Элективный курс «Выбор профессии» 9 класс

читывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс «Выбор профессии», который предлагается учащимся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Элективный курс «Выбор профессии» составлен на основе программы для общеобразовательных учреждений «Технология. твоя профессиональная карьера» 8-9 класс, под редакцией член-корр. РАО, д-р пед.наук, профессора С.Н. Чистяковой, М, «Просвещение», 2...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № от

« » 2014 г.

Утверждена приказом

руководителя образовательного учреждения

№ от 2014г. 5












Рабочая программа

Элективного курса

«Выбор профессии»

9 класс

на 2014 - 2015 учебный год












Свиридова

Елена Владимировна

Учитель II КК







Пригородный 2014

Пояснительная записка



Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием т требованиями профессиональной деятельности, а также сформированности у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально - экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Соответственно профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс «Выбор профессии», который предлагается учащимся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Элективный курс «Выбор профессии» составлен на основе программы для общеобразовательных учреждений «Технология. твоя профессиональная карьера» 8-9 класс, под редакцией член-корр. РАО, д-р пед.наук, профессора С.Н. Чистяковой, М, «Просвещение», 2009г.). Данный курс поможет девятиклассникам соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

Основой эффективного профессионального самоопределения является активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора. Психологическая компетентность учащихся предполагает умение диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека, поэтому составной частью данного курса является адекватная самодиагностика - осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способа взаимодействия с другими.

Кроме того, по темам курса проводятся практические работы.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, диспут, конкурс, встреча с представителями отдельных профессий и т.д.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Цели курса:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе диагностических работ.

  • развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально - экономических условиях..

Задачи:

  • повысить уровень психологической компетенции обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных диагностических работ.

Формы контроля:

  • самостоятельная работа учащихся на уроке и дома;

  • взаимно- и самоконтроль на уроке и дома.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально - волевой сфере, интеллектуальных особенностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Обучающиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынках труда.

Обучающиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Тематическое планирование элективного курса «Выбор профессии» (35 часов)

№ урока

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

1

Представление о себе и выборе профессии

2

Представление о себе и выборе профессии

3

Типичные ошибки при выборе профессии

4

Типичные ошибки при выборе профессии

5

Интересы и склонности в профессиональном выборе («хочу»)

6

Интересы и склонности в профессиональном выборе («хочу»)

7

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

8

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

9

Профессиональная карьера и здоровье

10

Профессиональная карьера и здоровье

11

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

12

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

13

Темперамент в профессиональном становлении личности

14

Темперамент в профессиональном становлении личности

15

Эмоциональные состояния личности

16

Эмоциональные состояния личности

17

Способность к запоминанию

18

Способность к запоминанию

19

Способность быть внимательным

20

Способность быть внимательным

21

Способность оперировать пространственными представлениями

22

Способность оперировать пространственными представлениями

23

Способность устанавливать связи между понятиями и изменять способы интеллектуальной деятельности

24

Способность устанавливать связи между понятиями и изменять способы интеллектуальной деятельности

25

Индивидуальные стили переработки информации

26

Индивидуальные стили переработки информации

27

Человек среди людей

28

Человек среди людей

29

Волевые качества личности

30

Волевые качества личности

31

Многообразие мира профессий

32

Разделение труда. Содержание и характер труда

33

Анализ профессий

34

Человек на рынке труда

35

Защита проектов «Моя будущая профессия»


Рекомендуемая литература для учителя

1. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, учебник 8-9 классы для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2011 год;

2. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, методика 8-9 классы, книга для учителя, М. «Просвещение», 2008 год;

3. «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники», Москва «ВАКО»2006год

4. «Профориентация Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам», Москва «ВАКО»2006год

5. «Технология. Твоя профессиональная карьера», дидактические материалы, под редакцией С.Н. Чистяковой, книга для учителя, М. «Просвещение», 2008 год;


Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов.-М., 2011г.

© 2010-2022