Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 11»

Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

общетехнических дисциплин

Протокол №1 от 10.09.2015г.

Руководитель ШМО

___________Т.Е.Завацкая

Согласовано

Зам.директора по УВР ________Л.В.Бодичева

« 11 » сентября 2015г.








Рабочая программа

по учебному предмету «Технология»

для обучающихся 5 класса




Программа составлена

учителем технологии

высшей квалификационной категории

Завацкой Татьяной Евгеньевной












2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Технология» для 5 класса

(направление «Технологии ведения дома»)

Учитель - Завацкая Татьяна Евгеньевна

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №11.

Приказ от 01.08.2015г. № 257

Программа составлена на основе нормативных документов:

  • ФГОС ООО (пр. МО РФ №1897 от 17.12.2010 г.)

  • Примерная программа по учебному предмету «Технология» для основного общего образования

  • Авторская программа А.Т.Тищенко, Н.В.Синица; Технология 5-8 класс, М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2012 год.

  • Учебный план МАОУ СОШ №11 г.Балаково на 2015-16 учебный год;

  • СанПиН №2.4.2.2821-10

Учебник - Н.В.Синица, В.Д. Симоненко «Технология. Технологии ведения дома» 5 класс, «Вентана-Граф», Москва, 2012

Дополнительные учебные средства (печатные и электронные):

Для учителя - Н.В.Синица «Технология. Технологии ведения дома» методическое пособие

Уроков с использованием ИКТ -9

Корректировка Программой предусмотрено на изучение предмета «Технология» в 5 классе 68 часов. По учебному плану школы - 68ч. Фактически будет проведено:

5а - I четверти -17, во II - 15, в III - 20 , в IV - 12

Всего - 64

5б - I четверти - 17, во II - 15, в III - 21 , в IV - 11

Всего - 64

5в- I четверти - 18, во II - 14, в III - 22 , в IV - 12

Всего - 66,

в связи с праздничными днями 22.02, 23.02,07.03, 08.03, 09.05, 10.05 -, выпавшими на рабочие дни и проведением промежуточной аттестации с 18.05 по 30 мая, произведена корректировка программы за счёт уплотнения материала и самостоятельной работы учащихся в виде домашнего задания.

Система педагогического контроля

№ п/п

Виды контроля

Количество часов

I

II

III

IV

Всего в год

1.

Тематический

контроль

2

2

2

2

8

2.

Периодический контроль


1


1

2

3.

Итоговый

контроль




1

1

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Данная программа является комбинированной, в ней сочетаются два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение программы, в которой иначе сочетаются разделы и темы, с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.

Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • основы черчения, графики и дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;

  • технологическая культура производства;

  • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

  • распространённые технологии современного производства.

В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:

  • с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;

  • функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;

  • элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;

  • экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;

  • производительностью труда, реализацией продукции;

  • устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);

  • предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

  • методами обеспечения безопасности труда, технологической дисциплиной, культурой труда, этикой общения на производстве;

  • информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

овладеют:

  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;

  • умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;

  • навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;

  • навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;

  • навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

  • умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;

  • умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.

Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической пауки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:

  • распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

В возможность освоения содержания на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

  • выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

  • возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

  • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ обучающиеся должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы.

Программой предусмотрено построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления (его потребительной стоимости). Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечивал бы охват максимума рекомендуемых в программе технологических операций. При этом надо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.

Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовать для обучающихся летнюю технологическую практику за счёт времени из компонента образовательного учреждения. В период практики обучающиеся под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций и др.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

Место предмета «Технология» в базисном учебном плане

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называний техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Базисный учебный план образовательного учреждения на Этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и б классах - по 68 ч, из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах по 34 ч, из расчёта 1 ч в неделю.

С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

  • совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»


Требования

Содержание требований

Личностные


  1. развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

  2. 2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

3. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира

4. готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

5.овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

6. проявление познавательных интересов и творческой активности.

Метапредметные

1.самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

2.определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

3.соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

4.оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;

5.самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ и по созданию изделий и продуктов.

Предметные в сфере:

а/ познавательной

1.практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

2.формирование ценностного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда.

б/мотивационной

1.оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

2.согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности.

в/трудовой деятельности

1.планирование технологического процесса и процесса труда;

2.овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

3.соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

4. контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям.

г/физиолого-психологической деятельности

1.развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций;

2.сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

д/эстетической

1.овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

2.умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ.

е/коммуникативной

1.установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта;

2.публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;

3.удовлетворительно владеть нормами и техникой общения.

Содержание учебного предмета «Технология»


Раздел 1 «Технологии творческой и опытнической деятельности» -21ч.

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектному изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический (основной) этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

Практические работы.

Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства»,

Творческий проект по разделу «Кулинария»

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»

Творческий проект но разделу «Художественные ремесла»

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни столовой», «Лоскутная мозаика» и др.

Раздел 2 «Технологии домашнего хозяйства» - 2ч.

Тема 1. Интерьер кухни, столовой

Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические. Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Варианты планировки кухни: линейная, параллельная, угловая, П-образная. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Проектирование кухни на компьютере.

Лабораторно-практические и практические работы.

Разработка плана размещения оборудования на кухне. Проектирование кухни на компьютере.

Раздел 3 «Электротехника» - 1ч.

Тема 1. Бытовые электроприборы

Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи

Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Чтение принципа действия и правил эксплуатации бытового холодильника и микроволновой печи.

Раздел 4 «Кулинария» -14ч.

Тема 1. Санитария и гигиена на кухне

Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготавливающим пищу к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

Безопасные приемы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, кухонным инвентарем. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Лабораторно-практические и практические работы

Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Тема 2. Физиология питания

Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.

Лабораторно-практические и практические работы

Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды

Тема 3. Бутерброды и горячие напитки

Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройство для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Лабораторно-практические и практические работы

Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества. Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.

Тема 4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каш. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Лабораторные и практические работы.

Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 5. Блюда из овощей и фруктов

Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, ее влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.

Значение и вилы тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов. Определение содержания нитратов в овощах. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 6. Блюда из яиц

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, «в мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 6. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами..

Лабораторно-практические и практические работы.

Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

Раздел 5 «Создание изделий из текстильных материалов»-22ч

Тема 1. Свойства текстильных материалов

Теоретические сведения Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы,

Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Сравнительный анализ прочности окраски ткани. Изучение свойств ткани из хлопка и льна.

Тема 2. Конструирование швейных изделий

Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.

Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема 3. Швейная машина

Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машин ной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Лабораторно-практические и практические работы.

Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленном нитками.

Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.

Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.

Упражнение в выполнении закрепок.

Тема 4. Технология изготовления швейных изделий

Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.

Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и мечом, прямыми стежками.

Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Требования к выполнению машинных работ. Основные oneрации при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания - машинное обмётывание зигзагообразной строчной и оверлоком; постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами).

Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Привила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы с утюгом.

Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука.

Профессии закройщик, портной.

Лабораторно-практические и практические работы.

Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.

Изготовление образцов ручных и машинных работ.

Проведение влажно-тепловых работ.

Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

Раздел 6 «Художественные ремесла» - 8ч.

Тема 1.Декоративно-прикладное искусство. Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.

Приемы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Лабораторно-практические и практические работы. Экскурсия в краеведческий музей. Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия. Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приемы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приемы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.

Лабораторно-практические и практические работы. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация. Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.

Тема 3. Лоскутное шитье.

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба», и др.

Материалы для лоскутного шитья., подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитье по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стежка (выстегивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление образов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Тематическое планирование

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22ч)

Тема

«Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения» (4 ч )

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину. Изучать свойства тканей из хлопка и льна. Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач. Оформлять результаты исследований

Тема

«Конструирование швейных изделий» (4ч )

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Копировать готовую выкройку. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий

Тема

«Швейная машина» (4 ч )

Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Находить и представлять информацию об истории швейной машины. Овладевать безопасными приёмами труда

Тема

«Технология изготовления швейных изделий» (10 ч )

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание. Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевать безопасными приёмами труда. Знакомиться с профессиями закройщик и портной

Раздел «Художественные ремесла» (8ч)

Тема

«Декоративно-прикладное искусство»

(2 ч )

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Посещать краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину

Тема

«Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

(2 ч )

Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора

Тема

«Лоскутное шитьё» (4ч )

Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (21 ч)

Тема

«Исследовательская и созидательная деятельность»

(21 ч )

Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома». Выполнять проект по разделу «Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч)

Тема

«Интерьер кухни, столовой»

(2 ч )

Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК

Раздел «Кулинария» (14 ч)

Тема

«Санитария и гигиена
на кухне» (1 ч )

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов.

Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.

Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.

Оказывать первую помощь при порезах и ожогах

Тема

«Физиология питания» (1 ч )

Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды

Тема

«Бутерброды и

горячие напитки»(2 ч)

Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь

Тема

«Блюда из круп, бобовых

и макаронных изделий» (2 ч)

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Знакомиться с устройством кастрюли-кашеварки. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определять консистенцию блюда. Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Находить и представлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Знакомиться с профессией повар

Тема

«Блюда из овощей и фруктов»

(4 ч )

Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте. Готовить салат из сырых овощей или фруктов. Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Готовить гарниры и блюда из варёных овощей. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады

Тема

«Блюда из яиц»

(2 ч )

Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам

Тема

«Приготовление завтрака.

Сервировка стола
к завтраку»

(2 ч )

Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки. Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом»

Раздел «Электротехника» (1 ч)

Тема
«Бытовые электроприборы»(1 ч)

Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника










Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Использование ИКТ

Корректировка программы

1

03.09

03.09

02.09

Инструктаж по технике безопасности в кабинете технологии. Правила поведения в кабинете. Санитарно-гигиенические требования.

1


2

08.09

07.09

02.09

Вводный урок. Творческая проектная деятельность.

1


3

10.09

10.09

09.09

Технологии домашнего хозяйства

Интерьер и планировка кухни-столовой

2

1


4

15.09

14.09

09.09

Практическая работа «Планировка кухни»

1


5

17.09

17.09

16.09

Электротехника

Бытовые электроприборы

1

1


6

22.09

21.09

16.09

Творческий проект «Оформление интерьера». Обоснование темы проекта

1


7

24.09

24.09.

23.09

Цели и задачи проекта

1


8

29.09

28.09

23.07

Выполнение практической части проекта. Самоанализ.

1


9

01.10

01.10

30.09

Кулинария

Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания.

14

1


10

06.10

05.10

30.09

Лабораторная работа «Определение качества питьевой воды»

1


11

08.10

08.10

07.10

Бутерброды и горячие напитки

1


12

13.10

12.10

07.10

Практическая работа «Приготовление бутербродов и горячих напитков»

1


13

15.10

15.10

14.10

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

1


14

20.10

19.10

14.10

Практическая работа «Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий»

1


15

22.10

22.10

21.10

Блюда из сырых овощей и фруктов

1


16

27.10

26.10

21.10

Практическая работа «Приготовление салата из сырых овощей»

1


17

29.10

29.10

28.10

Тепловая кулинарная обработка овощей

1


18

10.11

09.11

28.10

Практическая работа «Приготовление блюда из вареных овощей»

1


19

12.11

12.11

11.41

Блюда из яиц

1


20

17.11

16.11

11.11

Практическая работа «Приготовление блюда из яиц»

1


21

19.11

19.11

18.11

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

1


22

24.11

23.11

18.11

Практическая работа «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку»

1


23

26.11

26.11

25.11

Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи».

1


24

01.12

30.11

25.11

Самоанализ выполненного проекта

1


25


03.12

03.12

02.12

Создание изделий из текстильных материалов

Производство текстильных материалов

22



1


26

08.12

07.12

02.12

Лабораторные работы «Определение направления долевой нити», «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»

1


27

10.12

10.12

09.12

Свойства текстильных материалов

1


28

15.12

14.12

09.12

Лабораторная работа «Изучение свойств тканей из хлопка и льна»

1


29

17.12

17.12

16.12

Конструирование швейных изделий Снятие мерок и изготовление выкроек

1




30

22.12

21.12

16.12

Практическая работа «Снятие мерок»

1


31

24.12

24.12

23.12

Практическая работа «Изготовление выкроек в М1:4»

1


32

29.12

28.12

23.12

Практическая работа «Изготовление выкроек в натуральную величину»

1


33

12.01

11.01

13.01

Раскрой швейного изделия

1


34

14.01

14.01

13.01

Практическая работа «Раскрой швейного изделия»

1


35

19.01

18.01

20.01

Швейные ручные работы

1


36

21.01

21.01

20.01

Практическая работа «Прямые стежки»

1


37

26.01

25.01

27.01

Практическая работа «Косые стежки»

1


38

28.01

28.01

27.01

Практическая работа «Петельные стежки»

1


39

02.02

01.02

03.02

Швейная машина.

Подготовка швейной машины к работе

1


40

04.02

04.02

03.02

Лабораторная работа «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины»

1


41

09.02

08.02

10.02

Приемы работы на швейной машине.

1


42

11.02

11.02

10.02

Швейные машинные работы. Влажно-тепловая обработка ткани

1


43

16.02

15.02

17.02

Практические работы «Изготовление образцов машинных работ», «Проведение влажно-тепловых работ»

1


44

18.02

18.02

17.02

Технология изготовления швейных изделий

1


45

23.02

25.02

20.02

24.02

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Столовое белье. Фартук для работы на кухне.

1


46

01.03

25.02

24.02

Выбор и обоснование темы проекта. Подбор материалов.

1


47

03.03

29.02

02.03

Технологическая последовательность изготовления изделия.

1


48

08.03

10.03

03.03

02.03

Раскрой изделия.

1


49

15.03

10.03

09.03

Изготовление изделия.

1


50

17.03

14.03

09.03

Отделка изделия

1


51

22.03

17.03

16.03

Влажно-тепловая обработка изделия

1


52

24.03

21.03

16.03

Защита проекта. Самоанализ

1


53

05.04

24.03

23.03

Художественные ремесла.

Декоративно-прикладное искусство.

Лоскутное шитье

8

1


54

07.04

04.04

23.03

Основы композиции и законы цвета

1


55

12.04

07.04

06.04

Составление орнамента. Подбор ткани

1


56

14.04

11.04

06.04

Раскрой изделия

1


57

19.04

14.04

13.04

Способы соединения деталей

1


58

21.04

18.04

13.04

Практическая работа «изготовление образцов лоскутных узоров»

1


59

26.04

21.04

20.04

Творческий проект по разделу «Художественные ремесла».

1


60

28.04

25.04

20.04

Выбор и обоснование темы проекта. Выбор идеи, материалов.

1


61

29.04

28.04

27.04

Расчет материальных затрат.

1


62

05.05

05.05

27.04

Технология изготовления изделия Изготовление изделия

1


63

12.05

12.05

04.05

Самоанализ.

1


64

17.05

16.05

04.05

Защита проекта

1


65

11.05

Разработка электронной презентации в программе Microsoft Office Power Point

5А,Б- д/з.

5В- 1ч.



66

11.05

Создание и оформление портфолио.

5А,Б- д/з.

5В- 1ч.



ИТОГО

5А-64ч.

5Б- 64ч.

5В- 66ч.






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Книгопечатная продукция

  • Примерная программа по учебному предмету «Технология» для основного общего образования

  • Авторская программа А.Т.Тищенко, Н.В.Синица; Технология 5-8 класс, М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2012 год.

  • Рабочая программа

  • Методическая пособие для учителя (рекомендации к проведению уроков)

  • Учебник по технологии для учащихся 5-х классов

  • Дидактический материал по всем разделам технологической подготовки обучающихся

  • Методическая литература

Печатные пособия

Таблицы по безопасности труда по всем разделам

Раздаточный дидактический материал по темам разделов технологической подготовки

ИКТ средства

Электронный учебник, презентации по темам всех разделов технологической подготовки

Технические средства обучения

Компьютер, экран, проектор, принтер

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Аптечка

Мойки, комплект кухонного оборудования, набор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов, Комплект разделочных досок, набор столовой посуды

Манекен, машины швейные бытовые, оверлок, комплект оборудования и приспособлений для ВТО, комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ

Комплект для вязания крючком, комплект для вязания спицами, комплект инструментов и приспособлений для вышивки

Материалы

Коллекции изучаемых материалов, расходный материал

Специализированная учебная мебель

Доска с магнитной поверхностью, компьютерный стол, Шкаф для хранения инструментов, деталей, специализированное место учителя

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология»

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате обучения школьники овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

  • умениями ориентироваться в мире профессий;

  • навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии обучающиеся, независимо от изучаемого раздела, получат возможность ознакомиться:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • технологическими свойствами и назначением материалов;

  • назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;

  • видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;

  • выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • конструировать, изготавливать изделия;

  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

  • соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;

  • осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготавливаемого изделия или продукта;

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получению продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды;

  • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;

  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;

  • выполнения безопасных приёмов труда и правит электробезопасности, санитарии, гигиены;

  • оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги.







© 2010-2022