Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) 9 класс

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) 9 класс

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УРЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


«Согласовано»

Руководитель МО

__________ Соловьева О. П.

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

__________Коротина Т. В.

«____»___________20__ г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ

УСКОШ-И VIIIвида

_____________ Шагина Н. В.

Приказ №_ от «__»___20__ г.







Рабочая программа

по профессионально-трудовому обучению (столярное дело)

для 9 класса


Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

под редакцией В. В. Воронковой








Составитель:

Гусев Михаил Васильевич








Урень, 2013



Пояснительная записка

Рабочая программа по столярному делу для 9-го класса МКОУ

УСКОШ-И VIII вида составлена на основании регионального базисного учебного плана, учебного плана школы и типовой программы по столярному делу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос. Сборник 2. 2010 г. Она соответствует Государственным образовательным стандартам для коррекционных школ VIII вида, отвечает государственным требованиям к уровню подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др. предметов.

Программа рассчитана на 332 часа.

Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ.

Задачи:

- обучение общетрудовым политехническим знаниям, умениям и навыкам, необходимым в дальнейшем для освоения выбранной профессии;

- развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности;

- овладение доступным школьникам техническими и технологическими знаниями, специальными словами и терминами;

- формирование умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;

- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;

- воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.

Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др. предметах.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярного изделия). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

На занятиях учащиеся овладевают трудовыми умениями, которые подразделяются на несколько групп.

I группа:

умение планирования, определение цели и задач своего и коллективного труда;

материалов, приспособлений, инструментов, инвентаря, необходимых для работы; видов соединения и способы скрепления деталей;

последовательности обработки и порядка трудовых действий; определение размеров и форм изделия.

II группа:

умения обработки: приемы и способы ручной обработки материалов, их отделки;

хватка инструмента и рабочая поза при работе;

овладение приемами работы инструментами в приспособлениях,

на станках и машинах; сборка, подгонка и монтаж изделия.

III группа:

умения контроля и самоконтроля: определение годности изделия (размеры, формы, точность, качество);

проверка точности выполнения своих трудовых действий и приемов обработки;

определение соответствия образцу.

IV группа:

организационные умения: подготовка и содержание в порядке своего рабочего места;

экономное расходование материалов;

уход за инструментами и инвентарем;

умение работать индивидуально и коллективно с разделением труда в паре, в звене, в бригаде, в классе;

умение работать безопасно, без нарушений правил;

умение выполнять работу в срок и качественно.

На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.

Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.

Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.

В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.

Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:

- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;

- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;

- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;

- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;

- связь теоретических знаний с практической работой;

- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;

- повышение работоспособности и выносливости учеников;

- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.

Основной формой организации учебного процесса по предмету

«Столярное дело» является - урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.

Основные технологии:

  • личностно-ориентированное,

  • деятельностный подход,

  • уровневая дифференциация,

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,

  • игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Беседа (диалог).

  • Работа с книгой.

  • Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.

  • Самостоятельная работа

  • Работа по карточкам.

  • Работа по плакатам.

  • Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:

  • Демонстрация натуральных объектов;

  • ИТК

  • Дифференцирование, разноуровневое обучение;

  • Наглядные пособия, раздаточный материал;

  • Создание увлекательных ситуаций;

  • Занимательные упражнения;

  • Экскурсии;

  • Декады трудового обучения;

  • Участие в конкурсах;

  • Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.









Содержание программы учебного предмета «Столярное дело»

I четверть (84 ч.)

Вводное занятие

Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть.

Художественная отделка столярного изделия

Изделия. Шкатулка. Коробка для шашек, шахмат.

Теоретические сведения. Эстетические требования к изделию. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак.

Правила пожарной безопасности, в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств для пожаротушения.

Практические работы. Организация рабочего места. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы.

Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур. Набор на бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление журнального столика с художественной отделкой поверхности.

Самостоятельная работа

Выполнение заказов базового предприятия.

II четверть (76 ч.)

Вводное занятие

План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Общие сведения о мебельном производстве.

Изготовление моделей мебели

Изделия. Игрушечная мебель в масштабе 1 : 2 (1 : 5) от натуральной для школьной игровой комнаты.

Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей (секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетические и технико-экономические требования к мебели.

Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц (четверть), платик, свес, гребень, паз.

Практические работы. Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия. Выполнение заготовительных операций. Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею. Проверка выполненных работ.

Трудовое законодательство

Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу, отстранение от работы. Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии.

Практическое повторение

Виды работы. Выполнение заказов базового предприятия.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

Строительное производство

Плотничные работы

Теоретические сведения. Содержание плотничных работ на строительстве. Теска древесины: организация рабочего места, правила безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений к работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на точиле и бруске. Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом. Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит.

Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций. Проверка качества выполненной работы. Дисковая электропила и электрорубанок, устройство, работа, правила безопасности.

Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия

Теоретические сведения. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение. Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды доски в зависимости от способа распиловки бревна. Заготовка: назначение, виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная).

Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки.

Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус): свойства и применение. Паркет штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения.

Упражнение. Определение названий пиломатериалов, заготовок и изделий по образцам.

Изготовление строительный инструментов, приспособлений,

инвентаря для плотничных работ

Изделия. Терки. Гладилка. Соколы. Растворный ящик. Малка для штукатурных работ. Ручки для штукатурных инструментов.

Теоретические сведения. Характеристика изготовляемых изделий, назначение, технические требования к качеству выполнения. Понятия черновая и чистовая заготовки.

Практические работы. Подбор материала. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Проверка готовых деталей и изделий.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление терки, гладилки и т. п.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

III четверть (96 ч.)

Вводное занятие

План работы на четверть. Техника безопасности.

Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности изделия.

Мебель для школы.

Теоретические сведения. Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»). Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. Облицовка пленками.

Практические работы. Изготовление мебели. Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленты. Выполнение облицовки пленкой.

Мебельная фурнитура и крепежные изделия

Теоретические сведения. Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель. Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков.

Практическое повторение

Виды работы. Выполнение заказов школы и базового предприятия.

Самостоятельная работа

Изготовление деталей мебели с учетом качества и производительности труда.

Строительное производство.

Изготовление оконного блока

Изделия. Элементы оконного блока.

Теоретические сведения. Оконный блок: элементы (бруски оконных коробок, створок, обвязки переплетов, форточек, фрамуг, отливы, нащельники), технические требования к деталям, изготовление в производственных условиях.

Практические работы. Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий. Сборка элементов оконных блоков «насухо». Проверка сборки. Сборка изделий на клею.

Столярные и плотничные ремонтные работы

Объект работы. Изделие с дефектом.

Теоретические сведения. Дефект столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов. Ремонт столярных соединений: замена деталей с отщепами, сколами, трещинами, искоробленностью; заделка трещин.

Ремонт оконной рамы, двери, столярной перегородки, встроенной мебели: исправление ослабленных соединений, установка дополнительных креплении, ремонт и замена деталей.

Практические работы. Осмотр изделия, подлежащего ремонту. Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка изделия к ремонту. Устранение дефекта. Проверка качества работы.

Изоляционные и смазочные материалы

Теоретические сведения. Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля, войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, применение.

Гидроизоляционная пленка, виды, применение.

Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервировании металлических изделий: виды, антисептирующие и огнезащитные материалы.

Практические работы. Смазка инструментов и оборудования.

Практическое повторение

Виды работы. По выбору учителя.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

IV четверть (76 ч.)

Вводное занятие

План работы на четверть. Техника безопасности.

Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства

Теоретические сведения. Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы. Механизация и автоматизация столярных работ. Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением. Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. Механическое оборудование для сборки столярных изделий. Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции. Экскурсия. Мебельное производство.

Изготовление секционной мебели

Изделия. Мебельная стенка для кабинета. Стол секционный для учителя.

Теоретические сведения. Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик, полуящик, фурнитура). Установка и соединение стенок секции. Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей.

Практические работы. Изготовление секций. Сборка комбинированного шкафа из секций. Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. Установка фурнитуры. Разработка, перенос и монтаж комбинированного шкафа. Проверка открывания дверей.

Практическое повторение

Виды работы. Выполнение заказов школы и базового предприятия.

Контрольная работа.

Строительное производство

Плотничные работы

Изделия. Перегородка и пол в нежилых зданиях.

Теоретические сведения. Устройство перегородки. Способы установки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной перегородки к стене и перекрытию.

Устройство дощатого пола. Технология настилки дощатого пола из досок и крепления гвоздями к лагам. Виды сжима для сплачивания пола. Настилка пола. Устранение провесов при настилке. Правила безопасности при выполнении плотничных работ.

Практические работы. Монтаж перегородки, пола, лестничного марша в строении из деревянных конструкций.

Кровельные и облицовочные материалы

Теоретические сведения. Назначение кровельного и облицовочного материалов. Рубероид, толь, пергамин кровельный, стеклорубероид, битумные мастики; свойства, применение.

Лист асбоцементный: виды (плоский, волнистый), свойства. Кровельный материал: виды (сталь «кровельное железо», черепица, металлочерепица), область применения. Картон облицовочный, лист гипсокартонный, применение.

Упражнение. Определение кровельного и облицовочного материалов по образцам.

Настилка линолеума

Теоретические сведения. Линолеум: применение при строительстве зданий, виды для покрытия пола, характерные особенности видов. Мастики для наклеивания. Виды оснований и линолеума к настилке. Инструменты для резки линолеума. Правила резки линолеума с учетом припуска по длине. Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Прирезка его стыков и приклеивание кромок. Способы соединения линолеума на войлочной подоснове в дверных проемах.

Виды дефектов в линолеумных полах. Их предупреждение и устранение.

Организация рабочего места и правила безопасной работы при настилке линолеума.

Фанера и древесные плиты

Технические сведения. Изготовление фанеры, ее виды (клеевая, облицованная строганным шпоном, декоративная), размеры и применение.

Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности в обработки.

Лабораторно-практическая работа. Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит.

Практическое повторение

Выполнение производственных заказов. Подготовка к экзамену и экзамен.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические работы

I ЧЕТВЕРТЬ (84 ч.)

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

2


2

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОТДЕЛКА СТОЛЯРНОГО ИЗДЕЛИЯ

10

10


3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

70


70

4

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

2


2

II ЧЕТВЕРТЬ (76 ч.)

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

2


2

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ МЕБЕЛИ

8

4

4

3

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

4

4


4

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

10


10

5

ПЛОТНИЧНЫЕ РАБОТЫ

10

6

4

6

КРУГЛЫЕ ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ, ПИЛОМАТЕРИАЛЫ, ЗАГОТОВКА

8

6

2

7

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ИНВЕНТАРЯ ДЛЯ ПЛОТНИЧНЫХ РАБОТ

6

2

4

8

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

26


26

9

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

2


2

III ЧЕТВЕРТЬ (96 ч.)

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

2


2

ИЗГОТОВЛЕНИЕ НЕСЛОЖНОЙ МЕБЕЛИ С ОБЛИЦОВКОЙ ПОВЕРХНОСТИ

24

8

16

3

МЕБЕЛЬНАЯ ФУРНИТУРА И КРЕПЁЖНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

4

4


4

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

20


20

5

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОКОННОГО БЛОКА

4

4


6

СТОЛЯРНЫЕ И ПЛОТНИЧНЫЕ РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ

8

8


7

ИЗОЛЯЦИОННЫЕ И СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

8

8


8

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

26


26

IV ЧЕТВЕРТЬ (76 ч.)

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ


2

2


2

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕКЦИОННОЙ МЕБЕЛИ

8

4

4

3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

20


20

4

ПЛОТНИЧНЫЕ РАБОТЫ

10

6

4

5

КРОВЕЛЬНЫЕ И ОБЛИЦОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

6

6


6

НАСТИЛКА ЛЕНОЛИУМА

6

6


7

ФАНЕРА И ДРЕВЕСНЫЕ ПЛИТЫ

6

4

2

8

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

18


18


ИТОГО:


332


98


234


Календарно-тематическое планирование

№ п\п


Наименование разделов и тем

Часы

учебного

времени

Дата


Корректировка

план

факт



I ЧЕТВЕРТЬ (84ч.)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ


2


1

Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть.

2

03.09.13.

03.09.13.



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОТДЕЛКА СТОЛЯРНОГО ИЗДЕЛИЯ

10


1

Эстетические требования к изделию.

1

04.09.13.



2

Цвет, текстура разных пород древесины.

1

04.09.13.



3

Окрашивание фанеры.

1

06.09.13.



4

Перевод рисунка на фанеру.

1

06.09.13.



5

Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус, резак.

1

07.09.13.




6

Правила пожарной безопасности в столярной мастерской.

1

07.09.13.



7

Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила поведения при пожаре.

2

09.09.13.

09.09.13.



8

Правила пользования электронагревательными приборами.

1

10.09.13.




9

Использование первичных средств для пожаротушения.

1

10.09.13.




ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

70


1

Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание штапиков.

2

11.09.13.

11.09.13.



2

Изготовление шкатулки.

10

13.09(2)

14.09(2)

16.09(2)

17.09(2)

18.09(2)



3

Отделка готового изделия (шкатулки).

14

20.09(2)

21.09(2)

23.09(2)

24.09(2)

25.09(2)

27.09(2)

28.09(2)



4

Изготовление журнального столика.

16

30.09(2)

01.10(2)

02.10(2)

04.10(2)

05.10(2)

07.10(2)

08.10(2)

09.10(2)



5

Отделка готового изделия.

4

11.10(2)

12.10(2)



6

Художественная отделка готового изделия.

8

14.10(2)

15.10(2)

16.10(2)

18.10(2)



7

Изготовление изделий для нужд школы.

16

19.10(2)

21.10(2)

22.10(2)

23.10(2)

25.10(2)

26.10(2)

28.10(2)

29.10(2)



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


2


1

Выполнение элементов художественной отделки (по выбору учителя).

2

30.10.13.

30.10.13.




II ЧЕТВЕРТЬ (76 ч.)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ


2


1

Правила безопасности при работе в столярной мастерской.

2

08.11.13.

08.11.13.



ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ МЕБЕЛИ


8


1

Виды мебели по назначению, по способу соединения частей.

2

09.11.13.

09.11.13.



2

Элементы деталей столярных изделий: брусок, обкладка, штапик, фаска, закругление, галтель, калевка, фальц, свес, гребень, паз.

2

11.11.13.

11.11.13.



3

Пр. раб. Изготовление игрушечной мебели в масштабе.

4

12.11(2)

13.11(2)



ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

4


1

Порядок приёма и увольнения с работы. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу. Отстранение от работы.

2

15.11.13.

15.11.13.



2

Виды оплаты труда. Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего дня.

2

16.11.13.

16.11.13.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ


10


1

Изготовление изделий для нужд школы.

10

18.11(2)

19.11(2)

20.11(2)

22.11(2)

23.11(2)



ПЛОТНИЧНЫЕ РАБОТЫ


10


1

Содержание плотничных работ в строительстве.

2

25.11.13.

25.11.13.



2

Организация рабочего места.

1

26.11.13.




3

Подготовка инструментов, приспособлений.

1

26.11.13.




4

Правила техники безопасности при тёске древесины.

1

27.11.13.



5

Операции тёски древесины.

1

27.11.13.




6

Пр. раб. Тёска древесины: обтёска по линии шнура, оттеска кромок досок.

2

29.11.13.

29.11.13.



7

Пр. раб. Оттеска кромок доски. Соединение брёвен и брусков с помощью врубки. Сплачивание досок.

2

30.11.13.

30.11.13.



КРУГЛЫЕ ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ, ПИЛОМАТЕРИАЛЫ, ЗАГОТОВКА

8



1

Хвойные и лиственные лесоматериалы: обмер и хранение.

2

02.12.13.

02.12.13.



2

Виды пиломатериалов. Виды доски в зависимости от способа распиловки брёвен.

2

03.12.13.

03.12.13.



3

Материалы для настилки полов (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус).

1

04.12.13.




4

Паркет штучный, паркет шпунтовой.

1

04.12.13.




5

Пр. раб. Определение названий пиломатериалов, заготовок и изделий по образцам.

2

06.12.13.

06.12.13.



ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ИНВЕНТАРЯ ДЛЯ ПЛОТНИЧНЫХ РАБОТ

6


1

Характеристика изготавливаемых изделий, назначение, технические требования к качеству выполнения.

2

07.12.13.

07.12.13.



2

Пр. раб. Подбор и раскрой материалов. Отделка.

2

09.12.13.

09.12.13.



3

Пр. раб. Изготовление ручки для штукатурного инструмента.

2

10.12.13.

10.12.13.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ


26


1

Изготовление тёрки.

4

11.12(2)

13.12(2)



2

Изготовление гладилки.

4

14.12(2)

16.12(2)



3

Практическое повторение пройденного материала во II четверти.

6

17.12(2)

18.12(2)

20.12(2)



4

Изготовление изделий для нужд школы.

12

21.12(2)

23.12(2)

24.12(2)

25.12(2)

27.12(2)

28.12(2)



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


2


1

Выполнение столярных работ по выбору учителя.

2

30.12.13.

30.12.13.







III ЧЕТВЕРТЬ (96 ч.)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ


2


1

Правила безопасности при работе в мастерской.

2

13.01.14.

13.01.14.



ИЗГОТОВЛЕНИЕ НЕСЛОЖНОЙ МЕБЕЛИ С ОБЛИЦОВКОЙ ПОВЕРХНОСТИ

24


1

Назначение облицовки столярного изделия.

2

14.01.14.

14.01.14.



2

Шпон: виды (строганный, лущёный).

2

15.01.14. 15.01.14.



3

Технология облицовки поверхности шпоном.

2

17.01.14.

17.01.14.



4

Виды наборов шпона. Применяемые клеи.

2

18.01.14.

18.01.14.



5

Пр. раб. Изготовление мебели для мастерской и школы.

6

20.01(2) 21.01(2)

22.01(2)



6

Пр. раб. Изготовление несложной мебели.

10

24.01(2)

25.01(2)

27.01(2)

28.01(2)

29.01(2)



МЕБЕЛЬНАЯ ФУРНИТУРА И КРЕПЁЖНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

4



1

Виды фурнитуры для разных видов мебели.

2

31.01.14.

31.01.14.



2

Крепёж различных видов фурнитуры.

2

01.02.14.

01.02.14.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ


20


1

Изготовление изделий для нужд школы.

20

03.02(2)

04.02(2)

05.02(2)

07.02(2) 07.02(2) 10.02(2) 11.02(2) 12.02(2)

14.02(2)

15.02(2)




ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОКОННОГО БЛОКА



4


1

Оконный блок: его элементы, технические требования к деталям.

2

17.02.14. 17.02.14.



2

Материалы для изготовления оконных блоков.

2

18.02.14.

18.02.14.



СТОЛЯРНЫЕ И ПЛОТНИЧНЫЕ РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ

8


1

Виды дефектов столярно-строительного изделия.

2

19.02.14.

19.02.14.



2

Приёмы выявлений и устранения дефектов.

2

21.02.14. 21.02.14.



3

Правила ТБ при выявлении и устранении дефектов.

2

22.02.14.

22.02.14.



4

Ремонт столярных изделий: оконной рамы, двери, столярной перегородки.

2

24.02.14. 24.02.14.



ИЗОЛЯЦИОННЫЕ И СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

8


1

Виды теплоизоляционных материалов: вата минеральная, плиты из неё, пакля, войлок.

2

25.02.14.

25.02.14.



2

Плиты из пенопласта, древесные плиты.

2

26.02.14.

26.02.14.



3

Виды и применение гидроизоляционной плёнки.

2

28.02.14.

28.02.14.



4

Смазочные материалы.

2

01.02.14.

01.02.14.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ


26



1

Ремонт столярных изделий.

10

03.03(2)

04.03(2)

05.03(2) 07.03(2)

11.03(2)



2

Ремонт школьной мебели.

16

12.03(2)

14.03(2) 15.03(2)

17.03(2)

18.03(2)

19.03(2) 21.03(2)

22.03(2)




IV ЧЕТВЕРТЬ (76 ч.)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2


1

Правила безопасности при работе в мастерской.

2

01.04.14. 01.04.14.



ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕКЦИОННОЙ МЕБЕЛИ

8


1

Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали.

2

02.04.14. 02.04.14.



2

Установка и соединение стенок секции.

1

04.04.14.



3

Виды дверей.

1

04.04.14.



4

Пр. раб. Изготовление секций.

4

05.04(2) 07.04(2)



ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ


20


1

Пр. раб. Выполнение заказов школы.

10

08.04(2)

09.04(2)

11.04(2) 12.04(2)

14.04(2)



2

Пр. раб. Изготовление секционной мебели.

2

15.04.14.

15.04.14.



3

Повторение пройденного материала в IV четверти.

8

16.04(2)

18.04(2)

19.04(2)

21.04(2)



ПЛОТНИЧНЫЕ РАБОТЫ


10


1

Устройство перегородки.

1

22.04.14.



2

Способы установки и крепления.

1

22.04.14.



3

Устройство дощатого пола.

1

23.04.14.



4

Устройство и технология настила дощатого пола.

1

23.04.14.



5

Настилка полов.

1

25.04.14.



6

Правила ТБ при выполнение плотничных работ.

1

25.04.14.



7

Пр. раб. Монтаж перегородки.

4

26.04(2)

28.04(2)



КРОВЕЛЬНЫЕ И ОБЛИЦОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

6


1

Назначение кровельного и облицовочного материала.

1


29.04.14.



2

Рубероид, толь, пергамент кровельный, стеклорубероид, битумная мастика: свойства, применение.

1

29.04.14.



3

Виды асбоцементного листа (плоский, волнистый), его свойства.

1

30.04.14.



4

Виды асбоцементного листа (плоский, волнистый), его свойства.

1

30.04.14.




5

Картон облицовочный, лист гипсокартонный.

2

02.05.14. 02.05.14.



НАСТИЛКА ЛЕНОЛИУМА


6


1

Применение ленолиума при строительстве зданий.

1

03.05.14.



2

Виды для покрытия полов, характерные особенности видов.

1

03.05.14.



3

Виды оснований и ленолиума. Мастика.

1

05.05.14.



4

Инструменты для резки ленолиума.

1

05.05.14.



5

Виды дефектов при настилке.

1

06.05.14.




6

Виды дефектов при настилке.

1

06.05.14.




ФАНЕРА И ДРЕВЕСНЫЕ ПЛИТЫ

6


1

Изготовление фанеры, её виды и применение.

2

07.05.14. 07.05.14.



2

Свойства фанеры, ДВП и ДСП их виды, изготовление, применение, размеры.

1

10.05.14.




3

Дефекты и особенности обработки ДВП и ДСП.

1

10.05.14.




4

Пр. раб. Пиление фанеры и древесных плит: ДВП и ДСП.

2

12.05.14.

12.05.14.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

18


1

Повторение пройденного материала за весь уч. год.

10

13.05(2)

14.05(2)

16.05(2)

17.05(2)

19.05(2)



2

Подготовка к экзамену.

8

20.05(2)

21.02(2)

23.05(2) 24.05(2)




ИТОГО:


332 ч.


















Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:
материалы, применяемые в столярном производстве;
основные породы, свойства и пороки древесины;
сущность и назначение основных столярных операций;
способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные); их применение;
способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;.
устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности, трудовым законодательством;
правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
специальную терминологию и пользоваться ею.

Учащиеся должны уметь:
выполнять столярные работы ручными инструментами;
размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности и охраны природы.

Формы и средства контроля

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

  • Прилежание ученика во время работы.

  • Степень умственной отсталости.

  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

  • Уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Контроль.

Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.



Учебно-методические средства обучения

№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

Программы СКОУ VIII вида

В. В. Воронкова

М.: «Просвещение», 2010.

    Развёрнутое тематическое планирование

    О. В. Павлова

    «Трудовое обучение

    5-9 классы. Слесарное, столярное дело»

    Волгоград: «Учитель»,

    2012.

      Пособие для учителей

      В. И. Романина

      «Дидактический материал по трудовому обучению»

      М.: «Просвещение»,

      1991.

        Пособие для учителей

        В. О. Шкоповский

        «Для тех кто любит мастерить»

        М.: «Просвещение»,

        1990.

          Пособие для учителей

          А. Н. Красавцева

          «Роспись по дереву»

          М.: Издательский Дом МСП, 2007.



          © 2010-2022