• Преподавателю
  • Технология
  • Статья авт. Новожилова А. А. , Бойченко Л. П. Применение метода проектов как способа формирования профессиональных компетенций в пищевом колледже №33 г. Москвы

Статья авт. Новожилова А. А. , Бойченко Л. П. Применение метода проектов как способа формирования профессиональных компетенций в пищевом колледже №33 г. Москвы

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение метода проектов как способа формирования профессиональных компетенций

в пищевом колледже №33 г. Москвы

Новожилова Т.А., Бойченко Л.П. ГБПОУ «Пищевой колледж №33» г. Москвы

Профессиональное развитие будущего работника пищевого блока понимается как изменение личности в процессе вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. В профессиональной подготовке студентов пищевого колледжа №33 г. Москвы различных направлений основным ценностным приоритетом дальнейшей деятельности является накопление знаний, развитие интеллектуальной активности и познавательной самостоятельности личности. Это является основой для формирования у студентов в процессе профессиональной подготовки таких значимых и ценных качеств личности, как познавательная самостоятельность, исследовательские навыки, развитие собственной внутренней культуры. Результаты наблюдений личностных и профессиональных качеств студентов нашего колледжа свидетельствуют о наличии проблем в области формирования профессиональных компетенций, гибкости поведения, развития познавательных интересов и креативности, способности работать в режиме профессионального саморазвития. Решение этих проблем становится актуальной задачей. Необходимо, чтобы на производство приходили молодые люди, умеющие самостоятельно работать с информацией, совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая знания профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю сознательную жизнь.

На основе результатов анализа научной литературы и обобщения педагогической практики нами определены основные направления работы, обусловливающие ценностное самоопределение личности, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса, деятельностного подхода в обучении, позволяющие применять современные технологии и методики обучения. Из множества технологий продуктивного образования можно выделить одну из наиболее перспективных и методически разработанных - метод учебного проекта. Учебное проектирование позволяет сориентировать учебный процесс для конкретного обучающегося, его познавательные потребности и возможности, учесть индивидуальные качества, стремление к самосовершенствованию и самопознанию. В работе над проектом обучающиеся не просто приобретают знания, но формируют и развивают навыки исследовательской работы, решения проблемы, умения работать с информацией. Происходит интеграция содержания образования и творческого потенциала обучающегося, а работа над проектом самомотивирована. Ценность метода проекта заключается в том, что по мере выполнения работы интерес к ней возрастает, увеличивая степень вовлеченности в процесс. Проектное обучение строится на принципах развития личности, когда через осмысление ситуации и формулирование проблемы обучающийся организует процесс её разрешения. Завершающим результатом выполнения проекта является составление его содержания в виде презентации. В педагогической деятельности на занятиях производственного обучения в нашем колледже применяется практико-ориентированные проекты. Так, например, при подготовке по теме «Индустрия питания» обучающиеся знакомятся с заданной темой, которая носит проблемный характер. Затем студенты сами планируют собственную деятельность по разрешению данной проблемы, осуществляют поиск дополнительной информации. Выбирают и апробируют те блюда и способы их оформления, которые на их взгляд соответствуют теме. Практически отработав версии приготовления блюд, презентуют и обосновывают свой выбор и прилагают к ним разработанные технологические карты. В теме проекта «Организация праздничного стола» проектирование можно осуществить по шести следующим пунктам:

1. Проблема - обучающие определяют меню для конкретного праздника.

2. Проектирование - планируют деятельность: ставят цели и задачи, способы и методы для решения проблемы.

3. Поиск - исследуют традиции и обычаи праздника, знакомятся с ассортиментом блюд и выбирают блюдо, опираясь на свой уже имеющийся опыт, или приобретают новые знания.

4. Продукт - апробируют праздничное меню и способы его оформления.

5. Презентация - в качестве представления результата работы проводят мастер-классы по приготовлению праздничного меню.

6. Портфолио - представляют отчет о проделанной работе, с технологическими картами блюд и информационной брошюрой.

В ходе работы по практико-ориентированным проектам приобретаются новые знания, систематизируются и интегрируются уже имеющиеся, приобретается опыт решения профессиональных задач. Данный вид технологии обеспечивает тесную связь с реальной жизненной и производственной практикой, формирует и развивает практические навыки профессиональной деятельности и специальные профессиональные умения. Творческие проекты представляют творчество как деятельность. Проблемы таких проектов основаны на изготовлении работ декоративно-прикладного характера. Творчество в профессии повар является основой при оформлении блюд и способах их подачи. Проекты «Оформление холодных блюд и закусок», «Элементы карвинга в оформлении блюд», «Арт-класс изделий из пищевых продуктов» используются с целью проявления творческих способностей обучающихся и повышения профессиональных компетенций. Метод проекта как технология довольно сложен, поэтому обычно к нему идём через использование проектирования как метода обучения, который позволяет развивать проектные умения в процессе традиционных занятий. Проектные умения развиваются в нашем колледже постепенно, по пути от простого к сложному. На первом курсе обучающиеся учатся работать с нормативно-справочной литературой, собирать и обрабатывать дополнительную информацию в Интернете о продуктах и блюдах, студенты находят историческую справку о происхождении блюд и продуктов. Затем они проводят исследовательскую работу на тему «Этапы развития русской кухни». На втором курсе обучающимся студентам предлагается участвовать в мастер-классе, самостоятельно планировать свою деятельность на практических занятиях, составлять презентации по технологии приготовления блюд, используя знания и технологии, полученные на занятиях информатики. На третьем курсе учебные проектные умения обучающиеся применяют при выполнении выпускной квалификационной работы. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности учебного проектирования в подготовке конкурентоспособного специалиста, формировании общих и профессиональных компетенций, что соответствует требованиям ФГОС.



© 2010-2022