Занятие: Мастерская «Пасхальные радости»

Занятие, по теме «Мастерская «Пасхальные радости», составлено для учащихся 7-10 лет первого и второго годов обучения, с использованием активных методов обучения. Они занимаются по программе художественной направленности «Техники декоративно-прикладного искусства», где есть такие разделы как: аппликация, художественная обработка ткани, текстильные игрушки, лоскутное шитье. На занятиях девочки своими руками делают различные сувениры, декоративные панно, игрушки. Для участия в выставках по декорати...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Князева Галина Алексеевна, педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества», город Междуреченск

Мастерская «Пасхальные радости»

Тип занятия: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков, закрепление их на практике.

Метод занятия: частично - поисковый

Цель:

  1. Организация творческой деятельности учащихся, направленной на изготовление пасхальной сувенирной продукции.

  2. Создание условий для активизации познавательного интереса учащихся к освоению разных техник, использованию различных материалов при изготовлении изделий декоративно-прикладного характера.

Задачи:

  1. Обеспечить повторение и усвоение основ народных традиций при подготовке к празднику Пасхи.

  2. Способствовать формированию у учащихся способностей творчески и рационально осмысливать информацию по применению разных техник из различных материалов.

  3. Способствовать объединению детей в творческую социально-значимую деятельность, развивитию коммуникативных способностей, умению жить в коллективе.

  4. Способствовать развитию самостоятельной исследовательской деятельности творческого мышления, развитию проектировочных умений и навыков.

  5. Способствовать формированию личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

  6. Воспитывать интерес к культуре и истории России, к православным преданиям.

  7. Содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям осознанно, формированию доброжелательности, эстетического вкуса, а также аккуратности, умению представить свою работу.

  8. Создать места демонстрации успеха для участников мастерской.

Оснащение:

  • бумага цветная, для рисования; цветные карандаши;

  • карандаш, линейка, ластик;

  • швейные машины, утюги;

  • иглы ручные, нитки, ножницы.

Подготовка к проведению мастерской:

  • оформление выставки работ учащихся;

  • подготовка раздаточного материала;

Содержание занятия.

1 .Организационная часть:

Педагог приветствует учащихся присутствующих на мастерской.

2. Основная часть.

2.1. На начальной фазе педагог применяет метод «Учим имя». Цель произнести и услышать имена, запомнить их. Каждый из участников мастерской представляется, называет свое имя и какой-нибудь эпитет, прилагательное, характеризующее его личностные качества. Например: «Я, Галина, спокойная». Учащиеся активно знакомятся, называя свои имена и прилагательные, характеризующие их личные качества.

2.2. Введение в тему.

Педагог сообщает о том, что мастерская посвящается празднику Светлой Пасхи и задает детям вопрос: Что вы знаете об этом православном празднике? Дети отвечают.

Педагог, дополняя ответы детей, рассказывает об истоках празднования праздника Светлой Пасхи. «История праздника Светлой Пасхи. Сам факт Воскресения Иисуса Христа является основополагающим принципом христианского вероучения. Пасха - праздник с особыми правилами, ей предшествует страстная неделя. В течение всего поста перед Пасхой, верующие избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. Считалось, что страстная неделя была временем разгула нечистой силы. Страстная (от слова страсть - «страдание») неделя (Седмица). Перед Пасхой принято делать генеральную уборку в доме, мыть окна, вешать чистые занавески. К Великому четвергу в доме все должно быть чисто. Приготовления следует закончить к Страстной Пятнице. Страстная пятница - день строгого поста. Считается, что заниматься в доме никакими хозяйственными делами нельзя (даже мыться), так как в этот день, был распят на кресте Иисус Христос. В субботу хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника. Пасхальное Богослужение начинается в Великую Субботу в 23 часа, а в полночь совершается крестный ход, который переходит в пасхальную утреню и Литургию.

В воскресенье Иисус Христос воскрес из мертвых, в этот день отмечается праздник Светлой Пасхи. Верующие приносят с собой выпечку и крашеные яйца для освящения. Люди, встречаясь, говорят: «Христос Воскресе» - «Воистину Воскресе» и троекратно целуются. Принято дарить близким пасхальные яйца в нарядной упаковке с надписью ХВ («Христос Воскрес»). С этого дня заканчивается пост, и верующие после службы в церкви спешат к праздничному столу «разговеться». Пасхальный стол накрывают с обязательным присутствием куличей, разноцветных яиц, творожной пасхи. Снят запрет на мясные и молочные блюда, и хозяйки стараются порадовать домашних вкусными яствами.

Первым всегда съедается крашеное яйцо, причем как дети, так и взрослые «христосуются» пасхальными яйцами - разбивают с торцов скорлупу друг у друга.

Праздник длится не один день, а всю следующую неделю до воскресенья («Светлая седмица»), которое получило народное название «Красная Горка». В этот день принято играть свадьбы, устраивать сватовство и иные торжества, запрещенные во время поста.»

В этом 2015 году праздник Светлой Пасхи отмечается 12 апреля. В предверии этого праздника мы проводим мастерскую «Пасхальные радости».

Педагог задает наводящие вопросы по определению цели проведения мастерской:

  1. Что мы будем делать на мастерской согласно теме?

  2. Зачем нам это надо?

  3. Где можно представить результат своей работы?

Учащиеся излагают свое мнение, а педагог обобщает и озвучивает цель проведения мастерской. Во время фронтального опроса учащихся педагог выявляет ассортимент изделий, которые можно изготовить в рамках мастерской. Последовательность работы по изготовлению изделий педагог фиксирует на доске со слов учащихся.

С целью создания творческой атмосферы и позитивного настроя группы, педагог применяет метод «Самолетик пожеланий», для этого предварительно раздает листы бумаги и фломастеры. При переходе к выполнению практического задания педагог предлагает поприветствовать участников мастерской, написав пожелание на крыльях бумажного самолетика, он показывает, как делать самолетик. Затем учащиеся складывают самолетики и на крыльях записывают свои пожелания. Педагог командует: «Эскадрилья приготовиться к взлету! Все готовы? Запускаем самолеты в полет! Поддерживаем взлет аплодисментами! Теперь каждый берет самолетик, который приземлился около него и по очереди зачитывает пожелание».

2.3. Практическая работа. Вводный инструктаж - перед началом работы мастерской, проводится инструктаж по правилам техники безопасности в форме беседы.

Затем педагог предлагает посмотреть электронную презентацию сувенирной продукции, а также обратить внимание на готовые поделки, поработать с литературой. В ходе беседы участники мастерской определяют ассортимент изделий, которые планируют изготовить, обсуждают их цветовое решение, функциональную принадлежность и назначение.

Первое творческое задание - выполнение эскиза проектируемого изделия, затем выбор материалов необходимое условие - цветовое решение должно соответствовать проектируемому изделию. Второе задание - выкроить и изготовить проектируемое изделие. Девочки постарше делятся опытом при выполнении практических работ. Общение участников мастерской на принципах принятия, доверия, признания.

Творческая мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере педагог требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера - акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер-педагог не получает запланированных ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.

2.4. Физпауза. Педагог предлагает разминку. Игровое упражнение «Вперед 4 шага, назад 4 шага….»

Ведущий и дети становятся в круг, берутся за руки, и, произнося слова, делают движения. Изначально темп медленный, слова произносятся разборчиво, чтобы дети смогли затем их повторить.

  • Вперед 4 шага, назад 4 шага.

  • Ручками похлопали, нжками потопали,

  • Глазками помигали,

  • Вокруг себя попрыгали…

Выполняется 3-4 раза, убыстряя темп.

После разминки все продолжают практическую работу.

2.5. Практическая работа. Текущий инструктаж - в процессе работы мастерской педагог создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, пробуждает интерес к поставленной проблеме. Обучение участников мастерской:

  • выполнять эскизы проектируемого изделия,

  • разрабатывать конструкцию в натуральную величину,

  • подбирать материалы по цвету,

  • определять количество выкраиваемых деталей,

  • последовательность изготовления изделия

проводится педагогом, он работает вместе с участниками мастерской. Педагог не торопится давать ответы на поставленные вопросы, важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у участников мастерской.

Позиция педагога мастера - это, прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий. Проводя мастерскую, педагог никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Педагог мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.

2.6. Практическая работа. Заключительный инструктаж - представление проектируемых изделий, комментарии исполнителей, самоанализ работ. Педагог исключает официальное оценивание работы, но через социализацию, афиширование работ даёт возможность учащимся проявления самооценки, её изменения, самокоррекции.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

3.1. Педагог предлагает провести анкетирование, говоря о том, что это необходимо для усовершенствования работы мастерской, для дальнейшей работы.

3.2. Кроме этого каждый участник мастерской должен прикрепить к доске смалик, тот который соответствует эмоциональному настроению на пртяжении всего занятия.

3.3. Работа мастерской «Пасхальные радости» заканивается аплодисментами в знак благодарности за совместную деятельность.

Список литературы

  1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. - 1997. -№1.

  2. Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье / О.И. Нагель. - М., 2004.

  3. vseprazdnichki.ru/pasxalnye-tradicii-strastnaya-nedelya-pered-pasxoj

  4. 3. ru.wikipedia.org/wiki/Страстная_неделя_в_славянской_традиции












Приложение


Анкета


В форме оценки ответов на вопросы (да, нет, не в полной мере, свой вариант ответа):

  1. Что Вы планировали сделать, что не успели?

  2. Приобрели ли вы, работая в мастерской «Пасхальные радости», новые знания и умения по обработке разных материалов?

  3. Сможете ли вы применить полученные знания и умения в дальнейшем?

  4. Отметьте положительные и отрицательные моменты в ходе проведения мастерской.

  5. Ваши предложения по улучшению работы мастерской.

Оформление классной доски и выставки работ


Занятие: Мастерская «Пасхальные радости»Занятие: Мастерская «Пасхальные радости»







Работы девочек на Пасхальную выставку.


Занятие: Мастерская «Пасхальные радости»Занятие: Мастерская «Пасхальные радости»

Занятие: Мастерская «Пасхальные радости»Занятие: Мастерская «Пасхальные радости»


© 2010-2022