- Преподавателю
- Технология
- Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности Бусинка (бисероплетение)
Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности Бусинка (бисероплетение)
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Подорова Я.А. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа кружка
"Бусинка"
Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности (бисероплетение)
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Бисер - это мелкие стеклянные бусины, которые издавна использовались для отделки одежды и изготовления украшений. Интересно, что эта небольшая бусина обошла весь мир. А появление стеклянных бусин связывают с древним Египтом. Там, по одной из версий, было изобретено стекло, а потом из него начали изготавливать украшения, посуду, амулеты. Более позднее стекло и бисер попали в Римскую империю, в Венецию. Венеция поставляла бисер в страны Азии, Африки, а в дальнейшем и в Америку.
Украинские женщины всегда заботились о красоте и оригинальности своего жилья, одежды, бытовых вещей. А бисер использовался вместе с вышивкой для украшения одежды. Методом плетения изготовлялись герданы, пояса, бисером оплетали пасхальные яйца, расшивали церковные атрибуты...
В наше время народное искусство возрождается. С каждым годом увеличивается количество людей, заинтересованных в том, чтобы научиться народному ремеслу.
Назначение программы. Программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Учащиеся учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Кружки прикладного характера особенно важны для детей младшего школьного возраста, так как дают не только навыки, которые пригодятся в жизни каждому, но и развивают моторику, что очень важно для формирования навыков письма.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Цель. Занятия проводятся с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества, эстетического воспитания участников, создание атмосферы радости и детского творчества.
Основная задача заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Наши занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Сроки реализации программы:
Обучение рассчитано на 1 год. Возрастной диапазон начала освоения программы - 7-9 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - академический час. Занятия с младшими школьниками проводятся в игровой форме. Обязательно проведение физкультминуток, гимнастики для глаз. Гимнастика для глаз проводится через каждые 20-30 мин. работы с материалом.
При формировании стойкого интереса к бисероплетению возможно проведение дополнительных занятий с успевающими воспитанниками по индивидуальному плану, в досуговое время.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.
Занятия проводятся в форме игры, вначале занятия - теоретическая часть, затем - практическая работа. Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами, иглой. В конце занятия подводится итог, оформляется выставка готовых работ.
В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты и способы проверки:
В конце года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний по бисероплетению, а также занятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложенной педагогом схеме.
Воспитанник принимает участие в выставках, конкурсах. В конце обучения каждый обучающийся выполняет творческую итоговую работу.
Основные принципы программы:
-
Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.
-
Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.
-
Изложение нового материала в доступной для детей форме.
-
Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
-
Постепенное усложнение при подаче нового материала.
-
Учёт региональных особенностей культуры, рыночных и общественных отношений.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие. Плетение фенечек
1
1
-
2
Техника параллельного плетения
1
1
3
Плоские фигурки:
1. Бабочка
2. Стрекоза
Объёмные фигурки:
1. Мышка
2. Крокодил
2
1
2
2
1
-
1
-
1
1
1
1
4
Плетение "низание петлями по кругу"
1
1
5
Изготовление цветов:
1. Ромашка
2. Фиалка
3. Гвоздика
4. Роза
7
1
6
6
Плетение "коралл"
1
1
7
Плетение "скрутка"
1
1
8
Изготоовление деревьев из бисера:
1. Елочка
2. Сакура
3. Осинка
9
2
7
9
Изготовление выставочных работ
7
-
7
10
Зачетное занятие
1
-
1
11
Всего
36
11
25
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой обучения.
Правила техники безопасности. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера. Бисероплетение - один из старинных видов рукоделия»
2. Бисерная азбука.
Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение).
Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция.
Основные правила при работе с бисером
3. Традиционные виды плетения
Основные приемы плетения
Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Простая цепочка из двух бисерин. Цепочка «крестик» в полтора ряда. Цепочка «змейка». Цепочка «в цветочек». Ажурные цепочки-сеточки. Наращивание проволоки. Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).
4. Параллельное плетение.
Изготовление плоской фигурки «рыбка» по схеме параллельным способом плетения.
Изготовление аппликаций из бисера на тему: «Аквариум» в технике параллельного плетения.
5 - 6. Плоские и объемные фигурки животных
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка. Составление композиции. Оформление.
Плоские фигурки: стрекоза, бабочка.
Объемные фигурки: крокодил, мышка.
7 . Изготовление цветов.
Теоретические сведения. Новый способ бисероплетения, используемый для изготовления цветов: низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий. Составление композиций
Выполнение цветов ромашка, фиалка, гвоздика, роза в технике низания бисера дугами (французская техника плетения).
8. Деревья из бисера
Теоретические сведения. Просмотр образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное, игольчатое, низание дугами. Комбинирование приемов.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.
Ёлочка, сакура, осинка.
9.10 Изготовление выставочных работ. Зачетное занятие.
Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
Используемая литература:
1.Котова И. Н., Котова А. С.Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.- СПб.: ИД "МиМ", 1998. - 48 с.
2.Путий Ю. В. Бисер. - К.: "Слово", 2005
3.Ликсо Н.Л. . Бисер. - Минск: Харвест,2
4.Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-воЭксмо; СПб,,2003г.
5.Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2006
6.Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2004г..
7.Божко Л.А. «Бисер.Уроки мастерства».-М.,2002г