- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа для СКК 5 класс (индивидуальщик)
Рабочая программа для СКК 5 класс (индивидуальщик)
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Андреева М.А. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Продолжение табл.
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Усть - Качкинская средняя школа»
«Согласовано»:
Зам. директора по УВР
__________ Бажиной Е.П.
«___»__________ 2015 г.
«Утверждаю»:
Директор МОУ Усть-Качкинская СОШ
___________ Байдина Т.Г.
«___»__________ 2015 г.
Рабочая программа
по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)
в специальных (коррекционных) классах VIII вида
5 класс
(для индивидуальщика)
по 1 часа в неделю (35 ч), при 35 рабочих неделях
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
учитель технологии
МОУ Усть - Качкинская СОШ
Пермского района
с. Усть - Качка
Андреева М.А.
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 5 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией А. М. Щербаковой: М., «Издательство НЦ ЭНАС» 2001.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.;
-«Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденный 10. 04. 2002 г., № 29/2065-п.;
- «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в ред. Постановлений Правительства РФ от 10. 03. 2000 г. № 212 и от 23.12.2002 г. № 919;
- Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000 г.;
- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
- Учебный план МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида» на 2010-2011 учебный год, № от 30.05.2010г.;
Основной целью курса является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
-
формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
-
развитие мышления, способности к пространственному анализу;
-
формирование эстетических представлений и вкуса;
-
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Коррекционная работа включает следующие направления. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие памяти;
-
коррекция - развитие внимания;
-
развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:
-
развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
-
формирование адекватности чувств;
-
формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории, и рассчитана на 204 часа учебного времени (6 ч. в неделю).
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Содержание.
Содержание разделов курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело):
«Вводное занятие» - знакомство с планом работы, с изделиями, запланированными к выполнению; соблюдение инструкций по правилам безопасной работы.
«Школьная швейная мастерская» - санитарно-гигиенические требования, организация рабочего места, подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.
«Волокна и ткани» - натуральное и искусственное волокно, получение ткани, лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани ;
«Ручные работы» - раскрой из ткани деталей изделия, обработка срезов ткани, сведения о ручных швах и строчках;
«Ремонт одежды» - способы выполнения мелкого ремонта (ручной способ пришивания пуговиц и выполнения декоративных заплат);
«Швейная машина» - марки, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток, правила безопасной работы, организация рабочего места;
«Машинные работы» - выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку;
«Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани» - салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см;
«Двойной шов» - соединительные швы: конструкция и применение;
«Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва» - наволочка на подушку с клапаном не менее чем на 25 см;
«Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов» - определение длины и ширины прямоугольной сумки и ее ручек, построение чертежа в натуральную величину, пошив из хлопчатобумажной ткани.
«Практическое повторение» - изготовление изделий по выбору.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты освоения обучающимися 5 класса выделенных образовательных областей исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, а именно:
- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;
- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;
- овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).
Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)
Должны знать/понимать:
- основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из различных материалов;
- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
1. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.
2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2007 г.
Дополнительная литература:
1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 5 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006
2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.
4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998
5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998.
6. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.
Тематическое планирование для ученика 5 класса
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовки
Вид контроля.
1 четверть (9 часа)
Вводное занятие (1 ч.)
Цели и задачи обучения.
Вводный
Беседа о профессии швеи. Демонстрация работ учащихся старших классов. Цели и задачи обучения. План работы на год. Знакомство с изделиями, запланированными к выполнению.
Иметь представление о профессии швеи, целях и задачах на предстоящий учебный год.
Беседа.
Швейная машина (2 ч.)
Правила безопасности при работе на швейной машине
Подготовка швейной машины к работе
Объяснение нового материала
Правильная посадка во время работы на машине. Организация рабочего места. Инструктаж по охране труда при работе на швейной машине
Знать: правила охраны труда при работе на швейной машине Уметь: организовывать рабочее место, выполнять правильную по-
садку
Опрос
Комбинированный
Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины.
Знать: назначение рабочего и свободного хода швейной машины
Опрос
Приемы работы на швейной машинею
Выполнение машинных строчек на образце
Практическая работа
Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте
Уметь: выполнять машинную строчку
Контроль за действиями
Практическая работа
Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям
Уметь: выполнять машинную строчку
Контроль за действиями
Работа с тканью (6 ч.)
Сведения о волокнах.
Ткань
Ручной стачной шов.
Ручной шов вподгибку с закрытым срезом
Комбинированный.
Натуральные и химические волокна, их свойства.
Практическая работа: Изготовление альбома с образцами натуральных и химических тканей.
Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства ткани. Долевые и поперечные нити ткани нити основы и нити утка). Кромка и ширина ткани.
Практическая работа: Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.
Иметь общее представление о натуральном и химическом волокне
Знать и уметь определять лицевую и изнаночную стороны ткани; долевую и поперечную нити в ткани.
Опрос
Комбинированный
Ручной стачной шов, применение и выполнение.
Практическая работа: Отработка технологии выполнения шва, оформление образца в альбом.
Ориентировка в задании по образцу.
Знать технологию выполнения и применение.
Беседа,
устный опрос
Носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
Влажно-тепловая обработка изделия.
Практическая работа
Выполнение ручного шва вподгибку с закрытым срезом на носовом платке. Обработка углов косыми стежками.
Знать технологию выполнения и применение.
Анализ качества выполненной работы в сравнении с образцом.
Практическая работа
Утюжка изделия. Терминология утюжильных работ. Правила безопасной работы с утюгом.
Уметь отутюжить готовое изделие
Контроль за действиями.
Выполнение машинных строчек на образце
Практическая работа
Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям
Уметь: выполнять машинную строчку
Пришивание пуговиц.
Закрепление и развитие знаний, навыков.
Практическая работа: Пришивание пуговиц на стойке.
Иметь представление о способах выполнения.
Контроль за действиями.
Повторение и закрепление пройденного
Самостоятельная работа
Способы пришивания пуговиц разного вида
Уметь пришивать пуговицы разных видов.
Контроль качества
2 четверть (7 часов)
10.
Правила техники безопасности. План на четверть.
Повторение пройденного материала за первую четверть.
11
Изготовление вешалки.
Обработка детали вешалки косыми стежками.
Изучение нового материала
Закрепление и развитие знаний, умений, навыков.
Назначение вешалки. Подбор ткани для вешалки. Вырезание лоскута 10 / 14 см для вешалки.
Практическая работа: Раскрой детали вешалки.
Уметь определять середину кроя и производить обработку края детали вешалки.
Практическая работа: Обработка детали вешалки косыми стежками.
Знать и уметь подготовить изделие к ремонту.
Сравнение размеров вешалки в соответствии с заданными.
Контроль качества.
Контроль за действиями.
12-16
Декоративная заплата-аппликация.
Определение размеров заплаты.
Изучение нового материала
Формы, способы выполнения, требования к выполнению. Материалы для заплаты-аппликации.
Практическая работа: Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы.
Иметь представление о способах выполнения.
Фронтальный опрос
3 четверть (10 часов)
Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани (10 ч.).
17-18
Салфетка
Закрепление и развитие знаний, умений, навыков
Снятие мерок.
Контроль за действиями
19-20
Построение чертежа салфетки
Комбинированный
Построение чертежа и подготовка выкройки салфетки к раскрою.
Контроль за действиями
21
Раскрой и пошив салфетки
Комбинированный
Подготовка ткани к раскрою, раскрой салфетки.
Подготовка кроя салфетки к обработке.
Контроль за действиями
22-24
Пошив салфетки.
Закрепление и развитие знаний, умений, навыков
Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка углов.
Знать и уметь выполнять обработку
Контроль выполнения.
25
Отделка салфетки.
Закрепление и развитие знаний, умений, навыков
Выполнение отделки салфетки вышивкой и утюжка готового изделия.
Знать и уметь выполнять обработку
Контроль выполнения.
26
Самостоятельная работа
Составление инструкционной карты по обработке салфетки.
4 четверть (9 часов)
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного шва (9 ч.)
27
Сумка хозяйственная.
Изучение нового материала
Составление плана работы по изготовлению сумки
Иметь представление о фасонах сумок.
Знать виды швов.
Фронтальный опрос
28-29
Построение чертежа и подготовка выкроек сумки.
Комбинированный
Построение чертежа и подготовка выкройки сумки хозяйственной к раскрою.
Иметь представление о построении чертежа, подготовке выкройки к раскрою.
Текущий: фронтальный устный опрос.
Контроль за действиями.
30
Раскрой и пошив сумки хозяйственной.
Изучение нового материала
Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани и раскрой деталей сумки.
Иметь представление о раскрое на ткани.
Текущий: фронтальный устный опрос.
Проверка качества работы.
31-32
Обработка деталей ручки сумки.
Закрепление и развитие знаний, умений, навыков
Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.
Знать и уметь выполнять обработку
Контроль за действиями
33-35
Обработка сумки.
Закрепление и развитие знаний, умений, навыков
Обработка срезов, застрачивание углов и утюжка готового изделия.
Знать и уметь выполнять обработку
Контроль за действиями