Рабочая программа для СКК 5 класс (индивидуальщик)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Продолжение табл.

Рабочая программа для СКК 5 класс (индивидуальщик)Рабочая программа для СКК 5 класс (индивидуальщик)Рабочая программа для СКК 5 класс (индивидуальщик)Муниципальное автономное образовательное учреждение «Усть - Качкинская средняя школа»




«Согласовано»:

Зам. директора по УВР

__________ Бажиной Е.П.

«___»__________ 2015 г.

«Утверждаю»:

Директор МОУ Усть-Качкинская СОШ

___________ Байдина Т.Г.

«___»__________ 2015 г.


Рабочая программа

по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)

в специальных (коррекционных) классах VIII вида

5 класс

(для индивидуальщика)

по 1 часа в неделю (35 ч), при 35 рабочих неделях

на 2015-2016 учебный год




Составитель:

учитель технологии

МОУ Усть - Качкинская СОШ

Пермского района

с. Усть - Качка

Андреева М.А.


2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 5 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией А. М. Щербаковой: М., «Издательство НЦ ЭНАС» 2001.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.;

-«Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденный 10. 04. 2002 г., № 29/2065-п.;

- «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в ред. Постановлений Правительства РФ от 10. 03. 2000 г. № 212 и от 23.12.2002 г. № 919;

- Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000 г.;

- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

- Учебный план МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида» на 2010-2011 учебный год, № от 30.05.2010г.;

Основной целью курса является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;

  • развитие мышления, способности к пространственному анализу;

  • формирование эстетических представлений и вкуса;

  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

Коррекционная работа включает следующие направления. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция - развитие памяти;

  • коррекция - развитие внимания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.

Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории, и рассчитана на 204 часа учебного времени (6 ч. в неделю).

Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Содержание.

Содержание разделов курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело):

«Вводное занятие» - знакомство с планом работы, с изделиями, запланированными к выполнению; соблюдение инструкций по правилам безопасной работы.

«Школьная швейная мастерская» - санитарно-гигиенические требования, организация рабочего места, подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

«Волокна и ткани» - натуральное и искусственное волокно, получение ткани, лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани ;

«Ручные работы» - раскрой из ткани деталей изделия, обработка срезов ткани, сведения о ручных швах и строчках;

«Ремонт одежды» - способы выполнения мелкого ремонта (ручной способ пришивания пуговиц и выполнения декоративных заплат);

«Швейная машина» - марки, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток, правила безопасной работы, организация рабочего места;

«Машинные работы» - выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку;

«Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани» - салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см;

«Двойной шов» - соединительные швы: конструкция и применение;

«Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва» - наволочка на подушку с клапаном не менее чем на 25 см;

«Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов» - определение длины и ширины прямоугольной сумки и ее ручек, построение чертежа в натуральную величину, пошив из хлопчатобумажной ткани.

«Практическое повторение» - изготовление изделий по выбору.


Ожидаемые результаты:


Ожидаемые результаты освоения обучающимися 5 класса выделенных образовательных областей исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, а именно:

- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;

- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;

- овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.

Должны владеть компетенциями:

- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);

- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);

- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).

Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)


Должны знать/понимать:

- основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;

- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.

Должны уметь:

- рационально организовывать рабочее место;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни:

- мелкого ремонта изделий из различных материалов;

- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

- обеспечения безопасности труда.

Учебно-методическое обеспечение


Основная литература:


1. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.

2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2007 г.

Дополнительная литература:

1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 5 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006

2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.

4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998

5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998.

6. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.


Тематическое планирование для ученика 5 класса

п/п


Тема урока



Тип урока


Элементы содержания


Требования к уровню

подготовки


Вид контроля.



1 четверть (9 часа)


Вводное занятие (1 ч.)

Цели и задачи обучения.

Вводный

Беседа о профессии швеи. Демонстрация работ учащихся старших классов. Цели и задачи обучения. План работы на год. Знакомство с изделиями, запланированными к выполнению.

Иметь представление о профессии швеи, целях и задачах на предстоящий учебный год.

Беседа.


Швейная машина (2 ч.)


    Правила безопасности при работе на швейной машине

    Подготовка швейной машины к работе

    Объяснение нового материала

    Правильная посадка во время работы на машине. Организация рабочего места. Инструктаж по охране труда при работе на швейной машине

    Знать: правила охраны труда при работе на швейной машине Уметь: организовывать рабочее место, выполнять правильную по-

    садку

    Опрос

    Комбинированный

    Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины.

    Знать: назначение рабочего и свободного хода швейной машины

    Опрос

      Приемы работы на швейной машинею

      Выполнение машинных строчек на образце

      Практическая работа

      Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте

      Уметь: выполнять машинную строчку

      Контроль за действиями

      Практическая работа

      Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям

      Уметь: выполнять машинную строчку

      Контроль за действиями


      Работа с тканью (6 ч.)


        Сведения о волокнах.

        Ткань


        Ручной стачной шов.

        Ручной шов вподгибку с закрытым срезом

        Комбинированный.

        Натуральные и химические волокна, их свойства.

        Практическая работа: Изготовление альбома с образцами натуральных и химических тканей.

        Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства ткани. Долевые и поперечные нити ткани нити основы и нити утка). Кромка и ширина ткани.

        Практическая работа: Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

        Иметь общее представление о натуральном и химическом волокне

        Знать и уметь определять лицевую и изнаночную стороны ткани; долевую и поперечную нити в ткани.

        Опрос

          Комбинированный

          Ручной стачной шов, применение и выполнение.

          Практическая работа: Отработка технологии выполнения шва, оформление образца в альбом.

          Ориентировка в задании по образцу.

          Знать технологию выполнения и применение.

          Беседа,

          устный опрос

            Носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

            Влажно-тепловая обработка изделия.

            Практическая работа

            Выполнение ручного шва вподгибку с закрытым срезом на носовом платке. Обработка углов косыми стежками.

            Знать технологию выполнения и применение.

            Анализ качества выполненной работы в сравнении с образцом.

            Практическая работа

            Утюжка изделия. Терминология утюжильных работ. Правила безопасной работы с утюгом.

            Уметь отутюжить готовое изделие

            Контроль за действиями.

              Выполнение машинных строчек на образце

              Практическая работа

              Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям

              Уметь: выполнять машинную строчку


                Пришивание пуговиц.

                Закрепление и развитие знаний, навыков.

                Практическая работа: Пришивание пуговиц на стойке.

                Иметь представление о способах выполнения.

                Контроль за действиями.

                  Повторение и закрепление пройденного

                  Самостоятельная работа

                  Способы пришивания пуговиц разного вида

                  Уметь пришивать пуговицы разных видов.

                  Контроль качества

                  2 четверть (7 часов)



                  10.

                  Правила техники безопасности. План на четверть.


                  Повторение пройденного материала за первую четверть.


                  11

                  Изготовление вешалки.

                  Обработка детали вешалки косыми стежками.

                  Изучение нового материала

                  Закрепление и развитие знаний, умений, навыков.

                  Назначение вешалки. Подбор ткани для вешалки. Вырезание лоскута 10 / 14 см для вешалки.

                  Практическая работа: Раскрой детали вешалки.

                  Уметь определять середину кроя и производить обработку края детали вешалки.

                  Практическая работа: Обработка детали вешалки косыми стежками.

                  Знать и уметь подготовить изделие к ремонту.

                  Сравнение размеров вешалки в соответствии с заданными.

                  Контроль качества.

                  Контроль за действиями.

                  12-16

                  Декоративная заплата-аппликация.

                  Определение размеров заплаты.

                  Изучение нового материала

                  Формы, способы выполнения, требования к выполнению. Материалы для заплаты-аппликации.

                  Практическая работа: Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы.

                  Иметь представление о способах выполнения.

                  Фронтальный опрос

                  3 четверть (10 часов)


                  Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани (10 ч.).

                  17-18

                  Салфетка

                  Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

                  Снятие мерок.

                  Контроль за действиями

                  19-20

                  Построение чертежа салфетки

                  Комбинированный

                  Построение чертежа и подготовка выкройки салфетки к раскрою.

                  Контроль за действиями

                  21

                  Раскрой и пошив салфетки

                  Комбинированный

                  Подготовка ткани к раскрою, раскрой салфетки.

                  Подготовка кроя салфетки к обработке.

                  Контроль за действиями

                  22-24

                  Пошив салфетки.

                  Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

                  Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка углов.

                  Знать и уметь выполнять обработку

                  Контроль выполнения.

                  25

                  Отделка салфетки.

                  Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

                  Выполнение отделки салфетки вышивкой и утюжка готового изделия.

                  Знать и уметь выполнять обработку

                  Контроль выполнения.

                  26

                  Самостоятельная работа

                  Составление инструкционной карты по обработке салфетки.


                  4 четверть (9 часов)


                  Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного шва (9 ч.)

                  27

                  Сумка хозяйственная.

                  Изучение нового материала

                  Составление плана работы по изготовлению сумки

                  Иметь представление о фасонах сумок.

                  Знать виды швов.

                  Фронтальный опрос

                  28-29

                  Построение чертежа и подготовка выкроек сумки.

                  Комбинированный

                  Построение чертежа и подготовка выкройки сумки хозяйственной к раскрою.

                  Иметь представление о построении чертежа, подготовке выкройки к раскрою.

                  Текущий: фронтальный устный опрос.

                  Контроль за действиями.

                  30

                  Раскрой и пошив сумки хозяйственной.

                  Изучение нового материала

                  Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани и раскрой деталей сумки.

                  Иметь представление о раскрое на ткани.

                  Текущий: фронтальный устный опрос.

                  Проверка качества работы.

                  31-32

                  Обработка деталей ручки сумки.

                  Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

                  Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.

                  Знать и уметь выполнять обработку

                  Контроль за действиями

                  33-35

                  Обработка сумки.

                  Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

                  Обработка срезов, застрачивание углов и утюжка готового изделия.

                  Знать и уметь выполнять обработку

                  Контроль за действиями




                  © 2010-2022