Синергетика творческого процесса на уроках по курсу «Технология»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской научно-практический семинар

«Эффективные практики реализации образовательной области «Технология» в условиях перехода на ФГОС (внеурочная деятельность, мероприятия, проектная деятельность)


Тема статьи

"Синергетика творческого процесса на уроках по курсу «Технология»"



Котова Ирина Николаевна

методист ИМЦ Приморского района по предмету технология

Синергетика творческого процесса на уроках по курсу «Технология»

«Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть это в себе».

Галилео Галилей

Термин «синергетика» происходит от греческого «синергос» - совместное, согласованное действие. Синергетическое образование - это образование, побуждающее к собственным поискам и открытиям.

Ведущие принципы ФГОС - принципы преемственности и развития, которые реализуются в трёх компонентах стандарта:

  1. содержании основных образовательных программ;

  2. условиях реализации основной образовательной программы;

  3. требованиях к результатам освоения образовательных программ.

Новые образовательные стандарты - это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.

Вызовы и проблемы, на которые при введении стандартов необходимо обратить особое

внимание учителям технологии - это компетенции учащихся на каждом этапе обучения.

Метапредметными результатами выпускников начальной школы являются освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия. С таким багажом ученики приходят в среднюю школу.

В средней школе предусматривается развитие способностей учащихся использовать усвоенные в начальной школе универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия в учебной, в познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.

Итогом обучения в средней школе является сформированность у учащихся умений выполненять индивидуальные проекты. То есть, учащийся должен на этапах обучения в средней школе демонстрировать не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, а так же способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Предметная область технологии в новых условиях ФГОС по уровню и особенностям компетенций выступает основным межпредметным компонентом.

Особенностями предметной области технологии, как межпредметного компонента:

  1. в процесс обучения можно органично включить все имеющиеся у учащегося накопленные знания, умения и навыки по другим предметам для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач, результатом которых становится конкретное материальное воплощение;

  2. предметная область технологии реализует один из основополагающих принципов современного образования - принцип личностного подхода. предполагает максимальное развитие творческого потенциала людей, формирование, способного наряду со знаниями, умениями, навыками привнести в дело свой талант.

Принцип личностного подхода предполагает максимальное развитие творческого потенциала учащихся, формирование способности наряду со знаниями, умениями и навыками привнести в решение учебно-практических и учебно-познавательных задач свой талант.

Реализация принципа личностного подхода должна опираться на синергетику творческого процесса учащихся при организации уроков по курсу «Технология».

Синергетика, или принцип самоорганизации, сегодня представляется одним из наиболее популярных и перспективных междисциплинарных подходов при организации уроков технологии. Термин синергетика в переводе с греческого означает «совместное действие». Синергетический подход к организации творческой деятельности должен учитывать особенности индивидуального и коллективного творчества. В индивидуальном творчестве главенствующим является стремление творческой личности к самостоятельности, свободе действий. Коллективное творчество предполагает необходимость сотрудничества (кооперации), личные интересы учитываются при этом опосредованно.

Программы основного общего образования, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, позволяют участникам образовательного процесса использовать до 30 % учебного времени для организации уроков технологии, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов.

Разработка таких уроков должна опираться на открытость предметной темы для реализации различных знания, умений, навыков и способов действия для достижения учебной цели.

Синергетика творческого процесса предоставляет учащемуся возможность из многовариантности решения поставленной учебной задачи, когда заданы только самые общие правила, выбрать и реализовать нетривиальное творческое решение, используя весь свой потенциал.

Синергетика творческого процесса - это деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Это реализация преобразующей, продуктивной деятельности на более высоком уровне применения всего комплекса имеющихся у учащегося навыков и умений. От других видов учебной деятельности она отличается тем, что осуществляется не по принципу реакции на изменение учебной среды, а по принципу создания новой образовательной среды, что в конечном итоге приводит к формированию нового уровня знания.

Синергетический подход к организации образовательного процесса в предметной области «Технология» опирается на то, что всякая сложноорганизованная система обучения имеет, как правило, не единственный, а множество собственных, отвечающих ее природе, путей развития. Таким образом, учебный курс «Технологии» должен способствовать самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности учащегося через свободу выбора разнонаправленных действий, формирующих потребность в свободе и независимости, выступая одновременно, как сфера удовлетворения творческих потребностей учащихся.

Синергетический подход к организации учебного процесса по курсу «Технология» заключается в развитии творческих способностей и задатков учащихся, опирающихся на духовно-культурные ценности и традиции, усвоенные учащимися в семье, а так же на знания и умения, усвоенные в школе по программе общего образования.

Синергетический подход способствует моделированию процесса формирования творческой направленности учащихся в условиях реализации основной образовательной программы. Синергетический подход с его принципами: эмерджентностиi учащихся, гомеостатичностиii учебного процесса, нелинейности в реализации учебного курса «Технологи»,- играют

одну из ведущих ролей. Это положение реализуется с учетом трех важнейших факторов синергетического подхода:

  1. нелинейности взаимодействия в триаде «учащийся - творческая деятельность - руководитель» через выявление руководителем для участника личностного смысла его творческой направленности;

  2. введение учащегося в состояние творческого поиска с целью активизации развития творческой направленности через точки бифуркации: «инсайт»iii, «озарение», «вдохновение»,- от репродуктивного уровня деятельности до творческой;

  3. резонансного взаимодействия «руководитель - учащийся», когда учащийся обращается к опыту и знаниям учителя, самостоятельно следуя к реализации творческого замысла.

Синергетический подход к курсу «Технология» может быть охарактеризован как, способ связи ученика и учителя. Синергетический подход - это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин. Это - нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи. Это - ситуация пробуждения собственных сил и способностей учащегося, инициирование его на один из собственных путей развития. Это - стимулирующее, или побуждающее, образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими учащимися.

Основной проблемой реализации синергетических принципов при организации учебного процесса по курсу «Технология» является возрастная сензитивность в развитии творческих способностей учащихся. В динамически развивающейся, постоянно меняющейся личности учащегося творческие способности можно представить в виде то открывающихся, то закрывающихся возможностей, где момент их проявления есть некий момент истины. Если этот момент будет упущен, то многие способности уже не смогут раскрыться в полной мере.

Применение принципов синергетики творческого процесса на уроках по курсу «Технология» требуют от учителя высокого уровня творческой и профессиональной культуры. На уроках по курсу «Технология» необходимо создать учебную атмосферу доверия и открытости с учетом возрастных особенностей учащихся.

Предполагается также наличие у учителя совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности. Готовность к организации творческой деятельности учащихся на уроках по курсу «Технология» раскрывается через соответствующие качества и свойства личности учителя, такие как:

  1. осознание себя творческой индивидуальностью;

  2. творческая активность и самостоятельность в построении учебной программы;

  3. потребность в творческом взаимодействии с учащимися;

  4. наличие знаний, умений, навыков, опыта организации процесса познания, труда, общения как творческой деятельности.

Эмоциональная насыщенность самого творческого процесса, воспитание эмоциональной культуры («культуры чувств») учащихся, создание атмосферы сотворчества, осуществление мотивации на развитие интереса к творческой деятельности являются ключевыми в успешной организации уроков по курсу «Технология». При организации учебной деятельности в классе необходимо создать деятельный контакт учителя с учениками и контакт между самими учениками, чтобы через флуктуациюiv и точки бифуркации происходил активный обмен информации по теме урока и областям знаний, связанных с темой урока.

Принципиально изменяется роль учителя и его участие в жизни ученика. Главным становится не столько функция учителя, как преподавателя определённого предмета, и даже не как воспитателя, сколько его способность раскрыть возможности ребёнка, его будущее. Синергетический подход к организации уроков по курсу «Технология» в большей степени моделирует социальную среду современного мира, оказывает влияние на развитие ученика, как социальной личности.

Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование и инновационное поведение.

От учителя требуется систематизировать накопленные методологические и теоретические наработки в предметной области "Технология", совершенствовать способы их использования путем выработки стандартных приемов решения педагогических задач с использованием широкого спектра современных ИТ технологий. Создавая авторские методики, разработанные с учетом синергетики творческого процесса учащихся, учитель совершенствует свой педагогический стиль, обеспечивая воспроизводство синергетического знания. Реализуются основные требования ФГОС по организации единого образовательного пространства с учетом динамики и механизмов самоорганизации учащихся.

Введение ФГОС во многом изменило учебный процесс и школьную жизнь ребёнка. Задача учителей по курсу «Технология» активно внедрять новые формы организации обучения, новые образовательные технологии.

Синергетический подход к обучению по курсу «Технология» позволяет создавать новую открытую информационно-образовательную среду, далеко выходящую за границы школьной программы.

iЭмердже́нтность - наличие у кого-либо из учащихся особых свойств, не присущих другим учащимся, а также группе учащихся, не связанных между собой общими целями и задачами

iiГомеостатичность характеризует относительное динамическое постоянство учебного процесса, следующего определенной цели, удерживающего учебный процесс в определенных качественных пределах.

iii Инсайт- сиюминутное схватывание сути, общих, существенных и необходимых свойств, отношений внутренней и внешней реальности

ivФлуктуация - это случайное отклонение величин, характеризующих систему от средних значений, ведущее к появлению в определенных условиях к образованию новой структуры и системного качества, т. е. к возникновению новой системы

© 2010-2022