Методическая разработка урока технологии в 8 классе

Данный урок является заключительным в теме " Технология изготовления изделия" в 8 классе, который проводится в форме деловой игры, имитирующей деятельность ателье по пошиву одежды. В процессе деловой игры, приближённой к профессиональной деятельности, происходит самовыражение, самопроверка, самореализация школьников, развиваются самостоятельность, инициатива, формируются навыки сотрудничества, повышается мотивация обучения. Игровое проектирование- метод активного обучения, коллективная форма обу...
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока технологии в 8 классе

Эпиграф: « Упражнения рождают мастерство»

Тацит

Данный урок является заключительным в теме «Технология изготовления

изделия», которое проводится в форме деловой игры, имитируя деятельность

ателье по изготовлению одежды.

Овладение приёмами учебной деятельности даёт возможность формирования системы учебных приёмов, способствующих отработке навыков и развитию личности учащихся.

Целью данного урока является создание условий для переноса усвоенных учебных приёмов на новые приёмы учебной работы. Управление своей деятельностью и развитие навыков общения. Универсальные учебные действия формируют компетентностный подход в обучении, когда знания переходят в действие.

Педагогическая технология: игровое проектирование.

Игровая технология, применяемая на заключительном этапе изучения темы, имеет широкое значение для отработки практических навыков. Деловая игра при этом имеет коммуникативную направленность, создаёт условия для общения, формирует навыки сотрудничества учителя и обучающегося, повышает учебную мотивацию. Особенность деловой игры заключается в самовыражении и самоутверждении школьниц, даёт потенциал для будущего возможного выбора профессии или будущей деятельности.

На занятии используется метод анализа ситуаций, что ведёт к активному поиску

новых решений. Надёжным способом активности на уроке является деятельность, которая имеет определённый смысл, где ученики реализуют себя.

Поэтому включение в деятельность- это наиболее эффективный способ обучения. Такая форма деятельности является не только средством обобщения и систематизации знаний и умений, но и формой контроля.

При этом создаются условия для развития творческих задатков, где с помощью определённых знаний и умений необходимо проявить элементы творчества, создавая новое.

Так появляется потребность в новых знаниях для решения нестандартных ситуаций. Роль учителя заключается в том, что он сам мало объясняет, а преимущественно руководит познавательной деятельностью в ходе выполнения заданий. Большое внимание уделяется теоретическому анализу, который ведёт к обобщению и выводам, способствующим развитию логического мышления.

В заключении учащиеся защищают разработанные варианты моделей одежды, приобретая навыки рефлексии.

Тема: Итоговый урок « Технология изготовления швейного изделия».

Тип урока: Обобщение и систематизация предметных знаний и умений.

Вид: урок - деловая игра « Салон пошива одежды « Белошвейка».

Цель: Помочь в реализации своих замыслов в изготовлении изделия.

Задачи:

1.Обобщить полученные знания по конструированию и моделированию одежды.

2. Систематизировать представления о технологическом процессе изготовления одежды в ателье бытового обслуживания и профессий, занятых в этой сфере обслуживания.

3.. Отработать умения и навыки в пооперационном изготовлении плечевого изделия.

4.Оценить знания и умения по пройденным темам.

5. Формировать чувство ответственности, дисциплины, коллективизма.

6. Развивать положительные мотивации к изучению предмета.

Педагогическая технология: игровое проектирование.

Методы обучения:

Объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый, практический, проблемного изложения.

Основной метод: деятельностный - через организацию деятельности и познание путей поиска к применению в жизни.

Материальное обеспечение:

1. Наглядные средства: таблица « Моделирование лифа», дидактический материал « Перенос нагрудной вытачки»( поэтапно), ткани с различной фактурой и рисунком, журналы мод, карточки- подсказки, иллюстрации, таблица « Машинные швы», выставка тканей. Фотоальбом летних блузок « Лето в разгаре».

2. Средства обучения: манекен, карточки- задания, маршрутные листы, карточки контроля, этикетки с названием тканей, карточки с названием этапов

3. Инструменты и приспособления : сантиметровые ленты, карандаши, иглы, нитки, линейки, ножницы, выкройки - лекала, бумага для выкроек, булавки, портновский мел.

Форма работы: фронтально- групповая, индивидуальная

Методические приёмы: анализ, сравнение, аналогия, обобщение, упражнение, самостоятельная работа.

Время проведения- 90 мин.

Планируемые результаты:

I Предметные:

1. Умение организовать рабочее место для работы с тканью. Выбрать инструменты и приспособления.

2. соблюдать правила т/ б при работе с инструментами.

3. Умение определить вид тканей по составу и свойствам.

4. умение анализировать конструкцию изделия по эскизу. Применять конструкцию чертежа для моделирования.

5. Умение контролировать качество выполняемой работы.

II Метапредметные.

Регулятивные:

1.Понимать учебную задачу.

2.Умение соотнести известное с неизвестным.

3. Умение составлять план выполнения работы, излагать последовательность технологических процессов.

4. Умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу.

5. Умение оценивать результаты своих действий на основе критериев.

6. Умение адекватно воспринимать оценку своей работы, оценку, данную товарищами и учителем.

Познавательные:

1.Умение находить и выделять необходимую информацию и использовать её.

2. Умение выстраивать ответ в соответствии и заданным вопросам.

3.Умение обосновать свой выбор, проводить анализ по заданным критериям, выделять существенные признаки.

4. Умение преобразовать базовую модель в заданную модель.

Ход урока

I Организация учебно- коммуникативной деятельности учащихся.

Вступительное слово учителя:

- Потребность в красивой одежде будет всегда, а вместе с этим и необходимость в специалистах, способных изготавливать такую одежду.

- Сегодня мы поработаем в сфере услуг по изготовлению одежды в качестве работников ателье по пошиву одежды. Данная игра позволит почувствовать себя в роли консультанта - продавца по продаже тканей, закройщика, швеи. Одежда, изготовленная конкретным человеком, пользуется всё большим спросом. Трудно отказаться от удовольствия красиво одеваться, следить за новинками моды, приобретать новую одежду.

Перед вами стоит задача - на разных этапах работы использовать полученные знания и умения по пройденным темам « Материаловедение», « Конструирование и моделирование», « Технология изготовления одежды». Результатом нашей работы будет выкроенная летняя блузка.

Кабинет разбит на несколько участков. Каждый участок оснащён необходимыми инструментами и материалами, карточками- опорами, таблицами.

I участок- магазин тканей « Радуга».

II участок - рабочее место закройщика.

III участок - швейный цех .

1. Знакомство с правилами и порядком проведения игры.

2. Инструкция к ролевой игре. Последовательность действий.

3. Описание условий игры соревнования между двумя бригадами учащихся.

4. Выработка критериев игры.

5. Распределение ролей, ознакомление с обязанностями.

Должностные обязанности работников:

Продавец- консультант

закройщик

швея

1

Даёт информацию покупателям по выбору тканей: ассортимент, фактура, свойства.

Уточняет заказ, оказывает помощь в выборе фасона, исходя из типа ткани, моды и особенностей фигуры.

Выполняет вручную или на машине подготовительные и основные операции по пошиву изделия.

2

Оказывает помощь в выборе тканей в соответствии с назначением изделия.

Снимает мерки, зарисовывает фасон.

Владеет навыками качественного шитья, высокой скоростью работы.

3

Коммуникабелен, доброжелателен, вежлив, знает нормы этики.

Делает выкройки, моделирует, производит раскрой.

Знает способы обработки разных тканей.

4

Владеет методом убеждения

Распределяет операции пошива между швеями.

Обладает творческим подходом к работе, развитым художественным вкусом.

5

Знает модные тенденции и направления в моде.

Проводит примерку и сдачу заказа.


Актуализация знаний.

Проблемное изложение материала.

В детстве вы любили играть с куклами « Барби».

-Чем похожи куклы « Барби»? ( внешность, одежда)

- А если все люди были бы таковыми?

- Массовое производство одежды на швейных фабриках позволило одеть миллионы людей, но сделало их безликими. Сотни одежды одинакового покроя и порой даже и одинаковой расцветки, так же, как и одинаковые многоэтажные дома- новостройки в крупных городах, уравнивают всех людей во внешности. Как куклы « Барби», стоящие на прилавках магазинов в одинаковой одежде. А каждый человек индивидуален, ему необходима индивидуальная одежда.

- Где можно приобрести одежду, если в магазине ничего не понравилось?

В настоящее время расширяется рынок услуг индивидуального пошива одежды. Художники- модельеры совершенствуют фасоны, модели для населения. Открываются современные салоны индивидуального пошива одежды.

- Предлагаю вам открыть такой салон. Придумайте ему название:

Салон « Белошвейка»

- Наступит лето и потребуется лёгкая летняя блузка- это и будет контрольное изделие.

- Назовите виды летней одежды ( блузка, блузон, сарафан, топ, туника)

Игровой этап

Магазин тканей « Радуга». ( фронтально-групповая работа)

( карточки- задания для покупателей и продавца)

( этикетки с названиями тканей: бязь, байка, ситец, бумазея, батист, фланель, шёлк и др.)

- Прежде всего, необходимо выбрать нужную ткань в магазине. Мы отправляемся туда (оформлена витрина тканей). Какие знания вам пригодятся в этой ситуации?

Методическая разработка урока технологии в 8 классе

Задания для продавца- консультанта ( карточка)

- Дать информацию о видах тканей, ассортименте.

- Оказать помощь в выборе ткани по цвету, фактуре, свойствам в соответствии с выбранным фасоном.

- Оказать помощь в расчёте расхода ткани для определённого вида одежды.

: - Какими свойствами должны обладать ткани для летних блузок?

Критерии оценивания:

Ф. И. учащихся

Критерии оценивания в баллах

Умение определить состав ткани и свойства

Умение выбрать ткань для соответствующего изделия

Умение делать расчёт расхода ткани для нужного изделия.



- Переходим в зону « ателье». Встречает закройщик.

Работа ателье. ( работа в парах: один - заказчик, другой - закройщик, заказчик оказывает помощь)

Мини- проект « Блузка для лета « Летняя фантазия»

Задание для заказчика: ( журналы мод)

- Описать фасон будущего изделия, определить силуэт, стиль, фасонные и конструктивные линии для летней блузки. Подобрать виды отделки.

Задание закройщику - модельеру:

- Разработать модель летней блузки из х/б ткани.

- Зарисовать эскиз изделия, дать совет заказчику с учётом типа фигуры, пропорций телосложения, гармоничного сочетания отдельных частей изделия.

- Посоветовать в выборе декоративной отделки или дополнительных деталей, если это необходимо.

- Воплотить идеи в чертежах и выкройках.

- Какие мерки необходимо снять?

- Как перенести вытачки?

Для работы воспользуйтесь готовыми лекалами- выкройками для моделирования блузки.

Анализ чертежа- выкройки основы плечевого изделия в М 1:1

- Определить конструктивные линии.

- Какие есть способы переноса нагрудной вытачки?

цель: проверка навыков моделирования лифа плечевого изделия. ( карточки- задания « Перенос нагрудной вытачки», бумага для выкроек. Методическая разработка урока технологии в 8 классе

Раскрой блузок

Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.

Правила организации рабочего места.

Ф. И. учащихся

Критерии оценивания в баллах

Навыки измерения фигуры

Знание силуэта, формы, покроя, декоративно- конструктивных линий

Навык моделирования, преобразования базовой модели в заданную модель

Моделирование выреза горловины

Умение адекватно оценить результаты труда





Сверка с эталоном, представленным учителем ( демонстрация готовых выкроек с переносом нагрудной вытачки).

Анализ результатов: 1. Анализ выполнения самостоятельной работы.

2. Разбор типичных ошибок.

3.Выявление причин типичных ошибок

- Закройщик передаёт смоделированные выкройки в швейный цех.

.( таблица « Раскладка выкройки на ткани»)

( работа в парах. Меняются ролями: заказчик - выполняет раскрой - основную операцию, закройщик - помогает, )

Задание: - Определить способ раскладки выкроек на ткани в соответствии с рисунком.

- Разложить выкройки на ткани.

-Раскроить детали блузки, применив знания о правилах раскроя.

Швейный цех.

Задание для швеи: Методическая разработка урока технологии в 8 классе Составление алгоритма

пошива

- Составить алгоритм пошива блузки.

- Какие операции необходимо выполнить?

- Какие ручные и машинные швы выполнить?

Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, иглами.

Правила организации рабочего места.

- Сметать вытачки и боковые швы, сделать примерку на манекене.

( инструкционные карты)

( самоконтроль и взаимопроверка по карточкам)

Защита мини- проектов. Участвуют все, кто в какой роли выступал.

Методическая разработка урока технологии в 8 классеМетодическая разработка урока технологии в 8 классе

Работа с листами оценки и самооценки.

Умение проводить анализ по заданным критериям.

- Соотнесите результат с критериями.

Заключительный этап

- В процессе игры вы осуществляли работу салона по пошиву одежды на разных этапах. Вы проявили свои знания и умения по материаловедению, конструированию и моделированию, технологии изготовления плечевого изделия.

- Каково практическое применение этих знаний и умений в жизни?

- Потребность в красивой одежде будет всегда, значит, всегда будет необходимость в таких специалистах, которые владеют навыками конструирования одежды, изготовления её. Имея такие прекрасные навыки, можно воплотить любые свои замыслы и удовлетворить потребность в индивидуальной красивой одежде.

Рефлексия

- Что удалось в работе?

-Что было особенно трудным?

- В чём причины? ( недостаточность знаний и умений по темам, неуверенность в действиях)

Итог соревнования: Подсчёт баллов по всем критериям.

Литература:

1. Ханус С. Как шить? Книга для досуга/ Изд. « Лёгкая промышленность», М.:1990 г.

2. Труханова А. Т. и др. Основы швейного производства: Проб. учеб. пособие для учащихся 8 -9 классов средн. шк./ А. Т. Труханова, В.В. Исаев, Е. В. Рейнова _ М.: Просвещение, 1989 г.160 с.

3. Егорова Р. И. Монастырская В. П. Учись шить: Кн. для учащихся сред. шк. возраста - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.

© 2010-2022