Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности Бусинка (бисероплетение)

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа кружка

"Бусинка"

Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности (бисероплетение)







2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Бисер - это мелкие стеклянные бусины, которые издавна использовались для отделки одежды и изготовления украшений. Интересно, что эта небольшая бусина обошла весь мир. А появление стеклянных бусин связывают с древним Египтом. Там, по одной из версий, было изобретено стекло, а потом из него начали изготавливать украшения, посуду, амулеты. Более позднее стекло и бисер попали в Римскую империю, в Венецию. Венеция поставляла бисер в страны Азии, Африки, а в дальнейшем и в Америку.

Украинские женщины всегда заботились о красоте и оригинальности своего жилья, одежды, бытовых вещей. А бисер использовался вместе с вышивкой для украшения одежды. Методом плетения изготовлялись герданы, пояса, бисером оплетали пасхальные яйца, расшивали церковные атрибуты...

В наше время народное искусство возрождается. С каждым годом увеличивается количество людей, заинтересованных в том, чтобы научиться народному ремеслу.

Назначение программы. Программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Учащиеся учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Кружки прикладного характера особенно важны для детей младшего школьного возраста, так как дают не только навыки, которые пригодятся в жизни каждому, но и развивают моторику, что очень важно для формирования навыков письма.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Цель. Занятия проводятся с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества, эстетического воспитания участников, создание атмосферы радости и детского творчества.

Основная задача заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Наши занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Сроки реализации программы:

Обучение рассчитано на 1 год. Возрастной диапазон начала освоения программы - 7-9 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - академический час. Занятия с младшими школьниками проводятся в игровой форме. Обязательно проведение физкультминуток, гимнастики для глаз. Гимнастика для глаз проводится через каждые 20-30 мин. работы с материалом.

При формировании стойкого интереса к бисероплетению возможно проведение дополнительных занятий с успевающими воспитанниками по индивидуальному плану, в досуговое время.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.

Занятия проводятся в форме игры, вначале занятия - теоретическая часть, затем - практическая работа. Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами, иглой. В конце занятия подводится итог, оформляется выставка готовых работ.

В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты и способы проверки:

В конце года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний по бисероплетению, а также занятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложенной педагогом схеме.

Воспитанник принимает участие в выставках, конкурсах. В конце обучения каждый обучающийся выполняет творческую итоговую работу.

Основные принципы программы:

  • Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.

  • Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.

  • Изложение нового материала в доступной для детей форме.

  • Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.

  • Постепенное усложнение при подаче нового материала.

  • Учёт региональных особенностей культуры, рыночных и общественных отношений.



Учебно-тематический план





№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Плетение фенечек

1

1

-

2

Техника параллельного плетения

1

1


3

Плоские фигурки:

1. Бабочка

2. Стрекоза

Объёмные фигурки:

1. Мышка

2. Крокодил



2

1



2

2



1

-



1

-



1

1



1

1

4

Плетение "низание петлями по кругу"

1

1


5

Изготовление цветов:

1. Ромашка

2. Фиалка

3. Гвоздика

4. Роза

7

1

6

6

Плетение "коралл"

1

1


7

Плетение "скрутка"

1

1


8

Изготоовление деревьев из бисера:

1. Елочка

2. Сакура

3. Осинка

9

2

7

9

Изготовление выставочных работ

7

-

7

10

Зачетное занятие

1

-

1

11

Всего

36

11

25



Содержание программы

1. Вводное занятие.

Знакомство с программой обучения.

Правила техники безопасности. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера. Бисероплетение - один из старинных видов рукоделия»

2. Бисерная азбука.

Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение).

Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция.

Основные правила при работе с бисером

3. Традиционные виды плетения

Основные приемы плетения

Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Простая цепочка из двух бисерин. Цепочка «крестик» в полтора ряда. Цепочка «змейка». Цепочка «в цветочек». Ажурные цепочки-сеточки. Наращивание проволоки. Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).

4. Параллельное плетение.

Изготовление плоской фигурки «рыбка» по схеме параллельным способом плетения.

Изготовление аппликаций из бисера на тему: «Аквариум» в технике параллельного плетения.

5 - 6. Плоские и объемные фигурки животных

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка. Составление композиции. Оформление.

Плоские фигурки: стрекоза, бабочка.

Объемные фигурки: крокодил, мышка.

7 . Изготовление цветов.

Теоретические сведения. Новый способ бисероплетения, используемый для изготовления цветов: низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий. Составление композиций

Выполнение цветов ромашка, фиалка, гвоздика, роза в технике низания бисера дугами (французская техника плетения).

8. Деревья из бисера

Теоретические сведения. Просмотр образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное, игольчатое, низание дугами. Комбинирование приемов.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.

Ёлочка, сакура, осинка.

9.10 Изготовление выставочных работ. Зачетное занятие.

Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.

















Используемая литература:



1.Котова И. Н., Котова А. С.Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.- СПб.: ИД "МиМ", 1998. - 48 с.

2.Путий Ю. В. Бисер. - К.: "Слово", 2005

3.Ликсо Н.Л. . Бисер. - Минск: Харвест,2

4.Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-воЭксмо; СПб,,2003г.

5.Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2006

6.Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2004г..

7.Божко Л.А. «Бисер.Уроки мастерства».-М.,2002г



© 2010-2022