Мастер-класс как современная форма методической работы

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

г. Симферополя Республики Крым











Мастер-класс как современная форма методической работы








учитель технологии МБОУ

«СОШ № 24» г. Симферополя

Ярмусь Н.С.



Симферополь - 2015



Содержание

Введение…………………………………………………………………… .3 стр.

1.Мастер - класс как форма профессионального обучения педагогов 3 стр.

2. Планирование, организация и оценка мастер - класса…………….…5 стр.

3. Заключение ……………………………………………………………....6 стр.

4. Литература…………………………………………………………… …7 стр.







Введение

Обучать - значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает существенные изменения. Основной фигурой, реализующей на практике нововведения, является педагог. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего». [2, с. 63]

Для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. [3, с. 106]

Профессионализм предполагает не только владение современными образовательными технологиями, но и их постоянное совершенствование.

Чтобы отвечать новым условиям, педагог должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, расширять кругозор.

  1. Мастер - класс как форма профессионального обучения педагогов

Мастер - класс является одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта. Идея мастер - класса заимствована из педагогической практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приёмы работы широкому кругу подготовленных слушателей. Здесь в отличии от публичных выступлений, участники имеют возможность увидеть процесс рождения шедевра, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удаётся лишь немногим.

Общие положения о мастер - классе:

  • мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов;

  • мастер-классы представляют собой профессиональные объединения педагогов;

  • в мастер-классах объединяются педагоги, желающие освоить предлагаемые им программы, методики, технологии;

  • в мастер-классах объединяются педагоги, желающие получить полную информацию о позитивном опыте педагога-мастера;

Цель мастер - класса:

  • Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи мастер - класса:

  • обобщение опыта работы педагога-мастера по определённой проблеме;

  • передача педагогом-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

  • совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования;

Формы проведения мастер - класса:

  • сюжетно - ролевая игра в форме групповой работы;

  • метод коллажа;

  • уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками; изучение результатов деятельности педагога-мастера и его учеников;

  • самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике или технологии учителя-мастера;

  • совместное моделирование внеклассного мероприятия;

  • посещение и анализ открытых мероприятий педагога-мастера и участников мастер-класса;

  • круглые столы;

  • дискуссия по результатам занятий;

Тематика мастер - классов включает в себя:

  • обзор актуальных проблем и технологий;

  • различные аспекты и приёмы использования технологий;

  • авторские методы применения технологий на практике;

  • тонкости и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах;

  • использование современных информационных и коммуникационных технологий;

  • использование мультимедийных контролирующих и обучающих программ;

  • организация проектной, исследовательской, творческой деятельности учащихся;

  • использование в образовательной деятельности аудиовизуальных средств;

  • организация работы с одарёнными учащимися;

  • общие проблемы обучения современного школьника;

  • основные ориентиры современного обучения и воспитания;

  • вопросы педагогической диагностики и целеполагания в работе педагога;

  • отбор и конструирование содержания урока;

  • организационно-методическое обеспечение обучающей деятельности педагога;

  • использование компьютера как средства для обучения, инструмента поддержки предметных уроков;

  • актуальные проблемы и технологии обучения (ролевые игры, методика «погружения», профильное обучение и др.);

  • демонстрация умения развивать различные виды памяти на материале своего предмета;

  • привитие интереса к изучению своего предмета;

  • авторские методики обучения отдельным учебным предметам с использованием ИТ;

  • различные аспекты использования информационных технологий ( формы телекоммуникаций, разработка веб-сайтов, поиск и использование ресурсов Интернета);

В ходе мастер - класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;

  • участвуют в обсуждении полученных материалов и результатов;

  • задают вопросы, получают консультации;

  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, разработки;

  • высказывают предложения по решению обсуждаемых проблем;

  • изучают научно-практические разработки по теме мастер-класса (концепции образовательных областей, новые учебные программы, рекомендации по организации профильного обучения и т. п. );

Форма работы мастер-класса в значительной степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который в конечном итоге и задаёт на мастер-классе изначальную точку отсчёта в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. Инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт сторицей окупиться возможностью получить необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.

2. Планирование, организация и оценка мастер - класса

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». То есть основными задачами мастер-класса являются: обобщение опыта педагога по определенной проблеме, передача этого опыта, совместная отработка методических приемов, оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.

При планировании работы формулируется тема мастер-класса. В названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов. Она должна звучать понятно и просто. Например: «Учимся понимать текст». Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.

Первая - это теоретическая часть занятия. На данном этапе представляется педагогический опыт руководителя мастер-класса по определенному направлению деятельности.

Вторая часть мастер-класса отводится на отработку полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер-класса, а руководитель в роли педагога. На данном этапе важно осознание каждым педагогом эффективности изучаемой педагогической технологии.

На третьем этапе - рефлексия. Педагоги объединяются по группам и разрабатывают занятие, план темы в рамках изучаемого педагогического опыта. Результаты работы выносятся на обсуждение. Очень важен тот факт, что каждый участник мастер-класса получает конкретные рекомендации для практической деятельности.

После проведения мастер-класса «педагог-мастер» должен адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Оценка эффективности подготовки и проведения мастер-класса осуществляется по следующим критериям:

1. Чѐтко поставленная проблема.

2. Соответствие темы содержанию.

3. Мотивированность.

4. Инновационность.

5. Раскрытие сути метода, приѐма, либо его особенностей.

6. Грамотная речь.

7. Последовательность изложения.

8. Взаимодействие с аудиторией.

9. Умение импровизировать.

10. Творчество.

11. Выполнение поставленных задач.

12. Рефлексивная деятельность.

13. Практическая значимость.

Таким образом, мастер-класс должен обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия, демонстрировать личные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость.

Заключение

Мастер-класс - это форма ученичества, активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Правильно организованный мастер-класс является эффективной формой профессионального обучения, так как позволяет включить всех в активную деятельность, организовать самостоятельную работу в малых группах, провести обмен мнениями, раскрыть творческий потенциал всех его участников.

Подготовка и проведение мастер-класса является хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействует раскрытию личного потенциала и роста мастерства. Учитель-Мастер проводит занятие, демонстрируя приёмы эффективной работы, стараясь задействовать участников в процесс занятия, сделать их активными участниками его действа. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы и стали соучастниками раскрытия темы.

Четкой структуры проведения мастер-класса не существует. Мастер-классы могут быть разнообразными по целям, задачам и структуре.

Методистами разработаны разнообразные алгоритмы пошаговой организации мастер - классов. Таким образом, можно утверждать, что мастер-класс является эффективной формой повышения профессионально мастерства педагогов. А использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках квалификационного испытания при аттестации, конкурсного испытания педагогов или в рамках распространения педагогического опыта работников образовательной системы.


Литература

1. Машуков А.В. Организация и проведение мастер - классов. Методические

рекомендации . - Челябинск, 2007. - 13 с.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

//Вестник образования России - 2010. - № 4. - С. 63

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных

заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов.-

М.: Школа-Пресс, 2002.

4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в

современной школе: методическое пособие. - М.: Педагогическое

общество России, 2010. - 448 с.

5. Русских Г. А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к

творческой профессиональной деятельности // Методист. - 2002 - № 1 - С.

38 - 40

6. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие /

Е. М. Пахомова, Л.П. Дуганова. - М.: АПКиППРО, 2006. - 168 с.

7. Хуртова Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер -

классы. - Волгоград: Учитель, 2008 .- 76 с.

7


© 2010-2022