• Преподавателю
  • Технология
  • Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ « Верхнетуровская СОШ»



«Учитель года 2016»


Конспект урока по технологии 5 класс ФГОС


Тема урока: «История развития утюга. Влажно-тепловая обработка ткани».






Разработала учитель технологии и искусства 1КК:

Макина Ланита Станиславовна






Тема: История развития утюга. Влажно-тепловая обработка ткани.

Класс: 5 ФГОС

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

* изучение устройства утюга и его историческое развитие.

*содействовать овладению обучающимися умениями и навыками выполнения влажно-тепловой обработки ткани с учетом их особенностей на основе ценностного отношения к эстетической культуре;

Задачи:

* ознакомление с историей развития утюга;

*изучение материала о пользе и применении утюга в современное время;

* знакомство с терминологией ВТО;

*выполнение практической работы.

Формируемые УУД:

Предметные:

*выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
* развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и выполнение операций с помощью машин и механизмов.

Метапредметные

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- искать и отбирать необходимую информацию из различных источников;

- приобретать новый опыт в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;

- понимать значение новых терминов; распознавание видов, назначения материалов, оборудования, применяемого в технологических процессах, владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда.

Регулятивные:

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и походу его реализации;

- адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать с учителем, одноклассниками; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь работать в паре, группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Основное содержание темы: ознакомиться с историей развития утюга, выбирать режим и выполнять влажно-тепловую обработку изделия

Термины и понятия: влажно-тепловая обработка, терморегулятор, пароувлажнитель, утюжильная доска, проутюжильник, приутюживание,

разутюживание, заутюживание.

Вид используемых на уроке средств ИКТ и оборудование: ПК проектор, презентация, гладильная доска, старинные утюги, электроутюги, коврик резиновый, образцы машинных швов.

Технологическая карта урока.

№ этапа урока

Название этапа

Цель

Характеристика основных видов деятельности учителя

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Планируемый результат

1

Мотивация деятельности.

Создать комфортную среду побуждающую обучающихся включаться в лично-значимую деятельность

Приветствует обучающихся проверяет готовность обучающихся к уроку.

Распределяет класс на группы.

Включает обучающихся в проблемный диалог, предлагает отгадать загадку про утюг

( Слайд 2.)

Вопросы учащимся:

1.Итак, кто из вас знает, что такое утюг и когда он появился?

2. А теперь я прошу вас подумать, а нужны ли нам утюги?

3. Можно ли без них обойтись.

Давайте представим на минутку, что из всех домов исчезли ...утюги.

Какие выводы вы можете сделать?

Современный электрический утюг - один из первых появившихся в быту электроприборов. В настоящее время ни одна семья не обходится без утюга.

Учитель предлагает сформулировать тему урока и поставить задачи.



Приветствуют учителя, показывают образцы машинных швов: стачной, шов вподгибку с закрытым срезом.

Включаются в разрешение проблемной ситуации, отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы

Утюг это прибор, который разглаживает ткань и появился он очень давно.

В мятой неаккуратной одежде ходили бы мы в школу,

а мамы и папы на работу! Выглядели бы люди неряшливо

Вывод: утюг необходим в любой семье, чтобы всегда выглядеть опрятно.


Тема урока: История развития утюга. Влажно- тепловая обработка ткани. Записывают в тетрадь тему урока.

Мы должны узнать историю утюга, каким образом выполняется ВТО, познакомиться с разными видами утюгов, разобрать устройство электрического утюга, узнать правила работы при ВТО, изучить правила техники безопасности при работе с электроутюгом.

Коммуникативные УУД:

умение взаимодействовать с учителем, одноклассниками

Личностные:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

2

Актуализация темы.

Обеспечить изучение нового материала, необходимого для «открытия нового задания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Давайте посмотрим, какими утюги были раньше, из чего их изготавливали, как они выглядели.

Презентация по теме урока с объяснениями ( Слайды 3- 21)

А теперь мы разберем устройство утюга. Рассмотрим современный утюг, имеющий ёмкость для воды, терморегулятор, пароувлажнитель , перечисляются и показываются все детали ( Слайд 22)

Объяснение. Для выполнения ВТО необходимо оборудование позволяющее безопасным способом выполнить данный вид работы. (Слайд 23)

- Кто из Вас дома гладит белье?

-Можете ли Вы нас проинструктировать, все ли ткани гладятся в одном тепловом режиме (например: хлопок, шелк, шерсть, капрон….)?

Как мы уже знаем, каждый утюг имеет терморегулятор, который устанавливается в соответствии с обрабатываемой тканью.



Слушают учителя, делают записи в тетрадях



Отвечают на вопрос: для различных видов ткани существуют разные тепловые режимы.



Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Регулятивные УУД

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Познавательные УУД

Устанавливать причинно-следственные связи

Личностные УУД

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности

Предметные: выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и выполнение операций с помощью машин и механизмов.

3

Изучение нового материала

Вовлечение обучающихся в освоение нового опыта на основе самостоятельной исследовательской деятельности

Предлагает обучающимся в группах провести исследование основных правил влажно-тепловой обработки и техники безопасности, (слайд 24) изучить символы по уходу за одеждой:

110- эта температура утюга подходит для обработки тонких тканей.

150 - такая температура для обработки более плотных тканей, напр., шерстяных.

180-200 - при этой температуре обрабатывают х/б и льняные ткани. Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

Найти, используя учебник, словарь определение к понятиям отутюжить, приутюживание,

разутюживание,

заутюживание. (Слайды 25-29)

Организует обсуждение результатов исследования по следующим вопросам:

Какие требования предъявляются к выполнению ВТО?

Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при ВТО?

Какие основные операции ВТО необходимо выполнять в процессе изготовления одежды и ухода за ней?

Какой температурный режим необходимо устанавливать при глажки хлопчатобумажных, шерстяных,

Проводят самостоятельное исследование работая с учебником стр.140-142.

Обсуждают в группе результат проведенного исследования.

Включаются в диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД

Уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Регулятивные УУД

Планировать пути достижения целей, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Познавательные УУД

искать и отбирать необходимую информацию из различных источников;

приобретать новый опыт в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;

владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач

Личностные УУД

проявление технико-технологического и экономического и экономического мышления при организации своей деятельности

4

Физкультминутка

Обеспечить здоровье сберегающий процесс обучающихся

Предлагает физические упражнения на расслабление мышц спины, шеи, глаз

(Слайд 30)

А теперь физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Глазки наши подустали

Вправо, влево, поморгали

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Выполняют физические упражнения

Встали из-за парт:

(наклоны вперед и назад)

(вращение головой)

(вращение глазами, моргание)


5

Самостоятельная практическая работа

обеспечить закрепление полученного нового опыта в решении практических задач

Организует выполнение практической работы обучающимися; (Приложение)

Осуществляет контроль деятельности обучающихся при необходимости оказывает

помощь;

Организует работу по анализу выполненного задания

Выполняют индивидуально практическую работу по группам стр. 142

Осуществляют контроль и коррекцию своих действий;

Проводят самопроверку и оценивают результат выполнения работы

Предметные: выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и выполнение операций с помощью машин и механизмов.

Коммуникативные УУД

Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Регулятивные УУД

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и походу его реализации

Познавательные УУД

Распознавание видов, назначения материалов, оборудования, применяемого в технологических процессах, владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда

Личностные УУД

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,

Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда

6

Рефлексия деятельности

Создает проблемную ситуацию (Слайды 31-33)

Предлагает ответить на вопрос: Может ли утюг быть волшебником? Какие виды работ можно выполнить, используя утюг?

Организует рефлексию на основе приема незаконченное предложение, предлагая обучающимся завершить предложения: ( Слайд 34)

- Сегодня на уроке я ...

- Самым полезным и интересным для меня было ...

-Я встретился с трудностью при ...

- Мне это необходимо для ...

- У меня хорошо получилось ...

- Строки самому себе ...

- Скажи комплимент новой теме ...

Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке;

Отвечают на вопрос: наклеить заплатку, загладить стрелки, выполнить гофре;

Обобщают то новое, что усвоено на уроке.

Высказывают своё отношение, к прошедшему уроку.

Коммуникативные УУД

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные УУД

осуществлять рефлексию способов и условий действия;

адекватно оценивать правильность выполнения действий

Личностные УУД

адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

7

Домашнее задание

К следующему уроку прошу подготовить следующее домашнее задание

- изучить параграф 23, вопросы на стр.142-143

- выполнить творческое задание в рабочей тетради по темам : «История развития утюга Воронежской губернии», « Старинные утюги в моей семье»

ссылка для поиска информации: bse.sci-lib.com/article010827.html

izuminki.com/2012/11/14/istoriya-utyuga/

Также предлагаю желающим найти, оформить и принести на урок пословицы о труде и утюге (Слайд 35)

- Благодарит учащихся за урок

Записывают Д.з. в тетрадь

Коммуникативные УУД

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные УУД

осуществлять рефлексию способов и условий действия;

адекватно оценивать правильность выполнения действий


ПРИЛОЖЕНИЕ

Инструкционная карта последовательности выполнения операций ВТО для 1 группы

Последовательность выполнения работы

Инструкции выполнения

Схема

Оценка качества работы (от 5 до 1 балла)

1.

Приутюжить образец «вподгибку с закрытым срезом» в области машинной строчки и сгибов

Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца в области машинной строчки и сгибов, с целью уменьшения толщины детали.

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

2.

Заутюжить образец «стачной шов в заутюжку» в области машинной строчки

У образца с изнаночной стороны припуски шва уложить в любую одну сторону и заутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва.

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

3.

Разутюжить образец «стачной шов в разутюжку» в области машинной строчки

У образца с изнаночной стороны припуски шва развернуть в разные стороны и разутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва.

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

4

Отутющить образец

Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца, с целью удаления заминов на ткани.

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

5

Ответить на вопрос

Как называется оборудование на котором выполняют операции ВТО

Инструкционная карта последовательности выполнения операций ВТО для 2группы

Последовательность выполнения работы

Инструкции выполнения

Схема

Оценка качества работы (от 5 до 1 балла)

1.

Приутюжить образец «вподгибку с закрытым срезом» в области машинной строчки и сгибов

Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца в области машинной строчки и сгибов, с целью уменьшения толщины детали.

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

2.

Заутюжить образец «стачной шов в заутюжку» в области машинной строчки

У образца с изнаночной стороны припуски шва уложить в любую одну сторону и заутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва.

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

3.

Разутюжить образец «стачной шов в разутюжку» в области машинной строчки

У образца с изнаночной стороны припуски шва развернуть в разные стороны и разутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва.

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

4

Отутющить образец

Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца, с целью удаления заминов на ткани.

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

5

Ответить на вопрос

Как называется устройство утюга для регулирования температуры его подошвы

Инструкционная карта последовательности выполнения операций ВТО для 3 группы

Последовательность выполнения работы

Инструкции выполнения

Схема

Оценка качества работы (от 5 до 1 балла)

1.

Приутюжить образец «вподгибку с закрытым срезом» в области машинной строчки и сгибов

Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца в области машинной строчки и сгибов, с целью уменьшения толщины детали.

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

2.

Заутюжить образец «стачной шов в заутюжку» в области машинной строчки

У образца с изнаночной стороны припуски шва уложить в любую одну сторону и заутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва.

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

3.

Разутюжить образец «стачной шов в разутюжку» в области машинной строчки

У образца с изнаночной стороны припуски шва развернуть в разные стороны и разутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва.

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

4

Отутющить образец

Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца, с целью удаления заминов на ткани.

Разработка урока по технологии 5 класс ФГОС тема: История развития утюга. Влажно тепловая обработка ткани

5

Ответить на вопрос

Как называется устройство в утюге для увлажнения ткани

Литература:

  1. Технология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под редакцией Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко и др. 4-е издю, перера.- М.: Издательский центр «Вентана Граф». -208с. 2014

  2. 1. Учебник « Технология» ФГОС Н.В.Синица, П.С. Самородский,

  3. В.Д.Симоненко, О.В. Яковенко «Технология. «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома» 5 класс» 2013г.

  4. Журнал «Gala-Биография» 3-2009

  5. Сайт viki. rdf. R

  6. Журнал "Антикватория", № 6-1/17-18 (ноябрь 2005 г. - февраль 2006 г.)

7. Журнал «Gala-Биография» 3-2009

8. Журнал "Антикватория", № 6-1/17-18 (ноябрь 2005 г. - февраль 2006 г.)

bse.sci-lib.com/article010827.html

izuminki.com/2012/11/14/istoriya-utyuga/

costumenistory.ru

masters-house.narod.ru

masters-house.narod.ru

odvestnik.com.ua/issue/215/4927/

oldtowns.ru/per_nepridum03.shtml

aisa.ltalk.ru/photos/12.html

vsedlyadoma-spb.ru/shop/TOYS/toys_Smoby_Berchet_and_Ecoiffier/Home_appliances_and_kitchens_Mini_Tefal_%D0%BCini_KRUPS_mini_Rowenta

intexno.ru/catalog.php?action=show_product&art=presses&product_id=879

washmachine.blog.ru/82752307/134546022

sun-hands.ru/7krasotayhodzasoboi.html. costumenistory.ru.

© 2010-2022