Технология 8кл. Изготовление кухонной утвари

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология 8 класс

План - конспект

Тема урока: «Изготовление кухонной утвари (доски разделочные) и особенности её художественной обработки».

Цель урока:

Образовательная:

Расширить представления учащихся о значение древесины, её свойствах.

Дать общие представления об истории возникновения кухонной утвари.

Расширить познания в области черчения, геометрии и изобразительного искусства.

Развивающая: Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, совершенствовать навыков по изобразительному искусству.

Развитие художественного и эстетического вкуса.

Воспитательная:

Эстетическое и нравственное развитие путём приобщение к искусству.

Технические сведения: значение древесины в изготовлении кухонной утвари как конструктивного материала и сырья.

Трудовые приёмы и операции: художественная обработка изделия с нанесением элементов орнамента.

Технические задачи: вырезание трафарета, подбор краски, роспись доски с нанесением элементов орнамента.

Объекты работы: разделочная доска.

Оборудование и материалы: ИКТ, чертежная бумага, линейка, карандаш, циркуль, художественные кисти, гуашь, акварельные краски, лак, канцелярский нож для вырезания трафарета.

Тип урока: комбинированный

Межпредметная связь: геометрия, черчение, изобразительное искусство, история.

Использованная литература:

1.Устемиров К. Сыздыков О.и др. «Технология» 8 класс. Алматы «Мектеп» 2004г.

2.Джанибеков У. «Культура казахского народа» «Өнер»1982г.

3.Маргулан А.Х. «Казахское народное прикладное искусство» «Өнер»1986г.Т1.

4.Журнал «Школа и производство» 1/1989, 4/1990г.

План урока

І. Актуализация прежних знаний

1. Приветствие (орг. момент)

2. Устный опрос.

ІІ. Формирвание новых поятий и спсобов действия

  1. Постанов целей и задач урока

  2. Бинарная лекция.

История возникновения кухонной утвари. История возникновения орнамента

ІІІ. Формирование умений и навыков.

  1. Первичное закрепление.

а) построение элементов орнамента и использование знаний по геометрии и черчению.

б) вводный инструктаж.

2. Закрепление с использованием дифференцированного подхода.

а) самостоятельная работа учащихся.

б) индивидуальный инструктаж.

ІV. Рефлексия

  1. Подведение итогов урока (заключительный инструктаж).

  2. Индивидуальные отметки.

І. Актуализация прежних знаний

1. Приветствие (орг. момент)

2. Устный опрос.

1. Что такое кухонная утварь?

2. Какие кухонными предметами пользуетесь вы за столом?

ІІ. Формирвание новых поятий и спсобов действия

  1. Постанов целей и задач урока

На сегодняшнем уроке наша задача состоит в том, чтобы узнать как и при помощи чего обычное деревянное изделие превращается в красивую, привлекательную для человека вещь.А также мы должны научится сами делать красивую кухонную утварь, которую вы потом сможете самостоятельно изготовить и подарить маме.

  1. Бинарная лекция (презентация)

История возникновения кухонной утвари. История возникновения орнамента.

А) Идет рассказ- экскурс в историю. Начиная с истории Древнего Египта и об истоках народных промыслов и ремесел казахов и заканчивая современными техническими приборами для быта.

Кочевники сами изготовляли деревянные изделия, необходимые в быту и для ведения скотоводческого хозяйства. Значительное место среди деревянных изделии занимали кадушка для сбивания масла - кубі, чаша для мяса - астау, деревянные ступы - келі, шкафы для посуды и пищи - асадал. Эти предметы часто украшались различными орнаментами, инкрустацией из кости и серебром.

Резьба по дереву выполнялось при помощи 4-х технических приемов: контурной резьбы, трехгранно-выемчатой, выпуклой и выдалбливания фона узора, прорисованного по положенному трафарету. Инструмент для выделки деревянных предметов были маленький топорик-тесло - шаппа шот, набор долота -кашау, турпі, рашпил - егеу, шил - біз, щипцов - кыскаш и др.(презентация)

Б) История возникновения орнамента.

Изучением казахского орнамента занимались многие ученые: австралийские: В.Куррер, Ф.Т. Куглер; русские:С.В. Иванов, В.В. Стасов, Ф.К. Волков, С.А. Давыдов, Н.Ф. Сумцов; казахские

А. Маргулан, Т. Басенов, А. Масанов, М. Муканов и др.

В своих трудах они описали виды орнамента, его классификацию, историю возникновения на основе собранного ими богатого этнографического материала. Указанные исследователи с особым интересом изучили орнаментальное искусство восточных народов, символическое значение узоров, изображающих полумесяцы, рога, листья, геометрические фигуры, возникновение их названий на основе определенных представлений. Например, изучая

происхождение геометрических композиций из ломаных, параллельных, круговых линий, треугольных, четырехугольных, ромбовидных узоров, можно сказать, что в основе лежат различные картины геометрического орнамента из растительного мира, а также зависимость орнамента от формы изделия.

На данном этапе урока внимание учеников акцентируется законы на построение орнамента. А именно на такие законы: симметрия и ритм.

В рассказе приводятся различные примеры стилей росписи изделий. В частности, акцентируя внимание на яворовской росписи и росписи. казахских орнаментах.

ІІІ. Формирование умений и навыков.

  1. Первичное закрепление.

а) построение элементов орнамента и использование знаний по геометрии и черчению. Технология подготовки изделия для росписи (грунтовка, материалы для росписи и закрепление росписи лаком).

б) вводный инструктаж.

Технология нанесения рисунка на поверхность доски с помощью трафарета. Основной контур орнамента наносится при помощи изготовленного трафарета, а недостающие элементы наносятся при помощи кисти с целью облегчения и ускорения технологического процесса.

2. Закрепление с использованием дифференцированного подхода.

а) первая практическая работа учащихся.

Составление орнаментальной композиции для для росписи разделочной доски на бумаге.

б) индивидуальный инструктаж.

После выполнения самостоятельной работы проводится анализ выполненных учениками работ.

в) вторая практическая работа учащихся.

Учащиеся приступают к росписи разделочной доски.

ІV. Рефлексия

  1. Подведение итогов урока (заключительный инструктаж).

Анализ и рекомендации ученикам.

  1. Индивидуальные отметки.

В завершении урока оцениваются работы учащихся.

Д/З подготовить выступление на тему: «Народные промыслы Казахстана и России».


© 2010-2022