Возможности эстетического воспитания школьников в практике обучения технологии в гимназии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности эстетического воспитания школьников в практике

обучения технологии в гимназии

Цель эстетического воспитания и обучения в преподавании различных дисциплин состоит в том, чтобы содействовать развитию личности школьника, обладающей широтой и высоким качеством эстетических потребностей и соответствующим уровнем эстетической деятельности, проявляющейся в собственном образе жизни, в отношении к людям и окружающей среде, в активном участии в жизнедеятельности класса.

Большая роль в эстетическом воспитании школьников принадлежит образовательной области «Технология». Это многомодульный и многоуровневый предмет, логика которого построена на включение учащихся во все этапы проектировочной и исполнительской деятельности, изначально создаёт предпосылки и условия для эстетического развития личности, способностей каждого ученика, способствует пробуждению художественных интересов и развитию художественного воображения школьников.

В настоящее время значительно изменился характер труда, всё большую роль в нём приобретают интеллектуальные компоненты, такие как умение анализировать, организовывать и планировать свою работу, контролировать и оценивать её исполнение, применять полученные знания, умения и навыки и информацию в другой технологической деятельности. Отсюда следует выделить объективные особенности данной программы: достаточно широкий спектр проектируемых знаний и умений учащихся, а, следовательно, интегративный и разноплановый характер их учебной деятельности.

Большой объем учебного материала, заложенный в программе по технологии, предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения творческих проектов. Использование в работе метода проектов дает возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности региона. Метод проектов (в пер. с греч. «путь исследования») - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, имеющих практическую значимость.

Проект может быть рассчитан на изучение одной темы, нескольких тем или целого тематического блока. В зависимости от уровня теоретической и практической подготовки учащимся могут быть предложены различные по сложности темы проектов. Творческий потенциал школьников неодинаков, различны и возможны сферы их эстетической самореализации, - задача учителя технологии состоит в том, чтобы предложить ребёнку именно тот вид деятельности, в котором он получит возможность реализовывать, проявлять себя, а также совершенствовать свой творческий потенциал.

Сравнительная характеристика выполненных учащимися творческих проектов дает возможность уточнить уровень эстетического развития, а также определить направленность эстетических интересов и потребностей.

На уроках, посвященных изучению основ конструирования и моделирования одежды, большое значение уделяется истории развития костюма, начиная с древних времен, когда одежда была только «укрытием» для человека, и, заканчивая сегодняшним днем, когда мода диктует свои «законы». Интерес школьников к красивым вещам естественен и закономерен. Через личностную оценку моды проявляется степень индивидуальности эстетического вкуса. С помощью моды учащийся формирует свой внешний вид, он должен найти свой стиль, в котором бы органично сочетались его индивидуальность и общепринятое.

Одним из необходимых условий эффективности эстетического воспитания на уроках конструирования и моделирования одежды является соответствующая наглядность в кабинете технологии, где проводятся занятия. Чертежи, рисунки, плакаты, альбомы, выполненные самими учащимися, должны отвечать достаточно высоким эстетическим требованиям.

Изучение вопросов материаловедения способствует развитию эстетического вкуса при подборе тканей для изготовления изделий. Окунувшись в мир разнообразия тканей, изучив технологические свойства тканей из натуральных и химических волокон, ребенок учится применять полученные знания, умения и навыки на практике. Занятие по подбору тканей, развивающее художественный вкус, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает, эмоционально окрашивает жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.

Начиная с 5-го класса, на уроках кулинарии девочки знакомятся с сервировкой стола, культурой поведения за столом, возможными вариантами украшения приготовленных блюд. Уроки кулинарии наиболее любимы детьми, так как дают возможность увидеть, а самое главное - попробовать «результаты» своего труда. Большой интерес вызывают рецепты блюд, традиционно используемых в кухне современной России, блюда, как повседневного приготовления, так и праздничного стола, как исконно русские, так и заимствованные у кулинаров из других стран. Составляя с учащимися меню к праздничному столу, всегда акцентируем внимание на гармоничное сочетание столового белья, посуды, цветов.

Большое значение для эстетического развития школьников имеет изучение основ декоративно-прикладного искусства, что позволяет приобщать воспитанников к истокам русской культуры, к духовным традициям родного края, а также формировать мировоззрение, обусловленное особенностями социокультурной среды.

Выполнение изделий декоративно-прикладного искусства не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды, соответственно к ним предъявляются высокие эстетические требования.

В создании тематической вышивки, аппликации значительную роль играет выбор сюжета. Это могут быть темы литературных произведений, народного фольклора, а также темы, отражающие современные события. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей.

Важную роль в формировании эстетической культуры школьников играет мастер-педагог. Умение педагога красиво выполнить ту или иную операцию является лучшим средством воспитания у учащихся чувства красоты труда. Отработанная четкость и красота навыка рождает ловкость в движениях, развивает интуицию, придает уверенность в своих силах.

Более глубокому освоению содержания программы способствуют конкурсы и выставки творческих работ учащихся, проводимые в гимназии, а также участие школьников в районных конкурсах по трудовому обучению: «Рождественская звезда», «Юный кутюрье», «Пасхальный свет и радость» и др. При отборе и оценке детских работ учитывается содержание, трудоемкость, качество выполненного изделия.

Показ в стенах гимназии коллекций модной одежды, изготовленной самими учащимися, является своего рода театральным представлением, содержание которого воплощено в красивой походке, грациозной пластике. Прежде, чем выйти на подиум, девушкам приходится много тренироваться, постигая исполнительское мастерство манекенщицы. В результате занятий у девушек исчезает скованность, появляется уверенность в себе в полном соответствии гармонии внутренней и внешней красоты.

Для достижения эстетического эффекта в процессе деятельности необходимы достаточно высокое владение техникой труда и творческая активность личности. Нахождение созвучия, соответствия в гармонии процесса созидания ценности и в его конечном продукте и есть источник для совершенствования самой личности в эстетическом плане.


© 2010-2022