Конспект и технологическая карта урока на тему Разметка заготовок из древесины (5 класс)

Материал представляет собой конспект и технологическую карту урока по технологии для 5 класса "Разметка заготовок из древесины" согласно ФГОС ООО.Планируемые образовательные результаты: 1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут- дать определение понятия «разметка»;- узнать назначение инструментов, используемых при выполнении разметки (рейсмус, линейка, столярный угольник, треугольник, карандаш, шаблон и т. д.);- узнать правила безопасного применения инструментов при разметке заготовки;- ...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Предмет - Технология.

Класс - 5

Тема - «Разметка заготовок из древесины».

Тип урока - Урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- дать определение понятия «разметка»;

- узнать назначение инструментов, используемых при выполнении разметки (рейсмус, линейка, столярный угольник, треугольник, карандаш, шаблон и т. д.);

- узнать правила безопасного применения инструментов при разметке заготовки;

- уметь выбирать вид инструмента для выполнения разметки и приёмы работы;

- определить критерии качества выполненной работы;

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

Регулятивные:

- развивать умения самостоятельно осуществлять учебно-познавательную и другую деятельность;

- освоить умения планировать учебную и практическую деятельность (намечать цель;

- выбирать целесообразные средства достижения цели;

- выбирать партнёров по деятельности).

Познавательные:

- владеть умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели).

Коммуникативные:

- развивать у учащегося способность к общению;

- овладеть умениями воспринимать информацию речевую и графическую, адекватно отвечать на вопросы;

- выделять главную мысль; делить информацию на смысловые части,

- овладеть умениями строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников общения; приводить доказательства.

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

- уважать предмет и человека труда;

- бережно относиться к инструментам, материалам, своему здоровью и окружающей среде;

- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности;

- желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Ресурсы урока:

Наглядные пособия: комплект образцов заготовок с выполненной разметкой, мультимедийная презентация.

Инструменты: разметочный инструмент (карандаш, линейка, угольник, циркуль, рейсмус, шаблон и др.)

Оборудование:

- столярный верстак;

- картинки с рисунками;

- компьютер, проектор, экран.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время, минут

Организационный

Приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем месте.

Проверяют наличие учебных материалов на рабочем столе

1

Мотивационный

Учитель показывает слайд с изображением предметов выполненных из древесины и спрашивает учащихся: «Что общего у всех этих предметов?

Учащиеся отвечают: «Они все изготовлены из древесины»

2

Актуализация

Учитель показывает слайд и спрашивает: «Прежде чем начинать делать изделие, что необходимо знать и подготовить?»

Обсуждая с учащимися вопрос, учитель щелчком кнопки мыши выводит на экран перечисленные элементы.

Учащиеся обсуждают вопрос и отвечают учителю: «Рабочее место», «Инструменты»,

«Материалы», «Технологическую карту», «Приёмы работы»

Учащиеся записывают ответы в рабочую тетрадь

2

Целеполагание и планирование

Сегодня мы будем говорить о наиболее ответственной технологической операции «Разметка». От того насколько правильно выполнена эта технологическая операция, зависит качество будущего изделия.

Учитель объявляет тему

урока - «Разметка заготовок из древесины», просит записать тему урока в рабочую тетрадь

Учитель говорит о целях, поставленных на урок, и показывает слайд презентации

Цели урока:

1) узнать, что такое разметка;

2) ознакомиться с инструментами, используемыми при разметке;

3) научиться приёмам разметки деталей из древесины;

4) развить пространственное воображение.

Учащиеся записывают тему урока в рабочую тетрадь

Учащиеся слушают информацию

1

Этап формирования новых знаний.



  1. О назначении разметочного инструмента

Учитель показывает слайд презентации и просит учащихся дать название указанному под определённым номером инструменту

После полученных правильных ответов, учитель кнопкой мыши открывает указанный инструмент и просит учащихся записать его в рабочих тетрадях.

Таким образом, учитель формирует у учащихся новые знания о видах разметочных инструментов

Учитель просит назвать назначение известных им разметочных инструментов. При этом кнопкой мыши нажимает на объект (картинку), открывает новый слайд; повторно нажав кнопкой мыши на слайд, открывает его назначение, просит записать ответы в рабочую тетрадь.

Учащиеся называют инструмент, указанный под определённым номером

Учащиеся записывают названия разметочных инструментов в рабочей тетради

Учащиеся отвечают о назначении разметочных инструментов и делают записи в рабочую тетрадь

3-4

  1. О приёмах работы разметочными инструментами

Учитель показывает слайд презентации и спрашивает у учащихся: «Ребята! Кто знает, как используется разметочный инструмент, какие особенности его применения?».

Данная схема - интерактивная (гиперссылка). При нажатии кнопки мыши на объект открывается новый слайд, где можно посмотреть приём разметки тем или иным разметочным инструментом

Учащиеся перечисляют приёмы работы различными разметочными инструментами

3-4

После обсуждения одного из приёмов разметки с использованием разметочного инструмента учитель кнопкой мыши открывает новый слайд, на котором показан приём разметки, комментирует его. Таким образом, учитель формирует у учащихся новые знания о приёмах работы различными разметочными инструментами.

Учащиеся обсуждают приёмы разметки различными разметочными инструментами, анализируют, сравнивают, приводят примеры.

Учитель кнопкой мыши открывает новый слайд и просит учащихся сформулировать определение названия технологической операции «Разметка».

Учащиеся записывают определение понятия «Разметка» в рабочие тетради.


  1. О требованиях к разметке

Учитель показывает слайд презентации и комментирует каждое положение, приводит примеры.

Таким образом, учитель формирует у учащихся новые знания о требованиях к разметке, которые необходимо помнить и выполнять.

Существуют определённые требования к разметке, которые необходимо помнить и выполнять:

1. От точности выполнения разметки зависит качество готового изделия, поэтому будьте внимательны при разметке.

2. Старайтесь вести разметку так, чтобы из одной заготовки получилось как можно больше деталей, при этом не забывайте о припуске.

3. Необходимо помнить об экономном расходовании конструкционных материалов.

4. Размечать заготовку необходимо простым и остро заточенным карандашом.

5. При разметке шаблон, рисунок, линейка, треугольник и т. д. должны быть плотно прижаты к заготовке.

Учащиеся слушают учителя, обсуждают положения требований к разметке

3-4

  1. О припусках при выполнении разметки

Учитель показывает слайд презентации и объясняет учащимся назначение и значение припуска при выполнении разметки, приводит примеры

Учащиеся слушают учителя, обсуждают, приводят примеры

3-4

После обсуждения назначения и значения припуска при разметке, учитель просит учащихся сформулировать определение «Припуск», а после открытия его на слайде презентации просит записать его в рабочую тетрадь.

Таким образом, учитель формирует у учащихся новые знания о назначении и значении припуска при выполнении разметки.

Учащиеся смотрят на картинки слайда компьютерной презентации, обсуждают, дают определение понятия «Припуск» и записывают его в рабочие тетради


  1. О видах брака при выполнении технологической операции «Разметка»

Учитель показывает слайд презентации и объясняет учащимся, по какой причине при выполнении разметки может быть брак.

Таким образом, учитель формирует у учащихся новые знания о наиболее распространённых видах брака, которые могут быть при выполнении разметки.

Виды брака при разметке и причины его происхождения

Несоответствие размеров размеченной заготовки данным чертежа. Причиной этого может быть:

• несоблюдение приёмов разметки;

• невнимательность работающего;

• неточность и неисправность разметочного инструмента.

Учащиеся слушают учителя, систематизируют знания, анализируют, обсуждают, приводят примеры

3-4

  1. О приемах безопасного труда при выполнении разметки.

Учитель показывает слайд презентации и объясняет учащимся приёмы безопасного труда, приводит примеры, просит прокомментировать их учащимся.

Таким образом, учитель формирует у учащихся новые знания о приёмах безопасного труда при выполнении разметки.

Приёмы безопасного труда.

1. Обращаться с чертёжными инструментами необходимо очень осторожно, чтобы не поранить глаза и руки.

2. Нельзя класть карандаш и разметочный циркуль в карман. Их необходимо держать только на крышке верстака.

Учащиеся слушают учителя, приводят примеры приёмов безопасного труда.

3-4

Включение нового знания в систему знаний.

Организация работы по составлению технологической карты «Изготовление разделочной доски». Предоставление алгоритма по выполнению технологической карты. Цель - составить технологическую карту выполнения разделочной доски.

Работают над составлением технологической карты.

18-20

Рефлексия и оценивание.

Организация проверки выполнения задания, усвоения материала;

- прохождение компьютерного тестирования по теоретической части.

- проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

-заполняют оценочные таблицы;
- выполняют тест по теоретическому материалу.

2-3

Домашнее задание.

1-2

Технологическая карта урока.

Предмет - Технология.

Класс - 5

Тема - «Разметка заготовок из древесины». Практическая работа.

Тип урока - Урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- освоить приёмы выполнения разметки с использованием различных инструментов;

- научиться безопасно выполнять приёмы труда при выполнении разметки;

- уметь выполнять разметку заготовки по чертежу, эскизу, техническому рисунку при использовании различных разметочных инструментов и приспособлений, использовать при разметке детали шаблона;

- уметь оценивать качество выполненной работы.

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

Регулятивные:

- овладеть умениями анализировать, определять целесообразность действий, операций, средств;

- оценивать качество процесса деятельности и отношения участников к ней.

Познавательные:

- освоить информационно-технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).

Коммуникативные:

- высказывать свою точку зрения;

- проявлять готовность к речевому творчеству (сочинять, импровизировать, анализировать творческие работы; проявлять оригинальность).

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

- осваивать новые виды деятельности;

- участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества;

- принять для себя общепринятые морально-этические нормы, способность к самооценке своих действий, поступков.

- уважать предмет и человека труда;

- бережно относиться к инструментам, материалам, своему здоровью и окружающей среде;

- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности;

- желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Ресурсы урока:

Наглядные пособия: комплект образцов заготовок с выполненной разметкой, мультимедийная презентация.

Инструменты: разметочный инструмент (карандаш, линейка, угольник, циркуль, рейсмус, шаблон и др.)

Оборудование:

- столярный верстак;

- технологическая карта;

- компьютер, проектор, экран.

Материалы:

- обрезная доска.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время, минут

Организационный

Приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем месте.

Проверяют наличие учебных материалов на рабочем столе

1

Мотивационный

Учитель открывает слайд презентации и говорит: «Ребята! Все новые знания о разметке, которые вы сегодня получили на уроке, можно применить на практике.

Учащиеся смотрят на слайд презентации, готовят рабочие места для выполнения практической работы.

3

Актуализация

Нам предстоит сделать разделочную доску, выполненную из древесины.

Готовятся к практической работе по разметке.

2

Целеполагание и планирование

Сейчас мы будем выполнять разметку этих изделий. Учитель говорит о целях, поставленных на урок, и показывает слайд презентации

Цели урока:

1) выполнить разметку заготовки;

2) применить на практике инструменты, используемые при разметке;

3) освоить приёмы разметки деталей из древесины.

Учащиеся слушают информацию.

1

Включение нового знания в систему знаний.

Организация работы по разметке заготовки, используя технологическую карту «Изготовление разделочной доски». Предоставление алгоритма по выполнению технологической карты. Цель - выполнить разметку заготовки, используя технологическую карту выполнения разделочной доски.

Работают над разметкой заготовки, используя технологическую карту выполнения разделочной доски.

27-32

Рефлексия и оценивание.

- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп).

- организация самооценивания или взаимооценивания

- проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

-заполняют оценочные таблицы

2-4

Домашнее задание.

1-2

Приложения.

Теоретический материал.

Прежде чем приступить к обработке заготовки, её следует разметить, т. е. нанести линии контуров будущего изделия. Контурные линии показывают границы обработки заготовки. Для экономии древесины заготовка должна быть размерами, чуть большими габаритных размеров детали. Избыточный (сверх чертёжного размера детали) слой заготовки, подлежащий удалению при последующей обработке режущим инструментом, называется припуском.

Разметку обычно выполняют карандашом с помощью линейки, рулетки, угольника или малки (подвижного угольника), ерунка, а также циркуля или рейсмуса. С помощью столярного угольника можно проводить линии, расположенные под прямым углом (90°), с помощью ерунка - под углом 45° (135°), а с помощью малки - под любым углом.

Рассмотрим последовательность разметки.

Перед разметкой наиболее ровную из двух плоскостей заготовки принимают как базовую (базовая пласть). Если это необходимо, её дополнительно выравнивают, строгая рубанком. От базовой пласти выполняют последующую разметку.

После того как базовая пласть обработана, на расстоянии примерно 5 мм от края заготовки карандашом по линейке проводят линию. Затем сострагивают рубанком древесину точно до этой линии. Так получают ровную базовую кромку, от которой выполняют дальнейшую разметку.

Затем от базовой пласти размечают необходимую толщину заготовки. Удобнее такую разметку проводить рейсмусом.

Для этого рейсмус настраивают на нужный размер с помощью линейки, ослабляя крепёжный клин и выдвигая рейку из колодки таким образом, чтобы расстояние от торца колодки до острия иглы было равно толщине детали.

Чтобы во время разметки настроенный на рейсмусе размер не изменился, крепёжный клин забивают лёгким ударом в отверстие.

После этого, закрепив заготовку в задний зажим столярного верстака, торец колодки рейсмуса прижимают к базовой пласти и иглой рейсмуса проводят (процарапывают) продольную линию на базовой кромке, торцах и второй кромке заготовки.

Затем строгают заготовку рубанком до нужной толщины и приступают к разметке контура детали.

По угольнику под прямым углом к базовой кромке карандашом проводят линию па расстоянии примерно 10 мм от торца заготовки. От полученной линии по линейке отмеряют длину детали и отмечают её карандашом.

Прикладывая угольник к базовой кромке и совмещая его с проведённой карандашом отметкой, проводят вторую линию, параллельную первой. На обеих линиях по линейке отмеряют и отмечают карандашом ширину детали. Полученные метки соединяют линией.

После этого отпиливают и сострагивают полученные припуски.

Если необходимо разметить деталь с криволинейными контурами или несколько одинаковых деталей, то применяют шаблон - образец, повторяющий форму детали.

Технологическая карта разметки изделия «Разделочная доска».



№ п\п

Технологическая операция

Графическое изображение

1

Разметка базовой кромки.

Конспект и технологическая карта урока на тему Разметка заготовок из древесины (5 класс).

2

Настройка рейсмуса на нужный размер с помощью линейки.

Конспект и технологическая карта урока на тему Разметка заготовок из древесины (5 класс).

3

Проведение линии относительно базовой пласти.

Конспект и технологическая карта урока на тему Разметка заготовок из древесины (5 класс).

4

Торцовка заготовки.

Конспект и технологическая карта урока на тему Разметка заготовок из древесины (5 класс).

5


Разметка длины заготовки.

Конспект и технологическая карта урока на тему Разметка заготовок из древесины (5 класс).

Конспект и технологическая карта урока на тему Разметка заготовок из древесины (5 класс).

6

Разметка ширины заготовки.

Конспект и технологическая карта урока на тему Разметка заготовок из древесины (5 класс).

7

Прорисовка всех линий разметки относительно базовой пласти и базовой кромки.

Конспект и технологическая карта урока на тему Разметка заготовок из древесины (5 класс).

8

Разметка боковых вырезов.

Конспект и технологическая карта урока на тему Разметка заготовок из древесины (5 класс).

Конспект и технологическая карта урока на тему Разметка заготовок из древесины (5 класс).





Проверка теоретических знаний.

Мини-тест «Разметка заготовок из древесины»

1. Что называется разметкой?

а) нанесение на заготовку линий и точек, указывающих места обработки

б) нанесение дополнительных, вспомогательных линий при изготовлении изделия

в) нанесение на заготовку точек для проведения линий

г) нанесение размерных линий на чертёж

2. Какой инструмент используется для разметки и измерения любых углов?

а) угольник

б) малка

в) циркуль

г) рейсмус

3. Для чего применяется рейсмус?

а) для проведения линий и рисок, параллельных кромкам заготовки

б) для измерения углов по образцу и перенесения их на заготовку

в) для вычерчивания дуг окружности и перенесения размеров

г) для измерения заготовки

4. Какая кромка называется базовой?

а) имеющая самую большую ширину

б) имеющая самую маленькую ширину

в) служащая основой для дальнейшей разметки

г) на которой установлена заготовка

5. Какой инструмент применяется для нанесения линий разметки?

а) фломастер

б) карандаш

в) маркер

г) шариковая ручка

Рефлексия, оценивание.

Лист оценки (самооценки, оценки в звеньях).

Шкала:
30-35 «Отлично»
25-29 «Хорошо»
10-24 «Удовлетворительно»

№ п\п

Критерии оценки

Выполнение

1

Оценка практической работы

1.1

Наличие рабочей формы (халат, головной убор)

1.2

Соблюдение правил техники безопасности.

1.3

Организация рабочего места. Культура труда (использование инструмента по назначению).

2

Оценка технологии изготовления изделия.

2.1

Разметка заготовки в соответствии с чертежом.

2.2

Правильная последовательность работы.

2.3

Качество и точность разметки изделия.

3.

Дисциплина.

3.1

Соблюдение дисциплины на уроке.


© 2010-2022