Урок-праздник по технологии Ярмарка-свистунья

УРОК – ПРАЗДНИК по технологии  «ЯРМАРКА – СВИСТУНЬЯ»           Тема: Декоративные, подарочные матрешки. Роспись под хохлому, гжель, дымковские игрушки.                                                                                     Цель: предметные: закрепить и углубить представление учащихся о ярмарке, закличках, о многообразии теплых и холодных оттенков цвета. Овладение основами обработки природных материалов. Различать хохломскую роспись, гжель.   Планируемые результаты:    регулятивные:...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самарская область Большечерниговский район ГБОУ СОШ п. Краснооктябрьский Расулова Фирдаус Ибрагимовна.

2 класс

УРОК - ПРАЗДНИК по технологии «ЯРМАРКА - СВИСТУНЬЯ»

Тема: Декоративные, подарочные матрешки. Роспись под хохлому, гжель, дымковские игрушки.

Цель: предметные: закрепить и углубить представление учащихся о ярмарке, закличках, о многообразии теплых и холодных оттенков цвета. Овладение основами обработки природных материалов. Различать хохломскую роспись, гжель.

Планируемые результаты:

регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом и по алгоритму.

Познавательные: использовать приобретённые знания при оформлении изделий декоративно-прикладного искусства: дымковская игрушка.

Коммуникативные : адекватно использовать речевые средства ,представляя результат деятельности.

Личностные: Проявлять: интерес к предметам декоративно- прикладного искусства; творческое отношение к процессу создания изделий.

Инструктаж по технике безопасности - проводят скоморохи.

Оборудование: Торговые расписные навесы (имитация), расписная посуда, подносы, матрешки красочные, шали с бахромой, ленты атласные, русские народные костюмы, терем, срубовая изба, береза, скамейка, забор, красочный петух, горшок, расписные ворота. Вывески: «Бублики, баранки как на самобранке!», «Румяна, помада! Кому чего надо!» и др.

Лавки «Полховский Майдан», «Гжель», «Хохлома», Жостово», «Городец».

Организованное начало. Эмоциональный настрой учащихся.


  1. Под тихую музыку раздается звонкий пересвист, музыка набирает темп.

1 ученик.

Ярмарка! Ярмарка!

Огневая, яркая,

Плясовая жаркая

Глянешь налево -

Лавки с товаром.

Глянешь направо -

Веселье даром.

Учитель: Добрый день, гости званые и желанные! Вы, купцы российские, люди торговые! Собрались мы на ярмарку на веселую, да на старинную!

Петух кричит; пронзительно свистит песню «Во поле береза стояла» (с движениями, девочки в сарафанах).

Девочка подходит к гостям с хлебом, солью на подносе, с расшитым полотенцем. Кланяется.


  1. Сообщение учителем исторических сведений о ярмарке.

Учитель: Ребята, в старину на Руси проводили ярмарки. Самая многолюдная ярмарка России проходила близ Нижнего Новгорода. Многолюдная, пестрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, музыкой и песнями. Крутились карусели! Со всей округи съезжались на ярмарку люди. Все в красивых одеждах (показывает русские народные костюмы, наряды, головные уборы расшитые драгоценными камнями).

И чего только на ярмарке не было! Вот здесь продают пряники. Ах, какие пряники: расписные, сладкие, ароматные. Продают бублики и крендельки! Были леденцы самых разных форм: белочки, рыбки, петушки, медведи! Рядом пыхтят горячие самовары! А там разноцветные платки со сказочными узорами разных цветов: красные, желтые, синие. Яркие ткани, ленты, бусы. А еще на ярмарке всегда была посуда. На кувшинах и тарелках рисовали цветы: голубые, синие, фиолетовые (показывает лавку с посудой расписной). Крестьяне продавали коров, свиней, овец.

Коробейники и торговцы расхваливали свой товар с шутками, с прибаутками. Купцы зазывали, закликали, приглашали покупателей. «А вот пироги горячие. С пылу, с жару, гривенник за пару!», «Платки, петушки, расписные гребешки!» Ребята, а еще какие заклички вы знаете?

1 ученик 2 ученик 3 ученик 4 ученик

Везде шум, гам, говор. На ярмарке можно было увидеть балаган с кукольным театром, бродячих скоморохов. Люди улыбались, шутили, смеялись.

Шумит веселая ярмарка! Наш урок - праздник тоже начался!


  1. Создание ситуации успеха, ярмарочного мажорного настроения. Знакомство с ярмарочной лексикой, закличками.

2ученик.

Эй, девчонки, эй, мальчишки! А вот ряд мясной,

Посмотрите, что за книжки! Заходи, народ честной!

Есть рассказы, есть стихи. Есть и сало, есть и гусь,

Подойди, да и купи. Выбирай себе на вкус!

Тары - бары растабары, Иголки не ломки,

Есть хорошие товары, Нитки, тесемки,

Не товар, а сущий клад,- Румяна, помада,

Забирайте на расхват! Кому чего надо?!

Платки, петушки, Кому пирожки,

Расписные гребешки! Горячие пирожки?

Небольшой расход! С полу, с жару,

Подходи честной народ! Гривенник за пару!

Учитель: Вот это купцы, ай да молодцы! (расхваливает лавки, ряды).

2 ученик: Давай подходи и других приводи! Хоть сам я не пригож, да товар привез хорош!


  1. Показ учителем торговых путей России по карте.

Учитель: Пролегли от городов пути дороженьки по всему белу свету. Как по этим путям - дороженькам идет славушка великая! (показывает по карте старинные города Новгород, Киев, Тула, Москва, Рязань…)

Кланяется и говорит:

2 ученица: «Я девчонка молодая

Я гулянья люблю

Подходи честной народ

Всех на ярмарку зову».

3 ученик: Я веселый паренек

Хожу в кепке на бочок

Не стесняйтесь, подходите,

На товары посмотрите!

4 ученик: Выбегает с подносом плюшек, пирогов, сладостей.

«Малые ребятушки, ярмарке порадуйтесь, Пряником, бараночкой,

Крендельком побалуйтесь!

(поднос по залу передается).

5. Демонстрация поделок из глины.

5 ученик. Девочка выносит поднос с дымковскими игрушками, изготовленными учащимися.

«Я девчонка деловая,

Где найти такую?

Вам игрушку представляю,

Нашу - дымковскую.

Дети: Какую? Какую?

5 ученик. Дымковскую, которую мы слепили и раскрасили

сами (показывает гостям).

Учитель: А как расписывают посуду?

6. Рассказ о народных промыслах. Роспись изделий.

1 ученик. Рассказывает о хохломской росписи:

Стихотворение о Хохломе

Рассказ о гжельской росписи, мастерах.

2 ученик. Стихотворение о Гжели.

6 ученик. Ярмарка! Ярмарка! Веселись народ. Ну-ка бабушка Загадушка, выходи вперед!

Бабушка-Загадушка:

«Глядите не моргайте! Рты не разевайте! Ворон не считайте, подешевле покупайте!» (гостям показывает товары)

Учитель: Ну что за товары! И этот хорош! И другой хорош! Выбирай который хошь! Егорьевна, что интересного нам принесла.

Актуализация первичного опыта учащихся.

Загадушка: «Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу.

Учитель: Аукцион! (бьет молотком.)

Налетай и загадки покупай!

Ну-ка бабушка Загадушка загадывай!

Бабушка загадывает, учитель продает (рубь-раз, рубь-два, рубь-три) 100 рублей «продано!»

Учитель: Пошла Настя за водой, эй красавица, постой!

Ты ведерком не маши, лучше барыню спляши!

Выбегают девчонки-водоноски с расписными ведрами, ходят по кругу с коромыслом.

7. Роспись подарочных матрешек. Выберите 2 вида росписи: хохломская, гжель (по выбору).

Учитель: «Созываем детвору, предлагаем вам игру.

Вы фломастеры возьмите и матрешек оживите.

8. Самостоятельная работа по росписи поделок.

а) Дети садятся за столы и расписывают матрешек.

9. Выставка лучших поделок

б) Учитель выбирает лучшие образцы и организует выставку.

в) Дети получают призы за хорошую роспись.

10. Создание ситуации успеха, ярмарочного настроения:

2 ученик. «Эй, ребята! В бубны бейте! Вы ладони не жалейте! Поиграйте на гармошке, постучите нам на ложках, поиграйте от души, чтобы ноги в пляс пошли!»

11. Музыкальная пауза:

Выступление ложкарей: «Калинка» с расписными ложками.

12. Овладение навыками купли - продажи.

Выходят 3 коробейника: 1 ученик и 2 ученик (поют)

Балалайка звонкая Тары - бары растабары!

Тульский самовар! Есть хорошие товары,

Праздник на ярмарке - Не товар, а сущий клад,

Праздничный базар! Забирайте нарасхват!

Для старушек шали

Знатные мастера вышивали,

Для девочек платочки -

Посередине цветочки.

Подходите, покупайте

Веселее разбирайте!

Девочки «покупают» товар, накидывают платки на плечи, поют: «Отворю ворота ключиком - замочком, накрываюсь - накрываюсь шелковым платочком. Приглашаю танцевать молодца Ванюшу. А подружке предлагаю пригласить Петрушу».

13.2 ученик. «Эх, улица мала, да хоровод велик, хоровод велик песню петь велит».


  1. Музыкальная физкультпауза: песня - танец «А я по лугу» (с движениями).

Частушки: (мальчики напротив девочек, руки на груди.)

М: Девочки - беляночки, где вы набелилися?

Д: Мы вчера коров доили, молоком умылися.

М: Запрягу я кошку в дрожжи, а котенка в тарантас,

Повезу свою подружку всем соседям напоказ.

Д: У меня на сарафане косолапы петухи,

Я сама не косолапа, косолапы женихи.

М: Пели, пели петухи, а потом и курицы,

Д: Не пора ли вам ребята , уметаться с улицы.

М: Ой, подруги, не сердитесь, выходите-ка плясать

Мы заставим музыканта еще 2 часа играть.

15. Знакомство с ярмарочной лексикой, терминологией.

3 ученик. «Вот и Настя чайку вскипятила. Какая ярмарка без чая?

«Эй, кум - куманек, где живешь? Почему куманек в гости не идешь?»

4 ученик. «Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

Эй, чай, чай, чай, уж ты кумушка, встречай!»

Мальчики исполняют частушки «Лебеда»

- По залу ходят зазывалы, приглашая покупателей.

Учитель: «Мы за вечер уморились

Танцевали, веселились,

Что же вы, гости?

Не сидите, а к товару подходите,

Не скупитесь на деньжата ведь старалися ребята!»

Дети приглашают гостей к торговым рядам, где находятся поделки, игрушки.

16. Определение удалого купца ярмарки.

Учитель:

Вот и кончилась игра,

Всем домой спешить пора!

Пришло время расставанья

До следующего гулянья!

Завтра ждет всех день забот,

На прощанье - хоровод!

17. Физкультпауза музыкальная с движениями.

Хоровод «Со вьюном я хожу» (с цветами).

Плясовая - все участники.

Учитель:

Есть таланты на Руси

Говорю уверенно

Раз народ еще поет -

Значит не все потеряно -

Русь талантами богата

Русь талантами сильна

Если будут петь девчата -

Значит, будет жить она!»

18. Итог. Хоровод «Как у наших, у ворот».

Петух кричит 3 раза.

Ученики прощаются с гостями, дарят сувениры.

Домашнее задание по выбору:

  1. Слепить сувениры из пластилина, глины.

  2. Роспись посуды.

  3. Выучить ярмарочные заклички.


© 2010-2022