• Преподавателю
  • Технология
  • Реферат по профессиональному модулю ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса Технология развивающего обучения Л. В. Занкова

Реферат по профессиональному модулю ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса Технология развивающего обучения Л. В. Занкова

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Тюменской области

«Тюменский педагогический колледж»













Реферат

по профессиональному модулю ПМ 04

Методическое обеспечение образовательного процесса


Технология развивающего обучения Л.В. Занкова





Выполнил:

студент 4 курса 11-01 группы

специальность

050715 Коррекционная педагогика

в начальном образовании

Фризен Алёна Игоревна


Руководитель:

Ужанова Т.Л.








Тюмень, 2014

Оглавление

Введение 3

  1. История возникновения технологии развивающего обучения Л.В. Занкова 5

  2. Цели, принципы и методические свойства технологии развивающегося обучения Л.В. Занкова 7

  3. Особенности применения технологии развивающего обучения Л.В. Занкова на уроках в начальных классах 11

  4. Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова 13

Заключение 16

Список литературы 17

























Введение В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором: родители выбирают школу, учителя систему обучения, ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства. "Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977)" [8]. Применение технологии развивающего обучения Л.В. Занкова актуально. В настоящее время приоритетами обучения, признаны идеалы развивающего обучения: "воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества" [13, с. 3]; "духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей" [13, с. 4]; "развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях" [13, с. 6]. Общая целевая установка ФГОС, совпадает с целью системы и технологии развивающего обучения Л.В. Занкова, сформу-лированной более полувека назад, как "достижение оптимального общего развития каждого ребенка". Сегодня, когда в "основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся [13], все большую значимость в системе общего образования приобретают развивающие стратегии обучения в начальной школе.

Цель данной работы заключается в изучении особенностей технологии развивающего обучения Л.В. Занкова. Задачи: 1) сделать обзор истории становления технологии Л.В. Занкова; 2) рассмотреть принципы и методические свойства технологии Л.В. Занкова; 3) проанализировать особенности урока с использованием технологии Л.В. Занкова; 4) выявить особенности оценки развития обучающихся. Методы исследования:

изучение литературы, теоретические методы (анализ, синтез, интерпретация, описание, обобщение).























1. История возникновения технологии развивающего обучения

С конца 1950-х годов неотъемлемым фактором развития российского образования является продуктивная концепция, разработанная научным коллективом, руководимым Л.В. Занковым. В истории педагогической науки в качестве наиболее значимых заслуг обычно отмечается, что этой научной школой было осуществлено построение в начальных классах системы развивающего обучения, характеризующейся установкой на преодоление детьми в процессе овладения знаниями последовательно нарастающих трудностей. Подчеркивается, что результаты исследований данного научного коллектива имели большое значение, прежде всего, для модернизации содержания образования в начальной школе [3]. Одной из первых попыток практической реализации идеи развивающего обучения было обоснование развития как ведущего критерия оценки работы школы, опытно-экспериментальное исследование объективных педагогических закономерностей в соотношении обучения и развития. Познание этих закономерностей рассматривался как шаг к утверждению новой дидактической системы, которая должна обеспечить значительно выше, чем массовая, в частности самая передовая, педагогическая практика, результаты обучения и на этой основе достичь оптимального уровня общего развития школьников. Вся эта работа была сосредоточена в лаборатории Научно-исследователь-ского института теории и истории педагогики АПН СССР, которую возглавлял Л. Занков. С 1929 г. он вел научно-исследовательскую работу в Москве: сначала в Научно-исследовательском институте дефектологии. Он обосновал возможность применения в педагогических исследованиях различных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов изучения общего развития учащихся как средства результативности педагогических нововведений. В 1957 г. Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории приступили к психолого-педагогическому исследованию проблемы "Обучение и развитие". Этой работе ученый посвятил последние 20 лет своей жизни, над этой проблемой сейчас продолжают работать его ученики и последователи. Задача, которую Л.В. Занков поставил перед своим коллективом, заключалась в том, чтобы раскрыть характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития младших школьников. Исследование последовательно прошло как через этап лабораторного, или узкого, педагогического эксперимента (осуществлялся на базе одного класса, 1957-1960 гг., школа № 172 г. Москвы, учитель Н.В. Кузнецова), так и через трехэтапный массовый педагогический эксперимент (1960-1963 гг., 1964-1968 гг., 1973-1977 гг.), в котором на последнем этапе участвовало более тысячи экспериментальных классов. Эксперимент проводился без отбора учителей и классов, в разных педагогических условиях - в сельских и городских, одноязычных и многоязычных школах. Это и определило научную и практическую надежность системы [9]. Экспериментальное обучение вызвало огромный интерес в кругах учительства. Из многих школ приходили учителя на уроке в экспериментальные классы, чтобы познакомиться с новыми методами. Происходили оживлённые беседы, а порою и жаркие споры. Словом, было поднято целое движение среди учителей начальных классов [5]. В ходе исследования сформировалась новая технология начального обучения, высокоэффективная для общего развития младших школьников. В 1963-1967 гг. были выпущены книги с описанием методологии и методики нового типа обучения, разработаны первые экспериментальные учебники для начальной школы по русскому языку, чтению, математике и естествознанию, написаны первые методические пояснения, создана система оценки эффективности обучения с точки зрения его влияния на усвоение знаний и на общее развитие учащихся. Предложенная Л.В. Занковым технология оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения, органично вписалась в наибольшую силу педагогического сотрудничества. Однако она осталась нереализованной концепцией. Дидактика Занкова требует качественной и всесторонней подготовки учителя, в том числе и в области психологии. Учителя, в основной своей массе, оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения. Поэтому попытка внедрения её в школы потерпела неудачу. Однако в конце 1980-х - начале 1990-х гг. перехода отечественной педагогики на лачностно-развивающее обучение привёл к возрождению этой концепции, и она широко применяется и сегодня в обучении и воспитании у младших школьников [4].

Таким образом, технология развивающего обучения Л.В. Занкова существует с 1957 года и до наших дней. За этот период из педагогического эксперимента она превратилась в совершенную технологию, которая активно используется учителями начальных классов на сегодняшний день.

2. Цели, принципы и методические свойства технологии развивающегося обучения Л.В. Занкова

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; методы и приёмы, с помощью которых учитель добивается тех или иных результатов; систему действий преподавателя и учащегося. Так и технология развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова предусматривает свои особенности, которые рассмотрены в этом параграфе. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организованно так, чтобы за минимально время достичь наибольших результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это и обеспечивается специальной педагогической технологией развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова [4].

Согласно этой технологии общее развитие толковался как развитие способностей учащихся. Цель - оптимальное общие развитие каждого ребёнка. В центре внимания в этой технологии - растущая развивающаяся личность младшего школьника. Создавая свою дидактическую систему и технологию, Занков ввел понятие «общее развитие». Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка - его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение [1].

Технология отличается верой в каждого ребенка, при этом учитывается, что развитие каждого идет неравномерно, в зависимости от его индивидуальности [2]. Ребенок принимается таким, какой он есть, в каждом видится человек со своими особенностями, характером, складом ума.

Принципы технологии Л.В. Занкова вытекают из её руководящей идеи, которая заключается в достижении возможно более высокой эффективности обучения для общего развития школьников. И в этом отношении они резко отличаются от обычных дидактических принципов, которые имеют в виду успешный результат в усвоении знаний [5].

Основу технологии обучения по Л.В. Занкову составляют следующие принципы:

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется, по мнению Л.В. Занкова, не столько тем, что превышается "средняя норма" трудности, а, прежде всего, тем, что раскрываются духовные силы ребёнка, даётся им простор и направление [5]. Обучение на высоком уровне трудности сопровождается соблюдением меры трудности, которая имеет относительный характер. 2. Принцип быстрый темп в изучении учебного материала. Он предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. Школьники непрерывно обогащаются всё новыми и новыми знаниями, однако это не означает, что нужно проявлять поспешность в учебной работе, давать большее количество заданий учащимся. Необходимо применять дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

3. Принцип ведущей роли теоретических знаний выдвинут "в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников, поскольку современная психология не даёт основания для такого выхода. Напротив, экспериментальные исследования в области педагогической психологии, не отрицая роли образных представлений учащихся, показывают ведущую роль теоретических знаний при начальном обучении.

4. Принцип осознания школьниками процесса учения вытекает из общепринятого дидактического принципа сознательности. Л.В.Занков подчёркивал, что школьники должны понимать учебный материал, уметь применять теоретические знания на практике, владеть мыслительными операциями, позитивно относиться к учебному труду [5].

5. Принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых, занимает особое место в системе Л.В. Занкова. Он показал, что большое количество тренировочных заданий, которые использовались для преодоления неуспеваемости школьников, приводило лишь к перегрузкам и не способствовало развитию детей. Таким ученикам необходима систематическая работа по развитию [4]. С названными выше дидактическими принципами теснейшим образом связаны типические свойства методической системы, являющиеся, по сути, средством реализации принципов. 1. Процессуальность - это такое типическое свойство методической системы, которое обеспечивает непрерывное общее развитие ученика [12]. В соответствии с процессуальным характером методической системы, каждая новая тема входит в качестве зависимого элемента в непосредственную и органическую связь с другими темами курса. Новое понятие никогда не рассматривается изолированно (автономно) от усвоенных понятий, которые, в свою очередь, обогащаются в свете новых связей и отношений. Процессуальность методики проявляется в том, что в ходе усвоения нового материала знания, усвоенные ранее, не остаются на том же уровне, они вступают в новые или более широкие системы связей и благодаря этому прогрессируют [11]. "Строение процесса познания напоминает сетку. Здесь нет повторения в целях запоминания, а происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубление познания" [5, с. 368]. С учетом индивидуальных возможностей учащихся различных классов учебный материал может варьироваться как по уровню трудности предъявляемых заданий, так и по времени их предъявления. 2. Вариантность методической системы, еще одно из ее типических свойств, вытекает из самой природы учебно-воспитательного процесса, зависящего от многообразия варьирующихся конкретных условий, прежде всего учитывающего профессиональные склонности учителя и индивидуальные возможности детей [12]. "Вариантность методической системы имеет границы, определяемые дидактическими принципами. Изменчивость, даже значительная, ее типических педагогических свойств не скажется на существовании системы как целого при условии, если происходящие изменения допускаются дидактическими принципами, которым свойственна направляющая и регулирующая роль" [5, с. 280].

3. Коллизии. В учебном процессе необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого знания с новым (нового способа действия с предшествующим). Условия возникновения коллизий:

  1. ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;

  2. он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения;

  3. он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний [15].

В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.

4. Многогранность обучения заключается в том, что изучаемый материал является не только источником интеллектуального развития, но ещё и стимулом нравственного и эмоционального развития. Примером реализации многогранности может служить взаимная проверка детьми выполненных работ. После проверки работы товарища ученик должен указать ему на найденные ошибки, высказать свои замечания по поводу способов решения и т. п. При этом замечания должны быть сделаны обязательно вежливо, тактично [7]. Таким образом, целью технологии является оптимальное общее развитие каждого ребёнка. Для реализации данной цели был разработан ряд принципов: обучения на высоком уровне трудности; быстрого темпа в изучении учебного материала; ведущей роли теоретических знаний; осознания школьниками процесса учения; целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся. С названными принципами теснейшим образом связаны свойства методической системы, являющиеся, по сути, средством реализации принципов: процессуальность, вариативность, коллизии, многогранность. Л.В. Занков выявил основные закономерности развивающего обучения и разработал соответствующие дидактические принципы, т.е. заложил научно-теоретические основы, которые являются базой технологии развивающего обучения Л.В. Занкова.

3. Особенности применения технологии развивающего обучения Л.В. Занкова на уроках в начальных классах

Урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, форма существенно варьироваться. Методическая цель - создание на уроке условий для проявления познава-тельной активности учеников. Этого учитель достигает следующим образом:

  1. создает проблемные ситуации;

  2. использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся;

  3. составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися;

  4. стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

  5. использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  6. оценивает не только конечный результат (правильно - неправильно), но и процесс деятельности ученика;

  7. поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные [4].

Обучение проводится по учебному плану и, как обычно, сопровождается домашними заданиями. При этом урок благодаря новым дидактическим принципам имеет другие функции, приобретает иной характер и форма его организации:

  1. ход познания - «от учеников»;

  2. преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию;

  3. интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя;

  4. коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями;

  5. создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика;

  6. гибкая структура: выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания [10].

Важной особенностью технологии Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого ориентированным, развивающим. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым" [12].

Таким образом, особенностью применения технологии развивающего обучения на уроках в начальных классах является организация такой среды, устраняющей ориентацию на "среднего" ученика и позволяющей раскрыться каждому ученику. Важно создавать условия для того, чтобы учащиеся задавали вопросы, высказывались, доказывали, спорили, делали "открытия". Гибкость и динамичность структуры урока обусловлены тем, что процесс познания организуется «от ученика». Урок строится с учетом логики коллективной мысли детей и вместе с тем сохраняет целостность, органичность, логическую и психологическую завершенность.

4. Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.

Для выявления и отслеживания тенденции общего развития ребенка Л.В. Занков предложил следующие показатели:

1. Наблюдательность, как отмечает Л.В. Занков в своих исследованиях, является важнейшим качеством развитого человека. Высокий уровень ее развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность деятельности человека в любой профессии. Наблюдение - это не просто непроизвольное восприятие окружающих предметов, явлений, а целенаправленная деятельность, подчиненная определенной познавательной задаче. К показателям развития наблюдательности можно отнести следующие:

  1. умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции;

  2. полноту наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной целью;

  3. тонкость наблюдения, умение подмечать малозаметные компоненты;

  4. планомерность, определенная последовательность рассмотрения объектов;

  5. осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта и имеющихся знаний, способность к обобщенной характеристике воспринятого;

  6. способность к длительному внутреннему побуждению к осуществлению наблюдения, не безразличное, а эмоционально окрашенное отношение человека к деятельности;

7) осознание черт наблюдательного человека, способность контролиро- вать и развивать в себе соответствующие черты [12]. "Если наблюдательность хорошо развита у школьника, он очень много получит от экскурсий, подметит особенности предметов на наглядных пособиях, привлекаемых к уроку. И наоборот, если наблюдательность плоха, школьник может смотреть «во все глаза», но увидит очень мало" [5, с. 291]. 2. Мышление является одной из сторон психической деятельности человека. В работах Л.В.Занкова делается акцент на методы, формы, приемы развития мышления учащихся, осмысления учебного материала, учебной задачи [14]. В то же время само мышление выступает как сложная деятельность, развертывающаяся в форме процессов анализа, синтеза, абстракции, обобщения. Эти процессы осуществляются на всех уровнях мышления, во всех его видах - наглядно-действенном, наглядно-образном, словесно-образном, словесно-логическом. Конкретное выражение они находят в различных операциях при решении различных мыслительных задач: планирования, сравнения, классификации, подведения конкретного под общее, установления причинно-следственных связей, установления аналогий [15]. 3. Практические действия - умение создать материальный объект. Любая практическая предметная деятельность характеризуется не только собственно двигательными умениями и навыками, в ней определенным образом проявляется также сенсорная сфера, пространственные представления, мыслительная деятельность, такие качества личности, как умение преодолевать трудности, связанные с осуществлением практического действия. В практической деятельности проявляются и эмоционально-волевые качества человека, и другие его личностные особенности [12]. Таким образом, для того чтобы отследить эффективность применения учителем начальных классов технологии развивающего обучения Л.В. Занкова следует оценивать её по следующим показателям: наблюдательность, отвлеченность мышления (синтез, анализ, абстрагирование, обобщение) и практическая деятельность.











Заключение

Технология развивающего обучения Л.В. Занкова существует уже более полувека, и за этот период времени она из эксперимента всесторонности изучения младшего школьника, переросла в новую дидактическую систему.

Целью развивающего обучения является оптимальное общее развитие каждого ребёнка. Для её реализации Леонидом Владимировичем и командой лаборатории был разработан ряд принципов: обучения на высоком уровне трудности; быстрого темпа в изучении учебного материала; ведущей роли теоретических знаний; осознания школьниками процесса учения; целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся. С названными принципами теснейшим образом связаны свойства методической системы: процессуальность, вариативность, коллизии, многогранность.

В ходе работы выявлены особенности применения технологии развивающего обучения на уроках в начальных классах. Важно создавать условия, чтобы учащиеся задавали вопросы, высказывались, доказывали, спорили, делали "открытия". Структура урока должна быть гибкой, динамичной, а содержание насыщено дидактическим материалом. Урок строится с учетом логики коллективной мысли детей и вместе с тем сохраняет целостность, органичность, логическую и психологическую завершенность.

Для того чтобы отследить эффективность применения учителем начальных классов технологии развивающего обучения, Леонид Владимирович вывел следующие показателям: наблюдательность, отвлечённость мышления (синтез, анализ, абстрагирование, обобщение) и практическая деятельность.

Таким образом, благодаря Леониду Владимировичу Занкову и сотрудником его лаборатории выявлены основные закономерности развивающего обучения и разработаны соответствующие дидактические принципы, т.е. заложены научно-теоретические основы, на базе которых и была разработана технология развивающего обучения в начальной школе. Из выше изложенного следует, что цель исследования - теоретически изучить особенности технологии развивающего обучения Л.В.Занкова - достигнута; задачи реализованы.

Литература

  1. Бакулина, Г. А. Развивающее обучение: рассуждение о понятии [Текст]/ Г. А. Бакулина// Начальная школа.- 2010.- № 7.- С. 66-68.

  2. Билюк, Е. Г. Технология развивающего обучения [Текст]/ Е. Г. Билюк, А. В. Мазуренко// Успехи современного естествознания.- 2011.- № 8.- С. 155-156.

  3. Богуславский, М. В. Образовательная система Л. В. Занкова: научные достижения и нравственные уроки [Текст]/ М. В. Богуславский// Известия Волгоградского государственного педагогического университета.- 2009.- № 4.- С. 151-153.

  4. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений СПО/ М. Н. Гуслова.- 4-е изд., испр.- Москва: Академия, 2013.- 288 с.

  5. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст]/ Л. В. Занков// сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик, В. В. Занков.- 3-е изд..- Москва: Дом педагогики, 1999.- 608 с.

  6. Колпакова В. П. Урок в развивающем обучении [Текст]/ В. П. Колпакова// Начальная школа.- 2012.- № 9.- С. 30-33.

  7. Нечаева, Н. В. Реализация нового образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения Л. В. Занкова [Текст]/ Нечаева Н. В.// Информационный бюллетень.- 2011.- № 2.- С. 5.

  8. Нечаева, Н. В. Система развивающего обучения Л. В. Занкова - Что это такое? [Электронный ресурс]/ Н. В. Нечаева, А. Г. Ванцян// Занков.ru Система развивающего обучения.- Режим доступа:

zankov.ru/rest/parentslib/page=3/category=83/article=1262

  1. Нечаева, Н. В. Этапы системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Электронный ресурс]/ Н. В. Нечаева, Н. Н. Рощина// Занков.ru Система развивающего обучения.- Режим доступа:

zankov.ru/about/history/article=820/

  1. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: в 2 т./ Г. К. Селевко.- Москва: НИИ школьных технологий.- 2006.- Т. 1.- 816 с.

  2. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебник для студ. СПО/ В. А. Сластин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов.- 6-е изд..- Москва: Академия, 2013.- 496 с.

  3. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии [Текст]: учебник для студ. учреждений СПО/ В. П. Сергеева [и др.].- Москва: Академия, 2014.- 320 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден 6 октября 2009 г. № 373. - Москва, 2009 [?]. - 24 с.

  5. Федосеева, А. М. Сравнительный анализ эффектов в психологическом развитии младших школьников в разных системах обучения, или что развивают развивающие системы обучения [Текст]/ А. М. Федосеева// Начальная школа плюс до и после.- 2014.- № 2.- С. 29-34.

  6. Чуракова, Р. Г. Дидактическая система Л. В. Занкова. Проблемы и перспективы [Текст]: метод. пособие для системы повышения квалификации работников образования/ Р. Г. Чуракова.- Москва: Центр общего развития, 1999.- 83 с.













© 2010-2022