- Преподавателю
- Технология
- Выступление «Педагогическая поддержка воспитанников – как основа сотворчества»
Выступление «Педагогическая поддержка воспитанников – как основа сотворчества»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ельгечева С.Л. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества г. Сорска
Республиканская педагогическая мастерская для педагогических работников дополнительного образования в Республике Хакасия по теме «Эффективный опыт дополнительного образования детей»
Тема выступления: « Педагогическая поддержка воспитанников - как основа сотворчества»
Выступление подготовила:
С.Л.Ельгечева педагог
дополнительного образования
руководитель объединения
«Волшебная глина»
г.Сорск
2014 г.
На Руси «творением», «творчеством» называли процесс замеса глины. Ведь в керамике объединены усилия четырех основных элементов мира: земли, воды, огня и воздуха. При соприкосновении с водой - основой жизни на земле, глина становится мягкой и послушной, а побывав в огне - твердой как камень и хрупкой, как человеческая жизнь.
Толковый словарь определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей.
Сотворчество, как и сотрудничество - процесс творческого взаимопонимания детей и педагога в достижении общей цели.
Особое значение для сотворчества имеет психологический климат в коллективе, который либо способствует, либо препятствует проявлению сотворчества субъектов. Характеристиками такого климата являются : эмоционально-психологический настрой, стимулирование включения в творческую деятельность, создание условий для результативной деятельности, учет интересов воспитанников и педагога.
Причем созданию эмоционально-психологического настроя способствует выполнение следующих правил: во-первых, отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, но при этом развиваться и демократические диалоговые, вариативные методы общения; во-вторых, должна быть реализована идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную сферу, развивает стремление к самостоятельным действиям и критическому оцениванию своих возможностей и, наконец, в ходе реализации сотворчества необходимо стремиться к абсолютному признанию достоинства каждой личности, ее права на выбор.
На трудном пути творческого поиска множество «подводных камней», нередки разочарования и, как следствие, - потеря интереса к предмету творчества. Упреждающим фактором является обретение творческого опыта в результате включения ребят в деятельность в рамках необычных по форме и ярких по содержанию воспитательных дел, фестивалей идей, поведенческих тренингов, презентаций творческих проектов.
Выполняя такую работу, важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманное. Дать почувствовать себя взрослым, стать вашим помощником и партнером. Участвуя в летней политехнической школе на факультете «Литейное производство» ХТИ ребята из кружка «Волшебная глина» разработали и защитили творческий проект на тему « Изготовление изделия художественного назначения». Для осуществления этого проекта ребята прослушали курс лекций по некоторым дисциплинам. И под руководством педагогов освоили процесс литья оловянной игрушки - начиная с изготовления модели из пластилина до непосредственного литья игрушки из олова. Ребята оформили подробное наглядное пособие, которое было высоко оценено педагогами факультета.
Наша цель - научить ребенка трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности, донести до них секреты и в игровой форме вовлечь в совместный творческий процесс детей и взрослых.
Стремясь сформировать потребность в творчестве у детей, нужно занятия превращать в игру. Можно менять последовательность занятий, вносить коррективы, совершая творческую преобразовательную деятельность, находя новые формы и способы. Приобщение детей к такой деятельности развивает их творческую активность, рождает стремление создать что-то свое, оригинальное. Уже сама постановка конкретной задачи (слепить теремок для животных или тканный ковер превратить в степь) дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка думать, как ее можно выполнить т.е. творчески осмыслить. Немаловажное значение имеет индивидуальная работа с детьми, когда педагог определяет склонности каждого ребенка, его предпочтения. Вместе с ребенком ищет лучший вариант, советуясь друг с другом, анализируя трудовой процесс.
Сознавать, что сотворчество педагога и воспитанника является мощным стимулом в обучающей деятельности, благоприятным основанием для выстраивания сотрудничества педагогов и воспитанников, осмыслить возможности нетрадиционных педагогических советов главная цель педагога.