изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно.

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

- Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом.

Раздел III. Плетение из бересты (25 часов)

Тема 3.1 Организация рабочего места.

Теория: технология изготовления изделий из бересты. Организация рабочего места. ТБ при работе с берестой.

Практическая работа: подготовка бересты к работе.

Тема 3.2. Инструменты и вспомогательные материалы

Теория: знакомить с инструментами и вспомогательными материалами.

Практическая работа: варка бересты.

Тема 3.3. Технология плетения из бересты. Виды замков

Теория: технология некоторых видов плетения. Изготовление замков.

Практическая работа: Изготовление туесков, набирушек, сувениров.

Тема 3.4. Туесок

Практическая работа: Изготовление туесков

Тема 3.5. Корзина с обручем

Теория: Технология плетения корзинки.

Практическая работа: плетение корзины из бересты.

Тема 3.6.Итоговая аттестация (знание теории и практики в форме выставки детского творчества).

Раздел IV. Резьба по дереву (27 часов)

Тема 4.1.Организация рабочего места. Подготовка материала и резцов к работе. Правила безопасности при работе с резцами по дереву (нож-косяк).

Тема 4.2.Виды резьбы по дереву, инструмент для резьбы. Разметка заготовок.

Тема 4.3.Практическая работа: Выполнение геометрической резьбы по дереву.

Тема 4.4. Практическая работа: Изготовление изделий из древесины.

Раздел V. Точение древесины на токарном станке (31 час)

Тема 5.1. Организация рабочего места. Устройство и принцип работы токарного станка по дереву. Правила безопасности при работе на токарном станке по дереву.

Тема 5.2. Составление технологической карты для художественного точения изделий из древесины.

Тема 5.3. Художественное точение изделий из древесины.

Тема 5.4. Контроль качества изделий. Отделка изделий.

Оснащение каждого занятия

Каждый обучающийся должен иметь:

Карандаш

Линейка

Ластик

Тетрадь

Ручка

циркуль

Пилки для лобзика

Электровыжигатель

Акварель или гуашь

Копирка

Кисти

Стакан для воды

Ожидаемые результаты:

Итогом учебного года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.

Условия реализации программы

Направление работы объединения в большой степени зависит от материальной базы школы.

В школе имеется мастерская по деревообработке, которая отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов, которые приобретаются по договоренности за счет родителей: древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины.





Литература

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978

2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.

15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.

19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

21. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

22. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

20


© 2010-2022