ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ СУДОМОДЕЛЬНОГО КРУЖКА

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ СУДОМОДЕЛЬНОГО КРУЖКА

Батраченко В.С., Иванов С.В., Микулин А.В.

[email protected]

Воронежский Государственный Педагогический Университет


Развитие экономики страны, безусловно, зависит от качества образования, от квалификации специалистов, работающих на благо Отечества. Российское образование ныне претерпевает реформы, далеко не всегда удачные, что привело к следующим результатам:

  • сокращаются часы обучения технологическим дисциплинам;

  • не хватает молодых кадров;

  • скудное материально-техническое обеспечение школ и учреждений дополнительного образования (УДО).

Основной сферой деятельности в нашей стране стала торговля, а профессиональный ручной труд потерял свою актуальность для молодого поколения. В такой ситуации невозможно рассчитывать на преодоление «перекосов» в экономике нашей страны и на её развитие.

Одной из форм развития творческих способностей школьников являются занятия в УДО по различным направлениям технического моделирования (автомоделирование, авиамоделирование, моделирование машин и механизмов). Если ребенок с детства научится работать руками в кружках, создавать свои собственные проекты, ставить цели и достигать их, то в будущем для него будут открыты большие перспективы.

Можно выделить основные направления совершенствования работы УДО на примере судомодельного кружка:

  1. Разработка методического обеспечения занятий.

  2. Расширение материальной базы кружка.

  3. Разработка цифрового образовательного ресурса (ЦОР).

Разработка методического обеспечения занятий предполагает наличие программы кружка, план-конспектов занятий, справочной информации и т. д.

Усовершенствование материальной базы мастерских судомодельного кружка может быть достигнуто путем изготовления различных приспособлений [2]. С их помощью ускоряется процесс работы, повышается качество изготовления деталей и точность конструирования самой модели и обеспечиваются требования техники безопасности.

Судомодельный кружок, как форма внеклассной работы, может быть организован на базе школы или в УДО. Поэтому с учётом имеющегося методического обеспечения целесообразно разработать универсальный ЦОР, который поможет руководителю кружка и ученику эффективно работать с информацией, что должно способствовать модернизации УДО и общеобразовательных учреждений.

Особенности разработки ЦОР для использования в судомодельном кружке рассмотрим на следующем примере.

Обратим внимание на конкретную модель средневекового парусного судна «Санта-Мария». На сегодняшний день в мире построено семь копий (реплик) флагманского корабля Колумба в натуральную величину. Наиболее известны три из них.

«Санта-Марию II» спустили со стапеля в Кадисе в 1892 году. Ее построили по проекту Фернандоса Дуро и Монлеона в ознаменование 400-летия первого плавания Колумба в Америку. Это оригинальное судно пересекло Атлантику, побывало на Багамских островах, посетило Нью-Йорк и экспонировалось на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году.

«Санта-Мария III» была построена в 1929 году также в Кадисе по проекту Хулио Гильена для экспозиции испанско-американской выставки в Севилье.

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ СУДОМОДЕЛЬНОГО КРУЖКА«Санта-Марию IV» соорудили в 1951 году в Валенсии для съемок кинофильма «Рассказ об Америке». Сейчас это судно стоит в Барселоне, привлекая туристов [3].

Построенные копии «Санта-Марии» отличались значениями некоторых параметров размерений корпуса, деталями парусного вооружения, такелажа и рангоута. ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ СУДОМОДЕЛЬНОГО КРУЖКА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ СУДОМОДЕЛЬНОГО КРУЖКАТочных чертежей данной модели корабля не сохранилось, но остались некоторые описания, по которым можно разработать свой проект модели корабля с такой степенью детализации, которую в состоянии реализовать судомоделист. Именно такие модели, не имеющие точных чертежей, могут послужить стимулом к творчеству детей в судомодельных кружках. Ребята могут самостоятельно заниматься исследованием различных источников, где хранится информация о таких кораблях. Неоценимую помощь в сохранении и сортировке полученных результатов окажет ЦОР.

Существует достаточное количество Интернет-ресурсов, которые содержат обширную информацию о судомоделизме. Но, сортировка справочного и графического материала по уровню сложности должна быть осуществлена непосредственно руководителем кружка. Готовый материал необходимо разместить в нужной последовательности, в отдельной программе, которая должна быстро запускаться и работать независимо от подключения к сети Интернет.

Нами был разработан первый вариант ЦОР «Парус» для судомодельного кружка [1]. Основные разделы уже заполнены справочной информацией. ЦОР «Парус» запускается в любом браузере (Opera, Mozilla Firefox, Internet Explorer и др.) при разрешении монитора 1024х768 и выше. ЦОР организован следующим образом: в меню представлены основные разделы, вход в которые осуществляется посредством гиперссылок, некоторые из разделов содержат подразделы, предусмотрена возможность пополнения разделов новой информацией.

На момент разработки, анализируя программы по созданию электронных пособий, учебников и ЦОР, мы остановились на Microsoft Office FrontPage 2003. Данная программа предназначена для создания функционально насыщенных и профессионально оформленных интернет-страниц. Некоторый опыт работы в данной программе у нас уже имелся, но, как оказалось, его было недостаточно.

С нашей точки зрения, ЦОР для судомодельного кружка должен содержать тексты, таблицы, иллюстрации, чертежи, фото- и видеоматериалы. Возможность просмотра видеоуроков в ЦОР «Парус» нами не закладывалась. В связи с этим была проведена исследовательская работа на предмет поиска программы, которая предусматривала бы создание видеоархива, добавление текстового и графического материала.

Нами были отмечены такие программные продукты как: eBooksWriter LITE, eBook Maestro, eAuthor, TurboSite, Learning Content Development System (LCDS). Данные программы обладают необходимыми возможностями для создания эффективного ЦОР, но у каждой есть свои особенности, с которыми необходимо ознакомиться в процессе работы.

Наиболее доступным и простым в использовании программным продуктом из приведенного выше списка, безусловно, является TurboSite. С помощью данной программы можно создать HTML-сайт, электронный учебник или ЦОР, не обладая знаниями языков программирования и разметки текста. Мы приступили к разработке нового ЦОРа с использованием TurboSite, включив в него модули из ЦОРа «Парус» и осуществляем пополнение вновь найденной справочной информацией соответствующих разделов.

Список литературы


  1. Батраченко В.С., Иванов С.В., Микулин А.В. Разработка электронного пособия для организации кружка судомоделирования // Тезисы докладов V Региональной научно-практической конференции. - Воронеж: ВГПУ, 2011.

  2. Иванов С.В. Приспособления для кружка судомоделирования // Тезисы докладов студенческой научной конференции. Вып. 16. - Воронеж: Воронежский педуниверситет, 2012.

  3. Скрягин Л. Четыре «Санта-Марии» // Моделист-конструктор. -1966. - № 10. - С. 25-26.

© 2010-2022