РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ст. Раздорская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Раздорская средняя общеобразовательная школа





«Утверждаю»

И.о. директора МБОУ РСОШ

________ Т.В.Калитвенцева

Приказ №____ от _________2015



Рабочая программа

по технологии





Уровень общего образования (класс) 5 класс, основное общее образование.

Количество часов 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Учитель: Сухарев Михаил Федорович.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для обучающихся 5 класса на основе следующих документов:

Нормативная база:

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

  • Закон «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями)

  • Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

  • Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: И.А.Сасова, М.Б.Павлова, М.И.Гуревич.

Цели :

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладениеобщетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Базовыми для программы являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Художественные ремесла», «Технологии ведения дома».

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Процесс изучения курса « Технология» в 5 классе начинается с занятия, посвященного общим вопросам техники безопасности и охраны труда. Это связанно с особенностями перехода из начальной школы в основную и знакомством с новым кабинетом - мастерской. Добавлен раздел "Сельскохозяйственный труд",т.к. школа находится в сельской местности. Увеличено количество часов на "Творческие, проектные работы", которые выполняются как итоговые по окончанию изучения всех тем.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий.

Учебно-методический комплект:

Для учащихся:

1.Сасова И.А.Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / И.А.Сасовой, А.В.Марченко и др. / под ред.И.А.Сасовой. -4-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2012.-240с

2.Технология. 5 класс: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., перераб. / под ред.И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 208 с.:

.Для учителя:

  1. Быков, 3. Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / 3, Н. Быков, Г. В. Крючков и др. - М.: Высшая школа, 2006.

  2. Литвинец, Э. Н. Забытое искусство / Э. Н. Литвинец. - М.: Знание, 1992..

  3. Программа «Технология». 1-4, 5-11 классы. -М.: Просвещение, 2005.

  4. Прошицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии. 8-11 классы / Е. Н. Прошицкая. -М.: Просвещение, 1995.

  5. Сасова И.А.Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / И.А.Сасовой, А.В.Марченко и др. / под ред.И.А.Сасовой. -4-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2012.-240с

II. Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономимических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии).

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

-с предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

-с технологической культурой производства;

-с информационными технологиями в производстве и сфере услуг;

-с рекламой, ценой, налогом;

-с понятием об организации труда, техникой безопасности, культурой труда, технологической дисциплиной;

-этикой общения на производстве.

овладеют:

-навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

-навыками чтения и составления технической и технологической документации, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

-умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

-навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдение культуры труда;

-навыками организации рабочего места;

Основные разделы программы «Технологии исследовательской деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии).

Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительской стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии в 5 классе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приорететным методом является метод проектов.

Особенности реализации рабочей программы по технологии, направление «Сельскохозяйственные технологии» для сельской школы. Для учащихся сельских школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комплексные программы, включающие разделы по агротехнологиям . Учебный план при этом составлен с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:

-трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

-навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов , уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик получает возможность:

познакомиться:

-с основными технологическими понятиями и характеристиками;

-с назначением и технологическими свойствами материалов;

-с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

-с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

-со знанием здорового питания для сохранения своего здоровья;

Выполнять по установленным нормам следующие трудовые операции и работы:

-рационально организовывать рабочее место;

-находить необходимую информацию в различных источниках;

-составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

-конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

-соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами и электрооборудованием;

-находить и устранять допущенные дефекты;

-распределять работу при коллективной деятельности.

III. Место предмета «Технология» в учебном плане

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.

Технология изучается в 5 классе и соответствует УМК. В 5 классе -68 часов.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2часа в неделю).

Количество часов на лабораторное и практические работы:

Практических работ- 17

Проектных работ- 3.

Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы.

Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой и проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

IV. Содержание учебного предмета:

1. Вводное занятие 2ч

1.1 Технология в жизни человека и общества. Содержание курса. ТБ и СГТ при работе в мастерской.

2. Технология проектной и исследовательской деятельности. (2 ч.)

2.1Основные компоненты проекта .Что надо знать и уметь для выполнения проекта. Презентация проекта на компьютере.

3.Чертеж, эскиз, технический рисунок.(1 час)

3.1Чертеж, эскиз, технический рисунок.

4.Сельскохозяйственный труд. Технология растениеводства.(4 часа)

4.1Технология производства продукции растениеводства.

4.2Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности.

4.3Морковь. Сбор урожая. Севообороты.

4.4Томаты. Учет урожая. Подзимние посевы и посадки

5. Кулинария 12ч

5.1 Технология обработки пищевых продуктов. Физиология питания

Рациональное питание. Пр.р№1

5.2 Приготовление блюд. Бутерброды, горячие напитки

Приготовление бутербродов и горячих напитков. Пр.р.№2

5.3 Блюда из яиц

Приготовление блюд из яиц. Пр.р.№3

5.4 Блюда из сырых овощей и вареных овощей

Приготовление блюд из овощей. Пр.р.№4

5.5 Сервировка стола. Правила поведения за столом.

5.6 Проект по теме: День рождения подруги

Сервировка стола. Зачетная работа№1

6. Создание изделий из текстильных материалов 10ч.

6.1 Материаловедение. Натуральные волокна растительного происхождения

Определение свойств нитей основы и утка. Пр.р. №5

6.2 Ручные стежки и строчки

Изготовление образцов со строчками, выполненными ручными стежками. Пр.р.№6

6.3 Машиноведение Безопасные приемы работы на швейной машине.

Заправка верхней и нижней ниток. Пр.р.№7

6.4 Виды машин и их технические характеристики

Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Зачетная работа№2

6.5 Снятие мерок. Пр.р.№8

7.Художественные ремесла 18ч

7.1. Декоративно-прикладное искусство Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ Пр.р.№9

7.2. Лоскутное шитье. Проект "Прихватка".

Создание шаблонов и раскрой. Пр.р.№10

7.3. Изготовление салфетки, прихватки в лоскутной технике Пр.р.11,12. Изготовление салфетки, прихватки. Зачетная работа№3

7.4. История вышивки. Виды швов ручной вышивки. Пр.р.№13

7.5. Разметка рисунка на ткани и способы перевода рисунка на ткань.

Перевод рисунка на ткань. Пр.р.№14

7.6. Технология выполнения образца с вышивкой

Отделка вышивкой образца. Пр.р.№15

7.7. Окончательная отделка и ВТО образца с вышивкой

Оформление образца с вышивкой. Пр.р.№16

7.8. Критерии оценки проекта по ДПИ.

Защита проекта по теме: ДПИ.

8. Технология ведения дома ( 4 ч)

8.1. Интерьер жилых помещений. Проект "Изготовление кухонной утвари".Интерьер кухни, столовой. Создание интерьера кухни, столовой. Пр.р.№17Проект оформления окна кухни, столовой. Защита проекта.

9.Сельскохозяйственный труд (6ч)

Технология выращивания растений рассадным способом в защищенном грунте.

10.Создание изделий из конструкционных материалов (6 ч.)

10.1. Технология обработки древесины с элементами машиноведения

10.2. Способы обработки древесины

10.3. Проект "подставка для карандашей, ручек и бумаг".

Творческие, проектные работы.

Примерные темы

  1. Кулинария:

  • праздничный стол из салатов,

  • этот удивительный бутерброд,

  • сервировка стола

  • день рождения подруги

  1. Художественная обработка материалов:

  • вышивка - древнее рукоделие,

  • обрезки ткани для пользы дела,

  • прихватки, салфетки, грелки на чайник и кастрюлю (ткань - лоскутная техника)

  • тайны бабушкиного сундука,

  • веселые лоскутки,

  • отделка швейного изделия вышивкой,

  • панно для украшения кухни (ткань, бисер, использование народных промыслов и т.п.)

  1. Изготовление швейного изделия:

  • простейшие виды одежды (топ, фартук, косынка - ткань),

  1. Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур.

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

1


Вводное занятие

Технология в жизни человека и общества. Содержание курса. ТБ и СГТ при работе в мастерской

Ознакомиться с содержанием курса предмета технология, ТБ при работе в мастерской.

2



Технология проектной и исследовательской деятельности.

Основные компоненты проекта .Что надо знать и уметь для выполнения проекта. Презентация проекта на компьютере.

Обосновывать основные компоненты проекта. Проводить исследования потребностей людей (опрос, интервью).

Оценивать интеллектуальные, материальные и финансовые возможности выполнения проекта. Проводить первоначальный набор идей по выполнению проекта. Выбирать лучшую идею. Разрабатывать простейшие технологические карты для выполнения проекта

3

Чертеж, эскиз, технический рисунок.

Чертеж, эскиз, технический рисунок.

Ознакомиться с элементами графической грамоты; выполнять эскизы, чертежи, технические рисунки деталей, читать чертежи.


4

Сельскохозяйственный труд. Технология растениеводства.

Технология производства продукции растениеводства.

Планировать весенние и осенние работы на учебно-опытном участке, выполнять основные технологические приемы уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды

Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности.

Оценивать урожайность основных культур и сортов в сравнении со справочными данными ,анализировать допущенные ошибки

Морковь. Сбор урожая. Севообороты.

Проводить фенологические наблюдения

Томаты. Учет урожая. Подзимние посевы и посадки

Оценивать урожайность основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализировать допущенные ошибки

5

Кулинария

Технология обработки пищевых продуктов. Физиология питания

Рациональное питание. Пр.р№1

Находить информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды.

Приготовлять и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб в жарочном шкафу или тостере. Приготовлять горячие напитки (чай, кофе, какао). Находить информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки.

Знакомиться с профессией пекаря

Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить информацию о способах хранения яиц без холодильника

Определять доброкачественность овощей и фруктов. Выполнять кулинарную обработку овощей и фруктов. Осваивать безопасные приемы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Составлять технологические карты для приготовления блюд. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологическим картам. Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Находить информацию об овощах, применяемых в кулинарии.

Подбирать столовое белье, столовые приборы и посуду для сервировки стола к завтраку. Выполнять сервировку стола к завтраку.

Соблюдать правила поведения за столом


Приготовление блюд. Бутерброды, горячие напитки

Приготовление бутербродов и горячих напитков. Пр.р.№2

Блюда из яиц

Приготовление блюд из яиц. Пр.р.№3

Блюда из сырых овощей и вареных овощей

Приготовление блюд из овощей. Пр.р.№4

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Проект по теме: День рождения подруги

Сервировка стола. Зачетная работа№1

6

Создание изделий из текстильных материалов

Материаловедение. Натуральные волокна растительного происхождения

Определение свойств нитей основы и утка. Пр.р. №5

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения и искусственных волокон. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Знакомиться с профессиями оператор текстильного производства и ткач


Ручные стежки и строчки

Изготовление образцов со строчками, выполненными ручными стежками. Пр.р.№6

Машиноведение Безопасные приемы работы на швейной машине.

Заправка верхней и нижней ниток. Пр.р.№7

Изучать устройство бытовой швейной машины с ручным и электрическим приводами. Подготавливать швейную машину к работе. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по прямой линии и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и в конце строчки с использованием клавиш шитья назад. Овладевать безопасными приёмами труда


Виды машин и их технические характеристики

Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Зачетная работа№2

Снятие мерок. Пр.р.№8

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Строить чертёж швейного изделия в масштабе. Копировать готовую выкройку. Находить информацию об истории швейных изделий. Читать и составлять схемы, технологические карты, комплексные чертежи и эскизы несложных деталей и сборочных единиц.

Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную

величину по своим меркам или заданным размерам. Копировать готовую выкройку. Находить информацию об истории ткачества и швейных изделий. Проводить дизайн-анализ швейных изделий

7














Художественные ремесла

Декоративно-прикладное искусство Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ Пр.р.№9

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства на базе школьного музея. Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия.

Лоскутное шитье. Проект "Прихватка".

Создание шаблонов и раскрой. Пр.р.№10

Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Рационально использовать отходы. Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги. Изготавливать проект "Прихватка"

Изготовление салфетки, прихватки в лоскутной технике Пр.р.11,12. Изготовление салфетки, прихватки. Зачетная работа№3

Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты, соответствующие по цвету. фактуре, качеству волокнистого состава. Изготавливать изделие в технике лоскутного шитья Обсуждать наиболее удачные работы.

История вышивки.

Виды швов ручной вышивки. Пр.р.№13

Изучать историю вышивки. Выполнять основные виды ручных швов.

Разметка рисунка на ткани и способы перевода рисунка на ткань.

Перевод рисунка на ткань. Пр.р.№14

Ознакомиться с вышивками народов Сибири. Размечать и переводить рисунок на ткань.

Технология выполнения образца с вышивкой

Отделка вышивкой образца. Пр.р.№15

Выбирать образец для вышивки. Ознакомиться с основными технологиями вышивки.

Окончательная отделка и ВТО образца с вышивкой

Оформление образца с вышивкой. Пр.р.№16

Выполнять отделку и ВТО образца с вышивкой.

Защита проекта по теме: ДПИ.

Защищать проект по теме "ДПИ"

8


Технология ведения дома

Интерьер жилых помещений. Проект "Изготовление кухонной утвари".Интерьер кухни, столовой. Создание интерьера кухни, столовой. Пр.р.№17. Проект оформления окна кухни, столовой.

Защита проекта.

Оценивать микроклимат в помещении. Разрабатывать план размещения осветительных и бытовых приборов. Разрабатывать варианты размещения мебели. Закреплять детали интерьера (настенные предметы, стенды, полочки, картины). Разрабатывать эскизы оформления стен декоративными элементами.

Создавать предметы для эстетического оформления жилых помещений

9

Сельскохозяйственный труд

Технология выращивания растений рассадным способом в защищенном грунте.

Планировать весенние и осенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учетом севооборотов, выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения.

Оценивать урожайность основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализировать допущенные ошибки.

Профессиональное самоопределение

10

Создание изделий из конструкционных материалов

Технология обработки древесины с элементами машиноведения

Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию.

Способы обработки древесины

Изучать способы обработки древесины. Соблюдать правила безопасности труда.

Проект "подставка для карандашей, ручек и бумаг".

Выполнять упражнения с ручными инструментами. Выполнять проект "Подставка для карандашей"



















VІ. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Тема урока

часы

Требования к результату (УУД)

Дата по плану

Дата фактически

1


Вводное занятие 2ч

1.1


Технология в жизни человека и общества. Содержание курса. ТБ и СГТ при работе в мастерской

2

Предметные Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации.

Метапредметные Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

Личностные Формирование целостного мировоззрения

2




Технология проектной и исследовательской деятельности.

2.1

Основные компоненты проекта .Что надо знать и уметь для выполнения проекта. Презентация проекта на компьютере.

2

Предметные Обучающиеся научатся:

Выявлять и формулировать проблему.

Обосновывать цель проекта.

Планировать этапы выполнения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов;

Планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;

Давать примерную оценку стоимости произведенного продукта.

Метапредметные

Регулятивные. Обучающиеся научатся:

Формулировать проблему

Планировать технологический процесс

Соблюдать нормы и правила культуры труда.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Определять способы решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов

Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;

Познавательные. Обучающиеся научатся:

Самостоятельно выделять и формировать цель.

Понимать и использовать средства наглядности

Обучающиеся получат возможность научиться:

Видеть данную проблему в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Коммуникативные: Обучающиеся научатся:

Организовывать творческое сотрудничество

Взаимодействовать и находить общие способы решения проблемы

Обучающиеся получат возможность научиться:

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов бригады в сотрудничестве при выборе общего решения и совместной деятельности.

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

Ответственное отношение к учению и труду

Самооценка умственных и физических способностей;

Осознание необходимости общественного полезного труда;



3

Чертеж, эскиз, технический рисунок.

3.1

Чертеж, эскиз, технический рисунок.

2

Предметные Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации.

Метапредметные Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

Личностные Формирование способности к саморазвитию и самообразованию





4

Сельскохозяйственный труд. Технология растениеводства.

4.1

Технология производства продукции растениеводства.

1

Личностные результаты включают: овладение знаниями и умениями предметно преобразующей деятельности; овладение правилами безопасного труда при обработке различных материалов и изготовлении продуктов труда; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; овладение системой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметными результатами являются: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в предметно-преобразующей деятельности; самостоятельность планирования и осуществление предметно-преобразующей деятельности; организация сотрудничества; построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты включают: освоение умений, специфических для технологического образования; видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; формирование технологического типа мышления; владение научной технической и технологической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами труда.



4.2

Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности.

1



4.3

Морковь. Сбор урожая. Севообороты.

1



4.4

Томаты. Учет урожая. Подзимние посевы и посадки

1



5

Кулинария 12ч

5.1

Технология обработки пищевых продуктов. Физиология питания

Рациональное питание. Пр.р№1

2

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

Распознавание видов продуктов, применяемых при приготовлении пищи;

Рационально использовать продукты при приготовлении блюд;

Обрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки

Обучающиеся получат возможность научиться

Приобрести опыт в приготовлении блюд, соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте.

Метапредметные результаты

Регулятивные: Обучающиеся научатся:

Формулировать проблему

Планировать пути достижения целей.

Органоляптически оценивать готовые блюда.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Концентрировать волю и формировать то, что усвоено и нужно усвоить.

Определять качество и уровень усвоения.

Познавательные: Обучающиеся научатся: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Понимать и использовать средства для аргументации

Обучающиеся получат возможность научиться:

Видеть данную ситуацию в других дисциплинах, в окружающей жизни

Устанавливать связи, выстраивать рассуждения, обобщения

Коммуникативные: Обучающиеся научатся:

Организовывать учебное сотрудничество

Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады

Обучающиеся получат возможность научиться:

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов бригады в сотрудничестве при выборе общего решения и совместной деятельности.

Личностные У обучающихся будут сформированы:

Ответственное отношение к учению и труду

Аккуратность и терпеливость при выполнении заданий;

Культура работы с кухонными принадлежностями;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности



5.2

Приготовление блюд. Бутерброды, горячие напитки

Приготовление бутербродов и горячих напитков. Пр.р.№2

2



5.3

Блюда из яиц

Приготовление блюд из яиц. Пр.р.№3

2



5.4

Блюда из сырых овощей и вареных овощей

Приготовление блюд из овощей. Пр.р.№4

2



5.5

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

2



5.6

Проект по теме: День рождения подруги

Сервировка стола. Зачетная работа№1

2



6

Создание изделий из текстильных материалов 10ч.

6.1

Материаловедение. Натуральные волокна растительного происхождения

Определение свойств нитей основы и утка. Пр.р. №5

2

Предметные Обучающиеся научатся:

  • Различать виды волокон, переплетений ткани, определять левую и изнаночную сторону ткани

  • Выполнять ручные и машинные стежки и швы.

  • Снимать мерки с фигуры человека

  • Моделировать и конструировать швейное изделие - фартук

  • Технологической последовательности обработки фартука

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Приобрести опыт выполнения проектной работы: «Изготовление швейного изделия -фартука»

Метапредметные

Регулятивные. Обучающиеся научатся:

  • Формулировать проблему

  • Планировать технологический процесс

  • Соблюдать нормы и правила культуры труда.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Определять способы решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов

  • Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;

Познавательные. Обучающиеся научатся:

  • Самостоятельно выделять и формировать цель.

  • Понимать и использовать средства наглядности

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Видеть данную проблему в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Коммуникативные: Обучающиеся научатся:

  • Организовывать творческое сотрудничество

  • Взаимодействовать и находить общие способы решения проблемы

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов бригады в сотрудничестве при выборе общего решения и совместной деятельности.

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • Ответственное отношение к учению и труду

  • Самооценка умственных и физических способностей;

  • Осознание необходимости общественного полезного труда;



6.2

Ручные стежки и строчки

Изготовление образцов со строчками, выполненными ручными стежками. Пр.р.№6

2



6.3

Машиноведение Безопасные приемы работы на швейной машине.

Заправка верхней и нижней ниток. Пр.р.№7

2



6.4

Виды машин и их технические характеристики

Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Зачетная работа№2

2



6.5

Снятие мерок. Пр.р.№8

2



7


















































Художественные ремесла 18ч











7.1

Декоративно-прикладное искусство Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ Пр.р.№9

2

Предметные Обучающиеся научатся:

  • Подбирать инструменты в зависимости от вида изделия и толщины ткани.

  • Организовать рабочее место для рукоделия.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Выполнять образцы рукоделия: обработка тесьмой, лентами.

  • Определять соответствие ткани и отделки по волокнистому составу и фактуре.

Метапредметные

Регулятивные. Обучающиеся научатся:

  • Формулировать проблему

  • Планировать технологический процесс

  • Соблюдать нормы и правила культуры труда.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Определять способы решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов

  • Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;

Познавательные. Обучающиеся научатся:

  • Самостоятельно выделять и формировать цель.

  • Понимать и использовать средства наглядности

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Видеть данную проблему в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Коммуникативные: Обучающиеся научатся:

  • Организовывать творческое сотрудничество

  • Взаимодействовать и находить общие способы решения проблемы

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов бригады в сотрудничестве при выборе общего решения и совместной деятельности.

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • Ответственное отношение к учению и труду

  • Самооценка умственных и физических способностей;

  • Осознание необходимости общественного полезного труда;




7.2

Лоскутное шитье. Проект "Прихватка".

Создание шаблонов и раскрой. Пр.р.№10

4



7.3

Изготовление салфетки, прихватки в лоскутной технике Пр.р.11,12. Изготовление салфетки, прихватки. Зачетная работа№3

4



7.4

История вышивки.

Виды швов ручной вышивки. Пр.р.№13

2



7.5

Разметка рисунка на ткани и способы перевода рисунка на ткань.

Перевод рисунка на ткань. Пр.р.№14

2



7.6

Технология выполнения образца с вышивкой

Отделка вышивкой образца. Пр.р.№15

2



7.7

Окончательная отделка и ВТО образца с вышивкой

Оформление образца с вышивкой. Пр.р.№16

2



7.8


Критерии оценки проекта по ДПИ.

Защита проекта по теме: ДПИ.

2






8


Технология ведения дома

8.1








Интерьер жилых помещений. Проект "Изготовление кухонной утвари".Интерьер кухни, столовой. Создание интерьера кухни, столовой. Пр.р.№17Проект оформления окна кухни, столовой

Защита проекта.

2







2

Предметные

Обучающиеся научатся:

Находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира.

Обучающиеся получат возможность:

Приобрести опыт выполнения проектных работ по теме: «Современные стили в интерьере», «Интерьер жилых помещений и их комфортность»

Метапредметные

Регулятивные. Обучающиеся научатся:

Понятию о композиции в интерьере.

Сравнивать интерьеры различных эпох.

Обучающиеся получат возможность научиться

Концентрировать волю и формировать то, что усвоено и нужно усваивать

Определить качество и уровень усвоения.

Познавательные. Обучающиеся научатся:

Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель.

Понимать и использовать средства наглядности для иллюстрации

Обучающиеся получат возможность научиться:

Видеть данную проблему в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Устанавливать причину, следствие, связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

Коммуникативные: Обучающиеся научатся:

Организовывать учебное сотрудничество

Взаимодействовать и находить общие решения

Обучающиеся получат возможность научиться:

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов бригады в сотрудничестве при выборе общего решения и совместной деятельности.

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

Ответственное отношение к труду

Аккуратность и терпеливость при выполнении эскизов



9

Сельскохозяйственный труд

9.1

Технология выращивания растений рассадным способом в защищенном грунте.

6

Личностные: овладение знаниями и умениями предметно преобразующей деятельности; овладение правилами безопасного труда при обработке различных материалов и изготовлении продуктов труда;готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; овладение системой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в предметно-преобразующей деятельности; самостоятельность планирования и осуществление предметно-преобразующей деятельности; организация сотрудничества; построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные: освоение умений, специфических для технологического образования; видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; формирование технологического типа мышления; владение научной технической и технологической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами труда.



10

Создание изделий из конструкционных материалов

10.1

Технология обработки древесины с элементами машиноведения

2

Предметные Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества

Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации.

Метапредметные Самостоятельное определение цели своего обучения.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности

Личностные Формирование целостного мировоззрения

Формирование способности к саморазвитию и самообразованию



10.2

Способы обработки древесины

2



10.3

Проект "подставка для карандашей, ручек и бумаг".

2



Всего

68




VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Рабочие места учащихся укомплектованы столами и стульями. В гигиенических целях в кабинете имеется умывальник и 2 емкости для сбора мусора. Температурный режим в кабинете поддерживается в норме. Электрическая проводка к рабочим места проведена в стене стационарно. Включение и выключение всей электросети кабинета осуществляется одним рубильником, расположенным в шаговой доступности.

В учебно-методический комплект для образовательной области « Технология» входят учебники, приобретенные на класс, которые выдаются для работы на занятиях. В кабинете имеется компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в интернет. В кабинете имеется комплекс таблиц и плакатов по ТБ и разделам программы.

п/п

вид средства обучения

наименование средства обучения / учебного пособия

1

Книгопечатная продукция

УМК:

Технология, 5 класс: учебник для учащихся общеоб.учереждений[И.А.Сасова, М.Б.Павлова,М.И. Гуревич и др.];под ред.Сасовой.-4-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф,2012.

  • Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома», учебник для обучающихся 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012год

  • Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

  • Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.

Методические рекомендации по оборудованию мастерской

М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. «Формула правильного питания», методическое пособие для педагога. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 год

2

Печатные пособия

Таблицы:

- Правила по технике безопасности при работе на кухне

- Сервировка стола

- Первичная обработка овощей

- Техника безопасности при работе ручными инструментами

- Организация рабочего места и т/б при работе ручными инструментами

- Ручные стежки и строчки

3

Компьютерные и коммуникативные средства

Интернет-рессурсы:

  1. center.fio.ru/som

  2. eor-np

  3. eor.it.ru

  4. openclass.ru/user

  5. www/it-n.ru

  6. eidos.ru

  7. botic.ru

  8. cnso.ru/tehn

  9. files.school-collection.edu.ru

  10. trud.rkc-74.ru

  11. tehnologia.59442

  12. domovodstvo.fatal.ru

  13. tehnologiya.narod.ru

  14. new.teacher.fio.ru

4

Оборудование кабинета

Парты ученические

Стулья ученические

Стол учительский

Стол демонстрационный

Аудиторная доска


VIII. Результаты освоения учебных достижений обучающихся и система их оценки

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:

-в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

-в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

-в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

Изучение технологии призвано обеспечить:

-становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности- природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

-развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толлерантных отношений и экологически целессообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

-формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

-приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты по окончании курса технологии в 5 классе основной школы:

-овладеть безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;

-овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,

- овладеть навыками изготовления и художественного оформления швейных изделий,

- овладеть элементами навыков ведения домашнего хозяйства,

- познакомить с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

Универсальные учебные действия при изучении предмета «Технология»

УУД являются обязательным компонентом содержания учебного предмета В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Универсальные учебные действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

Личностные УУД:Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

-проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- действие смыслообразования (интерес, мотивация);

- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации - посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:

• внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе экспертизами);

• внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой -обучающимися, педагогами, администрацией).

Внешняя оценка может проводиться:

  1. На старте (в конце 4-ого или начале 5-го класса) в рамках регионального мониторинга качества образования силами региональных структур оценки качества образования.

Основная цель диагностики - определить готовность пятиклассников обучаться на следующей ступени школьного образования.

  1. В ходе аккредитации образовательного учреждения силами региональной службы по контролю и надзору в сфере образования с привлечением общественных институтов независимой оценки качества образования.

Цель оценочных процедур - определить возможности образовательного учреждения выполнить взятые на себя обязательства в рамках созданной основной образовательной программы основного общего образования и дать оценку достижений запланированных образовательных результатов всеми субъектами ООП.

  1. В рамках государственной итоговой аттестации (9 класс). Предметом государственной итоговой аттестации освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в рамках учебных дисциплин, необходимых для продолжения образования.

Внутренняя оценка предметных и метапредметных результатов образовательного учреждения включает в себя стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание.

Предметом стартового оценивания, которое проводится в начале каждого учебного года, является определение остаточных знаний и умений учащихся относительно прошедшего учебного года, позволяющего учителю организовать эффективно процесс повторения и определить эффекты от своего обучения за прошлый учебный год.

Предметом текущего (формирующего) оценивания является операциональный состав предметных способов действия и ключевых компетентностей. Такое оценивание производится как самим обучающимся, так и учителем и осуществляет две важные функции: диагностическую и коррекционную. Цель такого оценивания увидеть проблемы и трудности в освоении предметных способов действия и компетентностей и наметить план работы по ликвидации возникших проблем и трудностей.

Предметом промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного года является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей. Проводит такое оценивания внешняя относительно учителя школьная служба оценки качества образования.

Общая система внутреннего оценивания носит уровневый характер и состоит из следующих элементов:

1) оценка предметных и метапредметных результатов по итогам учебного года:

1 - базовый уровень - способность учащегося действовать только в рамках минимума содержания, рассчитанного на освоение каждым учащимся;

2 - продвинутый уровень - способность учащегося выходить за рамки минимума предметного содержания, применять полученные знания на практике, в том числе, в нестандартных ситуациях;

3 - рефлексивно-творческий уровень - способность учащегося обобщать, систематизировать, анализировать свои знания, творчески использовать их для решения задач, регулярное участие в различных проектах, в том числе, и итоговых; участие в конференциях и т.п.

Количественная характеристика планируемых результатов определяется по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.

Качественная характеристика планируемых результатов составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной презентации результатов обучения за год.

2) Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Особенности оценки личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) фиксируются и анализируются в соответствии с разработанными школой :

а) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

б) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;

в) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

  • результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в журнале, в том числе за промежуточные и итоговые работы на межпредметной основе;

  • оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

  • оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта.





34


© 2010-2022